Речевое развитие детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Ковальчук Юлия Валерьевна

 

Если вашему ребенку уже 3 года, а он еще не говорит. говорит неразборчив или общается с вами преимущетсвенно посредством жестов, мимики, отдельных звуков - это значит, что пора начинать действовать. Даже если в Вашей семье есть родственники, которые заговорили поздно - это не повод оставлять вопрос речевого развития ребенка без внимания.
Помимо того, что речь - наш основной способ коммуникации с миром, социализации, это также сквозной психический процесс, пронизывающий внимание, память, мышление, представления и даже воображение. Именно речь, слово является формой существования нашей мысли. Поэтому тянуть с запуском речи может быть черевато для последующего психичского и социального развития дошкольника.
Предлагаю Вам нескоько способов, которые можно использовать для речевого развития Вашего малыша в комплексе с занятиями у специалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Для начала важно убедиться, что ребенок здоров. Длительное отсутствие речи может быть связано с множеством медицинских факторов, таких как: последствия инфекций, перенесенных в раннем детстве, сложная беременность и роды, нарушения слуховой функции, поражения ЦНС, или даже стресс. Именно поэтому так важно сначала убедиться, что у ребенка нет проблем со здоровьем. Ранняя диагностика и коррекция нарушений – это половина успеха развивающих занятий.

Создайте дома благожелательную, спокойную атмосферу, в которой ребенку будет интересно заниматься и не страшно, что его речь не поймут. Занятия должны проходить регулярно, выделите для этого всего полчаса в день – пусть занятия будут интересным завершением дня или веселым предобеденным развлечением. Не откладывайте это в долгий ящик - чем раньше вы начнете, тем быстрее и легче ребенок нагонит своих говорящих сверстников.

Несколько правил, которые помогут Вам в речевом развитии малыша:

1. Уберите телефон, выключите телевизор

Игры на планшете и мультики, «развивающие» говорящие медведи и куклы – спасение для перегруженной делами мамы, но они очень вредны для молчащего ребенка. Когда ему отводится роль пассивного наблюдателя, необходимости говорить просто не возникает. Чем проще будет игрушка, тем больше вероятность, что ребенку захочется ее «озвучить». Купите набор обычных кубиков, конструктор, самую простую куклу, ограничьте просмотр мультиков и игры с планшетом. Ребенок должен исполнять главную роль в игре. Первое время помогайте ему разыгрывать простые ситуации, которые ему хорошо знакомы.

2. Разговаривайте с ребенком

Если малыш не говорит, это не значит, что ему неинтересно то, что вы ему говорите. Постоянно общайтесь с ним, проговаривайте каждое свое действие, называйте окружающие вас предметы и явления. Так вы пополняете пассивный словарь ребенка. Произносите слова медленно, четко, громко, следя за артикуляцией. Для малышей основной источник знаний – взрослые, он учится, подражая родителям, так дайте своему сыну или дочери правильный образец.

Вначале упростите все слова до двух-трех слогов, чтобы ребенку было проще их воспроизвести самостоятельно, например, не «бабушка», а «баба». Желательно, чтобы в словах использовались в основном те звуки, которые малыш уже знает. В частности, звуки «м», «п», «б» обычно появляются первыми в речи, независимо от родного языка. Постепенно усложняйте слова.

Если в семье для общения используют несколько языков, при ребенке должен звучать только один из них. Не путайте малыша, сначала дайте ему овладеть материнским языком, а потом уже другим.

3. Пойте песни, читайте стихи

Если ребенок произносит некоторые звуки, пропевайте их вместе с ним, добавляя к согласным гласными, например: ААААА, БА-БА, ПА-ПА, МО-МО, БО-БО и т. д. Это простое, но эффективное упражнения подготовит речевые органы к произнесению более сложных слов.

Читайте вместе короткие детские стихи, народные потешки и пестушки, как правило, в них недлинные слова с похожими звуками. Через некоторое время, когда ребенок запомнит их, специально сделайте ошибку, дайте ему возможность досказать.Устоять перед искушением поправить взрослого могут не все карапузы.Если вы поете ребенку перед сном, ограничьте репертуар двуми-тремя песенками и меняйте произведения как можно реже.

4. Покажите, как говорить

Логопеды советуют завести альбом/книжку с картинками, на которых изображены бытовые предметы, животные, члены семьи. Вместе с ребенком рассматривайте их, называя изображение: «Это баба Маша», «Это киса», «Это деда Миша» и т. д. Когда ребенок запомнит слова, постройте из них простые схематичные предложения, используя слова-действия: «Миша, дай», «Киса, иди» и пр. Если вы увидели в магазине альбомы для развития речи, выбирайте те издания, где большие яркие картинки и даны четкие инструкции, как с ними работать.

Используйте в речи простые конструкции «дай ручку», «где мишка?», «покажи носик», терпеливо повторяйте одни и те же слова и фразы. Опирайтесь на то, что ребенок способен усвоить.

5. Развивайте сенсорное восприятие

Нервные окончания на пальцах и внутренней стороне ладони связаны с центрами речи и памяти головного мозга. Ежедневно выполняйте пальчиковую гимнастику, делайте микромассаж ручек. Разрешайте ребенку пересыпать крупу, играть с цветным рисом, песком, водой, пуговицами, фасолью и другими мелкими предметами. Купите малышу набор музыкальных инструментов: ксилофон, дудочку, барабан, губную гармошку. Учите различать цвета, формы, величину, количество. Разнообразные тактильные, зрительные, слуховые впечатления помогут быстрее запустить речь и развить высшие психические функции.

6. Побуждайте ребенка говорить

Задавайте простые вопросы («где киса?»), обращайтесь с посильными просьбами («дай ложку»), спрашивайте, как у него дела, что он видел на улице и т. д. Во время игры вызывайте у него желание подражать вам. Например, во время пряток открывайте глаза со звуком «ку-ку!», при игре с паровозиком имитируйте его гудок: «ту-туууу!» и так далее. Слова должны иметь эмоциональную окраску: удивляйтесь «Ух ты!», радуйтесь «Ура!», выражайте огорчение «Ай!», «Эх»…Если ребенок повторяет за вами только гласные, это уже результат.

Многие дети-молчуны выражают свои желания и просьбы жестами и мимикой. По мере возможности пресекайте эти «разговоры». Делайте вид, что не понимаете, когда речь идет о предмете или действии, названия которых малыш прекрасно знает, но не хочет сказать вслух.

И главное - сохраняйте спокойствие! Когда ребенок долго не говорит - это может огорчать, злить, может казаться, что он отстает не только в речевом развитии. Если Вам кажется, что все усилия напрасны - Вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам (неврологу, логопеду, психологу, дефектологу). Комплексная помощь – самая эффективная помощь, главное – вовремя за ней обратиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей от учителя - логопеда «Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста"

Данная презентация и памятка для родителей были представлены мною на  общем родительском собрании  27.02.2017 в ГБОУ ШМК Бибирево ДО №4. Я расширила знания родителей об особенностях и трудно...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста. Рекомендации учителя- логопеда для родителей.

Значение правильной речи огромно для человека любой специальности. Неправильная речь ребёнка затрудняет его общение с окружающими, отражается на его общем развитии, характере, и в будущем может быть п...

Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...

Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста

В статье рассматривается роль семьи в речевом развитии ребенка дошкольного возраста.Я представляю в статье опыт своей работы в данном направлении и формулирую практические рекомендации для родителей с...

Рекомендация для родителей по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психологическим развитием. В большенстве случаев, по тому как ребенок говорит, можно судить, как он развит в целом. Мои рекомендации будут полезны...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Рекомендации для родителей «Читаем дома" 15.07.2023

Сказки – первые увлекательные истории в жизни каждого ребенка. Книжки со сказками открывают ему удивительный мир, в котором добро побеждает зло, где волшебники и феи приходят на помощь в трудный...

Взаимодействие педагогов в речевом развитии детей дошкольного возраста: рекомендации учителя-логопеда

В данной консультации освещена модель по активизации развития речи дошкольников в условиях ДОУ. Выделены основные направления взаимодействия педагогов ДОУ в работе над развитием речи у дошкольников....