"Синичкин день"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия по развитию речи "Синичкин день" в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _sinichkin_den_v_starshey_gruppe.docx15.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ННОД по развитию речи

в старшей группе на тему

«Синичкин день»

Цель: Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, дать детям представление о русском народном празднике «Синичкин день». 

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека.

2. Научить распознавать птиц по характерным внешним признакам.

3.Закрепить знания детей о зимующих и перелётных птицах.

Развивающие:

1. Развивать умения определять взаимосвязи между подкормкой птиц и их поведением .

2. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения.

3. Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях.

2. Формировать экологически грамотное отношение к подкормке птиц в зимний период.

Интеграция образовательных областей: познание(формирование целостной картины мира), коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Оборудование и материалы: интерактивная доска, кормушки, муляжи птиц, блюдца с семечками, салом, ягодами рябины, хлебными крошками.

Предварительная работа: рассматривание плакатов, иллюстраций  с изображением птиц; чтение художественной литературы по тематике; чтение и заучивания пословиц и поговорок; разучивание стихотворений  о синицах; изготовление кормушек с детьми и родителями.

Ход  ННОД

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?

Дети: Да.

Воспитатель: А вот куда мы отправимся в гости, вы должны отгадать.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес.)

Дети отгадывают загадку. Проходят к интерактивной доске, где изображён лес.

Воспитатель: А в какой лес мы с вами попали? Кругом разноцветные листья, пожухлая трав?

Дети: В осенний лес.

Воспитатель:

Здравствуй, лес! Чудесный, лес!
Полон разных ты чудес!
Кто в твоей глуши таится?
Может зверь, а может птица?
Воспитатель: Ребята, как природа приготовилась к зиме? (ответы детей)

Птицы зимой не спят, часть птиц – улетает в тёплые края, часть осталась около нашего жилья? Почему? (ответы детей) .

Как называются птицы, которые остались на зиму?

А которые улетели на юг?

Воспитатель: Посмотрите, ребята, сколько разных птиц в нашем лесу. Птицы предлагают нам поиграть с ними. Поиграем? Нужно будет разместить птиц на 2 группы – зимующих птиц под снежинкой, а перелётных птиц - под солнышком.

Дидактическая игра (на интерактивной доске): «Одинаковые, но разные».

Воспитатель: Хорошо вы знаете зимующих и перелётных птиц.

Сегодня мы поговорим об одной зимующей птичке. А вот о какой мы сейчас узнаем.

Загадка.

Небольшая пестрая птица

Не боится зимой простудиться,

Угощения наше ей снится.

Прилетает к нам часто… (синица).

С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично; развешивали на ветвях деревьев любимое лакомство – сало; устраивали вечерки. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – божья птица считается на Руси. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то будет в доме достаток.

 В народе говорили :

 «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». 

« Синичка – воробью сестричка».

 «Хвалилась синица хвостом море зажечь».

 «Невелика синица, голосок востёр».

      Ребята, а как вы думаете, откуда прилетают к нам синички? Где они жили летом? Правильно летом они жили в лесах, парках, садах. Своим появлением в городе они дают сигнал людям, что скоро зима не забудьте утеплить свои дома, чтобы мороз не проник в квартиры, и что пришла пора позаботиться человеку о птицах, подкормить их, ведь птицам стало голодно. Синичек в народе прозвали акробатами, потому что они ловкие и могут забраться в любую щель. У них крепкие ноги, на ногах сильные лапки с острыми коготками, с помощью острых коготков синичка может передвигаться по веточкам деревьев даже вниз головой. Сильный и твёрдый клюв легко достаёт насекомых из трещин коры деревьев и раздалбливает крепкие семена и лесные орехи. Оперение у синичек густое и пушистое, холод им не страшен, замерзают птички от голода.

А сейчас послушайте стихотворение про синиц: 

Все тропинки занесло,

Снег блестит, искрится,

Клювиком в моё стекло

Стукнула синица.

За окном повешу ей

Я кусочек сала,

Чтоб теплей и веселей

Бедной птахе стало.

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с вами в интересную игру «Прилетели птицы». Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг я ошибусь, и вы услышите что-то другое, то нужно похлопать в ладоши. Начинаем. Прилетели птицы: голуби, синицы ,мухи и стрижи.

Дети хлопают.

Воспитатель: Что неправильно?

Дети: мухи.

Воспитатель: А мухи- это кто?

Дети: Мухи-это насекомые.

Воспитатель: прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Воспитатель: Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, стрижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы. Все вы молодцы.

Воспитатель: Ребята, синичка очень дружелюбная птичка и однажды она прилетит к вам со своими друзьями. А с какими вы узнаете  из игры, которая называется «Угадай по части птицу».

(Воспитатель показывает детям картинки с изображением  птиц, прикрытые листками бумаги с «окошками». Объясняет, что в окошко им будет видна часть той или иной знакомой птицы и по ней они должны угадать, что за птица нарисована на картинке. В-ль подводит детей к выводу, что через окошки они видели характерные особенности птицы- то, что отличает одну птицу от другой.(чёрный длинный хвост и белый бок, красная грудка, «красная шапочка»-мощный клюв и т. д).

Воспитатель: Молодцы ребята, птичкам так понравилось как вы узнаёте птиц и они предлагают спеть с ними. Хотите?

Дети: да

Проводится игра “Птичий концерт”

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы, затем сказать, как они поют: 
Воробьи – чирик – чирик 
Синицы – тинь – тинь 
Ворона – кар – кар 
Дятел – тррр – тррр 
Снегирь – дю – дю – дю 
Клёст – цок – цок – цок 
Свиристель – тюр –тюр – тюр 

Воспитатель: Славный у нас получился концерт. Я думаю, что после такого концерта наши птицы сильно проголодались. Надо бы их пригласить в кафе “Теремок”. Мы специально для них составили праздничное меню и приготовили кормушки.

Дидактическое упражнение «Накорми» (на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами на каждой кормушке  – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (отнесите  блюдце с хлебом в кормушку этой птичке). Какая птица любит сало? А какая птица зимой питается ягодами рябины?

Как мы можем помочь птицам зимой? Ответы детей (смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц).

 Ребята, чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

  • Подкармливать птиц в одном и том же месте, желательно в одно и то же время и птицы будут сами прилетать к этому времени;
  • Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
  • Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Воспитатель:  Наша задача, ребята, не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать.

Ребята! Мы с вами сделали нужное и полезное дело накормили птиц, а они в свою очередь отблагодарят нас своим прелестным щебетанием да и просто своим присутствием.

Список используемой литературы:

1.Николаева С. Н.  Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. .-М: Просвещение 2012г.

 2.Бондаренко Т. М.  Экологические занятия с детьми дошкольного возраста. (практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ) – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004.

3.Волчкова В.Н.,СтепановаН.В.  Конспекты занятий в старшей группе детского сада.Экология. – Воронеж: ТЦ «Учитель» 2004г.

4.Шорыгина Т.А.  Птицы. Какие они?. Москва.: «Издательство ГНОМ и Д»2000г.

5.Воронкевич.О.А.  Добро пожаловать в экологию!.-Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс» 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорное развлечение "День святого Зиновия-синичника. Синичкин день"

Праздник "Синичкин день" отмечали на Руси всегда, отмечают и сейчас, только с небольшим изменением в названии. К празднику "Синичкин день" был приурочен Образ Святого Зиновия. И теперь праздник так и ...

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день»

Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспос...

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день»

Пояснительная запискаВот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами но...

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день»

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима ...

"Синичкин день" Зиновий синичкин -экологический праздник.

Цель - дать детям представление о русском народном празднике «Зиновий синичник» экологическуим празднике «Синичкин день» через заклички, поговорки, приметы, игры.Задачи:Формиро...

Тематическая неделя «Синичкина неделя», посвященная экологическому празднику «Синичкин день» 2021г

уточнить и расширить представление детей о зимующих птицах, об их жизни в зимний период....