Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
статья по развитию речи
Приоритет в своей работе с детьми я отвожу использованию технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
limeriki_-_kak_element_triz_v_rabote_s_doshkolnikami.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Приоритет в своей работе с детьми я отвожу использованию технологии ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.
Основной целью использования ТРИЗ-технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой - поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Дидактические игры ТРИЗ-технологии («Хорошо-плохо», «Выбери троих», «Точка зрения», «Да - нет» и др.) и упражнения («Поиск общих признаков», «Третий лишний», «Поиск аналогов» и др.) я использую во всех областях образовательной деятельности. Например, дидактическая игра «Хорошо – плохо» способствует развитию у детей умения выявлять противоречия в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Система игровых и сказочных задач позволяет мне научить детей разрешению противоречий. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?»
Используя технологии ТРИЗ, я направляю детей искать и находить своё решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового, в пояснении своего доказательства посредством игры «Интервью», «Копилка новостей» и др.
Технологии ТРИЗ дают детям методы и инструменты творчества, владея которыми они могут легче найти общий язык и понять друг друга и взрослого.
Использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дает несомненные преимущества: в активизации познавательной деятельности детей; в создании мотивационных установок на проявление творчества; в создании условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами); повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами; формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций; развивает гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
В работе по развитию речи детей я применяю лимерики (элемент ТРИЗ) – это короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса /узаконенной нелепицы/, т.е. строчки рифмуются между собой и в завершении текста имеется вывод. Основная форма работы по составлению лимерик - игровые задания и упражнения, которые провожу с детьми в определенной последовательности, начиная с 3-х-летнего возраста: «Складные картинки», «Придумай рифмованное слово (строчки)», «Составляем лимерики», «Сочиняем разные лимерики», «Сочини дальше», «Исправь меня» и т.д.
Лимерики - это не чудо из Америки
Или - это не что-то из Америки
Это технология ТРИЗ
Посмотри и удивись!
Буквы, звуки все мы знаем,
Их отлично различаем
В чём же будет наш сюрприз?
Рифмовать-вот наш девиз!
Буква-буква,
Слово-слово
Вот и сочетание готово
Вот две строчки получились
Тут картинки пригодились.
Буква-буква, слово-слово-
Вот и сочетание готово
Вот две строчки получились
Тут картинки пригодились:
Жил-был рак
У него был друг мак.
Дальше нужно продолжать,
Для того Незнайку взять.
Жил-был Незнайка
В лесу он встретил зайку.
Но он же был незнайка
И не знал, что это – зайка.
Жил-был рак
Как то раз он съел мак
И звали его Квак. /Женя Накрайников/
Учитель, учитель сидел на доске
Учитель считал разные предметы:
Грушу, апельсин, банан, ананас
Сколько же фруктов было у нас? /Женя Накрайников/
Жил был рак и был у него друг краб.
И были у них подружки- зелёные лягушки
Маленькие озорнушки.
А краб и рак их любили
И конфеты им дарили. /Сева Соловьёв, Женя Накрайников, Арсений Потехин/.
Маша-каша
Жила - была девочка Маша
Она не любила есть кашу,
Любила она есть конфеты,
Но пользы от них Маше нету.
Лук-жук
Жил-был лук
И был у него друг-жук
Какой же из жука друг?
Да просто он любит лук.
Баран-барабан
Жил-был баран
Он громко стучал в барабан
Может скучал баран?
Жил-был винторогий баран.
Он ночью стучал в барабан
Соседям он спать не давал
Может он был хулиган?
Варан-айран
Жил-был варан
И часто он пил айран,
А пепси он не любил-
Поэтому здоровым был.
Ворона-корона
Жила-была ворона
И повстречала корону
Зачем же вороне корона?
Когда она просто ворона.
Незнайка-зайка
Жил-был Незнайка
В лесу он встретил зайку
Но он ведь был Незнайка
И не знал ,что это зайка.
Жила-была мышка
И у неё был друг мишка
Мышка грызла сыр,
А мишка у неё сыр просил.
Жил-был жук
Он съел однажды горький лук
У него было много подруг
Они дарили ему лук.
Жил-был Жук
У него было много ног и рук,
Но он не был таким быстрым, как паук.
Или он взобрался на лопух.
Жил - был жук
Он съел однажды горький лук
У него было много подруг,
Они все дарили ему лук.
Один молодой паук однажды залез на сук,
Но с него свалился
И ничуть не ушибся
Так как на паутине спустился.
Жил-был ананас
И был у него друг квас
Ананас и квас дружили
И друг друга очень любили.
Один барсук нашёл как-то лук
С ним он залез на сук
И там он съел этот лук.
Жил-был мишка
В лесу нашёл 10 шишек,
Но сумка вдруг прохудилась,
Три шишки укатилось
Сколько шишек осталось у мишки?
Кошка-мошка
Жила-была серая кошка
В лесу она встретила мошку,
И мошка на кошку спустилась,
А кошка тогда удивилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...
Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
В статье представлен опыт работы по развитию у детей речи, познавательных и творческих способностей, фантазии посредством ТРИЗ (элемент - лимерики)...
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста.
Тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны....
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста.
Консультация для педагогов...
Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
Использование элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...
Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста.
игры с элементами ТРИЗ...
Буклет " Лимерики – как элемент ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста "
1. Что такое лимерик? Лимерик – это шуточное короткое стихотворение из 5 строчек, в котором присутствуют бессмыслица, абсурд, сказочность, юмористичность, скрытый смысл, не явно выраженная морал...