Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста
статья по развитию речи
Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности; при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Знакомство ребенка с книгой начинается с раннего возраста. Это книжки-картинки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, книги с детским фольклором и т.д. Во всем должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
В раннем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи , улавливают стихотворный ритм.
Потешки отличаются богатством слов и размеров : одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.
Инсценирование
. Различают два приёма инсценирования :
- Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.
- Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о друга : «Дед бил-бил, не разбил!» , «Водичка, водичка» .
Рассказывание сказок.
Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение , поэтому рассказывание в этом возрасте предпочтительнее. Во время слушания : можно предложить выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., можно использовать разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок) .
На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.
- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.
Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью . Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание д етей.
Не менее важен и принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата., мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка .
Основная задача для дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь) . Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;
5. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций;
7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль художественной литературы | 18.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль художественной литературы в развитии речи детей раннего возраста
Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.
Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности; при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка.
Знакомство ребенка с книгой начинается с раннего возраста. Это книжки-картинки, игрушки, книги со звуковыми и зрительными играми, театр, книги с детским фольклором и т.д. Во всем должна проявляться одна закономерность: наглядного материала больше, чем текста.
В раннем возрасте серьёзное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи , улавливают стихотворный ритм.
Потешки отличаются богатством слов и размеров : одни небольшие, другие достаточно велики; содержание одних не нуждаются в пояснениях, других – требуется показ соответствующих предметов, разъяснения.
Инсценирование
. Различают два приёма инсценирования :
- Прием инсценировки произведения - рассчитан на то, что дети сами рассказывают произведение и выполняют соответствующие движения.
- Прием действенного соучастия - рассчитан на активное вхождение детей в развертывающееся перед их глазами действие. Например, детям можно предложить постучать кулачком друг о друга : «Дед бил-бил, не разбил!» , «Водичка, водичка» .
Рассказывание сказок.
Это относительна свободная передача текста (возможны перестановки слов, замена их, толкование) . Рассказывание даёт большие возможности для привлечения внимания детей.
Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение , поэтому рассказывание в этом возрасте предпочтительнее. Во время слушания : можно предложить выполнить имитационные движения (например, малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как её тянут - потянут и т. п., можно использовать разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра, картинок) .
На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.
- Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка. На занятиях необходимо создать все условия, чтобы у малышей возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым. Педагог должен вызвать у ребенка чувство сопереживания с действиями персонажа.
Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью . Именно с помощью эмоциональности изложения педагог поддерживает внимание д етей.
Не менее важен и принцип наглядности, т. е. используемые наглядные средства : игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата., мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка .
Основная задача для дошкольника - научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь) . Картинка - иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот - иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова
С помощью художественной литературы у детей дошкольного возраста развивается:
1. Эмоциональная отзывчивость на произведения, интерес к ним;
2. способность слушать текст и активно реагировать на его содержание;
3. слушать вместе с группой сверстников, когда воспитатель рассказывает;
4. Выполнять игровые действия, способствующие тексту знакомых произведений, сказок;
5. способность повторять отдельные слова и выражения из сказок, рассказов, стихотворений;
6. рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений и отвечать на элементарные вопросы по содержанию иллюстраций;
7. дети узнают произведения и их героев при многократном рассказывании;
8. учатся следить за развитием действия в коротких рассказах, сказках с наглядным сопровождением, а затем и без него.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы для детей старшего возраста
О роли книги , художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, ад...
Конспект ООД "Ай, ду-ду" по чтению художественной литературы с детьми раннего возраста от 1,6 до 2 лет
В помощь воспитателю......
Перспективное планирование по речевому развитию (Ознакомление с художественной литературой) в группе раннего возраста
Перспективное планирование по речевому развитию( Ознакомление с художественной литературой) в группе раннего возраста...
Планирование чтения художественной литературы (вторая группа раннего возраста)
Планирование чтения художественной литературы (вторая группа раннего возраста)...
«Лучший центр по приобщению к художественной литературе в группе раннего возраста»
Презентация для педагогов дошкольных учреждений ясельных групп...
Художественная литература для детей раннего возраста
Художественная литература для чтения...