Сюжетно-ролевая игра в жизни дошкольников
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)

Реукина Ольга Викторовна

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переносится из повседневной рутины: примеряет интересную роль, использует образы памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации. Сюжетно-ролевая игра не только развлекает ребёнка, но и является элементом образовательного процесса в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сюжетно-ролевая игра22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольников

Воспитатель: Реукина О.В.

Огромный вклад в развитие личности ребёнка вносит игровая деятельность. Именно в игре происходит формирование детского общества и активизируется общественная жизнь детей.

Основные компоненты сюжетно-ролевой игры - это воображаемая ситуация, сюжет, роли.

Через выполнение игровых ролей осуществляется связь ребёнка с миром взрослых. Сюжет игры состоит из следующих элементов - предметная ситуация, действие, персонажи.

Например в игре "Салон красоты" я решила дополнить карточками для макияжа и маникюра. Распечатала и заламинировала их. Дети рисуют маркерами, затем это всё легко удаляется влажными салфетками и можно использовать эти карточки много раз. Дети с удовольствием ими пользуются, проявляя креативность, фантазию.

С возрастам детей связаны мотивы игры и изменяются на протяжении детства, определяя содержание игры. Перед воспитателем стоят задачи - развитие игры как деятельности, использование сюжетно- ролевой в целях воспитания детского коллектива.

 И наша задача в проведении сюжетно- ролевых игр с дошкольниками - это разностороннее развитие личности ребёнка в условиях вымышленной ситуации.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: Ознакомление детей с профессией врача.

Задачи:

1. Учить детей выполнять основные действия врача (доктора): осматривать больного (слушать, ставить градусник)и лечить;

2. Знакомить детей с ролью медсестры – помощника врача, которая выписывает рецепты, помогает делать уколы и прививки, давать лекарство процедуры;

3. Знакомить детей с ролью больного, который идет на прием в кабинет врача;

4. Учить детей пользоваться предметами-заместителями;

5. Учить детей производить действия в нужной последовательности, сопровождая действия словами.

6. Воспитывать у детей ласковое, заботливое отношение к больному.

7. Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу и умение сопереживать и договариваться между собой. ;

8. Развивать у детей навыки самостоятельной игры;

9. Развивать у детей мышление, восприятие, ощущения, внимание, представления.

10. Развивать у детей диалогическую речь.

11. Обогащать речь детей новыми словами: врач, больной, термометр, градусник, трубочка, микстура и т. д.

12. Уточнять и активизировать слова: послушать, измерить, температура, больной, осмотреть, укол, прививка, лекарство и т. д.

Оборудование: медицинская сумка с атрибутами (градусник, трубочка, таблетки, кукла, кроватка, если есть халат и шапочка.

Игры в больницу:

Игра-ситуация: «Малыш заболел»

Воспитатель-врач разыгрывает диалог с малышом - пациентом (игрушка).

В р а ч. Больница открывается. Я — врач (доктор). Кто пришел ко мне на прием?

Пациент: Малыш (жалобно).

Врач: Садитесь, больной. Что у вас болит?

Пациент: У меня кашель, болят ушки.

Врач: Давайте я вас послушаю. Дышите глубже (слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день.

Пациент: Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. До свидания.

Игры в больницу.

Игра-ситуация: «К нам приехал доктор»

Воспитатель:

(показывает на сидящих на диване игрушек: зайку, мишку, куклу, ежика и говорит):

Какая очередь в больнице!

Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет.

Что делать? Нам срочно нужен доктор.

Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинет.

(доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства)

Воспитатель: Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я – медсестра и делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.

Проводится прием больных

(медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы).

Воспитатель: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Оля делает уколы хорошо, совсем не больно (игра продолжается).

Сюжетно-ролевая игра «Магазин»

Цель игры: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать у детей чувство взаимопомощи, расширить их словарный запас: ввести понятия «игрушки»«мебель»«продукты питания»«посуда».

Оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги, кошельки, сумки, костюм продавца, ценники товаров.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте большой супермаркет с такими отделами как овощной, продуктовый, молочный, отдел детских игрушек и другие отделы, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавца и покупателей. Дети едут в супермаркет на импровизированном автобусе, затем выбирают и покупают продукцию в супермаркете, исходя из количества денег. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Цели:

1.Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

2.Учить детей реализовывать и развивать сюжет игры.

3.Формировать дружеские взаимоотношения в игре, умение изменять своё ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнёров.

4.Учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, в соответствии  с выбранной ролью.

5.Обогатить знания детей о труде парикмахера, воспитывать уважение к труду парикмахера.

Активизация словаря: парикмахер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка, администратор, щипцы, клиент.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций на тему  «Профессии», Беседы «Как я с мамой ходил в парикмахерскую», «О профессии парикмахера», «Об атрибутах, необходимых для работы парикмахера», загадывание загадок о профессиях, чтение стихотворения «Парикмахерская в лесу», С.Михалков «В парикмахерской», потешка «Расти коса до пояса», д/игры «Кому, что нужно для работы», «Кто больше назовет действий», «Маленький парикмахер», «Что для чего»; с-р/игра «Парикмахерская». Изготовление  журнала  с женскими прическами. Изготовление  и сбор  атрибуты для игры: фартуки для парикмахеров, ножницы, расчёски, использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.  Подготовка места в игровой зоне для игры «Парикмахерская».

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, я рада видеть вас  таких красивых, добрых. Мне очень хочется, чтобы этот день принес вам радость и много новых и интересных впечатлений. А чтобы  настроение у всех было хорошее

 я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Хотите?

Дети: да!

Воспитатель:

А  в какую, игру мы будем играть, я хочу, что бы вы догадались сами.

Если сделались ребята

 вдруг похожими на льва –

неухожена, лохмата,

словно с гривой голова;

можно волосы детишкам

расчесать, укоротить;

ну а храбрым всем мальчишкам

и машинкой их постричь!

Позабудьте все о страхе –

пострижёт вас ...

Дети: парикмахер.

Воспитатель: 

Мне знакомый парикмахер принесла вот  этот  сундучок. Как вы думаете, что в нём лежит?

Ответы детей:……..

Воспитатель:  

Давай посмотрим.

Дети: давайте.

Воспитатель:

фен, расческа, ножницы, фартук, щипцы, накидка. Людям, какой профессии нужны все эти предметы?

Дети: парикмахеру.

Воспитатель:  верно, все эти предметы нужны для работы парикмахеру.

Феном, щеткой и расческой ловко сделает прическу. Быстро ножницы стригут, облик новый создают. Дети, а давайте мы  с вами поиграем в игру «Что для чего» Хотите?

Дети: да!

Воспитатель:  Я буду быстро показывать предметы, а вы будете говорить,  что нужно делать этим предметом. Готовы?

Дети: да.

Воспитатель:

фен, расческа, ножницы, фартук, щипцы, накидка.

Ребенок: феном сушат волосы.

Ребенок: расческой расчесывают волосы.

Ребенок : ножницами подстригают волосы.

Ребенок: накидку надевают, что бы ни испачкать одежду.

Воспитатель: молодцы,   а вы хотите стать парикмахерами?

Дети: да

Воспитатель:

Только кто же будет парикмахером?

Дети: яяяяя

Воспитатель: 

Что бы начать нашу игру, нужно договориться, кто кем будет в игре,  и что вы будете делать.  А помогут нам вот эти картинки.

Сначала я расскажу вам, кем буду я. Я -  буду клиентом,  и  я хочу сделать новую прическу.

Ребенок: я буду администратором. Я буду отвечать на  телефонные звонки.

Ребенок: а я  буду парикмахером. Я буду делать прически, постригать клиентов.

Ребенок: а я буду мамой,  и моего ребенка нужно будет  подстричь.

Воспитатель: ну вот мы распределили роли, теперь необходимо занять свои игровые места.  Парикмахер и администратор проходите в нашу парикмахерскую. А вы мама проходите в свой дом.

Ребенок- парикмахер: здравствуйте.

Воспитатель – клиент:

Здравствуйте.

Ребенок- парикмахер:

Что вы  желаете? Подстричься или сделать прическу?

Воспитатель - клиент:   

Я хотела бы сделать новую прическу. Есть ли у вас журналы с новыми  прическами?   Да, вот   журналы с новыми  прическами.

Ребенок- парикмахер:

проходите, пожалуйста,   я  подберу  прическу по вашему желанию.   

Ребенок – мама: Доченька, вставай, сейчас мы позавтракаем и пойдем в парикмахерскую. Ты пока посиди, а я сейчас запишусь.

Администратор:  Алло, здравствуйте!  

Мама- клиент: Алло, здравствуйте! Я хотела бы записать своего ребенка на стрижку. Можно?

Администратор: конечно. Сегодня вас устроит?

Мама- клиент: да, во сколько нам подойти?

Администратор: через час.

Мама- клиент: хорошо, запишите нас.

Администратор: записала, приходите, мы вас ждем.

Мама- клиент:   спасибо, обязательно придем. Доченька пора одеваться и отправляться в парикмахерскую.

 Ребенок- парикмахер:

 Ваша прическа готова,  Вам понравилось?

 Воспитатель- клиент: да, мне очень понравилось, спасибо.

Ребенок- парикмахер:

«Я тоже рада, что Вам понравилось». «Приходите еще, я сделаю новую прическу». «Пожалуйста, следующий!»

Воспитатель:

Ребята, может,  быть мы поменяемся ролями?

Дети: да давай те поменяемся.

Воспитатель:  Теперь я буду администратором, а

кто хочет  стать парикмахером, клиентом?

Дети:…….

Ребенок: ……

Ребенок:…..

Ребенок:

Воспитатель:  «Какие у нас  у всех красивые и разнообразные прически! Молодцы наши парикмахеры. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра парикмахерская снова откроется, и будет  ждать своих клиентов.

Воспитатель:  Ребята, вам понравилось играть в  такую игру? Что понравилось? Чем там занимаются люди? Кто приходит в парикмахерскую и для чего? Какие вы выполняли роли? Что делали?

Ответы детей:……

Воспитатель:  У нас сегодня у всех такие красивые прически, что мы сегодня с вами отправимся в гости к нашему другу Мишутке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создаваемых ими игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и...

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА.

Сюжетно-ролевая игра - это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребенок исполняет главную роль, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребено...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?Сюжетно-ролевая игра – это деятельность в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей в специально создава...

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

Консультация для родителей «Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»...

«Что такое сюжетно-ролевая игра и какую роль она играет в жизни дошкольников?»

    Уважаемые наши мамы и папы!                                          ...

Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?" в старшей группе.

Консультация для родителей "Что такое сюжетно-ролевая игра. Какую роль она играет в жизни дошкольника?"....

Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?"

Методическая разработка "Что такое сюжетно-ролевая игра, и какую роль она играет в жизни дошкольников?" Плюснина О.А. Дошкольный возраст – самый важный период становления личности...