Проект "ОБУЧАЛОЧКА"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Педагогический проект "Обучалочка". Подготовка к обучению грамоте - один из самых сложных видов занятий в дошкольном возрасте.
Педагогический проект "Обучалочка. Дидактическая игра как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте" разработан совместно с учителем - логопедом в подготовительной к школе группе для повышения мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 37.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 комбинированного вида» города Пикалево
Педагогический проект
«Обучалочка»
по теме «Дидактическая игра как средство подготовки дошкольников к обучению грамоте»
Разработано: учитель-логопед Токарева О.Г.
воспитатель Рыжова И.В.
2015 – 2016 учебный год
«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –
вот задача первоначального обучения»
К.Д. Ушинский
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группы №1,учитель-логопед, воспитатель и родители воспитанников.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: учебный год
АКТУАЛЬНОСТЬ. В последние годы современной жизни среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста отмечен рост дисграфических ошибок в процессе обучения грамоте. В первых классах у детей возникают трудности в овладении русским языком. И будущему школьнику необходим багаж знаний, умений, навыков для дальнейшего обучения в школе.
Современная школа требует от детей, поступающих в 1-й класс, определённой суммы знаний и умений, а также способности к действию в умственном плане, к анализу и обобщению. Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью разработки и реализации педагогического проекта в подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте с помощью творческого, игрового приёма подачи учебного материала.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС
Как повысить эффективность усвоения программного материала?
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Повышение мотивации воспитанников к изучению звукобуквенного состава слова путём использования наглядного дидактического материала.
ГИПОТЕЗА:
Если занятия по подготовке к обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.
ЗАДАЧИ:
- Разработать и создать игротеку по подготовке к обучению грамоте
- Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
- Формирование представлений о соотношении между звуками и буквами
- Формирование у детей первоначальных навыков письма и чтения
ПРИНЦИПЫ:
- Принцип деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний)
- Принцип креативности (педагог поощряет активность детей)
- Принцип непрерывности (процесс продолжается на вечерних занятиях с воспитателем)
- Принцип последовательности, доступности, систематичности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ
В результате использования дидактического материала повысится активность детей на занятии и желание научиться читать
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: дети запомнят написание печатных букв, научатся соотносить букву с соответствующим звуком, смогут самостоятельно из звуков и букв собирать слова и прочитывать их, определять на слух заданный звук, развить фонематический слух.
МЕХАНИЗМ ВЫПОЛНЕНИЯ
Реализация данного проекта возможна в подготовительной к школе группе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи и занимающимися на логопункте, а также может использоваться в работе с детьми с чистой речью.
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Комплексные и блочные занятия по обучению грамоте
- Проведение индивидуальных занятий с детьми, не усвоившими материал или отсутствующими на занятии.
- Выполнение заданий в вечернее время
- Разработка и создание дидактических игр при участии детей и их родителей
- Проведение консультаций для родителей
- Проведение мастер-классов и практикумов при участии родителей
- Посещение родителями занятий по обучению грамоте
Реализация проекта
- Подготовительный этап
Мероприятия | Сроки проведения |
| сентябрь |
- Основной этап
Мероприятия | Сроки проведения |
| сентябрь |
| Сентябрь – январь: 1 раз в неделю (вторник) Февраль – май: 2 раза в неделю (вторник, четверг) |
| Сентябрь – май: 1 раз в неделю |
| В течение учебного года |
| 1 раз в неделю (среда) в течение учебного года |
| октябрь |
| октябрь |
| на протяжении реализации проекта |
| октябрь |
| октябрь |
| ноябрь |
| ноябрь |
| ноябрь |
| декабрь |
| декабрь |
| декабрь |
| декабрь |
| январь |
| январь |
| январь - февраль |
| Февраль-март |
| март |
| март |
| март - апрель |
| апрель |
| апрель |
- Заключительный этап
Планируемые мероприятия | Сроки проведения |
| май |
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
Обведение по контуру ,штриховка ,написание букв по точкам, в воздухе ,на ладошке ,на манке ,выкладывание букв из спичек ,палочек ,круп, шнурков, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение неправильно написанных и т. д.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
В результате обучения практически все дети знают печатные буквы, соотносят образ буквы со звуками, различают гласные и согласные, а также классифицируют согласные звуки по твердости – мягкости и звонкости – глухости. Все дети определяют наличие и место звука в слове, большинство из них безошибочно составляют звуковую схему слова, могут сделать его слоговой анализ и выполняют задания на синтез слова. Практически все дети овладели слоговым чтением и правильным пониманием прочитанного, умением отвечать на вопросы по содержанию текста. Они могут выкладывать из букв разрезной азбуки слова и предложения, печатать в тетради в клетку слова под диктовку и списывать с книги и доски. Это подтверждается анализом результатов мониторинга на начало и конец обучения.
ВЫВОД
При использовании специально созданных и подобранных дидактических игр и пособий у детей повысился интерес к сложному процессу обучения чтению и письму, а, следовательно, запоминание стало осознанным и уровень развития фонематических процессов более высоким.
В результате реализации проекта дети получили более высокий уровень готовности к обучению грамоте в школе.
Приложение
Краткое описание и анализ мероприятий проекта
Мини – занятие учителя – логопеда «Путешествие в страну Звуков»
Цель: развитие фонематического восприятия
Задачи:
- Познакомить детей с понятием «звук»
- Развивать фонематический слух и слуховое внимание
- Учить различать неречевые звуки
- Развивать фонематическое восприятие: учить различать речевые звуки по интонации, тембру, высоте
- Познакомить с понятием «слово», упражняться в различении длинных и коротких слов.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация, компьютерная игра «Угадай-ка», ножницы, бумага, колокольчик, греча и горох в закрытых контейнерах, раздаточные полоски красного (короткие) и зеленого (длинные) цветов.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Это занятие было показано на родительском собрании. Оно является вводным в серии занятий по подготовке к обучению грамоте в рамках проекта. Вся обучающая система разработана с парциальным использованием программы Т.Р. Кисловой «По дороге к Азбуке».
На данном занятии дети познакомились с героями – игрушками, с которыми они будут путешествовать в страну Азбуку на протяжении всего обучения. Воспитанники и их родители познакомились с главным правилом: звуки мы слышим и произносим, а буквы – видим и пишем.
Дети с удовольствием «ездили на паровозике», учились слышать и различать речевые и неречевые звуки и «измеряли» длинные и короткие слова.
Анкетирование родителей
«Ваше отношение к речевому развитию детей в ДОУ»
Анкетирование родителей воспитанников показало, что они все считают необходимым начинать подготовку детей к обучению грамоте еще в детском саду, так как это необходимо для успешного обучения в школе. Большинство из них занимаются с детьми дома, но хотели бы получать консультации от педагогов детского сада. Все родители хотят, чтобы с их ребенком проводились квалифицированные занятия в дошкольном учреждении.
Анкета для родителей подготовительной группы
«Ваше отношение к речевому развитию в детском саду»
- Считаете ли Вы необходимым начинать подготовку детей к обучению грамоте еще на этапе посещения детского сада? _______________________________________________________________
- Для чего, по Вашему мнению, в детском саду ведется данная работа?
_________________________________________________________________________Интересуется ли Ваш ребенок буквами? (Умеет ли читать) ___________________________________
- Делится ли Ваш ребенок своими успехами и достижениями, а так же затруднениями, возникающими на занятиях по обучению грамоте и развитию речи? __________________________
- Какое оборудование и дидактический материал имеется у вас дома?__________________________
_______________________________________________________________________
- Кто из членов семьи чаще всего занимается с ребенком?____________________________________
- Занимается ли Ваш ребенок один, без взрослых? ___________________________________________
- Чем заняты дети дома после прихода из детского сада и в выходные дни?______________________
_______________________________________________________________________
- Устраивает ли Вас работа учреждения по подготовке детей к обучению грамоте и развитию речи? _______________________________________________________________________
- Какие трудности в речевом развитии вы испытываете? ______________________________________
_______________________________________________________________________
- Какая помощь и информация по данной проблеме Вас интересует? ___________________________
_______________________________________________________________________
Игра – практикум для детей при участии родителей
«Учим буквы – это просто!»
Цель мероприятия: повысить эффективность процесса запоминания букв у детей.
Задачи:
- Практически показать детям и родителям разнообразные приемы запоминания букв
- Обучить детей и родителей создавать буквы из подручных материалов с целью более эффективного их запоминания.
- Показать разнообразные виды занятий с ребенком в домашних условиях
- Познакомить родителей с основными правилами обучения чтению.
- Привлечь родителей к совместным занятиям с детьми по подготовке к обучению грамоте.
Оборудование: презентация, ноутбук, проектор, экран, раздаточные карточки с заданиями на узнавание графического образа букв для детей (узнай и дорисуй, найди и назови, найди и сосчитай, какие буквы спрятались и т.д.), манка, кофе, фасоль, греча, ракушки, камушки, салфетки, пластилин, фломастеры, карандаши, бумага.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие
Мероприятие прошло в очень благоприятной обстановке, чувствовалась заинтересованность и положительный эмоциональный отклик родителей. Дети с увлечением создавали изученные буквы из подручных материалов. Не менее увлечены были и их родители.
Особый интерес вызвали у родителей задания на знание графического образа буквы и правила обучению чтению.
Открытый показ учителем-логопедом занятия
Учитель-логопед показала одно из занятий серии «По дороге к Азбуке» в группе. Цель мероприятия: познакомить воспитателя с разнообразием игр и заданий для дальнейшего использования в работе, а также с методами и приемами подачи материала. Оно было направлено на повышение эффективности усвоения материала детьми и выработке единых требований к выполнению заданий воспитанниками.
Открытое занятие для родителей по подготовке к обучению грамоте
«Звук и буква Й»
Цель: развивать фонематические представления детей на примере звука Й
Приоритетная образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
При планировании этого занятия преследовалась цель – познакомить родителей воспитанников с принципами работы по подготовке к обучению грамоте детей в детском саду. Эта цель была озвучена родителям перед занятием и предложено впоследствии обсудить его и задать интересующие вопросы. Также родителям предлагалось написать краткий отзыв о занятии.
Дети с удовольствием путешествовали с Ежиком, Лисенком и Мудрой совой, выполняя знакомые и новые задания, познакомились с новой буквой.
Они были рады показать родителям, чему уже научились и как они занимаются в детском саду.
Занятие нашло положительный эмоциональный отклик у детей и их родителей.
Конкурс детского творчества «Моя любимая буква»
Цель мероприятия: повышение мотивации к занятиям по подготовке к обучению грамоте
Задачи:
- Закрепление графического образа букв
- Развитие творческих способностей детей
- Привлечение родителей к сотрудничеству и совместной деятельности с детьми
- Развитие художественно - эстетического вкуса, мелкой моторики рук
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
О начале конкурса в группе родители узнали из красочного объявления. Далее педагогами были проведены консультации с обзором разнообразия изготовления букв из различных материалов.
Многие дети и их родители приняли участие в этом конкурсе. Работы получились интересными и трудоемкими. Победители были награждены дипломами и призами.
Итоговая игра-занятие для детей при участии родителей
КВН «К школе готовы!»
Цель: обобщить знания детей, полученные в течение года, привлекая к сотрудничеству родителей.
Задачи: Обучающие:
- Закреплять фонематические процессы у детей, графические образы букв, упражнять в составлении букв из элементов.
- Совершенствовать умение выполнять звуковой анализ и синтез слова, составлять слово из первых звуков названий картинок, подбирать к слову звуковую схему, составлять слова из данных букв.
- Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее.
Развивающие:
- Развивать связную речь детей, слуховое внимание, память, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Продолжать учить координировать речь с движениями.
Воспитательные: Воспитывать усидчивость, целеустремленность, внимание друг к другу, умение работать в команде и доводить дело до конца.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Игра была запланирована с целью определения уровня знаний, полученных детьми на занятиях в рамках проекта. КВН проходил в форме интеллектуальных соревнований 3 команд. Дети в игровой форме состязались в выполнении сложных заданий, в основу которых были положены игровые приемы, проработанные на занятиях. В зале царила веселая, азартная атмосфера и командный дух. Дети изо всех сил старались правильно и быстро пройти испытания и не подвести команду. Одни родители, в составе членов жюри, беспристрастно оценивали выполнение заданий, в то время как другие – болельщики – активно болели за своих детей. Ребята справились со всеми заданиями и показали высокий уровень подготовки. Родители были очень довольны успехами детей.
Все участники были награждены медалями и призами.
- Мне нравится (2)