Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада
материал по развитию речи (младшая группа)

Наталья Александровна Наумова

сценарий родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vo_2_mladshey_gruppe.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание во 2 младшей группе

«Развитие речи детей

в условиях семьи и   детского сада»

   

       

 Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

 Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Участники: родители, воспитатель, учитель-логопед, старший воспитатель.

                                                         Ход мероприятия

 Воспитатель: Добрый вечер! Я рада встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.

 Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

 Бежит среди камней чиста, нетороплива,

 И ты готов внимать её поток

 И восклицать: - О! Как же ты красива.

         Тема нашей встречи «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».

 Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить …»

 Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с 2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

                                            Игра «Вопрос – ответ»

 А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

 - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно. Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

 - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

   Посмотрите, как мало рук.  Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

 - Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

 • Воспитание звуковой культуры речи.

 • Формирование грамматического строя речи.

 • Обогащение словарного запаса.

 • Обучение рассказыванию, связной речи.

 • Развитие выразительности речи.

 Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

        Слово предоставляется учителю-логопеду.  Анализ речи детей группы. (результаты даются в обобщённом виде).

 Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы, можем:

 - поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

 - в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведение и повадками; посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

 - загадать загадку и найти отгадку;

- поискать приметы времени года;

 - познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами;

 - прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

 - поиграть с ним в игру природоведческого содержания, например: «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию», и т. д.

 Но мы, взрослые, сами должны видеть окружающий мир, чтобы научить и ребёнка видеть, наблюдать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами.

 Замечательные возможности представляет для развития речи детей ознакомление с художественной литературой. Стихи, сказки, рассказы, которые вы читаете ребёнку должны быть небольшие по объёму, несложные по содержанию, доступные для понимания.

 Одно и то же произведение дети любят слушать несколько раз. Учите с детьми стихи, потешки, загадки наизусть. Спрашивайте, о чём говориться, что происходит с главными героями. Учите пересказывать сказки, начиная задавать вопросы по содержанию; передавая содержание, ребёнок учится чётко, точно, полно, последовательно излагать свои мысли.

В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории. Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Одной из задач годового плана ДОО является патриотическое воспитание. С чего начинается патриотическое воспитание у малышей? (ответы родителей).

Конечно же с семьи. Я благодарю вас за помощь в создании альбомов «Семья» и «Профессии наших родителей».

Как эти альбомы помогут ребятам в развитии речи? Рассматривая фотографии, дети испытывают эмоциональный отклик на увиденные родные лица и это состояние располагает к диалогу. Можно спросить ребенка «Кто это? Как зовут маму (папу, дедушку, бабушку)? Во что одет? Что любит делать изображенный человек? Во что вы играете? Где работает?». Вопросов может быть множество.

Что должен знать ребенок к концу второй младшей группы (к4 годам)

Говорить не торопясь, внятно 
Отвечать на вопросы взрослого 
Рассказывать о виденном в 2-4 предложениях 
Произносить все гласные и согласные звуки, кроме шипящих и сонорных 
Согласовывать слова в роде, числе, падеже 

Использовать все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами

Пересказывать содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы взрослого

Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.

 Подведение итогов собрания

Родители задают вопросы на уточнение.

А каким может быть решение нашего родительского собрания (высказывания родителей):

1. Дома уделять внимание развитию речи ребенка и больше общаться с ним. Читать ребенку сказки, стихи, потешки, загадки и разучивать их.

2. Поощрять в семье занятие ребенка лепкой, рисованием.

3. Больше бывать на природе, знакомить детей с красотами родной природы.

Я благодарю всех родителей за участие в работе родительского собрания. Пусть дети радуют Вас своими успехами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая неделя "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Методическая неделя, как одна из форм методической работы, позволяет систематизировать знания педагогов по данной теме и делиться накопленным опытом работы....

Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...

Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"

Собрание  во 2 младшей группе проходит  в форме  семинара - практикума...

Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...

Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада

Игровые формы занятий с детьми по развитию речи...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...