Составление рассказа по картине "Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лялина Елена Алексеевна

Составление рассказа по картине-это последовательный, сложный, но важный труд. Используя картину, дети учаться составлять простые предложения описательного характера, связанные смыслом. Кто нарисован на картине? Что они делают? Как выглядят? Какие котята? и т.д. С помощью наводящих вопросов воспитателя, дети составляют маленькие рассказы и радуются своим успехам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_rasskaza_po_kartine_koshka_s_kotyatami.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе (5-6 лет)

Тема: рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Доминирующая образовательная область6речевое развитие

Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Вид деятельности детей: игровая, познавательная, практическая, коммуникативная, двигательная.

Цель: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине.

Программное содержание: продолжать учить детей составлять небольшой рассказ по картине, рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Предварительная работа: беседа о домашних животных.

Материалы и оборудование: картина «Кошка с котятами».

Планируемый результат: дети самостоятельно придумывают небольшой рассказ с помощью наводящих вопросов

Структура занятия

1.

Вводная часть

Мотивационный момент игрушка кошка, отгадывание загадки. Краткая беседа о кошке

3 мин

2.

Основная часть

20 мин

1.

Рассматривание картины

4 мин

2.

Физминутка

2 мин

3.

Примерный вариант рассказа от педагога

5 мин

4.

Работа над рассказом

7 мин

5.

Д/и «Один-много»

2 мин

3.

Заключительная часть

2 мин

Длительность занятия: 25 минут

Ход занятия:

1.Вводная часть. Мотивационный момент.

Я умею чисто мыться

Не водой, а язычком,

Мяу, как мне часто снится

Блюдце с теплым молоком.

- Это кошка.

-Почему вы думаете, что это кошка? По каким выражениям вы догадались, что это кошка7

-Она умывается язычком и любит пить молоко.

-А какая бывает кошка? (мягкая, пушистая, игривая, добрая, умная, нежная)

-А как можно ласково назвать кошку? (кошечка, котёнок, мурысынька)

-Ребята, а что хорошего может сделать кошка? (поймать мышку, играть, заботиться о котятах)

-А что плохого может сделать кошка? Чем может огорчить? (разлить молоко, раскатать клубок, укусить)

2. Основная часть

Задание 1. Рассматривание картины.

 Воспитатель выставляет картину «Кошка с котятами».

- Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?

(Ответы детей)

Вопросы воспитателя

Ответы детей

Как бы вы назвали эту картину?

Кошка с котятами; кошка и котята, и т.п.

Кошка какая?

Кошка большая, пушистая,

Что кошка делает?

Кошка лежит на коврике, отдыхает, и т.п.

Как вы думаете, почему кошка лежит? От чего отдыхает?

Она захотела с котенком полежать. Она устала. Она мышей ловила.

Как она лежит? В какой позе?

Кошка вытянулась, легла на бочок, лежит спокойно, и т.п.

Обращает ли кошка внимание на котят?

Да. Она смотрит на них. Она следит за ними. Кошка наблюдает за котятами. И т.п.

Как вы это поняли?

Кошка не спит, она прищурилась, голова у кошки приподнята.

Какой у кошки характер? Какая она мама?

Кошка добрая, ласковая. Она хорошая мама, любит своих котят.

Кошка ласково напевает котятам «Мурр, мурр».  Как сказать точнее, что она делает?

Кошка мурлычет, мурлыкает.

Сколько у кошки котят?

У кошки три котенка.

Кошка большая, а котята какие?

Котята маленькие.

Одинаковые ли у кошки котята? Похожи ли котята друг на друга?

Какие они?

Котята разные. Они не похожи друг на друга. Один котенок рыжий, второй – черный, а третий – серый, полосатый.

Где находится рыжий котенок, и чем он занят?

Рыжий котенок забрался в корзину с клубками. Он с клубками играет.

Как вы думаете, кто оставил здесь эти клубки? Чьи они?

Эти клубки оставила здесь бабушка. Это клубки бабушки.

Что можно сказать о характере рыжего котенка и его поведении? Как можно назвать рыжего котенка?

Рыжий котенок веселый, шустрый, любит поиграть, пошалить. Он шалун. Игрун. Баловник. Непослушный.

Где находится черный котенок, и чем он занят?

Черный котенок сидит возле миски. Он пьет молоко.

Каким другим словом можно заменить слово «пьет»?

Лакает язычком.

Как ведет себя черный котенок, как поставил лапки, где у него хвостик, как расположена его голова?

Черный котенок сидит спокойно, поджал лапки, подвернул хвостик, наклонил голову к миске.

Где находится серый, полосатый котенок, и чем он занят?

Полосатый котенок лежит возле мамы-кошки. Он спит.

Почему он спит, когда другие играют и подкрепляются, как вы считаете?

Он, наверное, устал, уже наигрался. Он сыт, не хочет лакать молоко. Он еще не проснулся. И т. п.

Как вы думаете, что чувствует полосатый котенок, лежа возле мамы-кошки?

Полосатому котенку тепло возле мамы, мягко, не страшно, спокойно.

В какое время дня, по вашему мнению, происходит действие на картине?

Днем. Утром. Вечером.

Почему вы так решили?

Потому, что светло. Светло от солнца. Свет включили. И т. п.

Где живут кошка с котятами?

Дома, у бабушки, в деревне, и т.п.

2. Физкультминутка:

Пушистые комочки        - дети присели

Умыли лапкой щечки,   - имитируют умывание

Умыли лапкой ушки      - имитируют умывание

 И причесали брюшко.   поглаживают живот руками

Умыли лапкой носик      - имитируют умывание

 И распушили хвостик.  -  встают на четвереньки, «вертят» корпусом

Сладко потянулись         - прогибают спину, вытягивают ногу назад

И дугой прогнулись.   - выгибают дугой спину, прижимая подбородок к груди

Фыркали, скакали, - вскакивают на ноги, несколько раз коротко «фыркают»

Коготки чесали.              - имитируют царапанье когтями

А потом устали,              - зевают

Свернувшись, засыпали. – ложатся на ковер, подтянув колени к подбородку

Задание 3.

Примерный вариант рассказа.

-А теперь давайте вернёмся к картине. Я предлагаю вам составить рассказ по картине «Кошка с котятами». А поможет вам в этом подсказка. Обязательно нужно помнить, что любой рассказ состоит из трёх частей: начало, основная часть и концовка.

-Послушайте мой рассказ.

"Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".

Задание 4.

 Работа над рассказом. Рассказы детей

Воспитатель предлагает детям рассказать о кошке, изображенной на картине: где она живет? какая она? кто у нее есть? в какое время и что она делает? как относится к котятам?

Выслушиваются 1- 2 рассказа. Воспитатель при необходимости помогает ребенку, начиная предложение, задавая вопросы, показывая на фрагмент картины, подсказывая мимикой, жестами. По завершении дает оценку рассказу: выражает одобрение, отмечает удачные высказывания, привлекая внимание других детей.

Примерный рассказ:

У бабушки живет кошка. Она пушистая, белая с черными пятнами. У кошки три маленьких котенка. Вечером кошка легла на коврик и наблюдает за котятами. Мама-кошка любит своих котят.

Далее предлагает детям рассказать о котятах: кто есть у кошки? сколько их? Какие они? Как кошка к ним относится?

Затем - об одном каком-нибудь котенке: какой он? где находится? чем занимается? какое у него настроение? что будет потом?

Выслушиваются 3-4 рассказа. Приемы воспитателя те же.

Задание 5.

Дидактическая игра «Один – много»

Воспитатель: «У птиц и некоторых животных бывает не один детеныш, а много. Да и на ферме мы сможем увидеть стадо или стаю детенышей. Как в таком случае мы о них скажем? Не один теленок, а кто?»

Дети, отвечая, называют детенышей во множественном числе: «Телята. Жеребята. Ягнята. И т.д.»

3. Заключительная часть.

Воспитатель благодарит ребят за работу. Спрашивает, что кому понравилось на занятии. Отмечает наиболее активных детей. Предлагает детям цветные карандаши и раскраски, которые они могут раскрасить в течение дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия с детьми подготовительной группы, составление рассказов разных видов по сюжетной картине «Кошка с котятами»

Программное содержание: Совершенствовать умение детей строить разные типы высказываний (описание, повествование), соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предлож...

составление рассказов по картине "Кошка с котятами"

конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе...

Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый р...

Конспект занятия по развитию речи составление рассказа по картине "Кошка с котятами". Младшая группа.

В своем конспекте я предложила материал по рассматриванию картины с детьми младшего дошкольного возраста.Включила стихи и загадки, дидактические и подвижную игру....

Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Составление рассказов по картине «Кошка с котятами».

ОО «Речевое развитие». Образовательные:Продолжать совершенствовать диалогическую речь;Активно участвовать в беседе;Формировать умение внимательно рассматривать картину;Формировать умение составлять оп...