Речевые игры в развитии детей
статья по развитию речи (младшая группа)

Гущина Любовь Александровна

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных ее формах его деятельности.  К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы:  почему ребенок безграмотно пишет;  теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет читать и писать, поступил в школу подготовленный.

Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

А дело в том, что, например, наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Родители забывают, что все надо делать поэтапно, и для того чтобы ребенок удачно овладевал грамотой, надо хорошо освоить устную речь. Это можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента?

А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.

Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они  стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т.е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Так же надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

«Помогаю маме».

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки».

 Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает  из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление

Игры на обогащение словаря:

«Угощаю».

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Опиши предмет».

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Игры  с целью развития грамматического строя речи:

«Приготовим сок».

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

«Один - много».

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

«Чей, чья, чьё».

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

«Упрямые слова».

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

Игры на развитие фонематического слуха:

«Повтори правильно».

Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка  и т. д.

«Придумай слово».

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

«Хлопаем в ладоши».                  

Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_detey_v_igre.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Речевые  игры  в  развитии  детей"

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных ее формах его деятельности.  К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии.

      Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно, расстраиваются, задают многочисленные вопросы:  почему ребенок безграмотно пишет;  теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет читать и писать, поступил в школу подготовленный.

Что же было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

А дело в том, что, например, наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова. Родители забывают, что все надо делать поэтапно, и для того чтобы ребенок удачно овладевал грамотой, надо хорошо освоить устную речь. Это можно сравнить со строительством дома. Какой дом долго простоит без фундамента?

А для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. Он может быть соматически ослабленным, возможно целесообразно проконсультироваться у невролога и у других узких специалистов. Если что-то беспокоит в речевом развитии ребенка стоит обратиться за консультацией к логопеду и не стоит ждать, когда ребенку исполниться 5лет, а то и 7лет.

Нельзя сводить проблему формирование речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитие речи в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому они  стремятся, как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо – только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного развития, в том числе и речевого, то есть хорошего «фундамента» такого как чистое звукопроизношение, хороший лексический запас, сформированный грамматический строй речи, развитый фонематический слух (т.е. речевой слух). Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

Так же надо осторожно относиться к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Потому что практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего, это касается фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него. Так в английском языке есть межзубные звуки, которых нет в русском языке. Более того, межзубное произношение звуков русского языка (шипящих и свистящих звуков) считается речевым дефектом, требующим серьезной работы по его исправлению.

Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу рабочего дня усталость, можно порекомендовать такие игры, в которые возможно играть пока вы работаете на кухне, идете в магазин или из детского сада.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук:

                                          «Помогаю маме».

Большую часть времени вы проводите на кухне. Вы заняты приготовлением ужина. Ребенок крутиться возле вас. Предложите ему перебрать горох, рис, гречку или пшено. Тем самым он поможет вам и потренирует свои пальчики.

«Волшебные палочки».

 Дайте ребенку счетные палочки или спички. Пусть он выкладывает  из них простейшие фигуры, предметы и узоры. Это развивает не только мелкую моторику рук, что уже хорошо для развития речи, но и развивает фантазию, воображение, наглядно-образное мышление.

Игры на обогащение словаря:

«Угощаю».

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова».

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Опиши предмет».

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

     Игры  с целью развития грамматического строя речи:

«Приготовим сок».

«Из яблок сок (какой?) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)» и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?» и т. д.

                                              «Один - много».

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров)» и т. д.

                                            «Чей, чья, чьё».

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки – кошачий» и т. д.

                                            «Упрямые слова».

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т. д.

                Игры на развитие фонематического слуха:

                      «Повтори правильно».

Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка  и т. д.

                                      «Придумай слово».

 Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т. д.

                             «Хлопаем в ладоши».                  

Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и т. д.