Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Волшебные страницы книги"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Боронина Наталья Юрьевна

Знакомство с книгой, игры и упражнения, пословицы о книге, работа с мнемотаблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_o_knige.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  образовательной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста  на тему:

"Волшебные страницы книги"

                                                                                           

                                               

                                                                 Составила: воспитатель Боронина Н.Ю.

        2020 г.

Цель: вызвать интерес к книге, народному творчеству

Задачи:

образовательные

-обеспечить усвоение детьми  содержания и значения пословиц

-расширять и активизировать словарь

развивающие

-способствовать развитию умения логически мыслить

-обеспечить развитие умения устанавливать причинно- следственные связи

-обеспечить развитие умения  пользоваться мнемотаблицами

воспитательные

-пробуждать интерес к книге, народному творчеству

-пробуждать любознательность

Оборудование:

- мнемотаблицы: "Правила обращения с книгами", "Какие бывают книги"

- ноутбук

- аудиодиск со сказками

- электронная книга

- иллюстрации к сказкам

- книжная "аптечка"

- персонажи из разных сказок

- книги со стихами, сказками, баснями, рассказами

- аудиозапись шума моря

- письмо с "салатом" из сказок

- запись мультфильма "Гришкины книжки"

Предварительная работа:

- чтение художественной литературы

-  посещение библиотеки

- выставка "Мой книжный уголок"

- индивидуальная работа с детьми: "Как лечить книги?"

- составление мнемотаблиц

Ход:

Воспитатель:  Ребята, я вчера была в одном удивительном магазине. Там я нашла прекрасную, фантастическую, совершенно новую ......  Вы думаете, что это? Я вам сейчас подскажу загадкой.

- Не куст, а с листочками,

  Не рубашка, а сшита.

  Не человек, а рассказывает.

Ответы детей.

Воспитатель:  Я сейчас назову некоторые слова, это названия книжных магазинов: "Буквоед", "Мысль", "Буква", "Библиофил", " Книгомир", "Книголюб", а вы подумайте, почему они так названы?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие вы у меня умные!!!! А какие бывают книги?

( Дети рассказывают с помощью мнемотаблицы о книгах).

Ответы детей.

Воспитатель:

- Зачем нам нужны книги?

Ответы детей.

Воспитатель:

Есть страна чудесная на свете,

Её библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети.

Потому что книги здесь живут.

"Библио" - книга, "тека" - хранилище.

(Далее педагог предлагает посмотреть слайды с фотографиями библиотеки, домашних книжных уголков воспитанников.)

Воспитатель:  Что было бы, если бы из книжки убежали буквы?

Ответы детей.

Воспитатель:  Ребята, сейчас я буду говорить вам о книгах с помощью пословиц, а вы постарайтесь понять меня и объяснить эти выражения. Пословицами в народе называются короткие мудрые мысли.

Книга не самолёт, а за тридевять земель унесёт

Кто много читает, тот много знает

Дом без книги, что без окон

Одна книга тысячу людей учит

Золото добывают из земли, а знания - из книги.

(Объяснение пословиц и поговорок детьми.)

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Угадай и назови».

Я буду показывать иллюстрации к произведениям, а вы угадывать название рассказа, сказки,  стихотворения. (показ иллюстраций).

- Предлагаю отгадать сказку по строкам из сказок. (Воспитатель зачитывает отрывки из сказок,  на слайдах презентации).

-…Королева сразу узнала противный голос Мышильды, королевы мышей. Та давно уже обитала во дворце и даже устроила в одной из кладовок столицу своей страны Мышляндии. В другой день королева и не подумала бы подкармливать нахальнуюМышильду, но сегодня торжество - будет знатный пир, и она разрешила Мышильде съесть кусочек сальца.

 («Щелкунчик и мышиный король» Э.Т.Гофман)

 

-…Купила мать слив и хотела дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

(«Косточка» Л.Толстой)

Рви и пачкай всё, что мама

Надевает на тебя,

И тебе пойдут и купят

Много новеньких вещей.

 («Вредные советы -4» Г. Остер)

Воспитатель:  А сейчас мы с вами немного отдохнём, закройте глаза и представьте себе, что вы оказались на берегу моря.(включается запись шума моря).

-Волной прибило письмо. Интересно. Открывайте глазки. Ой, да здесь просто какой- то  «салат»  из сказок.

(Воспитатель читает письмо.)

«Салат» из сказок

«…Сидит Волк у проруби и приговаривает: «По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая». Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка за внучку, внучка за Жучку…» («Лисичка – сестричка и Серый волк», «По щучьему велению», «Репка»)
«…Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козленочка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: «Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем…» («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Крошечка  –         Хаврошечка»).
«…Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. Постучал Колобок и спрашивает: «Тук, тук, тук! Кто в тереме живет?». «Я – мышка – норушка, я – лягушка – квакушка…» («Колобок»,         «Теремок»).

(Далее после ответов детей, педагог загадывает загадки.)

-Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек -  копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

-Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

А ну, подскажите имя её.

-Она красива и мила, а имя ей от слова «зола».

-Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор .........

Воспитатель:  Молодцы! Скажите, ребята, а могут ли книги заболеть?

Ответы детей.

(Воспитатель предлагает посмотреть отрывок из м/ф «Гришкины книжки» по произведению С.Я.Маршака)

Воспитатель: Вот так обращаться с книгами нельзя. У меня есть аптечка с "лекарствами" для книг. Посмотрим, что там есть и попробуем сами полечить наши любимые книжки.

(Дети и педагог берут «лекарства»(скотч, бумагу, клей, ластик, тряпочку) и помогают книгам быть «здоровыми»).

Воспитатель предлагает детям с помощью мнемотаблицы рассказать о том, как нельзя обращаться с книгами.

Воспитатель:  Мои начитанные, умные, смышлёные дети, для вас у меня есть подарки. Это, конечно же, книги. Спасибо за ваш интерес к ним, за тягу к знаниям, растите хорошими, воспитанными, добрыми и отзывчивыми людьми. Радуйте всех окружающих своими знаниями!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста "Знакомство с Красной книгой Кубани".

Расширять знания детей о природе, о взаимосвязи природы и человека....

«Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных книг (девайсов)»

Мастер –класс с использованием презентации на тему: «Развитие  математических способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством использования электронных книг (девайсов)...

Сценарий развлечения (музыкального досуга) для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный калейдоскоп моря»

Развлечение с детьми подготовительной к школе группы на тему "Волшебный калейдоскоп моря".(Музыкальный досуг)...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (старший дошкольный возраст) Тема: «Волшебные острова»

                              Программные задачи:Образовательные:-Учить детей устанавливать причинно - следственн...

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с помощью фетровой книги

Фетровый конструктор помогает детям как самостоятельно, так и под руководством взрослого активизировать знани по пройденному материалу, закрепить и систематизировать представления ол профессии "п...