План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок.
методическая разработка по развитию речи

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razr_plan-programma.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

План-программа работы по развитию связной речи с использованием сказок.

   1. Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивать.

Методы, приемы:

Рассказывание сказки; Отгадывание загадок; Дидактические игры: «Что умеют делать звери», «Какой, какая, какое?», «Кто сумеет похвалить», «От каждого по словечку»; Развивающая игра « А если бы…»; Придумывание нового названия сказки; Придумывание нового конца сказки.

   2. Систематизировать представление о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов; умение подбирать антонимы, синонимы, употреблять местоимения в речи, согласовывать прилагательные и существительные. Упражнять в решении творческих задач. Развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение и мышление.

Методы, приемы:

Чтение сказки; Беседа; Дидактические игры: «Напишем письмо герою», «Закончи предложение», «Кто знает другое слово»; Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»; Сочинение загадок; Пересказ эпизода сказки от имени героя; Изменение сюжета сказки путем ввода нового героя.

   3. Продолжать формировать умения подбирать антонимы, прилагательные согласовывать с существительными в роде, числе, падеже; составлять словосочетания, подбирать слова-названия качеств, действий, частей предметов. Активизировать словарь. Продолжать развивать умение составлять связное высказывание. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Методы, приемы:

Чтение сказки; Пересказ с помощью иллюстрации; Придумывание нового названия сказки; Придумывание загадок; Дидактические игры: «Дополни предложение», «Какой, какая, какое», «Задай вопрос»; Пересказ с помощью иллюстрации; Придумывание нового названия сказки; Придумывание загадок; Дидактические игры: «Дополни предложение», «Какой, какая, какое», «Задай вопрос герою»; Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо»; Придумывание нового окончания сказки; Изменение сюжета сказки.

   4. Систематизировать представления о значении слов. Активизировать словарь. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слова-названия качеств, предметов, действий, частей предметов, глаголы, прилагательные; умение использовать суффиксы; умение продолжать и заканчивать высказывание, подбирать подходящее слово и согласовывать его с другими словами в предложении. Активизировать творческое воображение, мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Методы, приемы:

Чтение сказки; Беседа; Дидактические игры: «Кто сумеет похвалить», «Назови ласково», «Задумай слово», «От каждого по словечку», Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо - плохо», Пересказ по цепочке с опорой на иллюстрацию; Придумывание нового названия сказке; Придумывание нового окончания сказки; Изменение сюжета сказки.

   5. Формирование умений отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки; умения выделять части предметов, качества, действия; умения сравнивать, подбирать антонимы, синонимы. Развивать умение использовать заместителей при пересказе конкретного эпизода сказки. Активизировать словарь, творческое воображение и мышление. Развивать умение строить связное высказывание. Упражнять в решении творческих задач.

Методы, приемы:

Чтение сказки; Беседа; Изображение героев геометрическими фигурами; Рассказывание сказки по схеме; Дидактическая игра «Скажи наоборот»; Придумывание истории; Придумывание нового названия сказки; Придумывание загадок; Придумывание другого конца сказки; Развивающие игры: «Хорошо - плохо», «А если бы…»; Изменение сюжета сказки путем добавления нового героя.

   6. Формировать грамматический строй речи, умения подбирать слово к заданному слову, объяснять смысловую связь между словами, обогащать словарь за счет слов, относящихся к разным частям речи; умения составлять связное высказывание с опорой на иллюстрацию; умение аргументировать. Активизировать и развивать мышление и память.

Методы, приемы:

Рассказ эпизода сказки по иллюстрации; Дидактическая игра «Разные слова»; Самостоятельное составление рассказа о герое. 

7. Активизировать знания и представления. Формировать умение подбирать нужное слово, уточнять значение слов. Развивать творческое воображение и мышление. Продолжать формирование умения составлять связное высказывание. Придумывание новой сказки.

Методы и приемы:

Дорисовывание кляксы на бумаге; Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Речевые ситуации»; Придумывание сказочной истории про Кляксу.Дидактические игры: «Какой, какая, какое», «Закончи предложение»; Придумывание сказочной истории про игрушку; Рисование истории.

8. Формировать умения классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение; составлять разнообразные словосочетания, связные высказывания. Развивать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач.

Методы, приемы:

Дидактические игры: «Какое что бывает?», «Что умеют делать звери?», Рассматривание картинки; придумывание сказочной истории по сюжетной картинке.

   Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления и должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи.


Рекомендации воспитателям и родителям.

   Для развития связной речи дошкольников можно применять различные методы, но мы остановимся на работе со сказкой. Ребенок активен от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, речевая зарядка, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д. С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка. Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, не возникают ассоциации. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное. Рекомендуется подходить к работе со сказкой не традиционно, т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. Уча детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему, не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания. Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных поступков. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи с использованием пальчиковых сказок

                                                      ...

картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием рус нар сказок у дошольников

картотека дид игр по развиию связнй речи с использованием рус нар сказок у дошкольников...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказывать знак...

Консультация "Развитие связной речи с использованием пальчиковых сказок".

Развитие связной речи с использованием пальчиковых сказок...

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи с использованием русских народных сказок у дошкольников. Д/игра «Расскажи сказку» Цель: совершенствование умения пересказыват...

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок.

План-программа работы по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с использованием сказок....

План программы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ у детей дошкольного возраста».

Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии речи дошкольников   в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать,  искать самостоя...