Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы.Сентябрь 2022г.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Новотаева Гульнара Файрузовна

 Цель: Укрепить здоровье детей, проводя массаж нервных окончаний, находящихся на кончиках пальцев; развивать мелкую моторику рук для стимулирования развитие речи, пространственного, нагляднодейственного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/07/31/s_5b60a90881c9a/932932_1.jpeg

                                                              КАРТОТЕКА

                                ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

                                                                                          Воспитатель: Новотаева Г.Ф

                                                                                                         Сентябрь 2022г.

«Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев» 

(В.А. Сухомлинский)

Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие. Работа пальчиков малыша напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.

Тема: Части тела

«Это я»Это глазки. - Вот, вот.

Это ушки. - Вот, вот.

Это нос, это рот.

Там спинка. Тут живот.

Это ручки. Хлоп-хлоп.

Это ножки. Топ- топ.

Ох! устали вытрем лоб!

Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.

                                            «Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно,                                        
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.         
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою,                                              
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу.                                  
Складывают пальцы в замок.
                               «Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, 
Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, 
Указательный и средний "идут" по другой руке.
Эти - любят поболтать, 
Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, 
Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. 
Крутим большим пальцем вокруг мизинца.

                                                 « Варежка»

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»

                                    «

                Тема: Наш детский сад, наша группа.

Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке
Этот пальчик – прыг в кровать! начиная с мизинца. Затем большим пальцем 
Этот пальчик прикорнул. Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать, 
В детский сад идти пора.                         широко расставив пальцы.)
                                   

                                            «Наша группа»
В нашей группе все друзья.                     Ритмично стучат кулачками по столу
Самый младший — это я.                        Разжимают пальчики поочередно, 
Это Маша,                                                 начиная с мизинца 
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
                                             «Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.) 
Мы закончили считать.


                                           «Как живёшь?» 
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)


                                         

                                     

                               

                           Тема: Осень                      

                                       

                                            «Листопад»

Листопад, листопад!                        Руки поднять вверх.

Листья по ветру летят:                     Покачивая кистями из стороны в сторону,

                                                           медленно опускать руки (листья опадают).

С клёна – кленовый,                         Пальцы выпрямить и максимально развести в стороны.

С дуба – дубовый,                             Пальцы выпрямить и плотно прижать   друг к другу.

С осины – осиновый,                        Указательный и большой соединить в виде колечка.

С рябины- рябиновый.                      Пальцы выпрямить и слегка развести в стороны.

Полны листьев лес и сад                  Хлопки в ладоши.

То-то радость для ребят!             

                                          «Осенью»

Ветры яблони качают.

Руки стоят на столе, опираясь на локти (стволы), пальцы разведены в стороны (кроны яблонь). Покачивать руками.

Листья с веток облетают.

Кисти рук расслабленны, расположены параллельно столу. Плавными движениями из стороны в сторону медленно опускать кисти рук на поверхность стола (листья опадают).

Листья падают в саду,

Их граблями я гребу.

Пальцы обеих рук подушечками опираются о поверхность стола (грабли). Приподнимая руки, поскрести пальцами по поверхности стола, изображая работу граблями 

                                               «Осень»
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Приходи! – по очереди сжимаем кулачки
Осень, осень, - трем ладошки друг о друга
Погляди! – положить ладошки на щеки
Листья желтые кружатся, - движение ладонями сверху вниз
Тихо на землю ложатся. – поглаживаем коленки
Солнце нас уже не греет, - по очереди сжимаем кулачки
Ветер дует все сильнее, - разводим одновременно ручки в разные стороны
К югу полетели птицы, - скрестить ручки и пошевелить пальчиками
Дождик к нам в окно стучится. – стучим пальчиками по ладошкам
Шапки, куртки надеваем – делаем вид
И ботинки обуваем – постучать ногами
Знаем месяцы: - похлопать ладошками по коленкам
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. - кулак, ребро, ладонь

Тема: Зима

                                                    «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,             Четыре хлопка руками.

В красных майках снегири.

Распушили пёрышки.                   Изображают «крылышки»

Греются на солнышке.

Головой вертят,                             Повороты головой.

Улетать хотят.

Кыш! Кыш! Улетели!                    Вращательные движения кистями рук.

За метелью, за метелью!

                                         

                                   

                                           «                                                  «Зима»
Пришла зима,                                                   трем ладошки друг о друга
Принесла мороз.                     пальцами массажируем плечи, предплечья
Пришла зима,                                                   трем ладошки друг о друга
Замерзает нос.                        ладошкой массажируем кончик носа 
Снег,                                        плавные движения ладонями
Сугробы,                                 кулаки стучат по коленям попеременно
Гололед.                                  ладони шоркают по коленям разнонаправлено
Все на улицу — вперед!        обе руки протянуть вперед


                                                «Мороз»
Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос. (Хватают себя за нос)
Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком)
И на лыжах («Едут на лыжах»)
И на саночках катаются («Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)
                                                 «Зима 2»
Наши ручки замерзают. Кулачки крепко прижать друг к другу
Поиграем – ка немножко Разжать кулачки, хлопать в ладони.
Да похлопаем в ладошки. Хлопать в ладоши
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, Прижать ладони друг к другу, тереть 
Сильно надо растереть. ладонь о ладонь.
Пальчики мы согреваем, Греем руки круговыми движениями,
Их сжимаем – разжимаем! сжимаем и разжимаем кулачки.

                                                 

                                               Тема: Весна

«Жаворонок»

Дети показывают движениями кистей рук как летит птичка.

Птичка, птичка, прилетай!

Весну-красну зазывай!

Птичка крылышками машет,

Веселит детишек наших!

                                        «Грачи»
Мы лепили куличи.                                                             «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи.                                                    «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог,           Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять,                           Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
                                                    «Весна»
Вот уж две недели                   Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает                Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает.              Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
                                             

                                         «Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула -  Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, - Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник -Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

К нам с тобой.

Колокольчики-цветы                                     Повороты кистями вправо-влево,

Очень вежливы, а ты?  

                                                                          Ладони сверху опустить на стол.

.                                             «Ягоды»

Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?  
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)

                                                 

             

Тема: Семья

 «Радуются взрослые и дети»

Выполнение по образцу за педагогом движений: на каждую строку дети загибают пальчик, 6 строка – сжимать и разжимать кулачок.

Кто ещё радуется солнышку?

Радуется дедушка,

Радуется бабушка,

Радуется мамочка,

Радуется папочка,

Очень радуюсь я.

Рада солнцу вся семья!

 «Семья»

С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

                                                  «Моя семья»
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет. 

                                                      «Дом»
Я хочу построить дом,                                         Руки над головой «домиком».
Чтоб окошко было в нём,                                     Руки перед глазами.

                                                            Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко».
Чтоб у дома дверь была,                  Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боком  Рядом чтоб сосна росла.                  Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял           Руки перед собой кольцом, пальцы соединены.
Пёс ворота охранял.                  Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,                             Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.

Дождик шёл,                                  «Стряхивающие» движения.
И тюльпан в саду расцвёл.           Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят ввер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы в соответствии с лексическими темами

Пальчиковая гимнастика для детей средней группы на основе календарно-тематического планирования....

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы

Картотека пальчиковой гимнастики  для средней группы....

Картотека пальчиковой гимнастики в средней группе

Картотека пальчиковой гимнастики в средней группе...

Картотека пальчиковой гимнастики для средней , старшей и подготовительной группы

Картотека пальчиковой гимнастики для средней , старшей и подготовительной группы Картотека пальчиковой гимнастикидля средней группы«Дружба»Дружат в нашей группеДевочки и мальчики.Мы с...

Картотека пальчиковой гимнастики для средней группы

№ 1 У Антошки есть игрушки.    У Антошки есть игрушки:      Вот веселая лягушка. (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого).Вот железная машина. Это мяч. Он из ...

Картотека Артикуляционная гимнастика для средней группы Сентябрь 2022г.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение...