План по самообразованию.
материал по развитию речи
Тема: "Использование развивающих игр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_flv.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №3» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
План по самообразованию на тему:
«Использование развивающих игр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста»
Начало изучения темы: 2018 год
Окончание изучения темы: 2023 год
План составила воспитатель:
Файзуллина Лариса Васильевна
Цель:
Создание условий для развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности, путём изучения способов, методов и приёмов активизации речи детей дошкольного возраста, объединив усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
-Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Развивать и совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи;
- Учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- Развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта;
- Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- Учить делать выводы.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию речи у детей средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития речи у детей;
- Пополнение словарного запаса у детей;
Актуальность:
Тема моего самообразования – «Использование развивающих игр как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.
Проект актуален, т.к. его реализация позволяет расширить кругозор ребёнка на база ближайшего окружения, создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Работа в данном направлении поможет мне развивать речь и обогащать словарный запас детей; научить различать основные цвета; познакомить с величиной и формой предметов; сформировать навыки самостоятельной деятельности; повысить самооценку и уверенность в себе; развивать творческие способности, любознательность, наблюдательность; сплотить детский коллектив.
Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, книг, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Срок | Форма работы, содержание | Форма отчета | Перспектива | |
2018-2019 учебный год | ||||
Сентябрь | Изучение сформированности связной речи | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. | Работа над развитием связной речи | |
Октябрь | Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи. | Активизация и обогащение словаря | Изготовление дидактических игр | |
Ноябрь | Посещение открытых итоговых занятий. Показ итогового занятия. | Составление анализа просмотренных занятий. | Деление опытом с коллегами. | |
Декабрь - Январь | Подготовка проведения театрализованной игры | Изготовление масок для игры | Формирование эмоционально – насыщенной связной речи | |
Февраль | Разучивание стихов, потешек. | Подготовка картотеки по речевой гимнастике. | Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата. | |
Март | Игра-путешествие по стране «Развитие речи» | Подготовка дидактических, речевых игр | Формирование грамматического строя речи. | |
Апрель | Проведение родительского собрания « Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей» | Подготовка плана мероприятия | Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми. | |
Май | Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования» | Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей. | |
2019-2020 учебный год | ||||
Сентябрь | Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей. | Собор анамнеза речевого развития детей | Установление причин отставания речевого развития. | |
Октябрь | Изготовление дидактических игр и пособий | Подготовка дидактических игр по речевому развитию «Из какой сказки?», «Противоположности» - дидактические пособия ( «Обобщение», «Фонетическая зарядка») | Развитие всех компонентов речи | |
Ноябрь | Участие с детьми во всероссийских конкурсах. | Выполнение работ для конкурсов. | Пополнение портфолио детей. | |
Декабрь - Январь | Пересказ сказок по сюжетным картинкам | Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей») | Активизация словаря развитие связной речи детей | |
Февраль | Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика» | Подготовка презентации | Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка | |
Март | Показ сюжетно – ролевой игры «Парикмахерская» | Подготовка картотеки | Использование картотеки в работе с детьми | |
Апрель | Работа с загадками. Кружковая работа «АБВГДЕЙ-ка» | Подготовка картотеки. Итоговое занятие кружковой работы «Играем в сказку» | Использование картотеки в работе с детьми. Показать результаты кружковой деятельности. | |
Май | Отчёт по теме самообразования | Выступление на педсовете по теме «Детское речевое творчество, как условие полноценного общения». | Деление опытом с коллегами | |
2020-2021учебный год | ||||
Сентябрь | Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей. | Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе. | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. | |
Октябрь | Изучение методической литературы по программе «От рождения до школы» с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте) | Составление конспектов занятий для детей подготовительной группы | Проведение занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте. | |
Ноябрь (Апрель) | Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. | |
В течение года | Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете. | Размещение своих работ на сайтах. | Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. | |
Октябрь | Разучивание чистоговорок | Разработка картотеки | Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми. | |
Ноябрь | Составление конспекта занятия для показа его на семинаре для педагогов ДОУ | Показ открытого занятия на семинаре. | Оценка педагогами моей работы, справка участника семинара | |
Декабрь | Составление консультаций для родителей | Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» | Работа с родителями | |
Январь | Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания | Создание папки «Детям для рассказывания» | Использование материала для индивидуальных занятий | |
Февраль | Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям» | Сундучок со стихами | Работа с родителями | |
Март | Участие с детьми во всероссийских конкурсах | Выполнение работ для конкурсов | Пополнение портфолио детей | |
Апрель | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам | Планирование мероприятия | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам | |
Май | Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников | Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год | Получение результатов о проделанной работе | |
2021-2022 учебный год | ||||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин. Обогащение материала по кружку «АБВГДЕЙ-ка» | Памятки для родителей по обучению связной речи. Ознакомить родителей с планом кружка на год. | Составление библиографии. Составление сетки занятий кружка. | |
Октябрь | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» | Активизация и обогащение словарного запаса детей. | |
Ноябрь (Апрель) | Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. | |
Декабрь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение | |
Январь -Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Практический показ (театральная неделя) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | |
Март | Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» | Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет» | Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком | |
Апрель | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Презентация. Консультация «Что и как читать детям». | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | |
Май | Проведение диагностики по речевому развитию воспитанников. | Рассмотрение результатов диагностики, составление плана по речевому развитию на следующий год. | Получение результатов о проделанной работе. | |
2022-2023 учебный год | ||||
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин | Памятки для родителей по обучению связной речи. | Составление библиографии. | |
Октябрь | Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий | Дидактические игры по развитию речи «Варим суп» | Активизация и обогащение словарного запаса детей. | |
Ноябрь (Апрель) | Посещение открытых занятий. | Составление анализа посещаемых занятий | Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми. | |
Декабрь | Работа по составлению (придумывание) загадок. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка). | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение | |
Январь -Февраль | Театральна деятельность. Инсценировки сказок: «Кот и лиса», «Теремок» и др. (с использованием пальчикового и настольного театра) | Практический показ (театральная неделя) | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | |
Март | Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка» | Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет» | Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком | |
Апрель | Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры. | Презентация | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | |
Май | Подведение итогов. Побуждение к составлению различных рассказов из опыта, совершенствование навыка активного слушания сверстников и анализа услышанного; чтения. | Презентация итогов работы по теме самообразования. | Отчет о проделанной работе. |
Литература:
- «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программы дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012
- Бондаренко А. К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре [Текст] /А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М.: Просвещение, 2012
- Ёлкина Н. В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Н. В. Елкина. – Ярославль: ЯГПУ
- Журнал «Дошкольное воспитание».
- Журнал «Ребенок в детском саду».
- Журнал «Воспитатель ДОУ»
- Запорожец А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] /А. В. Запорожец. – М.: Просвещение, 2013.
- «ИСТОКИ» примерная образовательная программа дошкольного образования. Издательство «Творческий Центр Сфера» Москва 2014
- Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. Театральные занятия с детьми 5 – 9 лет. – СПб. речь; М. Сфера, 2011.
- Лебедева Л. В. Козина И. В. Кулакова Т. В и др. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Учебно – методическое пособие. – М. Центр педагогического образования. 2009.
- Нищева Н. В. Обучение дошкольников рассказыванию по картине: методические рекомендации [Текст] /Н. В. Нищева. – М.: Гном и Д, 2013.
- Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная Пресса, 2012.
- Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Источник http://dob.1september.ru/article.php?ID=200200414
- Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994
- Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998
- Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. ТЦ Сфера, 2007.
- Ушакова О. С. Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998.
- Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст]/ Г. С. Швайко. – М.: Просвещение, 20
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]/ режим доступа: www. konsultant.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...