Картотека чистоговорок и скороговорок на развитие фонематического слуха для дошкольников.
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Чистоговорки нужны для того, чтобы речь ребенка звучала чисто, понятно и четко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_chistogovorok_i_skorogovorok_dlya_doshkolnikov.docx | 58.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека чистоговорок и скороговорок
на развитие фонематического слуха
для дошкольников.
Чистоговорки и скороговорки
Чистоговорки нужны для того, чтобы речь малыша звучала чисто, понятно и четко. Занимайтесь с детками с чистоговорками, например, таким образом:
1. Вы произносите три раза слог и чистоговорку, а малыш повторяет.
2. Вы произносите слог один раз, а ребенок его трижды повторяет и по памяти произносит чистоговорку.
3. Ребенок произносит чистоговорки самостоятельно по порядку.
[м]
Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.
Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.
Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.
[л]
Ли-ли-ли: в синем море корабли.
Ля-ля-ля: мачта корабля.
Ле-ле-ле: гнезда на скале.
Лю-лю-лю: мамочку люблю.
Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.
Ла-ла-ла – мама клещи принесла.
Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.
Ли-ли-ли – папа строит корабли.
Ле-ле-ле – он их строит на земле.
[р]
Ри-ри-ри – на орехи посмотри.
Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.
Ра-ра-ра – за горой стоит гора.
Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.
Ра-ра-ра – в лесу нора.
Ры-ры-ры – елка около норы.
Ру-ру-ру – загляну в нору.
Рю-рю-рю – кто там, посмотрю.
Ри-ри-ри – темно внутри.
Ре-ре-ре – лиса в норе!
Тра-тра-тра, тра-тра-тра — вижу пламя я костра.
Тро-тро-тро, тро-тро-тро — будем строить мы метро.
Тру-тру-тру, тру-тру-тру — тесто подойдёт к утру.
Тры-тры-тры, тры-тры-тры — будем покупать шатры.
Гра-гра-гра, гра-гра-гра — начинается игра.
Бро-бро-бро, бро-бро-бро — делайте всегда добро.
Кру-кру-кру, кру-кру-кру — покупай скорей икру.
Ар-ар-ар, ар-ар-ар — в магазине синий шар.
Ор-ор-ор, ор-ор-ор — за окном гудит мотор.
Ур-ур-ур, ур-ур-ур — на дороге много фур.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир — папа носит свой мундир.
Ыр-ыр-ыр, ыр-ыр-ыр — на столе овечий сыр.
Ра-ра-ра, ра-ра-ра — за мостом стоит гора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро — подари нам гусь перо.
Ру-ру-ру, ру-ру-ру — повстречал я детвору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры — наступил конец игры.
[п]
По-по-по – песню пой.
Пы-пы-пы – вытри пыль.
Пу-пу-пу – летит пух.
Уп-уп-уп – готовлю суп.
[б]
Бо-бо-бо – большой забор.
Бы-бы-бы – в лесу грибы.
Ба-ба-ба – бежит кабан.
Ба-ба – на крыше труба.
Бей-бей – прилетел воробей.
Би-би – прилетели голуби,
Бой-бой – покружили над трубой.
Бу-бу – птицы сели на трубу.
Бе-бе – птицы на трубе.
[т]
Та-та-та – поймай кота.
Ту-ту-ту – поет петух.
То-то-то – поем батон.
Ят-ят-ят – птички летят.
[д]
Ду-ду-ду – домой пойду.
Ды-ды-ды – попей воды.
Да-да-да – пойду сюда.
Де-де-де – Денис в воде.
Ди-ди-ди – из речки выходи!
Дём-дём-дём – домой пойдём!
Ди-ди-ди – всё лето впереди!
[н]
Но-но-но – у нас темно.
На-на-на – стоит стена.
Ны-ны-ны – идут слоны.
Он-он-он – возьми бидон.
На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.
Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.
На-на-на, ни-ни-ни.
[в]
Ву-ву-ву – лови сову.
Во-во-во – воет волк.
Вы-вы-вы – бегут львы.
[ф]
Аф-аф-аф – купили шарф.
Уф-уф-уф – сядь на пуф.
Оф-оф-оф – поймали сов.
[к]
Ко-ко-ко – рот далеко.
Ка-ка-ка – дай молока.
Ку-ку-ку – лежи на боку.
Ок-ок-ок – беги со всех ног.
Ка-ка-ка – под мостом течет река.
Ко-ко-ко – мост над речкой высоко.
Ке-ке-ке – рыба плавает в реке.
Ки-ки-ки – возле речки рыбаки.
[г]
Га-га-га – у козы рога.
Гу-гу-гу – по лугу бегу.
Го-го-го – стоит вагон.
Га-га-га – заболела нога.
Ге-ге-ге – плохо ноге.
Ги-ги-ги – мама жарит пироги!
Ге-ге-ге – позабыл о ноге.
Гу-гу-гу – на кухню бегу.
Ги-ги-ги – хороши пироги!
Га-га-га – не болит нога!
[х]
Ха-ха-ха – поймал петуха.
Хо-хо-хо – идет Пахом.
Хи-хи-хи – поел ухи.
Ух-ух-ух – летит пух.
[с]
Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало у осы.
Се-се-се: кисель дадим осе.
Са-са-са, са-са-са — у сосны стоит лиса,
Си-си-си, си-си-си — мы едем мимо на такси.
[з]
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе.
Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
[ш]
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Выходи из камыша.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
Что же шепчут камыши?
Шу-шу-шу, шу-шу-шу
Я письмо тебе пишу.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
И пишу я не спеша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
У меня все хорошо.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша
Мама нянчит малыша.
Шо-шо-шо, шо-шо-шо
Помогаю с малышом.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше
Забочусь о малыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши
У тебя как – напиши.
Ша-ша-ша – в камыше нашла мыша.
Шо-шо-шо – мышке с нами хорошо.
Ши-ши-ши – ее любят малыши.
Шу-шу-шу – шишки мышке я сушу.
[щ]
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Дождь идет – я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще
Нет дождя, а я в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я тебя не отыщу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Вот теперь-то отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Приготовим-ка мы щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ
Не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу
Я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща
Брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи
Поедим сначала щи.
[ж]
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Еж уходит от ужа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Рыбку бросили моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Очень мирные моржи.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
[ч]
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
У меня болит плечо.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Раз болит – иди к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Нет, к врачу я не хочу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Буду плакать у врача.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Помогают нам врачи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Коли так, пойду к врачу.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Посадили алычу.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
И вот поспела алыча.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Собираем алычу.
Чо-чо-чо, чо-чо-чо
Подставляй свое плечо.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи
Сварили сок из алычи.
Ча-ча-ча, ча-ча-ча
Всем так полезна алыча.
Ча-ча-ча – снял пушинку я с плеча.
Чу-чу-чу – днем и ночью я молчу.
Чи-чи-чи – везу на стройку кирпичи.
Чу-чу-чу – никогда я не кричу.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ас-ас-ас: бегут детишки в класс (сладкий ананас).
Ос-ос-ос: в классе много ос (на столе кокос).
Ус-ус-ус: Саша любит мусс (малыш совсем не трус).
Ес-ес-ес: сани едут в лес (каков у штанги вес?).
Ыс-ыс-ыс: коты бегут от крыс (Соня, пей кумыс).
Ал-ал-ал: гуляли возле скал (папа наш устал).
Ол-ол-ол: сели все за стол (в классе чистый пол).
Ул-ул-ул: сломался новый стул (в зале слышен гул).
Ыл-ыл-ыл: Саня уши мыл (чай уже остыл).
Прежде чем переходить к быстрому проговариванию чистоговорок, ребенок должен запомнить скороговорку. Темп произнесения убыстряется постепенно.
Чистогооврки с быстрым проговариванием
- У Сени и Сани сом с усами.
- Сеня в сени сено вез.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой и мы домой.
- Везет Сеня с Саней, Соню на санях.
- От топота копыт пыль по полю летит.
- Восьмой кол вбили в частокол.
- Топали да топали, дотопали до тополя.
- Дятел дуб долбил, да не додолбил.
- В один, Клим, клин колоти.
- Маланья-болтунья молоко болтала, да не выболтала.
Чистоговорки с трудными звуками
Дальше переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч, Р. Они гораздо быстрее войдут в речь ребенка, если вы совместными усилиями сочините что-то вроде:
- Ря-ря-ря: алая заря (накормим снегиря).
- Рю-рю-рю: рисую я зарю (игрушки подарю).
- Ри-ри-ри: чисто говори (на ветках снегири).
- Ра-ра-ра: в школу мне пора (дети нашего двора).
- Ре-ре-ре: игры во дворе (читаем детворе).
- Ро-ро-ро: легкое перо (на полу ведро).
- Ры-ры-ры: стихи для детворы (фишки для игры).
- Ру-ру-ру: развлекаем детвору (гуси ходят по двору).
- Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар (у больного жар).
- Ор-ор-ор: разгорелся спор (выметаем сор).
- Ир-ир-ир: роту строит командир (во дворе устроим пир).
Затем подбираем скороговорки с этими же звуками:
Жутко жуку жить на суку.
- Ежу на ужин жук нужен.
- У ужа ужата, у ежа – ежата.
- Поспеши, не мешкай, сбегай за орешком.
- По двору, по подворью в добром здоровье.
- У нас на подворье погода размокропогодилась.
- Свинья тупорыла весь двор перерыла.
- Летят пичужки через три пустые избушки.
- У Маши и Глаши есть сыворотка из-под простокваши.
- Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
- На кочке квочка, квочка на кочке.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Шли сорок мышей,несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.
- Тридцать три молодца съели тридцать три пирога, да все с творогом.
- Осип орет. Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип, Архип осип.
- Сорок сорок воровали горох, сорок ворон отогнали сорок. Сорок орлов напугали ворон, сорок коров разогнали орлов.
- Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон!
А Астроном, адвокат и один альпинист, У Аграфены и Арины растут георгины | |
Б Бык, бык, белый бок, У бабы бобы, у деда дубы Белые бараны били в барабаны Все бобры для своих бобрят добры | В Волк вальсировал с волчицей: Проворонила ворона воронёнка Водовоз вёз воду из-под водопровода. Волки pыщут - пищу ищут Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. |
Г Голубь в голубой горжетке Галка села на забор До города дорога в гору, | Д Дом в деревне делал Даня Дима дарит Дине дыни, Дятел дуб долбил, да не додолбил |
Е Еле-еле ель Егор | Ё Ёжик желтой сыроежке |
Ж Жаба, журавль и желтый жучок У ежа - ежата, у ужа - ужата. Жаба в лужице сидела, У крошки матрешки пропали сережки. | З Зил зеленый папу злил, Зоиного зайку зовут Зазнайка. Зимним утром от мороза |
И Ишь, ты - Иртышь, | Й В Йошкарлу летели йоги |
К Кумыс в Китай повез киргиз. Сшит колпак, да не по-колпаковски, Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет Кукушка кукушонку купила капюшон. В капюшоне кукушонок смешон | Л Лера с Лорой и Лариса |
М Мало мыло мылилось, Мама Милу мыла с мылом. Мышки сушек насушили, Кот молоко лакал, | Н Нитки иволга несет - |
О Остренькие рожки | П Пыль, пар, топот, лом. У пеньков опять пять опят стоят |
Р Расскажите про покупки про покупочки мои На горе Арарат растет крупный виноград. Редька редко росла на грядке, На дворе трава, на траве дрова, Ф Федя филина боится - | С Серый зайка, зубки спрячь: У маленького Сани сани едут сами. У Сони и Сани в сетях сом с усами. Носит Сеня в сени сено, Х Хитр хорек, быстр хорек, |
Т Тетерев на току толкнул тетерева, Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. От топота копыт пыль по полю летит. Три сороки-тараторки тараторили на горке | У Удит рыбу удочкой |
Ц Циркач циркачке Зиночке Цыплята и курица пьют чай на улице
Из соседнего колодца Скворцы и синицы - веселые птицы. | Ч Четверть часа чиж чижихе Четыpе чеpненьких чумазеньких чеpтенка чеpтили чеpными чеpнилами чеpтеж. Были галчата в гостях у волчат. Течет речка, печет печка. |
Ш Суши шубу Саша, Шла Саша по шоссе и сосала сушку Шашки на столе Шесть мышат в камышах шуршат На окошке крошку-мошку | Щ За щекой у щуки щетки. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке Щуку я тащу, тащу, Мама, нас ты не ищи, Щебетал щегол и щелкал, |
Ы Мыши- грызуны. Сыр грызут. | Э Ели две Эли |
Ю Утка - юннатка | Я Яша с Пашей ели кашу, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр на развитие фонематического слуха и восприятия
В данной картотеке представлены дидактические игры, направленные на развитие фонматического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста....
Алексеева Елена Михайловна учитель-логопед МДОУ детский сад №16 «Ягодка» ЯМР. Картотека упражнений на развитие фонематического слуха дошкольников.
В картотеке подобраны и описаны 53 игры на развитие фонематического слуха....
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия
Цели и правила игр....
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ (для детей средней группы) ...
Картотека дидактических игр для развития фонематического слуха и восприятия
Картотека дидактических игрдля развития фонематического слуха и восприятия...
Картотека игр направленных на развитие фонематического слуха у детей раннего возраста
Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно ...
Картотека чистоговорок, скороговорок по развитию речи дошкольников
Данный материал поможет воспитателю в работе с дошкольниками по развитию речи....