Для чего нужны пальчиковые игры
методическая разработка по развитию речи

Нилова Елена Борисовна

В. А. Сухомлинский Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_chego_nuzhny_palchikovye_igry.docx17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Для чего нужны пальчиковые игры

В.А.Сухомлинский говорил: Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность.

Одним из уникальных средств развития речи и мелкой моторики являются пальчиковые игры. Целью пальчиковых игр является развитие речи детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами
индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подрожать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Детки учатся концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет правильно выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
5. У детей развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
6. В результате освоении всех упражнений кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Используйте максимально выразительную мимику.        

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Значение развития мелкой моторики

  • Повышает тонус коры головного мозга
  • Развивает речевые центры коры головного мозга
  • Стимулирует развитие речи ребенка
  • Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи
  • Способствует улучшению артикуляционной моторики
  • Развивает чувство ритма и координацию движений
  • Подготавливает руку к письму
  • Поднимает настроение ребенка

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:

  • пальчиковые игры
  • игры с мелкими предметами
  • лепка и рисование
  • массаж пальчиков

Для развития мелкой моторики очень хорошо подходит:

  • массажный мяч
  • нанизывание пуговиц бусинок на веревочку
  • сухой бассейн
  • завязывание бантиков, шнурков
  • застегивание пуговиц, различных молний
  • прищепки

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для чего нужны пальчиковые игры

Материал для родителей о пользе пальчиковых игр и их влиянии на речевое развитие ребенка....

Что такое пальчиковые игры? Для чего нужны пальчиковые игры?

Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой иг...

"Для чего нужны пальчиковые игры"

Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"...

Консультация для родителей "Для чего нужны пальчиковые игры"

Рассказано о том, для чего нужны пальчиковые игры и какая польза от них....

"Для чего нужны пальчиковые игры?"Консультация для родителей

Консультация для родителей детей дошкольного возраста...

Консультация "Для чего нужны пальчиковые игры"

Консультация  "Для чего нужны пальчиковые игры"...