Детское словотворчество - один из показателей правильного развития речи ребенка
консультация по развитию речи

Коник Евгения Игоревна

В статье раскрыт феномен так называемого «детского словотворчества

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детское словотворчество - один из показателей правильного развития речи ребенка

Учитель-логопед:

 Коник Евгения Игоревна

https://www.i-igrushki.ru/upload/medialibrary/81c/81c5a30acffdbe478509ac8df33cd394.jpgВ детском саду проходят тему «Профессии». Воспитатель показывает детям картинки, на которых люди делают разные вещи, а дети пытаются угадать названия профессий. На картинке строитель:
- Кирпичник.
Врач со шприцом:
- Укольница.
Повар (изображена женщина с кастрюлей):
- Супница.
Воспитатель пытается подвести детей к ответу:
- А если тётя готовит котлеты хорошо?
- Котлетница!
- А если блинчики?
- Блинница!

В этой ситуации наглядно представлен феномен так называемого «детского словотворчества». Словотворчество состоит в том, что при повседневном общении и играх с взрослыми и  сверстниками малыши непроизвольно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в языке окружающих. Тем не менее, специалисты отмечают, что эти придуманные ребенком слова понятны по своему значению и уместны в употреблении. Например: «правдун», «медляк», «гусья кожа», «плохайка» и др.

Исследователи детской речи выделяют три основных принципа, лежащих в основе образования детьми новых слов.                                                         

  •  Осколки слов: когда часть какого-нибудь слова используется как целое слово.   Часто встречается у детей раннего возраста, которые только  начинают говорить. Ребенок сначала как бы вырывает из слова ударный слог. Так, вместо слова «молоко» он произносит только «ко», позднее «моко» и, наконец, «молоко». Или мы говорим: лепим, слеплено.  Ребенок же выделяет ударный слог «леп»  и получает слово «лепь» (то, что слеплено).
  • Чужие окончания: к корню одного слова прибавляются окончания другого. Эти слова звучат своеобразно: пургинки, умность, пахнючий и др. Взрослые так не говорят, но ведь если присмотреться внимательно, то именно от взрослых дети получают образцы создания таких словообразований. Т.е. в конечном счете, здесь срабатывает механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал из слов «пурга» и «снежинки», «умность» на основе слов «глупость, робость».

Интересно, что новые глаголы дети образуют обычно с помощью присоединения «чужих» приставок. Налить, набрать, накидать - это наши «взрослыe»  обычные слова, а вот новые детские глаголы: набулькать, напирожить («Вот набулькаю полную бутылку и уйду», «Спасибо, я уже полный живот напирожила»).

  • Синтетические слова: одно слово составляется из двух.  В таких словах, как «бананас», «огромадный» происходит сцепление тех частей слова, которые звучат сходно: банан-ананас, огромный – громадный. Эти слова строятся по тому же принципу, что и слова взрослых «самолет», «ледокол». Здесь тоже проявляется значение речевых шаблонов, которые ребенок постоянно слышит.

Таким образом, словотворчество имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие. Ни одно «новое» детское слово нельзя считать абсолютно оригинальным – в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено.

Детское словотворчество является закономерным процессом, без которого ребенок не смог бы «почувствовать» свой родной язык, а, значит, и овладеть им в полной мере. Детское словотворчество свидетельствует о том, что ребенок не просто перенимает и копирует речь взрослых людей, он еще и анализирует их слова, критически оценивает, контролирует. Поэтому не нужно думать, что в усвоении ребенком родного языка действует только память. У ребенка в это время совершается огромная мозговая работа, он требует логики от каждого слова и, если не находит ее, то выдумывает. Детское словотворчество способствует тому, что ребенок уже на третьем году своей жизни овладевает обширным арсеналом всех частей слова и великолепно угадывает значение каждой из них. 

Следовательно, именно детское словотворчество позволяет ребенку постичь все тонкости и хитрости родного языка, что является необходимым условием успешного овладения правильной, грамотной речью.  

В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно.

  • Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе.
  • Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном.
  • Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.
  • Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители нередко предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. Дети справляются с этими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Учите своих детей говорить

http://cdn.fishki.net/upload/post/201509/02/1649243/6_19.jpgправильно и красиво! 

http://cdn.fishki.net/upload/post/201509/02/1649243/9_12.jpghttp://cdn.fishki.net/upload/post/201509/02/1649243/2_24.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалогическая речь - важный показатель общего развития речи.

Каждый родитель хотел бы видеть своего малыша в будущем успешным человеком, умеющим расположить к себе собеседника. Но для этого человек должен уметь быть в общей беседе, задавать вопросы по теме, арг...

Консультация для родителей "основные возрастные показатели развития речи ребенка четвертого года жизни

В своей работе "Основные возрастные показатели развития речи у ребенка четвертого года жизни" я расскажу об основных этапах развития речи ребенка к четырем годам....

Распространенные ошибки родителей, которые препятствуют правильному развитию речи ребенка

Распростаранненные ошибки родителей, которые припятствуют правильному развитию речи ребенка...

ДЕТСКИЕ НЕОЛОГИЗМЫ КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Актуальность проблемы развития речи детей дошкольного возраста определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в с...

Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста с целью профилактики задержки речевого развития "Инструкция развития речи или как правильно развивать речь ребенка дома"

Инструкция развития речи, или как правильно развивать речь ребенка дома. Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста для профилактики ЗРР...