Картотека пальчиковых игр "Я и моя семья"
картотека по развитию речи (старшая группа)
Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют. Для малышей пальчиковые игры являются самостоятельным занятием, а для старших дошкольников они могут стать разминкой между упражнениями. В этой статье мы расскажем о том, как играть в пальчиковые игры, а также об их видах и пользе для развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovye_igry.docx | 24.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Я И МОЯ СЕМЬЯ, ИМЯ
Семейка.
Веселая семейка
Уселась на скамейку:
Дядя Гриша, Дядя Миша,
Папа Коля, Мама Оля,
А на руках у маменьки
Еще и Ваня маленький!
(Раскрыть ладонь и сомкнутыми пальцами другой руки круговыми движениями поглаживать ее.) (Поглаживать каждый палец от основания до кончика, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.)
(Повторить все действия для другой руки.)
Семья (русская народная потешка).
(Круговые движения на подушечке пальца с последующим загибанием.)
Этот пальчик большой – это папа дорогой.
Рядом с папой – наша мама.
Рядом с мамой – брат старшой.
Вслед за ним сестренка – милая девчонка.
И самый маленький крепыш – это славный наш малыш.
Моя семья.
(Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности сгибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.)
Знаю я, что у меня дома дружная семья:
Это – мама, это – я, это – бабушка моя,
Это – папа, это – дед. И у нас разлада нет.
Раз-два-три-четыре.
Раз-два-три-четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я
– Вот и вся моя семья!
Раз-два-три-четыре-пять.
Всех начну считать опять.
(Загибать пальчики. Хлопать в ладоши. Сжимать кулачки. «Фонарики».)
Братья-лежебоки (народная игра).
Солнце красное взошло,
Лежебок будить пришло.
Первым старший брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
Вот и брат второй проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
Вот и третий брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
Вот четвертый брат проснулся,
Приподнялся, потянулся.
Только встать с перины лень,
Впереди ведь целый день.
Снова он в кроватку лег
И толкнул соседа в бок.
(Ладошка лежит на столе тыльной стороной вверх. Растопырить пальцы, как лучи солнышка, и «светить» над спящими братцами. Поднять другой рукой и чуть-чуть потянуть большой палец вверх, остальные лежат на столе. Положить его обратно. Постучать три раза по указательному пальчику.)
(То же самое проделать с указательным пальцем.)
(То же самое проделать со средним пальцем.)
(То же самое проделать с безымянным пальцем.)
Вот и младший брат проснулся,
Вот поднялся, потянулся
И сказал: «А ну, давайте,
Братцы милые, вставайте!»
Тут уж братцы все проснулись,
Поднялись да потянулись
(Поднять и чуть-чуть потянуть вверх мизинец. Потеребить его вверх-вниз, держа двумя пальцами за кончик. Поднять все пальчики и ритмично сжимать и разжимать кулачок.)
И кричат: «Ура! Ура!
Нам же завтракать пора!»
Наварили кашки,
Сели возле чашки.
Первый кашку ел – хвалил,
Второй кашку ел – пролил,
Третий кашки съел немножко,
А четвертый четверть ложки.
Пятому – какая жалость
– Кашки вовсе не досталось.
Целый день он горевал:
«Ну зачем же я вставал!»
(Одну руку повернуть ладонью вверх – «чашка», указательным пальцем другой как бы помешивать – «варим».Нагнуть большой палец к ладошке, а потом выпрямить. То же самое проделать со всеми, кроме мизинца. Взять мизинец за кончик и водить из стороны в сторону, как будто он очень расстроился.)
Три веселых братца (русская народная игра).
Три веселых братца
Гуляли по двору,
Три веселых братца
Затеяли игру,
Делали головками
– Ник-ник-ник,
Пальчиками ловкими
– Чик-чик-чик,
Хлопали ладошками
– Хлоп-хлоп-хлоп.
Топотали ножками
– Топ-топ-топ. («Переступать» ладошками по коленям.)
(Наклонить голову вперед. Сжимать пальцы в кулачок и разжимать. Хлопать в ладоши. Топать ножками.)
Четыре братца (русская народная потешка).
(Ладонь расположить вертикально; указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец прижать друг к другу; большой палец смотрит в сторону. На последней строчке четыре сложенных вместе пальца согнуть (подзывающий жест).
Четыре братца высоки да тонки,
Держатся вместе, а пятый в сторонке.
Но чуть за работу приходится браться,
Четверо кличут пятого братца.
Пять братьев (русская народная потешка).
Идут четыре брата
Навстречу старшему.
– Здравствуй, Большак!
– Здорово, Васька-указка,
Гришка-середка,
Мишка-сиротка
Да крошка Тимошка. (Перебирать пальцы один за другим, начиная с мизинца. Взяться за большой палец. Перебирать пальцы один за другим в обратном порядке.)
За столом (Т. Ткаченко).
Бабушка очки надела,
У стола на стул присела,
Только в книжку заглянула,
Улыбнулась и… уснула.
(Соединить большой и указательный пальцы обеих рук – «очки». Одну руку сжать в кулачок, другой рукой сверху накрыть кулачок – «стол»; одну ладонь поставить вертикально пальцами вверх, а большим пальцем к себе, другую сжать в кулачок и приставить к ладони – «стул со спинкой». Соединить раскрытые ладошки ребром друг к другу и производить движения: «закрытая книга» – «открытая книга». Положить ладошки под щеку.)
Оладушки у бабушки.
Как вчера у бабушки
Мы пекли оладушки.
Раз-два, румяные!
Раз-два, горячие!
Раз-два, их жарили!
Три – поворачивали!
Вкусные оладушки
Ели мы у бабушки!
(Положить кисти обеих рук на стол ладонями вниз и одновременно перевернуть их на тыльную сторону. Ладонью гладить тыльную сторону другой руки, затем поменять руки. Повторить первое движение. Повторить второе движение.)
Бабушкины пирожки (русская народная игра).
Стала бабушка (Жестом «созывать гостей».)
Гостей созывать,
Стала милая
Гостей созывать:
– И Тимоша приходи,
И Антоша приходи,
Да и Проша приходи
И Митрошу приводи.
А уж Ванечка,
Моя лапочка,
Ну, пожалуйста!
Стала бабушка
Гостей угощать,
Стала милая
Гостей угощать:
– И Тимоше пирожок,
И Антоше пирожок,
Да и Проше пирожок,
И Митроше пирожок,
А уж Ванечке,
Моей лапочке,
Мятный пряничек!
Стала бабушка
Гостей провожать,
Стала милая
Гостей провожать:
– Прощевай, Тимоша,
Прощевай, Антоша,
Прощевай и Проша,
Да и ты, Митроша.
А уж Ванечка,
Моя лапушка,
Посиди еще
Вместе с бабушкой.
(Загибать пальчики, начиная с большого. Дойдя до мизинца, потеребить его за кончик несколько раз. Потереть ладошки друг о друга. Загибать пальчики на другой руке, начиная с большого. Дойдя до мизинца, нажать на его кончик несколько раз. Поднять ручку и помахать ею, словно прощаясь. Загибать пальчики, начиная с большого. Дойдя до мизинца, погладить его несколько раз.)
Бабушка и дедушка.
Здесь бабушкины очки,
(Сделать пальцами «колечки», приложить их к глазам, изобразив очки.)
А тут ее шляпка.
Любит руки она скрестить
И на колени положить.
Здесь у дедушки очки,
А тут его шапка.
Любит руки он согнуть,
А потом слегка вздремнуть.
(Соединить большие и указательные пальцы треугольником и приложить к голове. Скрестить руки. Положить руки на колени. Сделать «очки» большего, чем у бабушки, размера. Сделать «шапку» большего, чем у бабушки, размера. Согнуть руки. Закрыть глаза и изобразить храп.)
Белки с хорошим аппетитом.
Погляди, к твоей тарелке
Из лесов сбежались белки!
Съели булку, съели кашу
И глядят на дочку нашу!
С аппетитом белки ели
И Наташеньке (имя ребенка) велели: (или: И все Насте (Пете,...) съесть велели!)
Доченька послушала
И всю кашку... скушала!
(«Бежать» по коленям указательными и средними пальчиками. Сжать один кулачок, потом другой. Приставить горизонтально ладонь к бровям. Погладить живот. Слегка погрозить указательным пальцем. Изобразить, как едят кашу.)
Дед Митрофан.
Как у деда Митрофана
На кафтане два кармана.
В одном кармане
– Мышка-норушка,
В другом кармане
– Лягушка-квакушка.
(Обеими ладонями похлопывать себя по бокам, показывая карманы. Изобразить мышек, сложив пальцы обеих рук в щепоть и двигая ими по поверхности стола. Раскрыть ладони и снова собрать их в щепоть, изображая лягушек, разевающих рот.)
Едут, едут бабка с дедом (русская народная игра).
(Согните руку в локте, поднимите кисть вверх и растопырьте пальцы. У вас получится «дверь» между указательным и большим пальцем и 3 «окошка». Пусть малыш за вами повторяет.)
Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то скачет конь с соседом.
Нет, то два мешка с овсом.
Нет, то кот дерется с псом.
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
Едут, едут бабка с дедом!
Нет, то пастушок с обедом,
Нет, то водят хоровод,
Нет, то снова пес и кот!
Ну чего же так кричать,
Если некого встречать?
Едут, едут бабка с дедом!
Едут папа с мамой следом!
И подарков целый воз!
А за ними кот и пес!
Ну чего же зря кричать?
Побежали их встречать!
(Просуньте мизинец в первое «окошко» между мизинцем безымянным пальцем со стороны ладони.)Положите на мизинец безымянный палец (теперь из «окошка» выглядывают два пальца). Положите на безымянный средний палец. Положите на средний указательный палец. Просуньте в «окошко» большой палец, «расталкивая» другие. Уберите все пальцы из «окошка». То же самое, но пальцы выглядывают во второе «окошко» между безымянным и средним пальцами.)
(То же самое, но пальцы выглядывают в третье «окошко» между средним и указательным пальцами. После этого все пальцы убираются и вместе с рукой «выбегают» через «дверь» между большим и указательным пальцами, перебирая «ножками».
На постой (русская народная игра. Руки поставить перед грудью, ладони сомкнуть. Мизинцы – «дети», говорят тоненьким голосом. Безымянные пальцы – «мама», говорит обычным голосом. Средние пальцы – «папа», говорит низким голосом. Указательные пальцы – «солдаты», говорят басом. Скрещенные большие пальцы – «порог избы».)
Мышка и Егорка.
Мышка вылезла из норки,
Просит сыра у Егорки.
Сыра ей не дал Егорка,
Отломил кусочек корки.
– Фи! – пищит мышонок в норке,
– Ну и жадный ты, Егорка!
(Одну руку положить на стол ладонью вниз, другой рукой накрыть первую и прижать. Нижнюю руку убрать из-под верхней. Затем поменять руки. Поочередно сгибать и разгибать сомкнутые пальцы каждой руки. Встряхнуть расслабленными кистями рук.)
Егорка на коне.
Скачет на коне Егорка
То на горку, то под горку,
Раз, два, три, четыре, пять
– Весело ему скакать!
Выезжает в чисто поле
– Есть где разгуляться вволю!
(Одну руку сжать в кулак, пальцами другой «переступать» по косточкам и ямкам между ними. Разжать руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживать ладонь. Повторить все для другой руки.)
Аленка-маленка (русская народная песенка).
Аленка-маленка
Быстра, весела:
Воды наносила,
Сарафан дошила,
Носок довязала,
Ягод насобирала,
Везде поспела
– В радость ей дело.
(Распрямить руки так, будто несем коромысло; кисти напрячь, расслабить и опустить вниз. Имитировать шитье и глой. Имитировать вязание. Левую руку поднять на уровне груди, кончиками пальцев коснуться середины грудной клетки – замкнуть круг – «лукошко», правой рукой имитировать сбор ягод в лукошко. Хлопать в ладоши в такт стихотворению.)
Маша (Н. Саконская).
Маша варежку надела.
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла.
– Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь.
– Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
(Загнуть большой палец. Высунуть пальчик. Пальчик «здоровается», «кивает».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры в кругу семьи
Известно что существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум. А пальчиковые игры как нельзя лучше помога...
Картотека "Пальчиковые игры"
Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они разв...
Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста
Картотека пальчиковых игра для детей раннего возраста...
Картотека : "пальчиковые игры" для дошкольников с нарушением функций ОДА.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук....
Буклет - "Пальчиковые игры в кругу семьи"
Методическое пособие поможет родителям в домашних условиях организовать любую пальчиковую игру со своим ребёнком....
картотека пальчиковых игр по теме "Семья"
Пальчиковые игры развивают мелкую моторику рук, речь, мышление детей. Их можно исплользовать как физминутки, вставлять в сценарии мероприятий или играть с детьми во второй половине дня....
Пальчиковые игры на тему "Семья"
Пальчиковые игры на тему "Семья"...