"Если ребенок плохо говорит"
статья по развитию речи (младшая группа)

Курунова Екатерина Ивановна

В статье рассказывается о проблемах развития речи детей дошкольного возраста и их решении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_rebenok_ploho_govorit.docx140.04 КБ

Предварительный просмотр:

Если ребенок плохо говорит.

Что нужно знать родителям о развитии речи дошкольника

3 года

К трем годам в словаре ребенка более тысячи слов, в речи сложные предложения различной конструкции (Папа подарит мне новый велосипед, когда я подрасту. Саша получит конфетку, если вымоет руки). Именно в этом возрасте исчезает смягчение практически всех согласных звуков, которые до этого момента можно было считать физиологической нормой.

В речи трехлетнего малыша еще встречаются грамматические ошибки, может быть нарушено произношение свистящих звуков «с», «з», «сь», «зь», шипящих «ш», «ж», «щ», аффрикат «ц», «ч» и сонорных звуков «р», «рь», «л», «ль».

Если малыш на третьем году жизни все еще не хочет говорить или говорит очень мало и плохо, активно использует жесты, не теряйте времени и немедленно отправляйтесь к специалистам: логопеду, психологу, невропатологу, настаивайте на проведении углубленного обследования. К сожалению, некоторые педиатры часто успокаивают родителей не говорящих или плохо говорящих детей и утверждают, что нужно подождать, когда ребенок заговорит. Но период с одного года до трех лет специалисты называют сенситивным периодом развития речи, поэтому отставание в речевом развитии в этом возрасте будет очень сложно, а иногда и невозможно полностью компенсировать. Не успокаивайте себя, не прячьте голову в песок. Конечно, ребенок действительно может заговорить несколько позже своих сверстников. К этому может привести целый ряд причин. Хорошо известно, что в одной и той же семье дети начинают говорить в разные сроки. Как правило, старшие дети осваивают речь быстрее, чем их младшие братья и сестры. Интенсивность и качество ваших занятий с ребенком также является существенным фактором, влияющим на динамику развития речи, в том числе и на начало активной самостоятельной речи. Оказывает влияние на этот процесс состояние здоровья ребенка. Если ребенок соматически ослаблен, часто и подолгу болеет, то и говорить он начинает позже, и в нервно-психическом развитии отстает от сверстников. Существует убеждение, что девочки начинают говорить раньше и их речь развивается быстрее. Это связано с различиями в строении мозга девочек и мальчиков, в функциях его отделов. Исследования ученых убеждают в большой роли генотипа в динамике и успешности развития речи. В некоторых семьях из поколения в поколение дети начинают говорить не в год, а в полтора-два года. И тем не менее, если речь вашего ребенка развивается медленно и неравномерно, если у ребенка отягощен анамнез, отмечались повреждающие воздействия во время родов или в первые месяцы жизни, стоит диагноз ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лучше обратиться к специалистам, выявить причину неблагополучия, незамедлительно начать комплексное лечение.

4 года

К четырем годам в словаре у вашего ребенка должно быть около двух тысяч слов, гораздо меньше грамматических ошибок, но еще возможно нарушение произношения звуков «Ш», «Ж», «Щ», «Ц», «Ч», «Р», «РЬ», «Л», «ЛЬ», а вот звуки «С», «З», «СЬ», «ЗЬ» ребенок уже произносит правильно и чисто говорит: «сок», «носок», «зубы», «коза», «осень», «зима» и т. п. Малышу доступны различные формы общения (диалогическая и монологическая, ситуативная и контекстная речь). Он отвечает на ваши вопросы о том, что видел на прогулке, чем занимался в детском саду, легко запоминает и рассказывает короткие стишки, рассматривая книжки, пересказывает сказки, которые вы ему неоднократно читали. Вы продолжаете много общаться с ребенком, смотрите и обсуждаете мультфильмы, ходите в театр на детские спектакли. Если у ребенка появилось желание познакомиться с буквами, начинайте работу по подготовке малыша к обучению грамоте. Только не спешите, выберите методику, которой будете пользоваться, хорошо изучите ее и лишь тогда начинайте занятия с малышом. Для занятий вам потребуются карточки и кубики с буквами, азбука или букварь для дошкольников, яркие предметные картинки, палочки и шнурочки для выкладывания и пластилин для лепки букв. Хорошо приобрести магнитную доску с набором букв, а также рабочие тетради и прописи для дошкольников. Вы учите своего ребенка быть вежливым, здороваться и прощаться с окружающими, говорить «волшебные» слова «спасибо» и « пожалуйста». Вы следите за своей речью и не допускаете использования близкими в присутствии ребенка бранных и сорных слов.

! Помните: речь вашего ребенка будет отражением вашей речи.

5 лет

К пяти годам уже и звуки «Ш», «Ж», «Щ» произносятся правильно. Ваш сын или ваша дочь уже абсолютно чисто произносят слова «шуба», «мышка», «жук», «кожа», «щетка» и т. п., не путают звуки «С» - «Ш» и «З» - «Ж» в речи. Например, пятилетний ребенок легко повторит вслед за вами следующие пары слов:

Миска  мишка;

Маска – Машка;

Каска – кашка;

Соска – шашка;

Пасу – пашу;

Коза – кожа;

Роза – рожа;

Лизать – лежать.

Развивающийся навык слухового восприятия помогает ребенку контролировать собственное произношение и даже слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях практически всех грамматических категорий. Ребенок не путает падежи имен существительных и не говорит: «Я рисую карандашом и ручком». Он скажет верно: «Я рисую карандашом и ручкой». Он не скажет: «Пять карандашов», а употребит верную форму: «Пять карандашей». Он уже умеет правильно использовать предлоги и не говорит: «Чашка упала от стола», а правильно скажет: «Чашка упала со стола». Ребенок этого возраста легко составит рассказ по серии картинок.

Находка.

Наступила зима. Выпало много снега. Дети тепло оделись и пошли гулять. Девочка катала на санках мишку. Мальчик катался на лыжах с горки. Вот мальчик съехал с горки и увидел на снегу мишку. А девочка везла пустые санки. Мальчик догнал девочку и протянул ей мишку. Девочка обрадовалась и сказала: "Спасибо".

Так же легко он перескажет содержание просмотренного мультфильма или спектакля, прочитанного воспитателем в детском саду рассказа. Он уже знает и помнит много стихов, умеет отгадывать загадки и, главное, объясняет, что помогло ему отгадать загадку. Например, ребенок легко отгадает загадку:

Пробежала кочка

Около пенечка.

А у кочки черный нос

И в колючках спинка.

На колючках листьев воз

С дуба и осинки.

Малыш, конечно же, скажет, что это еж, и легко объяснит, что ежик действительно похож на кочку, у него спинка в колючках, и он таскает на колючках листья.

Если у ребенка возникают сложности при отгадывании загадок, сначала используйте загадки – упражнения типа «Подскажи словечко»:

Полосатой рыжей спинкой,

Ластясь, трется о ботинки,

Машет кончиком хвоста.

Говорю я про …(кота).

***

Пятачок и хвост крючком.

Ты, конечно, с ним знаком.

Он – большой свиньи ребенок,

А зовется - …(поросенок).

***

Резво скачет по лужайке.

Кто он? Быстро угадай-ка.

Ножки тонкие, и грива

Развивается игриво.

На конюшне без пеленок

Вырос рыжий …(жеребенок).

***

На мостке, упершись лбами,

Час стоят, на горе маме.

Вот упрямые ребята!

Как же их зовут? …(козлята).

Учите ребенка объяснять, как он отгадал загадку, что ему помогло найти отгадку. Это развивает не только речь, но и мышление ребенка.

6 лет

К шести годам процесс фонемообразования у нормально развивающегося ребенка заканчивается, он правильно произносит в свободной речи абсолютно все звуки родного языка, не путает их между собой в речевом потоке. Но в любом случае накануне поступления в школу ребенка необходимо показать логопеду. История типа «Сам себе логопед» сродни истории «Сам себе хирург». К сожалению, родители не всегда слышат дефектное произношение у своего ребенка. Проверьте себя и состояние звукопроизношения ребенка самостоятельно, предложите повторить вслед за вами следующие цепочки слов и предложения.

*Сова, коса, пес. На суку сова. Под скамейкой собака.

http://3.bp.blogspot.com/-wX9cS7l46o8/TxcjZoj6ejI/AAAAAAAAA-4/eWflwAklz3s/s1600/DSC02228.JPG*Сено, осень, лось. Осенью краснеют листья.

*Зонт, коза, заноза. У Зои новый зонт.

*Зима, корзина, резина. У Зины в корзине земляника.

*Цепи, овца, палец. У цапли куцый хвост.

*Шапка, кошка, малыш. Шапка да шубка – вот и наш Мишутка.

*Жук, ножи. Жук жужжит. Жаба в луже.

*Щенок, вещи, лещ. Щенок тащит щетку.

*Чай, бочка, ночь. Бочка у печки. Печка из кирпича.

*Яма, майка, лай. У Майки новая лейка.

*Лапа, колобок, пол. На полу лужа. У Володи лопата.

*Лес, поляна, соль. В лесу лиса. Лена ела малину.

*Рыба, марка, забор. Рома красит забор. У забора помидоры.

*Река, моряк, букварь. У Ирины мандарины. Гриша соберет под березой грибы.

Даже если вам кажется, что ваш ребенок говорит абсолютно чисто, обратитесь к логопеду и проверьте, так ли это на самом деле. Скоро ваш ребенок отправится в школу, и нарушение произношения звуков может стать препятствием для овладения ребенком чтением и грамотным письмом.

К шести годам ребенок должен овладеть развернутой фразовой речью. Фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной. Он легко пересказывает прочитанные ему рассказы и сказки, составляет рассказы не только по серии картинок, но и по сюжетной картинке. Например, он легко составит рассказ по картине, особенно если вы предварительно зададите ему вопросы:

*Кого ты видишь на картине?

*Куда вышли дети с воспитателем?

*Кого они увидели на рябине?

*Какими были снегири?

*Как смотрели на них дети?

Выбегай поскорей посмотреть на снегирей.

На картине изображен морозный зимний день. Все вокруг покрыто снегом. Снег кажется голубым.

Воспитатель вывела детей на прогулку на участок детского сада. Видно, что они уже давно гуляют. У них раскраснелись щеки, одежда в снегу. Наверное, они уже катались с горки, возили друг друга на санках, расчищали дорожки от снега. В руках у детей мы видим лопатки. Девочка в красной куртке держит за веревку санки.

Воспитатель – молодая, красивая женщина. Она в сером пальто, белых берете и шарфе. У нее тоже розовые щеки. Она обратила внимание детей на стаю снегирей и вместе с ними наблюдает за тем, как птицы лакомятся ягодами.

Дети замерли, увидев стаю красивых птиц. Снегири красногрудые, яркие. Они распушили перышки и клюют рябину. Вечером дети будут рассказывать мамам и папам, какое чудо они увидели на прогулке.

В этом возрасте ваш сын или дочь знает много стихов и рассказывает их выразительно, правильно и четко произнося все звуки и слова. Теперь это уже не только стихи А.Барто, К.Чуковского, С.Маршака, но и произведения русских классиков.

Предложите ребенку послушать, а потом выучить с вашей помощью несколько стихотворений. Покажите, как следует выразительно читать стихи.

Зимнее утро

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.Пушкин.

На лугу

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов

На нем разбросаны букеты.

И.Суриков


Что нужно делать родителям ребенка с нарушениями развития речи

! Не медлите с обращением к специалистам, если речевое развитие малыша запаздывает.

! Не отказывайтесь от медикаментозного лечения, назначенного невропатологом.

! Соглашайтесь на не медикаментозное лечение ребенка. Помните, что помощь малышу должна быть комплексной.

! Настаивайте на направлении ребенка в логопедическую группу детского сада.

Итак, если вы обнаружили, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, задерживается, протекает своеобразно, если в течение беременности и родов отмечались какие-либо отклонения, если вашему ребенку поставлен диагноз «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия), не слушайте советов родственников и знакомых, у которых ребенок «не говорил до 3-х лет, а потом заговорил сразу предложениями», не успокаивайтесь, даже если педиатр, наблюдающий ребенка, советует подождать, пока ребенок не заговорит сам. Настаивайте на немедленном направлении ребенка на осмотр к неврологу, который назначит все необходимые исследования. Получив заключение у невролога, отправляйтесь к логопеду, психологу, дефектологу. Помните, что промедление чревато самыми серьезными осложнениями, что все может закончиться обучением в специальной школе или классе выравнивания.

Если невролог назначит медикаментозное лечение вашему малышу, не пугайтесь и не отказывайтесь, не говорите, что подобные препараты «назначают бабушкам, перенесшим инсульт». Доверьтесь специалисту, который будет лечить вашего ребенка. Если время будет упущено, медикаментозное лечение уже не будет столь эффективным, как в раннем детстве.

При назначении не медикаментозного лечения – массажа, физиотерапевтических процедур, лечебной физкультуры – медикаментозное лечение станет белее действенным, поэтому постарайтесь выполнить назначения в полном объеме. Если вы уже упустили время, и вашему ребенку белее трех лет, и невролог ставит ему диагноз «СДВГ» (синдром дефицита внимания и гиперактивности), как можно в более короткие сроки постарайтесь показать ребенка всем специалистам, получить направления на необходимые исследования. Начинайте лечить ребенка в соответствии с полученными рекомендациями, настаивайте на направлении ребенка в логопедическую группу детского сада, где он будет получать коррекционно-развивающие занятия с логопедом и психологом.

Как правило, занятия в логопедической группе начинаются с сентября, а направление вы получите весной. Заранее посетите детский сад, в который направили вашего ребенка, познакомьтесь с персоналом – заведующей, воспитателями, логопедом, психологом, врачом. Узнайте, каков режим работы учреждения, и за лето постепенно переведите ребенка на него. Постарайтесь получить рекомендации у логопеда и психолога по поводу подготовки ребенка к занятиям с ними, узнайте, чем и как вам нужно заниматься с ребенком летом. Приобретите все необходимое для занятий с ребенком.

Но вот учебный год в детском саду начался. Ваш сын или ваша дочь успешно адаптировались в новом учреждении. Специалисты начали занятия с детьми. Вас регулярно будут приглашать на консультации и логопед и психолог. Обязательно посещайте консультации для того, чтобы знать, как продвигается развитие вашего ребенка, чем в данный момент с ним занимаются, как вы можете организовать домашние игры с малышом, с тем, чтобы закрепить навыки, сформированные специалистами. Некоторые родители считают, что заниматься с ребенком должны исключительно специалисты, которые «получают за это деньги». Но ведь это ваш ребенок и ваши проблемы прежде всего, и именно вы в первую очередь заинтересованы в том, чтобы ребенок был здоров и развивался соответственно возрасту, а потом успешно учился в школе. Займите активную позицию! Знайте, что ничего не может быть важнее для вас, чем здоровье и благополучие вашего ребенка. Играйте и общайтесь с ребенком ежедневно, даже если вы работаете и у вас для этого остается мало времени. Иногда достаточно пообщаться с ребенком по дороге в детский сад или из детского сада домой. На прогулке можно поговорить о том, что делал ребенок в детском саду, что ему было особенно интересным; можно вместе понаблюдать за изменениями в природе и погоде; можно рассмотреть транспорт, который едет по улице; выучить небольшое стихотворение и т.п. А когда вы будете готовить ужин, посадите ребенка рядом с собой, дайте ему бумагу и краски или карандаши. Пусть он рисует то, что только что видел на улице, и рассказывает вам о том, что рисует. Дети очень любят такие минуты, и вы в свое время будете вспоминать о них с необыкновенной теплотой и сожалением, что дети так быстро выросли и у вас уже не будет возможности так часто и так близко общаться. Поверьте, вы будете вспоминать минуты, когда ваши дети были крохами, как самые счастливые моменты вашей жизни.

Еженедельно логопед будет давать вам письменные рекомендации по организации домашних занятий с ребенком, в которых описаны игры, упражнения, приведены тексты стихотворений и рассказов, рекомендуемых для заучивания или прочтения с ребенком. Эти рекомендации необходимы вам, если вы хотите, чтобы речь вашего ребенка развивалась правильно и чтобы в дальнейшем ваш сын или ваша дочь были успешными в учебе, а потом и во взрослой жизни.

Игры и упражнения, приведенные ниже, не будут лишними в ваших домашних занятиях с ребенком

Именно такие игры используют на своих занятиях логопеды в качестве физкультурных пауз, а также для развития подвижности, общей моторики, координации (согласованности) движений, подражательности творческого воображения малышей. Такие рифмованные тексты с движением дети легко и быстро запоминают, что способствуют развитию памяти и речи. Эти упражнения вы можете делать со своим крохой, когда он устанет во время домашних занятий. Они же вам пригодятся вам для организации веселой и занимательной прогулки. Особое внимание обратите на пальчиковую гимнастику, потому что развитие пальцевой моторики напрямую связано с развитием речи. Чем лучше будут работать пальчики вашего ребенка, тем успешнее будет развиваться его речь. Поэтому с самого раннего детства используйте самые разные игрушки и пособия для развития мелкой моторики. Посмотрите, с каким удовольствием ваш малыш (конечно, под вашим присмотром) будет складывать в ведерко или кузов грузовика желуди, каштаны или шишки, найденные на прогулке в лесу, или камешки, привезенные с моря. Предложите девочке разбирать и складывать в разные чашки смешанную белую и цветную фасоль. АВ мальчик с удовольствием разберет и разложит в два контейнера гайки и болты. Приобретайте для малыша самые разные мозаики, конструкторы, благо выбор их сейчас просто огромен. Знайте, что развивающие игрушки гораздо нужнее вашему ребенку, чем банальные куклы и машинки. Играйте с ребенком, будьте терпеливыми, верьте, что вам удастся с помощью специалистов решить проблемы в развитии речи вашего сына или вашей дочери. Успехов и здоровья вам и вашим детям!

Итак, вашего ребенка обследовали логопед, психолог, невролог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз.

Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

– это нарушение процессов формирования произносительной стороны языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. К этой категории относят детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом.

  • Дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков.

Например, ребенок не умеет произносить звук «РЬ» и поэтому произносит слова Марина и малина одинаково – малина. Если предложить такому ребенку поднять красный шар, когда он услышит слово Марина, и синий шар, когда он услышит слово малина, он растеряется и задание не выполнит, потому что эти слова звучат для него одинаково.

  • Дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных групп.

Например, ребенок будет допускать множественные ошибки при различении звуков «С» и «Ш», «З» и «Ж», «Р» и «Л» в парах слов, если вы предложите ему поднимать флажок желтого цвета на один из пары звуков и зеленого на другой из пары звуков.

Каска – кашка

Мишка – миска

Шалаш – салат

Несу – пишу

Роза – рожа

Лежать – лизать

Кожа – коза

Вяжут – везут

Рак – лак

Полка – порка

Вор – вол

Пороть – полоть

  • Дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из состава слова и определить их последовательность.

Например, такой ребенок не определит на слух, сколько звуков в словах, дом, стол, марка. Для него крайне сложным будет задание выделить из ряда слов те слова, в которых есть звук «Р»: забор, стол, диван, кровать, стул, раскладушка. Он не сможет по порядку назвать звуки в слове кот – «К», «О», «Т».

Речь ребенка с ФФНР характеризуется множественными заменами, пропусками, искажениями звуков. Иногда ребенок может произносить неправильно 15-20 звуков.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением как тех звуков, произношение которых нарушено, так и тех, которые произносятся правильно, но относятся к разным фонетическим группам. Наряду с этим у ребенка отмечаются ошибки в слоговой структуре и звуконаполняемости слов: пувица – пуговица, кода – сковорода, нига – книга, мот – мост.

В ходе коррекционных занятий логопед учит таких детей узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильное произношение и различение звуков в речи, формирует умение производить звуко - слоговой анализ слова, что помогает в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладении письменной речью. Родителям необходимо закреплять навыки, сформированные логопедом у их ребенка, в домашних занятиях.

Итак, вашего ребенка обследовали логопед, психолог, невролог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?

Задержка развития речи (ЗРР)

характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание равномерно в формировании всех компонентов речи: ребенок не только неправильно произносит большинство согласных звуков, но и не усваивает грамматические категории, не овладевает связной речью. Некоторые ученые считают задержку речевого развития проблемой больше психологической, чем логопедической, так как именно психология рассматривает вопросы задержки развития психических функций.

Причины задержки речевого развития разнообразны: проблемы в развитии слухового, зрительного и тактильного восприятия; интеллектуальная недостаточность, наследственный тип позднего развития речи. Среди причин задержки речевого развития следует также отметить соматическую ослабленность, болезненность ребенка, из-за которой задерживается формирование всех психических функций; и социальные причины, а именно отсутствии адекватных условий для развития речи малыша. В условиях гиперопеки речевая функция часто остается невостребованной, так как окружающие понимают ребенка без слов и предупреждают все его желания. Зачем ребенку говорить, если вы опережаете все его желания?

Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не обращайтесь с ребенком как с глухим, не жестикулируйте слишком активно.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка.

Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается.

В настоящее время детей с ЗРР не оставляют без логопедической помощи. Если вашему ребенку поставлен этот диагноз, и он направлен в логопедическую группу, помните, что домашние занятия с ребенком остаются немаловажными. Необходимо стимулировать любые проявления активности малыша, радоваться каждому произнесенному им звуку. Используйте различные дидактические игры (составление целого из частей_ разрезные картинки, кубики с картинками, пазлы, игрушки-собирайки, игрушки – вкладыши), продуктивную деятельность (совместное рисование, лепку, изготовление аппликаций для украшения детской и т.п.), общение в быту. Следуйте советам, которые дадут вам специалисты после проведенных исследований, не отказывайтесь от медикаментозного лечения.

Итак, вашего ребенка обследовали логопед, психолог, невролог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?

Общее недоразвитие речи (ОНР)

рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у ребенка нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. ОНР может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и т.д. Речевая недостаточность при ОНР неоднородна: от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с элементами недоразвития отдельных языковых компонентов. Специалисты выделяют 4 уровня речевого развития при ОНР.

При 1 уровне речевого развития речевые средства у ребенка крайне ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукокомплексов (ись – киска, ака - собака, нини - штаны). В активной речи могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленные грамматически (Ись иди – Киска сидит). Характерна многозначность употребляемых слов (ись – киска, мышка, мишка). При этом возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. Например, слово пи (часть глагола пить) может обозначать чашку, воду, сок, молоко. И наоборот, слово Дей (дверь) может обозначать глаголы открыть, закрыть. Ребенок с первым уровнем речевого развития общается, широко используя жесты и мимику. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен, то есть ребенок больше понимает, чем говорит, но утверждение родителей о том, что ребенок не говорит, но понимает абсолютно все, несостоятельно. И это можно легко доказать при обследовании такого ребенка. Для детей представляет трудность выполнение заданий, связанных с пониманием категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Например, на просьбу логопеда дать ему несколько палочек, а одну палочку положить на стол ребенок дает несколько палочек педагогу, а остальные кладет на стол. Рассматривая картинки, предложенные логопедом, и получив его задание показать, про кого можно сказать «летит», а про кого - «летят», ребенок теряется и показывает обе картинки. В то же время задания, связанные со знакомыми ситуациями, ребенок может выполнить без ошибок. Произношение звуков у ребенка с первым уровнем речевого развития при ОНР крайне несовершенно. Как правило, нарушено произношение всех сложных согласных звуков: «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «р», «л», «рь», «ль», причем в разных ситуациях каждый из этих звуков произносится по-разному. Возможно смягчение почти всех согласных звуков. Иногда в речи ребенка с этим диагнозом практически отсутствуют звуки: «б», «в», «г», «д», «ж», «з».

При переходе ко 2 уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Ребенок уже использует не только глаголы и существительные, но и другие части речи (прилагательные хороший, плохой, большой, маленький, красный, наречия хорошо, плохо, вкусно, далеко, близко, союзы и, а, но), однако глаголы и существительные по-прежнему составляют основную часть лексики и словарный запас по-прежнему значительно ниже нормы. Если в речи ребенка с первым уровнем речевого развития преобладают двусложные слова, то ребенок со вторым уровнем речевого развития может использовать трех - и даже четырехсложные слова (асина - машина, ибуяська - Чебурашка), при этом нарушая их звуконаполняемость и слоговую структуру. В речи присутствуют простые предложения из двух, трех, четырех слов (Ася тоит а тое. Ваза стоит на столе). Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов (ябоки тое. Яблоки на столе), отсутствие согласования прилагательных с существительными (касий сяпка – красная шапка), смешение падежных форм (ем оська – ем ложкой). Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя по-прежнему нельзя сказать, что ребенок понимает все, о чем ему говорят. Фонетическая (звуковая) сторона речи тоже по-прежнему характеризуется многочисленными искажениями звуков.

Третий уровень речевого развития при ОНР характеризуется наличием развернутой фразовой речи с некоторыми элементами недоразвития языковых компонентов. Дети используют распространенные предложения, а не только короткие фразы, состоящие из двух- трех слов. Лексика таких детей включает в себя практически все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, союзы. Наблюдается неточное употребление многих слов (куська - чашка, стакан; таны – брюки, шорты). Появляются первые навыки словообразования (стоик – столик, пришой - пришел), но дети не могут образовывать прилагательные от существительных (сок из яблок – яблокиный, крыша из соломы – соломовая), образовывать глаголы с тонкими оттенками действий приставочным способом (красил - покрасил, выкрасил, докрасил, раскрасил). Недостатки произношения выражаются в смешении, замене и искажении звуков, причем замены могут быть нестойкими, то есть в некоторых словах ребенок будет произносить звук правильно, а в некоторых будет искажать. Ребенок может повторять в отраженной речи достаточно длинные слова, (водопроводчик, велосипедист, милиционер), но искажает их в речи (Мисанел едет а моцикле. Воповотик тинит воповот.) Понимание речи у детей с этим диагнозом приближается к норме, то есть ребенок понимает практически все, о чем ему говорят.

У детей с четвертым уровнем речевого развития нет грубых нарушений звукопроизношения, а имеет место лишь недостаточно четкое различение звуков. Например, ребенок произносит типленок вместо цыпленок, шавель вместо щавель и.т.п. У ребенка недостаточно внятная дикция, вялая артикуляция, каша во рту», как говорят неврологи. В речи встречаются ошибки, проявляющиеся в замене слов, близких по значению (Мальчик чистит метлой двор. Вместо: Мальчик подметает метлой двор), в смешении признаков (большой дом вместо высокий дом).

Значительные трудности у детей вызывает образование слов с помощью суффиксов (домуща вместо домище, гнездко вместо гнездышко, чайка вместо чаинка). У детей отмечаются стойкие трудности в образовании сложных слов (пчельник вместо пчеловод).

Дети испытывают трудности в понимании и употреблении фраз с переносным значением. Например, румяный, как яблоко ребенок понимает как много съел яблок.

В грамматическом оформлении речи данной категории детей тоже отмечаются отдельные ошибки: Дети увидели Медведев, воронов. Я раскрашиваю шарик красным фломастером и красным ручкой.

И все – таки речевые ошибки у детей, которых можно отнести к четвертому уровню речевого развития при ОНР, встречаются в незначительных количествах и носят непостоянный характер. Причем если предложить детям сравнить правильный и неправильный ответы, то будет сделан правильный выбор.

Как правило, детей с ОНР направляют в логопедические группы на один – три года. В группе с ребенком проводят коррекционно-развивающие занятия логопед, психолог. При необходимости назначается лечение у невролога. Но в любом случае родители должны понимать, что переложить свои проблемы, проблемы своего ребенка на плечи специалистов они не могут. Домашние занятия с ребенком с использованием рекомендаций специалистов крайне необходимы.

Итак, вашего ребенка обследовали логопед, психолог, невролог, по назначению невролога были проведены все необходимые исследования, и на этом основании малышу был поставлен диагноз. Какие же диагнозы могут быть поставлены ребенку с речевой патологией и что вы должны знать о них?

Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы, головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка и проявляется в нарушении произносительной стороны речи. Основными клиническими признаками дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений (движений органов речи), нарушение голосообразования и дыхания. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Дети - дизартрики поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи. Активный и пассивный словарный запас этих детей значительно различаются по объему. Пассивный словарь шире активного, но из-за трудностей произношения дети не могут использовать многие известные им слова в активной речи. Про детей - дизартриков действительно можно сказать, что они все понимают, но многое сказать не могут. В грамматическом строе речи дизартриков можно выделить такие специфические ошибки, как пропуск предлогов (мять толом - мяч под столом), не договаривание окончаний (зени сяй - зеленый шар), что тоже связано с трудностями произношения многих звуков.

В дошкольные учреждения с логопедическими группами чаще всего поступают дети со стертой дизартрией.

Следует учитывать, что в физическом статусе этих детей отмечаются общая физическая слабость, маленький рост, узкая грудная клетка, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений. В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, в цианичности (посинении) языка, повышенной саливации (слюноотделении), которые ярко проявляются при речевой нагрузке, то есть чем больше ребенок говорит, тем ярче проявляются эти изменения.

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально-волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или, наоборот, в вялости, пассивности, безынициативности, двигательной заторможенности. Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.

При дизартрии необходимым является сочетание лечения и коррекционного воздействия. Лечение назначается неврологом после проведения необходимых исследований, оно может быть как медикаментозным, так и не медикаментозным. Не медикаментозное лечение предполагает проведение общего, сегментарного, точечного и артикуляционного массажа, артикуляционной гимнастики, лечебной физкультуры, физиотерапевтических процедур, логопедической ритмики. Коррекционная работа должна проводиться систематически, при тесном взаимодействии логопеда, психолога, родителей ребенка, специалистов-медиков, участвующих в лечении ребенка.

Ринолалия (гнусавость) – это нарушение тембра голоса и произношения всех звуков речи, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами неба, рубцовыми изменениями, парезами (частичными параличами) и параличами мягкого неба).

Специалисты выделяют две формы ринолалии: открытую и закрытую.

При открытой форме ринолалии все ротовые звуки приобретают носовой оттенок. Особенно изменяется тембр гласных звуков «и», «у». При произнесении шипящих звуков «ш» и «ж» прибавляется хриплый звук, возникающий в носовой полости. Звуки «п», «б», «т», «к», «г» звучат неясно. Речь ребенка с открытой формой ринолалии неразборчива, монотонна.

При закрытой ринолалии понижен физиологический носовой резонанс, страдает прежде всего произношении звуков «м», «мь», «н», «нь».

В возникновении ринолалии играют роль как генетические, так и внешние нарушения в раннем периоде внутриутробного развития ребенка, а также биологические (грипп, паротит, краснуха, токсоплазмоз) и химические (действие лекарственных препаратов, ядовитых веществ, кислот) факторы, эндокринные заболевания, психические травмы, употребление матерью алкоголя и наркотиков, ее курение.

Ребенку с ринолалией необходимо длительное согласованное лечение у хирурга и ортодонта, систематические и длительные коррекционные занятия с логопедом. Иногда ему нужна помощь и других специалистов: стоматолога, оториноларинголога, невролога. При необходимости операции на небе (хейлопластика) осуществляются до 6 лет, работа по устранению остаточных дефектов – до 16 лет.

Заикание – нарушение темпо - ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги являются основным внешним симптомом заикания. Механизмы возникновения заикания неоднородны. В одних случаях оно проявляется в результате ошибки нервных процессов в коре головного мозга, расстройства тема речевых движений( голоса, дыхания и артикуляции). В других случаях заикание является результатом зафиксированного рефлекса неправильной речи, возникшего вследствие различных речевых затруднений. Возможно возникновение заикания из-за дисгармоничного развития личности. Но в любом случае необходимо учитывать нарушения психологического и физиологического характера, составляющие единство.

В настоящее время выделяют две группы причин, вызывающих возникновение заикания: предрасполагающие и производящие.

К предрасполагающим причинам относят неврологическую отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие нервную систему), невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность), конституциональную предрасположенность(заболевания вегетативной нервной системы, подверженность психическим травмам), наследственную отягощенность (врожденная слабость речевого аппарата, передающаяся по наследству), поражение головного мозга.

В группе производящих причин выделяют анатомо-физиологические (физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы и сотрясения головного мозга; заболевания, ослабляющие нервную систему; несовершенство звукопроизносительного аппарата при дислалии и дизартрии), психические и социальные (психическая травма, избалованность, нервное воспитание, хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоциональные переживания, перегруженность детей младшего дошкольного возраста речевым материалом, не соответствующее возрасту усложнение речевого материала, многоязычие, подражание заикающемуся и т.п.) факторы.

Выделяют физиологические и социальные симптомы заикания. К физиологичским относят речевые судороги, нарушения центральной нервной системы, соматическую ослабленность, нарушения общей и речевой моторики. К психологическим - речевые уловки, сопутствующие движения, феномен фиксированности на дефекте, фобии (страхи) и т.п.

В настоящее время для преодоления заикания применяется комплексный метод, включающий в себя ряд медико-педагогических мероприятий:

*терапевтическое лечение (медикаментозное и не медикаментозное), направленное на оздоровление нервной системы и организма в целом;

*психотерапевтическое воздействие;

*коррекционные занятия с логопедом;

*обеспечение благоприятного социального окружения и создание нормальных бытовых условий.

Алалия - это системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языка. Это органическое нарушение центрального характера, при котором происходит запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях коры головного мозга. Алалию вызывают органические поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном развитии плода или в раннем периоде развития ребенка. Последние исследования доказывают, что при алалии имеют место множественные повреждения коры головного мозга обоих полушарий. Некоторые ученые отмечают ведущую роль в возникновении алалии родовых черепно-мозговых травм и асфиксии (кислородного голодания) новорожденных. Причем в большинстве случаев родовые травмы и асфиксия являются следствием внутриутробной патологии, вызывающей хроническое кислородное голодание (внутриутробную гипоксию). К возникновению алалии могут привести также внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикации плода, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего детства с осложнениями на мозг. Некоторые западные исследователи подчеркивают роль наследственности, семейной предрасположенности к алалии.

Нельзя считать алалию просто временной задержкой речевого развития. При этом нарушении весь процесс становления речи протекает в условиях патологического состояния центральной нервной системы. Речь ребенка, возникающая с опозданием, формируется в последующем на патологической основе. В современной логопедии принято говорить о моторной и сенсорной алалии.

При моторной алалии отмечаются позднее речевое развитие, медленное накопления словаря, нарушение слоговой структуры слова, позднее формирование фразовой речи, недостаточное или полное отсутствие коммуникативной функции речи (желания общаться с помощью речи). Если говорить о неречевой симптоматике моторной алалии, то следует отметить недоразвитие многих высших психических функций (памяти, мышления, внимания). Исследователи отмечают сужение объема памяти и быстрое угасание возникших следов. Особенно у ребенка с алалией страдает память на слова, фразы, тексты. Можно отметить характерные для детей с моторной алалией ограниченность и неустойчивость внимания и восприятия. Дети как бы скользят взглядом по предметам, объектам, картинкам, не улавливая существенных деталей. Многие исследователи сходятся на том, что интеллект у них вторично изменен в связи с состоянием речи и что можно говорить о вторичной задержке умственного развития. Следует отметить примитивизм, конкретность мышления детей с моторной алалией. Интеллектуальная недостаточность и соматическая (физическая) ослабленность. Обязательно следует отметить общую моторную неловкость детей с моторной алалией, неуклюжесть, раскоординированность, заторможенность или расторможенность движений. Особенно страдает мелкая моторика пальцев. Малыш с трудом овладевает навыками самообслуживания, долго держит ложку и карандаш в кулачке, не может застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки.

При сенсорной алалии первично нарушение понимания речи, что приводит к затруднениям в формировании экспрессивной (активной) речи. У детей с сенсорной алалией не формируется связь между словом и обозначаемым им предметом. Усвоение экспрессивной речи во многом зависит от имитационных способностей ребенка. Некоторые дети с сенсорной алалией совсем не понимают речи окружающих, относятся к ней как к шуму, не реагируют даже на собственное имя, не различают звуки речи и неречевые шумы. Другие понимают отдельные обиходные слова, но теряют их на фоне развернутого высказывания. У отдельных детей, наоборот, понимание изолированных слов затруднено больше, чем понимание фраз. В ряде случаев дети понимают обращенную к ним фразу только после неоднократного повторения, так как одноразовый раздражитель оказывается недостаточным для восприятия. Некоторые исследователи отмечают, что при сенсорной алалии всегда наблюдается незначительной снижение тонального (физического) слуха, но оно не является ведущим в картине речевого недоразвития. Неполноценность восприятия объясняется не снижением слуха, а специфическим состоянием коры головного мозга. Дети с сенсорной алалией широко используют жесты и мимику, игру сопровождают модулированным лепетом, четко реагируют на изменение интонации обращающегося к ним человека, не понимая при этом смысла фраз. При правильно организованном обучении дети с сенсорной алалией начинают понимать ситуативную речь. При наличии собственной речи они говорят легко, плавно, не задумываясь над подбором слов, не замечая ошибок в собственной речи. У безречевых детей с сенсорной алалией часто отмечается двигательное беспокойство, они хаотичны в деятельности. Можно говорить о нарушениях личности, разнообразных трудностях поведения, импульсивности, вторичной задержке умственного развития. В чистом виде сенсорная алалия встречается крайне редко. Чаще недостаточность речи при моторной алалии приводит к снижению понимания вторичного характера, поэтому можно говорить о смешанной форме алалии – моторной алалии с сенсорным компонентом, или сенсомоторной алалии.

Дети с алалией нуждаются в лечении у психоневролога, занятиях с логопедом и психологом. Как правило, дети с этим диагнозом направляются в логопедические группы на три-четыре года, потому что только за этот срок им может быть оказана коррекционная помощь в полном объеме. Этим детям необходимы и ежедневные занятия с родителями в соответствии с рекомендациями специалистов.

К сожалению, методики работы с детьми, страдающими аутизмом, еще не наработаны. Во многих регионах нашей страны такие дети остаются практически без помощи специалистов. В Институте мозга Российской Академии наук (Санкт-Петербург) в последние годы приступили к лечению таких детей с использованием метода транскраниальной микрополяризации, как утверждают специалисты, результаты, полученные ими в ходе лечения детей - аутистов, обнадеживают.

Что нужно знать родителям о диагнозах, которые могут быть поставлены ребенку с речевой патологией

! Какой бы диагноз ни поставили вашему ребенку, помните, что это еще не приговор.

! Выполняя назначения специалистов, вы поможете сыну или дочери преодолеть все трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Если ребенок плохо говорит

В статье  говорится о речевых трудностях детей. о причинах  задержки речи, даются рекомендации по преодолению  данной патологии...

Для вас, родители! Если ребенок плохо говорит...

Если ваш ребёнок отстаёт в речевом развитии от своих сверстников - не медлите, обращайтесь к специалистам....

Логопедический лекторий для родителей "Если ребенок плохо говорит..."

Речь- это то, что отличает человека от всех других живых существ, которые есть на нашей планете. Речь человека может совершенствоваться на протяжении всей жизни, и нужна практически в любых видах деят...

Если ребенок плохо говорит

Если ребенок плохо говорит...

Если ребенок плохо говорит...

Если ребенок плохо говорит......

Если ребенок плохо говорит.

Родители часто задаются вопросом: "Почему мой ребенок плохо говорит?" Какие факторы способствуют возникновению речевых нарушений у детей- отражено в этой публикации....

Консультация для родителей " Если ребенок плохо говорит"

К сожалению, родители часто недооценивают всю серьезность ситуации. Они не замечают, что ребенок не выговаривает звуки и слова, не произносит распространенных предложений, с трудом запоминает стихи, н...