Составление рассказа по картине "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Составление рассказа по картине-это последовательный, сложный, но важный труд. Используя картину, дети учаться составлять простые предложения описательного характера, связанные смыслом. Кто нарисован на картине? Что они делают? Как выглядят? Какие котята? и т.д. С помощью наводящих вопросов воспитателя, дети составляют маленькие рассказы и радуются своим успехам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_rasskaza_po_kartine_koshka_s_kotyatami.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)
Тема: рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Доминирующая образовательная область6речевое развитие
Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Вид деятельности детей: игровая, познавательная, практическая, коммуникативная, двигательная.
Цель: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине.
Программное содержание: продолжать учить детей составлять небольшой рассказ по картине, рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
Предварительная работа: беседа о домашних животных.
Материалы и оборудование: картина «Кошка с котятами».
Планируемый результат: дети самостоятельно придумывают небольшой рассказ с помощью наводящих вопросов
Структура занятия
1. | Вводная часть | Мотивационный момент игрушка кошка, отгадывание загадки. Краткая беседа о кошке | 3 мин |
2. | Основная часть | 20 мин | |
1. | Рассматривание картины | 4 мин | |
2. | Физминутка | 2 мин | |
3. | Примерный вариант рассказа от педагога | 5 мин | |
4. | Работа над рассказом | 7 мин | |
5. | Д/и «Один-много» | 2 мин | |
3. | Заключительная часть | 2 мин |
Длительность занятия: 25 минут
Ход занятия:
1.Вводная часть. Мотивационный момент.
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком,
Мяу, как мне часто снится
Блюдце с теплым молоком.
- Это кошка.
-Почему вы думаете, что это кошка? По каким выражениям вы догадались, что это кошка7
-Она умывается язычком и любит пить молоко.
-А какая бывает кошка? (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная)
-А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котёнок, мурысынька)
-Ребята, а что хорошего может сделать кошка? (поймать мышку, играть, заботиться о котятах)
-А что плохого может сделать кошка? Чем может огорчить? (разлить молоко, раскатать клубок, укусить)
2. Основная часть
Задание 1. Рассматривание картины.
Воспитатель выставляет картину «Кошка с котятами».
- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?
(Ответы детей)
Вопросы воспитателя | Ответы детей |
Как бы вы назвали эту картину? | Кошка с котятами; кошка и котята, и т.п. |
Кошка какая? | Кошка большая, пушистая, |
Что кошка делает? | Кошка лежит на коврике, отдыхает, и т.п. |
Как вы думаете, почему кошка лежит? От чего отдыхает? | Она захотела с котенком полежать. Она устала. Она мышей ловила. |
Как она лежит? В какой позе? | Кошка вытянулась, легла на бочок, лежит спокойно, и т.п. |
Обращает ли кошка внимание на котят? | Да. Она смотрит на них. Она следит за ними. Кошка наблюдает за котятами. И т.п. |
Как вы это поняли? | Кошка не спит, она прищурилась, голова у кошки приподнята. |
Какой у кошки характер? Какая она мама? | Кошка добрая, ласковая. Она хорошая мама, любит своих котят. |
Кошка ласково напевает котятам «Мурр, мурр». Как сказать точнее, что она делает? | Кошка мурлычет, мурлыкает. |
Сколько у кошки котят? | У кошки три котенка. |
Кошка большая, а котята какие? | Котята маленькие. |
Одинаковые ли у кошки котята? Похожи ли котята друг на друга? Какие они? | Котята разные. Они не похожи друг на друга. Один котенок рыжий, второй – черный, а третий – серый, полосатый. |
Где находится рыжий котенок, и чем он занят? | Рыжий котенок забрался в корзину с клубками. Он с клубками играет. |
Как вы думаете, кто оставил здесь эти клубки? Чьи они? | Эти клубки оставила здесь бабушка. Это клубки бабушки. |
Что можно сказать о характере рыжего котенка и его поведении? Как можно назвать рыжего котенка? | Рыжий котенок веселый, шустрый, любит поиграть, пошалить. Он шалун. Игрун. Баловник. Непослушный. |
Где находится черный котенок, и чем он занят? | Черный котенок сидит возле миски. Он пьет молоко. |
Каким другим словом можно заменить слово «пьет»? | Лакает язычком. |
Как ведет себя черный котенок, как поставил лапки, где у него хвостик, как расположена его голова? | Черный котенок сидит спокойно, поджал лапки, подвернул хвостик, наклонил голову к миске. |
Где находится серый, полосатый котенок, и чем он занят? | Полосатый котенок лежит возле мамы-кошки. Он спит. |
Почему он спит, когда другие играют и подкрепляются, как вы считаете? | Он, наверное, устал, уже наигрался. Он сыт, не хочет лакать молоко. Он еще не проснулся. И т. п. |
Как вы думаете, что чувствует полосатый котенок, лежа возле мамы-кошки? | Полосатому котенку тепло возле мамы, мягко, не страшно, спокойно. |
В какое время дня, по вашему мнению, происходит действие на картине? | Днем. Утром. Вечером. |
Почему вы так решили? | Потому, что светло. Светло от солнца. Свет включили. И т. п. |
Где живут кошка с котятами? | Дома, у бабушки, в деревне, и т.п. |
2. Физкультминутка:
Пушистые комочки - дети присели
Умыли лапкой щечки, - имитируют умывание
Умыли лапкой ушки - имитируют умывание
И причесали брюшко. - поглаживают живот руками
Умыли лапкой носик - имитируют умывание
И распушили хвостик. - встают на четвереньки, «вертят» корпусом
Сладко потянулись - прогибают спину, вытягивают ногу назад
И дугой прогнулись. - выгибают дугой спину, прижимая подбородок к груди
Фыркали, скакали, - вскакивают на ноги, несколько раз коротко «фыркают»
Коготки чесали. - имитируют царапанье когтями
А потом устали, - зевают
Свернувшись, засыпали. – ложатся на ковер, подтянув колени к подбородку
Задание 3.
Примерный вариант рассказа.
-А теперь давайте вернёмся к картине. Я предлагаю вам составить рассказ по картине «Кошка с котятами». А поможет вам в этом подсказка. Обязательно нужно помнить, что любой рассказ состоит из трёх частей: начало, основная часть и концовка.
-Послушайте мой рассказ.
"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".
Задание 4.
Работа над рассказом. Рассказы детей
Воспитатель предлагает детям рассказать о кошке, изображенной на картине: где она живет? какая она? кто у нее есть? в какое время и что она делает? как относится к котятам?
Выслушиваются 1- 2 рассказа. Воспитатель при необходимости помогает ребенку, начиная предложение, задавая вопросы, показывая на фрагмент картины, подсказывая мимикой, жестами. По завершении дает оценку рассказу: выражает одобрение, отмечает удачные высказывания, привлекая внимание других детей.
Примерный рассказ:
У бабушки живет кошка. Она пушистая, белая с черными пятнами. У кошки три маленьких котенка. Вечером кошка легла на коврик и наблюдает за котятами. Мама-кошка любит своих котят.
Далее предлагает детям рассказать о котятах: кто есть у кошки? сколько их? Какие они? Как кошка к ним относится?
Затем - об одном каком-нибудь котенке: какой он? где находится? чем занимается? какое у него настроение? что будет потом?
Выслушиваются 3-4 рассказа. Приемы воспитателя те же.
Задание 5.
Дидактическая игра «Один – много»
Воспитатель: «У птиц и некоторых животных бывает не один детеныш, а много. Да и на ферме мы сможем увидеть стадо или стаю детенышей. Как в таком случае мы о них скажем? Не один теленок, а кто?»
Дети, отвечая, называют детенышей во множественном числе: «Телята. Жеребята. Ягнята. И т.д.»
3. Заключительная часть.
Воспитатель благодарит ребят за работу. Спрашивает, что кому понравилось на занятии. Отмечает наиболее активных детей. Предлагает детям цветные карандаши и раскраски, которые они могут раскрасить в течение дня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»
Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...
составление рассказов по картине "Кошка с котятами"
конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе...
Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый р...
"Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
занятие по развитию речи...
Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.
В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....
Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".
Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи...
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».
ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...