Скорочтение
рабочая программа по развитию речи
Современные дети плохо читают.
Это сказывается на успеваемости, объеме усваиваемого материла на занятиях (а в дальнейшем при обучении в школе - на уроках), скорости выполнения домашних заданий. Решить проблему помогают специальные упражнения для скорочтения для детей.
В рамках предоставления платной образовательной услуги в МБДОУ д/с № 27 "Жар - птица" я руковожу кружком для детей старшего дошкольного возраста по скорочтению.
На этой странице вы можете ознакомиться с моей программой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
по обучению детей 5-7 лет скорочтению
Автор программы
Ермоленко Марина Викторовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по обучению «Скорочтению» (техника интенсивного обучения чтению) разработана с использованием методики Г. Абдуловой, Н. Жуковой, В. Воскобовича. Программа по скорочтению включает в себя не только отработку навыков чтения, но и развития всех видов памяти и внимания, всего того, что способствует быстрому чтению.
Программа реализуется в рамках кружка по дополнительному образованию детей. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей дошкольного возраста и рассчитана на курс обучения (декабрь – май). Занятия проводятся в соответствии с расписанием 2 занятия в неделю по 25 минут во второй половине дня.
Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе
диагностических фактов у учащихся низкая скорость чтения, они допускают
при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой состав слов и испытывают трудности при слогослиянии.
От скорости чтения зависит также процесс развития. В процессе чтения
совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих
двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность.
Ученики имеют возможность в полной мере получить знания не только по осмысленному чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а также улучшить свою речь.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
Главной задачей занятий по скорочтению является обучение детей осмысленному чтению, улучшению зрительной и слуховой памяти и логическому мышлению. На занятиях дети читают слоги различной сложности, затем переходят к словам разной сложности, а затем к отработке текстов различной сложности. Для развития памяти используются рисунки и слова, с каждым занятием количество слов и рисунков увеличивается.
Занятия курса «Скорочтение» строятся в занимательной, игровой форме. Программа содержит 45 занятий, в которые включены задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения, а также упражнения со словами, предложениями, текстами, направленные на коррекцию и развитие непосредственно навыка чтения.
Применяются такие наглядные материалы как: таблицы, схемы, образцы. Тексты для чтения с использованием мнемокартинок, тексты для хорового чтения. Упражнения для всех видов памяти, внимания, мышления и воображения.
Виды занятий по программе:
- занятия на освоение техник и приёмов скорочтения;
- игры на развитие внимания и памяти;
- игры на развитие речевого аппарата;
- чтение текстов по ролям;
- подвижные игры и др.
Предполагаемый результат:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения.
Результаты работы:
- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других.
- синхронизация обоих полушарий
- расширение поля зрения
- увеличение скорости чтения
-совершенствование мышления.
-развитие артикуляции и моторики
Структура занятия.
Каждое занятие включает в себя упражнение разной направленности:
- Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата.
- Работа со скороговорками.
- Работа со слоговыми таблицами.
- «Марсианские» стихотворения.
- Работа с «Таблицами Шульте».
- Работа с текстами на время.
- Упражнения на развитие угла зрения.
- Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
- Работа с «Тестом Пьерона-Рузера»
- Работа со скороговорками. «Я учусь говорить»
- во время проговаривания всех скороговорок звуки должны произноситься чётко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями
пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой
руки; с щелчками пальцев левой и правой руки.
Скороговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков
для отработки дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
- Виды упражнений со слоговыми таблицами:
- «Я читаю слоги»
- чтение слогов, слов
- строчками и столбцами.
Упражнение выполняется на время: 1 раз ребёнок читает 1 минуту
– делается отметка, затем читает этот же отрывок
– 45 секунд со звуковыми сигналами через каждые 15 секунд (хлопки).
Упражнение называется «Чтение на 3 хлопка».
Читающий должен успеть прочитать этот же объём.
- Быстрое нахождение ребенком слога, который прочитал учитель.
- «Подскажи конец словечка». Учитель произносит слово, не договаривая
последний слог.
- «Марсианские» стихотворения.
Эффективный вид работы при обучении чтению. Внимание детей
сосредоточено лишь на технической стороне процесса чтения, они не смогут
запомнить набор слогов, поэтому их прочитывание может стать
многократным. Отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата.
Можно предложить дополнительный вид работы, придумать, о чём же
говорят нам «марсиане» в этом стихотворении. Если о радостном, то и
прочитать следует радостно. Если о грустном, то прочитать следует грустно.
- Работа с текстом на время.
При работе с текстами используется прием «Многократное чтение».
За одинаковый промежуток времени (1, 2 минуты, полминуты в зависимости от объема текста) читать несколько раз, начиная каждый раз сначала.
Количество прочитанных слов с каждым разом увеличивается. Это видит сам
ученик, у которого поддерживается желание дальнейшего чтения.
- Упражнения на развитие угла зрения
Малый угол зрения – одна из причин медленного чтения. Расширяя угол
зрения, увеличивается скорость чтения. Для этой цели рекомендуется
использовать «Таблицы Шульте». Представляют собой таблицу чисел от 1 до 16 и 25, где числа расположены в произвольном порядке, нужно найти
числа по порядку за 1 минуту.
Варианты заданий:
- Назови и покажи все числа в порядке возрастания.
- Назови и покажи все числа в порядке убывания.
- Покажи все четные числа.
- Упражнения на развитие зрительной памяти:
Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать
мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из
эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в
памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его
легче на наглядном материале.
- Упражнение на развитие слуховой памяти:
Читается 10 слов, которые дети должны постараться их запомнить. Для
запоминания составляется рассказ.
- Тест Пьерона –Рузера
Тест Пьерона-Рузера не требует специального оборудования. Для
проведения его потребуются лишь заранее подготовленный бланк,
простой карандаш и секундомер. На бланке должны быть изображены
четыре вида геометрических фигур. Они располагаются на одинаковом
расстоянии друг от друга в таблице 10 х 10. Перед началом теста
ребенку даются указания: предлагается построчно заполнить фигуры
соответствующими значками (плюс, минус, точка). Четвертая фигура
остается пустой. На выполнение задания отводится 60 секунд
Цель и задачи программы
Цель программы – создание условий для развития навыка чтения, повышения скорости чтения и усвоения прочитанного.
Задачи
Образовательные:
- способствовать освоению приёмов и техник скорочтения учащимися;
- формирование навыков звукового анализа слов, грамматически правильной речи;
- расширение знаний об окружающем мире;
- ознакомление с художественной литературой;
-обучение умению оценивать результаты своей деятельности и деятельности сверстников.
Развивающие:
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие логического мышления, произвольного внимания, памяти;
- развитие речи;
- развитие артикуляционного аппарата и формирование звуковой культуры речи;
- способствование развитию мотивации к процессу обучения.
Воспитательные:
- формирование коммуникативных навыков;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу, уважения к взрослым;
- формирование определенных черт характера: дисциплинированности, организованности, собранности, аккуратности и работоспособности;
- воспитание самостоятельности и умения использовать полученные знания в повседневной жизни
1.3 Планируемые результаты
При реализации программы «Скорочтение» учащимися будут достигнуты следующие результаты:
Личностные результаты:
- готовность и способность к усвоению новых знаний.
Познавательные универсальные учебные действия:
- способность определять способ действия для решения поставленной задачи, систематизация и обобщение полученных знаний.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение правильно выражать свои мысли в речи, вести диалог;
- умение слышать, слушать и понимать взрослого и другого ребёнка;
- умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- формирование навыка постановки цели и ее достижение, навыка самооценки.
Предметные результаты:
Будут знать:
- зачем нужно уметь читать быстро;
- какие упражнения можно выполнять, чтобы повысить скорость чтения.
Будут уметь:
- самостоятельно читать тексты;
- запоминать содержание текста;
- выделять основную мысль;
- пересказывать прочитанное;
- рассказывать о прочитанном своими словами.
Приложение 1
Календарно-тематический план
Тематическое планирование в подготовительной группе.
№ п/п | Содержание материала | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
1. | Развитие артикуляции и дикции | на каждом занятии | произносить звуки чётко, ясно, не торопясь; соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и правой руки; отрабатывать чистоту произнесения звуков, для выработки правильного дыхания, чувства ритма; выполнять технику дыхательных упражнений; |
2. | Развитие внимания | на каждом занятии | внимательно читать про себя; управлять своим вниманием; тренировать внимание; быстро перестраиваться, чтобы выполнить упражнение; |
3. | Расширение поля зрения | на каждом занятии | видеть ясным взором большую область текста; выделять в тексте самое важное и необходимое; находить боковым зрением цифры; тренировать движение глаз; расширять горизонтальную и вертикальную составляющую «пятна ясного видения»; |
4. | Синхронизация обоих полушарий | на каждом занятии | заставить синхронно работать оба полушария мозга; овладеть техникой рисования двумя руками; быстро считать в уме и громко произносить ответы; соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения упражнения; |
5. | Чтение с указкой | на каждом занятии | читать с помощью указки; избегать возвратных движений при чтении; вести указку непрерывно, не останавливаясь, и постоянно ускоряя свои движения; |
| Декабрь Занятие №1,2 |
|
|
№ | Этапы занятия | Время | Примечания |
1 | Приветствие | 2 мин |
|
2 | Диагностика. | 3мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 2-3 мин |
|
4 | Зрительная память. | 3 мин |
|
5 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-5 мин |
|
7 | Слуховая память | 3-5 мин |
|
|
|
|
|
| Занятие №3 |
|
|
1 | Периферическое зрение. Работа с таблицами | 3 мин |
|
2 | Игра "Поиск фигур" | 5 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-5 мин |
|
4 | Слуховая память. | 4-5 мин |
|
5 | Чтение скороговорок | 3 мин |
|
6 | Упражнение на запоминание. Запоминание слов | 3 мин |
|
7 | Эмоциональный интеллект. Нарисуй свое настроение | 2 мин |
|
8 | *Игровые моменты на усмотрение преподавателя |
|
|
|
|
|
|
Занятие №4 | |||
1 | Приветствие. Эмоциональный настрой. | 1-2 мин |
|
2 | Игра "Покажи как надо!" | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3 мин |
|
4 | Упражнение на память. "Радужная таблица" | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 4-5 мин |
|
7 | Зрительная память | 3-4 мин |
|
| Занятие №5 |
|
|
1 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 3 мин |
|
2 | Чтение скороговорок | 3-5 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
4 | Игра на память и внимание "Свое место" | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение хором | 3-4 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 4-5 мин |
|
| Занятие №6 |
|
|
1 | Упражнение на запоминание. Запоминание слов | 3 мин |
|
2 | Отработка дикции. Чтение с указкой. | 3-5 мин |
|
3 | Игра "Снежный ком" | 3 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 5 мин |
|
5 | Подведение итогов. Мотивация. | 3 мин |
|
6 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. | 5 мин |
|
Занятие №7 | |||
1 | Приветствие. | 1 мин |
|
2 | Ребусы. | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 2-4 мин |
|
4 | Упражнение на воображение. Нарисуйте персонажа | 3-5 мин |
|
5 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 4-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4-5 мин |
|
7 | Подведение итогов. Мотивация. | 3-4 мин |
|
|
|
|
|
Январь Занятие №9 | |||
№ | Этапы занятия | Время | Примечания |
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Поиск цифр | 3-4 мин |
|
3 | Артикуляционная гимнастика | 3 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
5 | Чтение скороговорок | 3 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | Работа с текстом. Чтение хором. | 3-4 мин |
|
8 | Упражнение на запоминание. Запоминание стихотворения | 3-4 мин |
|
| Занятие №10 |
|
|
1 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
2 | Аудиальный диктант "Кораблик" | 3 мин |
|
3 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 3-4 мин |
|
4 | Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Упражнение на эрудицию | 3-4 мин |
|
7 | Подведение итогов. Мотивация. | 5 мин |
|
8 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. | 3-4 мин |
|
Занятие №11 | |||
1 | Приветствие. Повторение пройденного. | 5 мин |
|
2 | Упражнение на расширение словарного запаса. Назови 10 названий | 3-5 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Поиск цифр | 3-4 мин |
|
4 | Слуховая память. | 3-5 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение хором. | 3-5 мин |
|
7 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий | 3-4 мин |
|
| |||
| Занятие №12 |
|
|
1 | Упражнение на расширение словарного запаса. | 3-4 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-5 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость слогов | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов | 3-4 мин |
|
7 | Расширение словарного запаса. Подбор антонимов | 3-5 мин |
|
8 | Чтение стихотворения хором | 3-4 мин |
|
|
|
| |
| Занятие №13 | ||
1 | Приветствие. Проверка Д/З | 3 мин |
|
2 | Игра "Цветочные точки" | 5 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на память. "Радужная таблица" | 3-4 мин |
|
5 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов | 3-4 мин |
|
7 | Работа с текстом. Чтение на скорость небольших слов. Вставьте пропущенные слова | 3-5 мин |
|
8 | Чтение стихотворения хором | 3-4 мин |
|
| Занятие №14 |
|
|
1 | Упражнение на внимание. Найди слова | 4 мин |
|
2 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. Пластилин | 4 мин |
|
3 | Игра "Кот в мешке" | 3-5 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы | 5-7 мин |
|
5 | Мнемотехника. "Цепочки слов" | 3-5 мин |
|
6 | Игра "Назовите части целого" | 3-4 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3-4 мин |
|
8 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя | ||
| Занятие №15 | ||
|
|
|
|
1 | Приветствие. Проверка Д/З | 3 мин |
|
2 | Артикуляционная гимнастика | 2 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Лабиринт | 2-3 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
5 | Чтение скороговорок | 2-3 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение и ответы на вопросы | 3-4 мин |
|
7 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
8 | Работа с текстом. Чтение хором | 3-4 мин |
|
9 | Мнемотехника. "Слово-символ" | 3-4 мин |
|
| Февраль Занятие №16 |
|
|
№ | Этапы занятия | Время | Примечания |
1 | Мнемотехника. "Слово-символ" | 3-4 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи | 4-5 мин |
|
5 | Проговорите на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Расширение словарного запаса. Подбор антонимов | 3 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка" | 4 мин |
|
8 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя |
|
|
| Занятие №17 | ||
| Этапы занятия | Время | Примечания |
1 | Игра "Воробьи и вороны" | 3 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию | 4 мин |
|
3 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы | 3-5 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите | 3-4 мин |
|
6 | Тренировка на быстрое переключение внимания. | 3-4 мин |
|
7 | Упражнения на эрудицию. | 5 мин |
|
|
|
|
|
| Занятие №18 |
|
|
1 | Артикуляционная гимнастика | 3-4 мин |
|
2 | Работа с текстом. Пословицы и поговорки | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
4 | Игра "Сороконожка" | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом" | 5 мин |
|
8 | Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному | 2 мин |
|
9 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3-4 мин |
|
| * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
|
|
| |||
| Занятие №19 | ||
1 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. | 1-2 мин |
|
2 | Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом. | 3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение по указке. | 3-4 мин |
|
6 | Чтение скороговороки с моторчиком. | 3-4 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3 мин |
|
| Занятие №20 |
|
|
1 | Дыхательная гимнастика. | 1-2 мин |
|
2 | Расширение поля зрения. | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями | 3 мин |
|
7 | Подведение итогов. Мотивация. | 2-3 мин |
|
| Занятие №21 | ||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
|
|
| Занятие №22 |
|
|
1 | Работа с текстом. Чтение скороговорок | 3 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение хором | 4 мин |
|
4 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай | 3 мин |
|
7 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3 мин |
|
8 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин |
|
| Занятие №23 | ||
1 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
2 | Прочитайте от самой большой к самой маленькой | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3 мин |
|
5 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
6 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
8 | Подведение итогов. Мотивация | 2 мин |
|
|
| ||
| Март Занятие №24 | ||
1 | Артикуляционная гимнастика | 2 мин | |
2 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин | |
3 | Чтение скороговорок | 3-4 мин | |
4 | Работа с текстом. Чтение хором. | 4 мин | |
5 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин | |
6 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин | |
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. | ||
| Занятие №25 |
| |
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин | |
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин | |
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
| |
| Занятие №26 |
| |
1 | Работа с текстом. Чтение скороговорок | 3 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение хором | 4 мин |
|
4 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай | 3 мин | |
7 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3 мин | |
8 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин | |
| Занятие №27 | ||
1 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. | 1-2 мин |
|
2 | Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом. | 3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение по указке. | 3-4 мин |
|
6 | Чтение скороговороки с моторчиком. | 3-4 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3 мин |
|
| Занятие №28 |
|
|
1 | Дыхательная гимнастика. | 1-2 мин |
|
2 | Расширение поля зрения. | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями | 3 мин |
|
7 | Подведение итогов. Мотивация. | 2-3 мин |
|
Занятие №29 | |||
1 | Мнемотехника. "Слово-символ" | 3-4 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи | 4-5 мин |
|
5 | Проговорите на скорость | 3-4 мин |
|
6 | Расширение словарного запаса. Подбор антонимов | 3 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Гриб - полянка" | 4 мин |
|
8 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя |
|
|
| Занятие №30 | ||
1 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
2 | Прочитайте от самой большой к самой маленькой | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3 мин |
|
5 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
6 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
8 | Подведение итогов. Мотивация | 2 мин |
|
| Занятие №31 | ||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
|
|
| Апрель Занятие №32 |
|
|
1 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
3 | Периферическое зрение. Работа с таблицей. Цифры | 2-3 мин |
|
4 | Работа с текстом. Упражнение на развитие выразительности речи | 3-5 мин |
|
5 | Упражнение на внимание "Птицы" | 3-4 мин |
|
6 | Игра "Найди букву" | 3-4 мин |
|
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. | 3-4 мин |
|
| Занятие №33 | ||
| Этапы занятия | Время | Примечания |
1 | Игра "Воробьи и вороны" | 3 мин |
|
2 | Упражнение на внимание. Поиск цифр по возрастанию | 4 мин |
|
3 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Чтение на скорость и ответы на вопросы | 3-5 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение на скорость, зарисуйте и перескажите | 3-4 мин |
|
6 | Тренировка на быстрое переключение внимания. | 3-4 мин |
|
7 | Упражнения на эрудицию. | 5 мин |
|
| Занятие №34 |
|
|
1 | Артикуляционная гимнастика | 3-4 мин |
|
2 | Работа с текстом. Пословицы и поговорки | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
4 | Игра "Сороконожка" | 3-4 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на эрудицию. "Назови одним словом" | 5 мин |
|
8 | Упражнение на воображение. Напиши свое имя по-разному | 2 мин |
|
9 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3-4 мин |
|
| * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
|
|
| Занятие №35 |
| |
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин | |
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин | |
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
| |
| Занятие №36 |
| |
1 | Работа с текстом. Чтение скороговорок | 3 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение хором | 4 мин |
|
4 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай | 3 мин | |
7 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3 мин | |
8 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин | |
| Занятие №37 | ||
1 | Упражнение на гармонизацию работы полушарий. | 1-2 мин |
|
2 | Артикуляционная гимнастика. Работа с текстом. | 3 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
5 | Работа с текстом. Чтение по указке. | 3-4 мин |
|
6 | Чтение скороговороки с моторчиком. | 3-4 мин |
|
7 | Кинезиологическое упражнение "Ухо - нос" | 3 мин |
|
| Занятие №38 | ||
1 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
2 | Прочитайте от самой большой к самой маленькой | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3 мин |
|
5 | Упражнение на внимание. Найди отличия | 3-4 мин |
|
6 | Чтение скороговорок | 3-4 мин |
|
7 | Упражнение на внимание. Соедини числа по возрастанию | 3-4 мин |
|
8 | Подведение итогов. Мотивация | 2 мин |
|
| Занятие №39 | ||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
|
|
| Май Занятие №40 | ||
1 | Артикуляционная гимнастика | 2 мин | |
2 | Работа с текстом. Поиск букв и слов | 4 мин | |
3 | Чтение скороговорок | 3-4 мин | |
4 | Работа с текстом. Чтение хором. | 4 мин | |
5 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин | |
6 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин | |
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. | ||
| Занятие №41 |
| |
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин | |
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин | |
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
| |
| Занятие №42 |
| |
1 | Работа с текстом. Чтение скороговорок | 3 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение хором | 4 мин |
|
4 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай | 3 мин | |
7 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3 мин | |
8 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин | |
| Занятие №43 |
|
|
1 | Дыхательная гимнастика. | 1-2 мин |
|
2 | Расширение поля зрения. | 3-4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение по цепочке | 3-4 мин |
|
4 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение с разными эмоциями | 3 мин |
|
7 | Подведение итогов. Мотивация. | 2-3 мин |
|
| Занятие №44 | ||
1 | Приветствие. Настрой на работу. | 2 мин |
|
2 | Периферическое зрение. Работа с таблицами. Цифры и буквы | 3-4 мин |
|
3 | Упражнение на внимание. "Цифровой лабиринт" | 3-4 мин |
|
4 | Упражнение на внимание. Найди букву. | 3-4 мин |
|
5 | Зрительная память. Посмотри и нарисуй | 3-5 мин |
|
6 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 3-4 мин |
|
7 | * Игровые моменты проводятся на усмотрение преподавателя. |
|
|
| Занятие №45 |
| |
1 | Работа с текстом. Чтение скороговорок | 3 мин |
|
2 | Работа с текстом. Чтение на скорость | 4 мин |
|
3 | Работа с текстом. Чтение хором | 4 мин |
|
4 | Мнемотехника. Запомните стихотворение | 3 мин |
|
5 | Работа с текстом. Метод "Ощущений" | 3 мин |
|
6 | Упражнение на внимание. Слушай и раскрашивай | 3 мин | |
7 | Ребусы. Слова - перевёртыши. | 3 мин | |
8 | Подведение итогов. Мотивация | 3 мин |
Приложение 2
Диагностика учащихся
Пояснительная записка
С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества учебно-воспитательного процесса проводится аттестация учащихся в течение всего периода обучения. Аттестация проходит в два этапа: входящая диагностика и итоговая аттестация.
Входящая диагностика
Цель: выявить уровень знаний детей на начальном этапе обучения.
Задачи:
- выявить уровень теоретических знаний;
- выявить уровень практических знаний на начальном этапе обучения.
Срок проведения: сентябрь.
Форма проведения: контрольное занятие.
Теоретическая часть:
1. Назови отличия гласных и согласных звуков.
2. Назови слово с заданным звуком.
3. Определи и назови первый звук в заданном слове.
Практическая часть:
1. Прочитай слоги, предложенные слова. Раздели слова на слоги.
2. Найди слова в предложенной таблице.
3. Раскрась гласные буквы красным цветом, согласные – синим.
Критерии оценки:
Высокий уровень развития – все задания учащийся выполняет самостоятельно, без ошибок.
Средний уровень развития – учащийся выполняет два задания самостоятельно, одно с помощью педагога, делает 1-2 ошибки.
Низкий уровень развития – ребёнок испытывает затруднения при выполнении всех заданий, выполняет только с помощью педагога, при этом делает больше 2 ошибок.
Итоговая диагностика
Цель: выявить уровень усвоения учащимися программного материала за весь период обучения, соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Задачи:
- определить степень усвоения практических умений и навыков в соответствии с прогнозируемыми результатами за весь год обучения;
- выявить уровень усвоения теоретических знаний;
- проанализировать полноту реализации программы.
Срок проведения: по итогам реализации программы.
Форма проведения: контрольное занятие.
Содержание
Теоретическая часть:
- Рассказать, что такое «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Рассказать, чем отличаются звуки гласные и согласные, твердые – мягкие, глухие – звонкие.
- Назвать свой любимый литературный жанр (басня, сказка, рассказ, стихотворение, фольклор).
Практическая часть:
- Назвать слова, начинающиеся или заканчивающиеся на заданный звук.
- Прочитать наизусть любое стихотворение.
- Прочитать текст на время.
Критерии оценки
Низкий уровень – учащийся прочитал менее 20 слов за минуту, не смог выполнить задание или выполнил только с помощью педагога.
Средний уровень – учащийся прочитал 20-30 слов за минуту, выполнил задание с незначительными ошибками, исправил их самостоятельно.
Высокий уровень – учащийся прочитал более 30 слов за минуту, выполнил задание самостоятельно и без ошибок.
Приложение 3
Задания для практической части входящей диагностики
Фамилия, имя _________________________________________________
1.Назови буквы, которые ты знаешь:
А К У Е Э Т М П Б И Г З Ё Ю Я Ы О Н В Р Л Д
2.Прочти слоги и слова
БО ВУ ХА УС ОН ИР РИ ДЫ ЭК
НОС РУКА СНЕГ ЛУЖА СЫНОК МАШИНА
Задания для практической части итоговой диагностики
Вариант 1
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летали четыре бабочки: красная бабочка, белая бабочка, желтая бабочка и черная бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочек и захотела их съесть. Испугались бабочки и сели на цветы. Белая бабочка села на ромашку. Красная бабочка – на мак. Желтая – на одуванчик, а черная села на сучок дерева. Летала птица, летала, но не увидела бабочек.
Слов 66, за минуту_______
Отметь слова, в которых есть буква «А»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Вариант 2
Н. Сладков «Как медведь сам себя напугал»
Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке, выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать. Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают. Не уйти ли лучше? — подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.
Слов 86, за минуту______
Отметь слова, в которых есть буква «И»
ВОДА КИНО СОДА ПОЯС ПОЛ ИЗБА ЛЕТО ОКНО КИВИ ИЗЮМ АЛЬТ ВИНА МУХА ПЧЕЛА ОВЦА ОСА КОРА ИГРА
Список литературы и источников
- 200 текстов для обучения скорочтению / под ред. Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2019. – 238 с. – Текст: непосредственный.
- Абдулова, Г.Ф. Большая книга по скорочтению и развитию интеллекта / Г.Ф. Абдулова. – Москва: АСТ, 2020. – 157 с. – Текст: непосредственный.
- Абдулова, Г.Ф. Скорочтение: упражнения по развитию навыка. Рабочая тетрадь-тренажёр / Г. Абдулова.-М.: Издательство АСТ, 2020
- Абдулова Г. Скорочтение для детей. Как читать быстрее, запоминать и понимать больше / Гюзель Абдулова; худ. С. Бордюг и Н. Трепенок и др. — М.: Издательство АСТ, 2017. — 112 с.
- Безруких, М.М. Как подготовить ребенка к школе: методическое пособие для учителей нач. кл., воспитателей дошк. учреждений, родителей / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Тула: Арктоус, 1997. – 97 с.
- Белобрыкина, О.А. Речь и общение: пособие для родителей и педагогов / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Акад. развития, 2011. – 240 с. – Текст: непосредственный.
- Воскобович В.В. Игровое пособие по обучению чтению.
- Жукова, Н.С. Уроки для дошколят. Учимся читать без ошибок / Н.С. Жукова. – М.: 2011. – Текст: непосредственный.
- Узорова, О.В. 100 познавательных текстов для обучения детей чтению / О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – Москва: АСТ, 2019. – 95 с. – Текст: непосредственный.
- Чистякова, О.В. Обучение чтению / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 64 с. – Текст: непосредственный.
- Чистякова, О.В. Учимся читать / О.В. Чистякова. – СПб: Литера, 2019. – 32 с. – Текст: непосредственный.
- Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: книга для воспитателей детского сада / Г.С. Швайко. – М., 1983. – 64 с. – Текст: непосредственный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/12/06/picture-928474-1701887488.jpg)
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Рабочая программа деятельности учителя-логопеда по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов» разработана на основе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/08/picture-1115017-1565266068.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов и подготовки руки к письму»
Рабочая программа по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов, и подготовки руки к письму» разработана на основе м...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/24/picture-1232116-1708776042.jpg)
Дистанционное обучение. Картотека "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ". Задания для скорочтения
Дистанционное обучение. Картотека "РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ". Скорочтение для детей.Упражнения (из пособия Г. Абдуловой) для формирования навыка и повышения скорости и эффективности чтения....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/24/picture-1423218-1664029551.jpg)
Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет «Обучение скорочтению через развитие высших психических процессов»
Методическая разработка по дополнительному образованию дошкольников 5-7 лет "Обучение скорочтению чере развитие высших психических процессов".Рабочая программа воспитателя ГБДОУ детско...