Мини практикум для педагогов «Виды пальчиковых игр»
методическая разработка по развитию речи

Крымова Елена Владимировна

 

Целью мини практикума, было показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с коллегами методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Мини практикум для педагогов «Виды пальчиковых игр»

Целью мини практикума, было показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста; поделиться с коллегами методами использования пальчиковой гимнастики, словесной игры в жизни ребёнка; способствовать желанию педагогов применять полученные знания на практике.
Нашу встречу, мы начали с теоретического аспекта. Поговорили о том , насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им пользу.
В  практической части, говорили о видах пальчиковых игр, часть игр проиграли  и проговорили.

Первый вид пальчиковых игр — это пальчиковые игры со стихотворным сопровождением: они побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками как в свободное время, так и на прогулке.

«Замок»

Руки складываются в замок, переплетаются пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (на этом слове ритмично постукивать друг об друга основаниями ладоней, не расщепляя пальцы)

Покрутили, (не расщепляя пальцы, одну руку поворачивать к себе, другую от себя, попеременно меняя их)

Потянули (тянуть руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская «замок» полностью)

И открыли! (резко отпуская руки, развести их широко в стороны) (фото 1)

Следующий вид - это игры с предметами, которые всегда есть в обиходе: с использованием карандаша с гранями, с прищепками, игры с пробками от бутылок, игры с сыпучими материалами (горох, фасоль, рис, гречка, пшено). Такие игры легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. В играх с сыпучими материалами пальчики станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Предложила  проиграть одну из таких игр с бумагой:

1, 2, 3, 4, 5

Мы бумажку будем мять!

Мы бумажку будем мять!

Свои ручки развивать!

(мнём обеими руками, как будто лепим снежок)

В ручку правую возьмём

И чуть-чуть её помнём.

(берём в правую руку и мнём только правой рукой)

Мы чуть-чуть её помнём

Левой ручке отдаём.

(берём в левую руку и мнём только левой рукой)

В ручку левую возьмём и чуть-чуть её помнём.

Мы чуть-чуть её помнём

И на стол быстрей кладём. (И быстрей её кладём)

(убираем смятую бумагу на край стола)

На бумажку посмотри,

На что похоже говори!

(фото 2)

Следующий вид пальчиковых игр -это игры манипуляции: они развивают воображение- в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

«Этот пальчик»

Этот пальчик маленький, (загибаем мизинец)

Этот пальчик слабенький (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный, (загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный, (загибаем указательный палец)

Ну а этот толстячок, (загибаем большой палец)

А все вместе — кулачок! (покрутить кулачком)

1, 2, 3, 4, 5!

Вышли пальчики гулять!

Пальчиковые игры на основе сказок-ещё один вид пальчиковых игр. Такие игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снимают психоэмоциональное напряжение. Можно использовать готовый пальчиковый театр, а можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и проиграть в сказку с детьми.

«Осьминожки»- правая рука осторожно и по очереди передвигая свои «щупальцы»-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог-левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе. ( на пальчики можно одеть колпачки ) (фото 3)

Пальчиковые кинезиологические игры. Другими словами — это «гимнастика мозга»: такие игры позволяют активировать межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, стрессоустойчивость, способствуют улучшению памяти и внимания.

При развитии мелкой моторики очень эффективны пальчиковые игры с элементами самомассажа кистей и рук: эти игры позволяют активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга при поглаживании, растирании, пощипывании, похлопывании, сгибании, разгибании как всех пальчиков, так и поочерёдно. Пальчиковые игры с элементами самомассажа могут быть без предметов со стихотворным сопровождением и с предметами, такими как су-джок (мяч-ёжик, грецкими орехами, карандашами.  (фото 4)

И ещё один вид пальчиковой гимнастики-это игры с музыкальным сопровождением. Народные потешки и песенки очень нравятся детям. Кроме развития речи, памяти, мышления, игры способствуют развитию чувства ритма и музыкальной звуковысотности, а также дети приобщаются к фольклору. Проиграли музыкальную игру из медиатеки  Насти Логачевской. (фото 5)

Для коллег были разработаны памятки и буклеты об организации пальчиковых игр. Завершилась наша познавательная и интересная встреча обсуждением полученных знаний. ( фото 6)

Воспитатель Крымова Елена Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов «Виды пальчиковых игр»

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша,...

Мастер-класс для педагогов «Виды пальчиковых игр»

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движение пальцев у малыша,...

Семинар-практикум для педагогов «Значение пальчиковых игр в дошкольном возрасте.

Учеными доказано, что речь и развитие мелкой моторики тесно взаимосвязаны. Развивать ручную умелость малыша нужно так, чтобы ему было интересно. А что может быть интереснее, чем рисование? Особенно ри...

Мастер-класс для педагогов «Виды пальчиковых игр»

Пальчиковые игры присутствуют во всём режиме дня. Они проводятся утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Во время утренней гимнастики перед выполнением ору. На прогулке, после наблю...

Семинар-практикум для педагогов: "Виды здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) и их использование в ДОУ "

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения, поддержа...

Семинар практикум доя педагогов "Музыкальные пальчиковые игры по методике Железновых"

Пальчиковые игры развивают общую и мелкую моторику руки, способствуют развитию речи, интеллектуальному развитию, совершенствуют функцию коры головного мозга и в дальнейшем формируют навыки письма...