Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Вид деятельности: НОД.                                    

Тема занятия: Знакомство с произведением Е.Пермяка «Первая рыбка»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе

Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.

Вид деятельности: НОД.

Тема занятия: Знакомство с произведением Е.Пермяка «Первая рыбка»

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Обучающие:                                                                                                                                                                                                                                                             - формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально;                                                                                                                                                                                     - обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов;                                                                                                             - совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения;                                                               - упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.

Развивающие:                                                                                                                                                                                                                           - развивать интерес и любовь к книге;                                                                                                                                                                                                                      - продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли;                                                                                           - развивать творческое воображение.

Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                         - воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.

Словарная работа:   Котелок, уха, ершище, ершишка.

Планируемый результат: Дети познакомятся с новым произведением Е.Пермяка « Первая рыбка», с замыслом автора, могут               анализировать содержание текста.

Предварительная работа: Отгадывание загадок о рыбке.

Подготовительная работа: оформление в книжном уголке группы выставки книг с портретом и рассказами Е.А.Пермяка; рассматривание альбома «Речные рыбы», « Морские обитатели»; « Жители аквариума»; беседа « Кухонная посуда»; создание дидактической игры;

Материалы и оборудование: портрет писателя; выставка произведений Е.Пермяка;  текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», д/и «Варим уху»; смайлики грустные и веселые на каждого ребенка; волшебная палочка;

Этапы, методы и приемы руководства

Содержание организованной образовательной деятельности (ООД)

Условия реализации ППРС

Деятельность воспитателя

Предполагаемая деятельность детей

1.Организационно-мотивационный этап.

Вопросы.

Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно

выполнить.

(Детям предлагаются разрезные картинки.)

Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем я хочу с вами поговорить.

- Что вы сложили? (дети называют своих рыб).

- Где живут рыбы? (в реке, море, океане)

- Значит они какие? (морские,……)

- Назовите морских, речных рыб.

- А что общего у рыб?

- У всех ли рыб есть жабры? Как называют таких рыб?

- Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите

картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация.)                                                                                      - Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с                       противоположным значением.

Д/игра «Скажи наоборот»

Горячая - Холодная

Прохладная - Тёплая

Чистая - Грязная

Кипячёная - Сырая

Солёная - Пресная

Бурливая - Спокойная

Прозрачная - Мутная

- А что люди могут делать с рыбой?

Слушают педагога.                                  

Отвечают на вопрос.

ответы детей.

портрет писателя; выставка произведений Е.Пермяка

Разрезные картинки с рыбами

2. Основной этап.

Чтение рассказа

Вопросы к тексту

Словарная работа

Физминутка

Дидактическая игра «Составь предложение»

 

- Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас

познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ

написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка».

Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу)

с последующим обсуждением

- Почему этот текст называется «рассказ»?

- Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

- О чем говорится в этом рассказе?

- В какой семье жил Юра

- Куда отправилась Юрина семья? Как иначе можно

сказать об этом?

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,

крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.»

-Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»?

-Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка».                                                        

Будем прыгать и скакать!                                                                          Раз, два, три, четыре, пять!                                                                          Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.)

Раз, два, три.

Наклонился левый бок.

Раз, два, три.

А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)

И дотянемся до тучки.

Сядем на дорожку, (Присели на пол.)

Разомнем мы ножки.

Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.)

Раз, два, три!

Согнем левую ножку,

Раз, два, три.

Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.)

И немного подержали.

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

- Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял

некоторые слова: (объяснить значения слов)

уха (суп из рыбы);

вокруг (около, возле, рядом);

нахваливать (много хвалить);

ершище (большая рыба);

навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе).

- А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

- Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру.

- Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

- Что Юра написал о своей семье?

- Как он написал о том, куда поехала его семья?

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья?

- Как он написал про свой улов

- Кому отдали весь улов?

- Что сварили из рыбы?

- Где все семья ела уху?

- Какая получилась уха?

- Какое настроение было у Юры?

- Почему радовался Юра?

Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно

слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.

 

   

Дети участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы педагога,

Рассуждают, делятся впечатлениями из личного опыта.

Ответы детей:

Объясняют словарные слова и выражения.

Выполняют движения физминутки.

Повторное чтение рассказа.

.

Иллюстрации к рассказу

3.Заключительный этап.

Повторное чтение рассказа воспитателем.

вопросы

Рефлексия

- Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том,

как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик.

- Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу

остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить

его.

- Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть.

П/и «Удочка»

- Ребята, что у меня в руках?

- А чем она ещё может быть?

- Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки.

- Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось?

Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану.

Ответы детей

Скакалка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект занятия по обучению рассказыванию во второй младшей группе "Снегурочка и лиса".

Конспект занятия по обучению рассказыванию во второй младшей группе "Снегурочка и лиса"....

Развитие речи.Обучение детей пересказу в подготовительной группе.

Обучение пересказу по сказкам А.С.Пушкина, придумывание собственных сказок....