Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольников
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-ролевая игра | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольников
Воспитатель: Реукина О.В.
Огромный вклад в развитие личности ребёнка вносит игровая деятельность. Именно в игре происходит формирование детского общества и активизируется общественная жизнь детей.
Основные компоненты сюжетно-ролевой игры - это воображаемая ситуация, сюжет, роли.
Через выполнение игровых ролей осуществляется связь ребёнка с миром взрослых. Сюжет игры состоит из следующих элементов - предметная ситуация, действие, персонажи.
Например в игре "Салон красоты" я решила дополнить карточками для макияжа и маникюра. Распечатала и заламинировала их. Дети рисуют маркерами, затем это всё легко удаляется влажными салфетками и можно использовать эти карточки много раз. Дети с удовольствием ими пользуются, проявляя креативность, фантазию.
С возрастам детей связаны мотивы игры и изменяются на протяжении детства, определяя содержание игры. Перед воспитателем стоят задачи - развитие игры как деятельности, использование сюжетно- ролевой в целях воспитания детского коллектива.
И наша задача в проведении сюжетно- ролевых игр с дошкольниками - это разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цель: Ознакомление детей с профессией врача.
Задачи:
1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать, ставить градусник)и лечить;
2. Знакомить детей с ролью медсестры – помощника врача, которая выписывает рецепты, помогает делать уколы и прививки, давать лекарство процедуры;
3. Знакомить детей с ролью больного, который идет на прием в кабинет врача;
4. Учить детей пользоваться предметами-заместителями;
5. Учить детей производить действия в нужной последовательности, сопровождая действия словами.
6. Воспитывать у детей ласковое, заботливое отношение к больному.
7. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и умение сопереживать и договариваться между собой. ;
8. Развивать у детей навыки самостоятельной игры;
9. Развивать у детей мышление, восприятие, ощущения, внимание, представления.
10. Развивать у детей диалогическую речь.
11. Обогащать речь детей новыми словами: врач, больной, термометр, градусник, трубочка, микстура и т. д.
12. Уточнять и активизировать слова: послушать, измерить, температура, больной, осмотреть, укол, прививка, лекарство и т. д.
Оборудование: медицинская сумка с атрибутами (градусник, трубочка, таблетки, кукла, кроватка, если есть халат и шапочка.
Игры в больницу:
Игра-ситуация: «Малыш заболел»
Воспитатель-врач разыгрывает диалог с малышом - пациентом (игрушка).
В р а ч. Больница открывается. Я — врач (доктор). Кто пришел ко мне на прием?
Пациент: Малыш (жалобно).
Врач: Садитесь, больной. Что у вас болит?
Пациент: У меня кашель, болят ушки.
Врач: Давайте я вас послушаю. Дышите глубже (слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день.
Пациент: Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.
Игры в больницу.
Игра-ситуация: «К нам приехал доктор»
Воспитатель:
(показывает на сидящих на диване игрушек: зайку, мишку, куклу, ежика и говорит):
Какая очередь в больнице!
Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет.
Что делать? Нам срочно нужен доктор.
Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет.
(доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства)
Воспитатель: Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я – медсестра и делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.
Проводится прием больных
(медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы).
Воспитатель: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Оля делает уколы хорошо, совсем не больно (игра продолжается).
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Цель игры: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, расширить их словарный запас: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».
Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, кошельки, сумки, костюм продавца, ценники товаров.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте большой супермаркет с такими отделами как овощной, продуктовый, молочный, отдел детских игрушек и другие отделы, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавца и покупателей. Дети едут в супермаркет на импровизированном автобусе, затем выбирают и покупают продукцию в супермаркете, исходя из количества денег. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.
Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Цели:
1.Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.
2.Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.
3.Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.
4.Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, в соответствии с выбранной ролью.
5.Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера.
Активизация словаря: парикмахер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, администратор, щипцы, клиент.
Предшествующая работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии», Беседы «Как я с мамой ходил в парикмахерскую», «О профессии парикмахера», «Об атрибутах, необходимых для работы парикмахера», загадывание загадок о профессиях, чтение стихотворения «Парикмахерская в лесу», С.Михалков «В парикмахерской», потешка «Расти коса до пояса», д/игры «Кому, что нужно для работы», «Кто больше назовет действий», «Маленький парикмахер», «Что для чего»; с-р/игра «Парикмахерская». Изготовление журнала с женскими прическами. Изготовление и сбор атрибуты для игры: фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней. Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская».
Ход игры:
Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых. Мне очень хочется, чтобы этот день принес вам радость и много новых и интересных впечатлений. А чтобы настроение у всех было хорошее
я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Хотите?
Дети: да!
Воспитатель:
А в какую, игру мы будем играть, я хочу, что бы вы догадались сами.
Если сделались ребята
вдруг похожими на льва –
неухожена, лохмата,
словно с гривой голова;
можно волосы детишкам
расчесать, укоротить;
ну а храбрым всем мальчишкам
и машинкой их постричь!
Позабудьте все о страхе –
пострижёт вас ...
Дети: парикмахер.
Воспитатель:
Мне знакомый парикмахер принесла вот этот сундучок. Как вы думаете, что в нём лежит?
Ответы детей:……..
Воспитатель:
Давай посмотрим.
Дети: давайте.
Воспитатель:
фен, расческа, ножницы, фартук, щипцы, накидка. Людям, какой профессии нужны все эти предметы?
Дети: парикмахеру.
Воспитатель: верно, все эти предметы нужны для работы парикмахеру.
Феном, щеткой и расческой ловко сделает прическу. Быстро ножницы стригут, облик новый создают. Дети, а давайте мы с вами поиграем в игру «Что для чего» Хотите?
Дети: да!
Воспитатель: Я буду быстро показывать предметы, а вы будете говорить, что нужно делать этим предметом. Готовы?
Дети: да.
Воспитатель:
фен, расческа, ножницы, фартук, щипцы, накидка.
Ребенок: феном сушат волосы.
Ребенок: расческой расчесывают волосы.
Ребенок : ножницами подстригают волосы.
Ребенок: накидку надевают, что бы ни испачкать одежду.
Воспитатель: молодцы, а вы хотите стать парикмахерами?
Дети: да
Воспитатель:
Только кто же будет парикмахером?
Дети: яяяяя
Воспитатель:
Что бы начать нашу игру, нужно договориться, кто кем будет в игре, и что вы будете делать. А помогут нам вот эти картинки.
Сначала я расскажу вам, кем буду я. Я - буду клиентом, и я хочу сделать новую прическу.
Ребенок: я буду администратором. Я буду отвечать на телефонные звонки.
Ребенок: а я буду парикмахером. Я буду делать прически, постригать клиентов.
Ребенок: а я буду мамой, и моего ребенка нужно будет подстричь.
Воспитатель: ну вот мы распределили роли, теперь необходимо занять свои игровые места. Парикмахер и администратор проходите в нашу парикмахерскую. А вы мама проходите в свой дом.
Ребенок- парикмахер: здравствуйте.
Воспитатель – клиент:
Здравствуйте.
Ребенок- парикмахер:
Что вы желаете? Подстричься или сделать прическу?
Воспитатель - клиент:
Я хотела бы сделать новую прическу. Есть ли у вас журналы с новыми прическами? Да, вот журналы с новыми прическами.
Ребенок- парикмахер:
проходите, пожалуйста, я подберу прическу по вашему желанию.
Ребенок – мама: Доченька, вставай, сейчас мы позавтракаем и пойдем в парикмахерскую. Ты пока посиди, а я сейчас запишусь.
Администратор: Алло, здравствуйте!
Мама- клиент: Алло, здравствуйте! Я хотела бы записать своего ребенка на стрижку. Можно?
Администратор: конечно. Сегодня вас устроит?
Мама- клиент: да, во сколько нам подойти?
Администратор: через час.
Мама- клиент: хорошо, запишите нас.
Администратор: записала, приходите, мы вас ждем.
Мама- клиент: спасибо, обязательно придем. Доченька пора одеваться и отправляться в парикмахерскую.
Ребенок- парикмахер:
Ваша прическа готова, Вам понравилось?
Воспитатель- клиент: да, мне очень понравилось, спасибо.
Ребенок- парикмахер:
«Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!»
Воспитатель:
Ребята, может, быть мы поменяемся ролями?
Дети: да давай те поменяемся.
Воспитатель: Теперь я буду администратором, а
кто хочет стать парикмахером, клиентом?
Дети:…….
Ребенок: ……
Ребенок:…..
Ребенок:
Воспитатель: «Какие у нас у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра парикмахерская снова откроется, и будет ждать своих клиентов.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть в такую игру? Что понравилось? Чем там занимаются люди? Кто приходит в парикмахерскую и для чего? Какие вы выполняли роли? Что делали?
Ответы детей:……
Воспитатель: У нас сегодня у всех такие красивые прически, что мы сегодня с вами отправимся в гости к нашему другу Мишутке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.
Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...
«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»
Уважаемые наши мамы и папы! ...
Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?" в старшей группе.
Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?"....
Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?"
Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?" Плюснина О.А. Дошкольный возраст – самый важный период становления личности...