Главные вкладки
Картотека дидактических игр для нетрадиционного пособия «ЛОГОКУБ»
картотека по развитию речи
Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4 – 7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_logokuba.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Элитовский детский сад
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
для нетрадиционного пособия
«ЛОГОКУБ»
Воспитатель
Бурина Светлана Валерьевна
Нетрадиционное логопедическое пособие «Логокуб»
Пособие может быть использовано для занятий с детьми 4 – 7 лет.
Основные достоинства пособия:
• кубы удобны в использовании;
• участвовать в игре и в выполнении заданий может один ребёнок или несколько детей одновременно;
• кубы можно переставлять, переносить;
• они объёмны, но удобны для хранения;
• плоскостные изображения предметов (картинки) могут храниться прямо внутри куба;
• кубы дают логопеду и воспитателю возможность использовать в работе самые разные дидактические игры, направленные на формирование детского словаря, грамматического строя речи, фонематического анализа, фонематических представлений, на развитие познавательных процессов, ориентировке в пространстве, а также на автоматизацию звуков.
Дидактические игры по развитию звуковой культуры речи и фонематического слуха
Игра «ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Описание игры. На картинках, которые вставляются в кармашки, изображены сигнальные рисунки к артикуляционным упражнениям: маляр, лошадка, грибок, чашечка, лошадка и т. д. К каждому упражнению подобраны небольшие стишки. Воспитатель читает стихотворение, ребенок находит данное упражнение и выполняет его.
Игра «НАЙДИ КАРТИНКУ»
Цель: дифференциация звуков в словах.
Описание игры. Воспитатель раскладывает картинки, в названии которых есть звуки, близкие артикуляционно и акустически (на каждый звук подбирают одинаковое количество картинок) рисунком вверх. Затем дает задание ребенку или подгруппе детей найти картинки только с одним звуком и прикрепить по одной картинке на каждую грань речевого куба. Когда все кармашки логокуба будут заполнены, дети проверяют картинки, чтобы конфликтного звука не оказалось. Данную игру можно проводить на дифференциацию твердых-мягких, звонких-глухих звуков.
Игра «ЗВУКОВАЯ ДОРОЖКА»
Цель: автоматизация изолированного звука.
Описание игры. На гранях изображены картинки со звуковыми дорожками для определенного звука: самолет с оставшимся следом, насос со шлангом, чайник с паром, змейка на дорожке и др. Ребенок находит изображение к заданному звуку и произносит звук на одном выдохе, проводя пальчиком по звуковой дорожке.
Игра «ОПРЕДЕЛИ ПЕРВЫЙ ЗВУК В СЛОВЕ»
Цель: упражнение детей в выделении первого звука в слове.
Описание игры. Воспитатель раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, название которого начинается со звука /А/ и т.п. Тот, кто правильно назовет предмет, прикрепляет картинку на грань куба с соответствующей буквой.
Игра «НАЙДИ КАРТИНКУ»
Цель: дифференциация звуков /л/-/р/ в словах.
Описание игры. Воспитатель раскладывает картинки, в названии которых есть звуки /л/ или /р/ (на каждый звук подбирают одинаковое количество картинок) рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки со звуком /р/ в названиях, а другая со звуком /л/. По сигналу воспитателя из каждой группы подходят к столу подходят по одному ребенку. Один из них берет картинку со звуком /р/, другой – со звуком /л/ и прикрепляют их к граням куба с соответствующими буквами. В конце игры, обе команды проверяют картинки друг друга. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих-шипящих, звонких-глухих.
Игры с ЧИСТОГОВОРКАМИ
Цель: автоматизация звука в слогах и словах, развитие фонематического слуха, грамматического строя, словаря.
Описание игры. На гранях куба размещаются картинки с чистоговорками.
Вариант 1. Ребенок, поворачивая куб, проговаривает чистоговорки. Можно проговорить чистоговорки с различной интонацией, тембром, тихо – громко, медленно – быстро.
Вариант 2. Закончи чистоговорку. Воспитатель проговаривает начало чистоговорки, а ребенок ищет картинку с подходящим окончанием и заканчивает предложение.
Дидактические игры по формированию
лексико-грамматического строя речи.
Игра «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ».
Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий.
Описание игры. Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикреплёнными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображённые на одной грани куба, одним обобщающим словом.
Игра «РАЗДЕЛИ СЛОВО»
Цель: формирование умения делить слова на слоги.
Описание игры. Воспитатель прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: на первую – карточку с одной полоской, на вторую – с двумя, на третью – с тремя и на четвертую с четырьмя полосками. Воспитатель объясняет детям, что на грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами, названия которых не делится на части (односложные слова); к другой грани – картинку с предметами, названия которых можно разделить на две части и т.д.
Игра «ПОДБЕРИ ПО ЦВЕТУ»
Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей качественных прилагательных.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений, того же цвета, что и грань.
Игра «ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ»
Цель: закрепление представлений детей о геометрических фигурах.
Описание игры. Воспитатель предлагает детям прикрепить на одну грань круглые предметы, а на другую – квадратные.
Игра «ИГРЫ – ЗАГАДКИ»
Цель: расширение словаря прилагательными.
Описание игры. Воспитатель загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки.
Например: бурый, косматый, неуклюжий; хитрая, пушистая, рыжая и т. п. Ребёнок должен отыскать на столе картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верный, ребёнок прикрепляет картинку к кубу.
Условия игры могут измениться: воспитатель выбирает картинку, а ребёнок даёт характеристику изображённому на ней животному или предмету. Если характеристика верна, картинка прикрепляется к грани куба.
Игра «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа; развитие внимания.
Описание игры. Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикреплёнными к его граням предметными картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос воспитателя «Чего (кого) не стало?» Ответы должны быть полными «Не стало шапки» и т. п.
Дидактические игры по формированию
связной речи
Игра «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Цель: развитие связной речи, логического мышления.
Описание игры. Воспитатель прикрепляет к логокубу предметные картинки с изображениями предметов, не связанных друг с другом по смыслу (машина, альбом, собака). Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Можно менять падежи, и использовать другие слова.
Например: «Собака несла к машине альбом. Саша сидела в машине и рисовала собаку»
Игра «ГДЕ ЧТО НАХОДИТСЯ»
Цель: развитие у детей пространственных представлений; активизирование использования в речи предлогов для обозначения пространственного положения предметов.
Описание игры. Воспитатель раздаёт детям листы картона и наборы вырезанных по контуру предметов. Одному ребёнку предлагается выполнить задание на логокубе. Он выполняет задание на логокубе таким образом, чтобы остальным детям не была видна его рабочая поверхность. Воспитатель даёт следующие задания: «В правом верхнем углу находится яблоко, слева от яблока – шарик. Под шариком – кукла и т. п.»
После того, как дети закончат свою работу, воспитатель поворачивает к детям рабочую грань куба, и дети сравнивают свои картинки с логокубом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию...
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы...
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию. Средняя группа
laquo;Нарисуй теплую картинку» Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании...
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию в средней группе
Картотека дидактических игр по нетрадиционному рисованию в средней группе ДОУ...