Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Вид деятельности: НОД.
Тема занятия: Знакомство с произведением Е.Пермяка «Первая рыбка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе | 35.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению рассказыванию (пересказ) в подготовительной группе
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Вид деятельности: НОД.
Тема занятия: Знакомство с произведением Е.Пермяка «Первая рыбка»
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи:
Обучающие: - формировать умение пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства по заданному плану, по цепочке, индивидуально; - обратить внимание на то, как меняется смысл слова от употребления разных суффиксов; - совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания о содержании произведения; - упражнять в подборе синонимов и антонимов в речи.
Развивающие: - развивать интерес и любовь к книге; - продолжать формировать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли; - развивать творческое воображение.
Воспитательные: - воспитывать внимательное отношение к старшим, стремление помогать им.
Словарная работа: Котелок, уха, ершище, ершишка.
Планируемый результат: Дети познакомятся с новым произведением Е.Пермяка « Первая рыбка», с замыслом автора, могут анализировать содержание текста.
Предварительная работа: Отгадывание загадок о рыбке.
Подготовительная работа: оформление в книжном уголке группы выставки книг с портретом и рассказами Е.А.Пермяка; рассматривание альбома «Речные рыбы», « Морские обитатели»; « Жители аквариума»; беседа « Кухонная посуда»; создание дидактической игры;
Материалы и оборудование: портрет писателя; выставка произведений Е.Пермяка; текст рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка», д/и «Варим уху»; смайлики грустные и веселые на каждого ребенка; волшебная палочка;
Этапы, методы и приемы руководства | Содержание организованной образовательной деятельности (ООД) | Условия реализации ППРС | |
Деятельность воспитателя | Предполагаемая деятельность детей | ||
1.Организационно-мотивационный этап. Вопросы. | Ребята, сегодня я для вас приготовила много интересного. Начнём с того, что я предлагаю вам подойти к столу и догадаться какое задание вам нужно выполнить. (Детям предлагаются разрезные картинки.) Правильно, вы собираете и говорите мне, о чем я хочу с вами поговорить. - Что вы сложили? (дети называют своих рыб). - Где живут рыбы? (в реке, море, океане) - Значит они какие? (морские,……) - Назовите морских, речных рыб. - А что общего у рыб? - У всех ли рыб есть жабры? Как называют таких рыб? - Посмотрите на картинки и скажите, каких рыб вы видите? Разложите картинки на группы по месту обитания рыб. (Классификация.) - Ребята, скажите, какая бывает вода? Я вам называю слово, а вы называете с противоположным значением. Д/игра «Скажи наоборот» Горячая - Холодная Прохладная - Тёплая Чистая - Грязная Кипячёная - Сырая Солёная - Пресная Бурливая - Спокойная Прозрачная - Мутная - А что люди могут делать с рыбой? | Слушают педагога. Отвечают на вопрос. ответы детей. | портрет писателя; выставка произведений Е.Пермяка Разрезные картинки с рыбами |
2. Основной этап. Чтение рассказа Вопросы к тексту Словарная работа Физминутка Дидактическая игра «Составь предложение» |
- Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке. Рассказ написал Е. Пермяк, называется «Первая рыбка». Чтение рассказа (обратить внимание детей на иллюстрации к рассказу) с последующим обсуждением - Почему этот текст называется «рассказ»? - Ребята, а кто помнит автора этого рассказа? - О чем говорится в этом рассказе? - В какой семье жил Юра - Куда отправилась Юрина семья? Как иначе можно сказать об этом? - Сколько рыбы поймал Юра? - Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.» -Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному: то «большущий ершище», то «крохотный ершишка»? -Правильно, ребята, потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущий ершище», а «крохотный ершишка». Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.) Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо.) Раз, два, три. Наклонился левый бок. Раз, два, три. А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.) И дотянемся до тучки. Сядем на дорожку, (Присели на пол.) Разомнем мы ножки. Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене.) Раз, два, три! Согнем левую ножку, Раз, два, три. Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх.) И немного подержали. Головою покачали (Движения головой.) И все дружно вместе встали. (Встали.) - Ребята, Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов) уха (суп из рыбы); вокруг (около, возле, рядом); нахваливать (много хвалить); ершище (большая рыба); навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе). - А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо. - Это волшебная удочка, которая превратит вас в мальчика Юру. - Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями. - Что Юра написал о своей семье? - Как он написал о том, куда поехала его семья? - Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? - Как он написал про свой улов - Кому отдали весь улов? - Что сварили из рыбы? - Где все семья ела уху? - Какая получилась уха? - Какое настроение было у Юры? - Почему радовался Юра? Ребята, сейчас я ещё раз прочитаю этот рассказ, а вы его внимательно слушайте. Постарайтесь запомнить слова и выражения автора.
|
Дети участвуют в беседе, отвечая на поставленные вопросы педагога, Рассуждают, делятся впечатлениями из личного опыта. Ответы детей: Объясняют словарные слова и выражения. Выполняют движения физминутки. Повторное чтение рассказа. . | Иллюстрации к рассказу |
3.Заключительный этап. Повторное чтение рассказа воспитателем. вопросы Рефлексия | - Ребята, рассказывать будете по заданному плану: один из вас расскажет о том, как Юрина семья поехала на рыбалку, второй о том, как варили уху, а третий – о том, какие чувства испытывал Юрик. - Следующее задание будет сложнее: нужно быть очень внимательным. Я могу остановить ваш рассказ в любом месте, а следующий должен будет продолжить его. - Ребята, вы очень хорошо поработали, можно и поиграть. П/и «Удочка» - Ребята, что у меня в руках? - А чем она ещё может быть? - Ну, раз у меня в руках удочка, то я кто? А вы мои рыбки. - Ребята, с каким рассказом сегодня познакомились? Кто автор рассказа? Что вам больше понравилось, что запомнилось? | Трое ребят по желанию пересказывают рассказ по плану. Ответы детей | Скакалка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....
Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала проводится в подготовительной группе....
Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.
Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...
Конспект занятия по обучению рассказыванию в старшей логопедической группе на методическом объединении для воспитателей старших групп
Тема: "Составление описательных рассказов о животных"...
Конспект занятия по обучению рассказыванию во второй младшей группе "Снегурочка и лиса".
Конспект занятия по обучению рассказыванию во второй младшей группе "Снегурочка и лиса"....
Развитие речи.Обучение детей пересказу в подготовительной группе.
Обучение пересказу по сказкам А.С.Пушкина, придумывание собственных сказок....