Кружковая деятельность.
материал по развитию речи (старшая группа)

Дармостук Екатерина Александровна

Кружок по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_deyatelnost.docx81.11 КБ

Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАННО:

Педагогическим советом

Протокол № ___

От «___ »___________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

«Детский сад комбинированного

 вида № 53«Радуга»

_________________ Субоч В.С.

                                                         

                                                                                           

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида № 53 «Радуга»



Рабочая программа

дополнительного образования

кружок "Говорим правильно"

 для детей 5 -7 лет.

Воспитатель: Дармостук Е.А

2022 – 2024 гг

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольной образовательной организации. Это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в котором выделена образовательная область

«Речевое развитие». В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие детей дошкольного возраста включает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Стратегия современного обучения родному языку заключается в его направленности не просто на формирование определенных знаний, умений и навыков, а на воспитание и развитие личности ребенка, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, на овладение культурой речевого общения и поведения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И.Гризик, Л.Е.Тимощук, О.С.Ушакова и др.) и отмечают необходимость целенаправленно обновления и систематизации речевой работы в дошкольных образовательных организациях. Данное обстоятельство диктует необходимость рассмотрения классического подхода к организации работы по речевому развитию детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.

Рабочая программа кружка «Говорим правильно» направлена на развитие речи детей дошкольного возраста (4-7лет).

Программа        разработана        в        соответствии        с        требованиями        основных нормативных документов:

  • Постановлением Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Приказом Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Программа        кружка        «Говорим        правильно»        разработана        с        учётом парциальной программы по развитию речи дошкольников Ушаковой О.С.

Срок реализации Программы – 3 года.

  1. Цель и задачи Программы

Цель: Создание условий для овладение нормами и правилами родного языка и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Развивать свободное общение со взрослыми и детьми.
  • Развивать у воспитанников все компоненты устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи).
  • Развивать коммуникативные способности.
  • Развивать связную речь (диалогической и монологической форм).
  • Воспитывать звуковую и лексическую культуру речи.
  1. Принципы и подходы        к формированию Программы

В основе программы лежит комплексный подход, который направлен на решении разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе, на решение главной задачи — развитие связной речи.

Программа основывается на принципах:

  • принцип преемственности, который осуществляется в двух формах: линейной и концентрической. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры, формирование грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, поскольку от группы к группе постепенно усложняется материал внутри каждой задачи, варьируются сочетаемость упражнений, их смена и взаимосвязь;

- принцип взаимосвязи - обогащение и активизация словаря, формирование грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарного осознания языковых явлений;

-принцип наглядности обеспечивает создание наглядных представлений о предметах и явлениях окружающего мира, от которых зависит эффективность обучения родному языку, данный принцип осуществляется при помощи лингвистических (контекст, толкование новых слов, подбор синонимов и антонимов) и экстралингвистических средств (изобразительные средства, невербальные средства, демонстрация предметов и наблюдение явлений окружающей действительности);

-принцип доступности и посильности реализуется в делении речевого материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям становления речи детей;

-принцип обеспечения активной речевой практики выражается в том, что язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики, речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, данный принцип предусматривает создание условий для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности;

Большинство занятий построено по тематическому принципу, упражнения и высказывания детей начинают, продолжают, и развивать одну тему.

Следует помнить, что соотношение компонентов процесса речевого развития и принципов обучения речи является не абсолютным, а относительным с точки зрения доминирующего влияния того или иного принципа на соответствующий компонент. Важно иметь в виду, что любой предшествующий принцип имеет отношение ко всем другим последующим компонентам обучения, подобно тому, как задачи определяют содержание обучения, методы - выбор форм организации обучения.

  1. Значимые для реализации Программы характеристики
  1. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

                 Старшая группа

(5-6 лет)

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность. Имеются недостатки в освоении грамматических правил речи. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование.

Подготовительная к школе группа

(6-7 лет)

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает довольно высокого уровня. Дети седьмого года жизни обычно осваивают построение разных типов текстов: описание, повествование, рассуждение. В процессе развития связной речи дети начинают также активно пользоваться разными способами связи слов внутри предложения. Вместе с тем отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Дети овладевают умением строить разнообразные сложные предложения. Основные недостатки развития связной речи относятся к неумению построить текст, используя все структурные элементы,  и        владеть        умением        соединять        различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие дошкольников предполагает достижение целевых ориентиров: овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха. К концу дошкольного возраста ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью. У ребёнка складываются предпосылки к овладению грамотности.

Старшая группа

Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с за- данным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Подготовительная к школе группа

Ребенок может организовать детей на совместную деятельность, вести деловой диалог со сверстниками. Свободно вступает в общение с разными людьми: легко знакомится, имеет друзей. Для него характерны субъектные проявления в коммуникативной и речевой деятельности. Проявляет интерес к общению со сверстниками и взрослыми: задает вопросы, интересуется мнением других, расспрашивает об их деятельности и событиях их жизни. Проявляет интерес к речи как особому объекту познания: с удовольствием участвует в разгадывании кроссвордов, ребусов, предлагает словесные игры, читает отдельные слова, пишет печатными буквами, проявляет интерес к речевому творчеству. Проявляет устойчивый интерес к литературе, отличается богатством литературного опыта, имеет предпочтения в жанрах литературы, темах произведений.

Самостоятельно, без помощи взрослого может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок). Самостоятельно использует освоенные речевые формы в процессе общения со сверстниками и взрослыми (рассказ, речь – доказательство), объяснения, речь – рассуждение).

Проявляет активность в коллективных обсуждениях, выдвигает гипотезы и предположения в процессе экспериментальной деятельности при обсуждении спорных вопросов. Является инициатором событий в группе организатором коллективных игр, предлагает словесные творческие игры (загадывает загадки, придумывает истории, планирует сюжеты творческих игр).

Имеет свою точку зрения на обсуждаемую тему, умеет отстаивать свою позицию в коллективных обсуждениях, спорах, использует речевые формы убеждения; владеет культурными формами несогласия с мнением собеседника; умеет принять позицию собеседника.

Активно проявляет творчество в процессе общения: предлагает интересные, оригинальные темы для обсуждения, задает интересные вопросы, предлагает творческие варианты решения проблем. Успешен в творческой речевой деятельности: сочиняет загадки, сказки, рассказы.

Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове, место звука в слове. Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.

  1. Система оценки результатов освоение Программы

Оценкой результатов освоения Программы является педагогическая диагностика, предлагаемая Ушаковой О.С, Струниной Е.М., которая проводится 2 раза в год (Приложение 1).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми старшей группы (5-6 лет)

Воспитание звуковой культуры речи. Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи. Формирование представлений детей о линейных звуковых единицах: звук — слог — слово — предложение — текст. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие. Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), вычленение шипящих и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах. Развитие умения анализировать слова различной слоговой структуры: называние слов с одним, двумя, тремя звуками, определение количества слогов.

Нахождение слов, сходных и различных по звучанию. Закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и

отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с

— з, с — ц, ш — ж, ч — ц, с — ш,— з, л — р. Продолжать развивать

фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Словарная работа. Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет (дерево, металл, пластмасса, стекло), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных

слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик — радостный; поезд идет — движется; Маша и Саша — дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к отдельному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

Старшие дошкольники могут различать слова, отражающие характер движения: бежать — мчаться; пришел — приплелся, а также значение имен прилагательных оценочного характера: умный — рассудительный; старый — дряхлый; робкий — трусливый.

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу, к словосочетаниям (старый дом — новый, старый человек — молодой), к отдельным словам (легкий — тяжелый) или заканчивают предложение, начатое педагогом: Один теряет, другой... (находит).

Развивая понимание детьми значений многозначных слов разных частей речи (молния, кран, лист; лить, плыть; полный, острый, тяжелый), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

От отдельных упражнений на подбор синонимов, антонимов, многозначных слов дети переходят к составлению связных высказываний, используя все названные характеристики предмета, явления, персонажа, их качества и действия.

Связь словарной работы с умением строить связные высказывания особенно четко прослеживается в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Грамматический строй речи. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм.

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый

  • весело; быстро... (быстрый), громко... (громкий).

Дети находят родственные слова в контексте, например со словом желтый: В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает... (желтеть). Листья на деревьях... (желтеют).

Умение образовывать имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами помогает детям понимать различие смысловых оттенков слова. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и имен прилагательных (умный — умнейший, плохой — плохонький, полный — полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

В старшей группе вводится новый вид работы — ознакомление со словесным составом предложения. Подведение детей к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова — из слогов и звуков, т. е. выработка у детей осознанного отношения к речи, является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное

отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Развитие связной речи. В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и следующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

В старшей группе продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описательные, повествовательные.

У детей формируются элементарные знания о структуре повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства связи, обеспечивающие целостность и связность текста. Необходимо научить их понимать тему высказывания, использовать различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности, уметь его завершить и озаглавить.

Развитие образной речи. В этой группе детей учат замечать выразительные средства при восприятии содержания литературных произведений.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности

художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли ее понять. При ознакомлении со стихотворными произведениями нужно помочь детям почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.

Знакомя детей с жанром рассказа, воспитатель должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Вопросы воспитателя должны выявлять понимание ребенком основного содержания и его умение оценивать действия и поступки героев.

  1. Содержание психолого-педагогической работы с детьми подготовительной к школе группы

(от 6 до 7 лет)

Воспитание звуковой культуры речи. Совершенствуется звукопроизношение, особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата дети произносят скороговорки с разной силой голоса, в разном темпе, беззвучно. Здесь же развивается умение изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).

На занятиях с детьми седьмого года жизни продолжается развитие звукового анализа слова (умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги и ударение). Ознакомление с фонетической структурой слова оказывает серьезное влияние на воспитание интереса к языковым явлениям. Составление детьми загадок и рассказов о словах и звуках является показателем развития их лингвистического мышления.

Особая роль отводится развитию интонационной стороны речи, таким ее элементам, как мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи. Умение ребенка

осознанно пользоваться звуковой стороной речи, правильно пользоваться в зависимости от ситуации всеми характеристиками речи развивается как в специальных упражнениях, так и в процессе любого высказывания.

В работе над дикцией, развитием голосового аппарата, совершенствованием артикуляции широко используются скороговорки, чистоговорки, потешки.

Словарная работа. В подготовительной группе продолжается работа по обогащению, закреплению и активизации словаря. Широко ведется работа над уточнением понимания значения известных, близких или противоположных (синонимы и антонимы) слов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.

Одной из важнейших задач является формирование умения выбирать наиболее точные слова при формулировании мысли и правильно их употреблять в любом контексте. У детей формируется умение выбрать из синонимического рада наиболее подходящее слово (жаркое солнце — горячее; жаркий спор — взволнованный), развивается понимание переносного значения слов в зависимости от противопоставлений и сочетаний (ручей мелкий, а река глубокая; ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники крупные).

Необходимо работать и над уточнением понимания слов, противоположных по смыслу («Что может быть глубоким, мелким, легким, тяжелым?»). Использование пословиц и поговорок («Март зиму кончает, весну начинает»; «Вещь хороша новая, а друг старый») закрепляет представление об антонимах, поэтому их надо шире включать в речевые занятия.

Работа с многозначными словами разных частей речи (бежит река, мальчик, время; растет цветок, ребенок, дом; острый нож, ум, язык, глаз, суп, слух) подводит детей к пониманию переносного значения слов.

Грамматический строй речи. Продолжается работа по согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Они даются в таком виде, что ребенок вынужден сам находить правильную форму: «Спроси у белочки, сколько у нее лап? Спроси про уши,

хвост, глаза, рот»; даются сочетания с несклоняемыми существительными: пошел в новом пальто, играл на пианино; предлагается образовать степень прилагательного (умный — умнее; добрый — добрее; тихий — тише).

В специальных играх и упражнениях детям дается задание с помощью суффиксов изменить значение слова, придать ему другой смысловой оттенок (злой — злющий, толстый — толстенный, полный — полноватый).

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где...).

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи, так как они составляют основной ее фонд.

Развитие связной речи. Виды занятий по развитию связной речи остаются теми же, что и в предыдущих группах: пересказ литературных произведений, рассказывание по картине об игрушке, на темы из личного опыта, творческое рассказывание на самостоятельно выбранную тему. Однако задачи в каждом виде усложняются.

На занятиях проводятся беседы о том, что такое описание, сюжетный рассказ. Точность словоупотребления формируется в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательное (рука — ручка, нога — ножка, старый — старенький, полный — полноватый).

Каждое занятие и все упражнения направлены на то, чтобы использовать слово, словосочетание, предложение в высказывании, а представление о структуре закрепляется в рассказывании по серии сюжетных картин. В рассказывании по серии сюжетных картин дети составляют текст коллективно («командами»), при этом каждый раз изменяются варианты предъявления картин.

Развитие умений детей выстраивать сюжетную линию в рассказе, использовать разнообразные средства связи между смысловыми частями высказывания формирует у них элементарное осознание структурной организации текста, влияет на развитие наглядно-образного и логического мышления.

Развитие образной речи. В этой группе перед педагогом стоят задачи воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи), интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.

Необходимо проводить такой анализ литературных произведений всех жанров, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок, рассказов, стихотворений, басен и произведений малых фольклорных жанров.

  1. Формы, способы, методы и средства реализации Программы Методы, используемые для реализации Программы
  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.
  • Непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии).
  • Опосредованное        наблюдение        (изобразительная        наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и                картинам).
  • Чтение и рассказывание художественных произведений.
  • Заучивание наизусть.
  • Пересказ.
  • Обобщающая беседа.
  • Рассказывание без опоры на наглядный материал.
  • Дидактические        игры,        игры-драматизации,        инсценировки,        дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Приемы, используемые для реализации Программы

  • Словесные.
  • Речевой образец.
  • Повторное проговаривание.
  • Объяснение.
  • Указание.
  • Оценка детской речи.
  • Вопрос.
  • Наглядные.
  • Показ иллюстративного материала.
  • Показ        положения        органов        артикуляции        при        обучении        правильному звукопроизношению.
  • Игровые.
  • Игровое сюжетно-событийное развертывание.
  • Игровые проблемно-практические ситуации.
  • Игра-драматизация с акцентом на эмоциональное переживание.
  • Имитационно-моделирующие игры.
  • Ролевые обучающие игры.
  • Дидактические игры.

Формы реализации программы

- фронтальные

- индивидуальные

- групповые

Средства реализации программы

  • Общение взрослых и детей.
  • Культурная языковая среда.
  • Обучение родной речи на занятиях.
  • Художественная литература.

  1. Взаимодействие с семьей

В соответствии с ФГОС ДО социальная среда дошкольной образовательной организации должна создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Подготовка консультаций и памяток по развитию речи детей, выполнение дома рекомендаций по развитию речи и т.д.

  1.         ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Расписание кружка «Говорим правильно»

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

-

-

-

-

Первая и третья неделя месяца 15.30

Продолжительность занятий:

старшая группа не более 25 минут;

подготовительная к школе группа не более.30 минут.

  1. Условия реализации Программы
  1. Особенности организации предметно-развивающей среды

В групповом помещении для занятий по развитию речи имеются: столы и стулья, магнитная доска, ноутбук, шкаф для учебных пособий.

  1. Материально-техническое обеспечение Программы

Для реализации Программы группа оснащена развивающими игрушками соответственно возрасту (дидактическими играми, наглядными пособиями, сюжетными картинками) по развитию речи. В уголках книги подобраны произведения художественной литературы соответственно возрасту. Разработаны картотеки дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, загадок, скороговорок, чистоговорок. Репродукции картин, иллюстрации к сказкам и художественным произведениям.

  1. Кадровые условия реализации Программы

Дармостук Екатерина Александровна.

 Образование: средне-специальное, «Канский педагогический колледж»,

г. Канск.

Специализация: Дошкольное образование

Педагогический стаж: 1 год.

Список нормативных документов и научно-методической литературы

  1. Федеральный        закон        от        29.12.2012        №        273-ФЗ        «Об        образовании        в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  3. Постановление Главного санитарного врача Р.Ф. от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  4. Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 17.10.2013 № 1155

«Об        утверждении        федерального        государственного        образовательного стандарта дошкольного образования.

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. — М., 1997.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М., 1985.
  3. Ушаковой О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. / Под ред.— 2012.
  4. Ушаковой. О.С. Развитие речи дошкольника: Сб. научн. трудов./ Под ред.

- М., 2012.

  1. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М., 1981.

10.Ушакова О.С. Струнина Е.М., Развитие речи детей дошкольного возраста Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

11.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 12.Ушакова. О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет». ТЦ Сфера 2017 г. 13.Ушакова. О.С.Развитие речи и творчества дошкольников. ТЦ Сфера

2017 г.

Приложение 1

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

(Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить воспитатели, методисты, родители. Если дети хорошо знакомы со взрослым, опрашивающим их, они легко идут на контакт и охотно отвечают на вопросы. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 минут). Если же приходит незнакомый взрослый, то ему следует заранее познакомиться с детьми, наладить эмоциональный контакт, для того чтобы дети вступали в речевое общение с удовольствием. Задания надо давать в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы должны вызывать одобрение, поддержку; в случае затруднения не стоит показывать ребенку, что он не справился, а просто следует дать самому ответ (например; ребенок не смог назвать обобщающего слова, и взрослый сам говорит: «Это можно назвать словом одежда»), но в протоколе отметить невыполнение.

Задания лучше всего предлагать детям при рассматривании хорошо знакомых игрушек или предметов, а если берутся изолированные слова (без наглядности), их значение должно быть детям известно. Для проверки уровня речевого развития детей младшего и среднего дошкольного возраста широко используется наглядность (предметы, картинки, различные игрушки). Для старших дошкольников задания могут предлагаться и без наглядных средств, но на знакомых словах. Здесь большое значение приобретает точная формулировка вопросов, особенно это важно при выполнении речевых заданий на выявление: умения подбора синонимов и антонимов к именам прилагательным и глаголам; способности к точному (в смысловом отношении) употреблению слов; навыков выполнения различных творческих заданий (речевых ситуаций); навыков составления разных типов высказываний. Вопросы идут в логической последовательности, этим вызвана неполнота фор-

мулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития: I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).

  1. балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.

2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.

1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.

Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности: правильный ответ; частично правильный; неточный ответ. В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.

Уровень речевого развития детей пятого года жизни можно выявлять по методике, разработанной для младшей группы. Однако добавляются и усложняются некоторые задания.

Речевые задачи по отношению к детям пятого года жизни Словарь

  1. Понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова;
  2. понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда);
  3. подбирать признаки, качества и действия к названию предметов;
  4. сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

Грамматика

  1. Соотносить названия животных и их детенышей (лиса — лисенок, корова — теленок);
  2. употреблять глаголы в повелительном наклонении (побегай, помаши);
  3. правильно согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже, ориентируясь на окончание (пушистая кошка, пушистый котик);
  4. составлять предложения разных типов.

Фонетика

  1. Правильно произносить звуки родного языка;
  2. находить слова, сходные и различные по звучанию;
  3. правильно        пользоваться        умеренным        темпом        речи,        силой        голоса, интонационными средствами выразительности.

Связная речь

  1. Определить умение детей пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым им ранее содержанием;
  2. составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослым;
  3. выявить умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества, действия, высказывая свою оценку;
  4. выявить умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

I серия заданий (словарь и грамматика). Кукла.

Воспитатель        показывает        ребенку        куклу,        задает        вопросы        в        следующей последовательности.

  1. Скажи, что такое кукла!

1), Ребенок дает определение (кукла — это игрушка, с куклой играют);

  1. называет отдельные признаки (кукла красивая) и действия (она стоит);
  2. не выполняет задание, повторяет слово кукла.
  1. Какая на кукле одежда?
  1. Ребенок называет более четырех слов.
  2. называет более двух вещей.
  3. показывает, не называя.
  1. Дай задание кукле, чтобы она побегала, помахала рукой.
  1. Ребенок дает правильные формы: Катя, побегай, пожалуйста (помаши рукой);
  2. дает только глаголы — побегай, помаши.
  3. дает неправильные формы.
  1. К кукле пришли гости. Что нужно поставить на стол?
  1. Ребенок называет слово посуда.
  2. перечисляет отдельные предметы посуды.
  3. называет один предмет.
  1. Какую посуду ты знаешь?
  1. Ребенок называет более четырех предметов.
  2. называет два предмета.
  3. называет один предмет.
  1. Куда кладут хлеб (в хлебницу), сахар (в сахарницу), масло (в масленку), соль (в солонку)!
  1. Правильно отвечает на все вопросы.
  2. ответил на три вопроса.
  3. выполнил только одно задание.
  1. Сравнение предметов посуды. «Чем отличаются эти предметы?» (Показать картинку с разной посудой.)
  1. называет по цвету (или форме и величине).
  2. перечисляет отдельные признаки (эта чашка — зеленая, эта — красная, эта
  • высокая).
  1. называет одно отличие.
  1. Назови, что это? Стеклянный, прозрачный — это стакан или ваза? Металлическая, блестящая — это вилка или нож? Глиняное, расписное — это блюдо или тарелка?
  1. Выполняет все задания.
  2. выполняет два задания.
  3. выполняет одно задание.
  1. Подскажи (подбери) слово. Одна тарелка глубокая, а другая ... (мелкая); один стакан высокий, а другой ... (низкий); эта чашка чистая, а эта... (грязная).
  1. Правильно подобрал все слова.
  2. выполнил два задания.
  3. выполнил одно задание.
  1. У чашки есть ручка. Какие ручки ты еще знаешь?
  1. Называет ручку у 3—4 предметов (у чайника, утюга, сумки, зонтика).
  2. называет две ручки (у кастрюли, сковородки).
  3. показывает ручку у чашки. Мяч.
  1. Воспитатель показывает два мяча и спрашивает: «Что такое мяч?»
  1. Ребенок дает определение (мяч — это игрушка; он круглый, резиновый).
  2. называет какой-то признак.
  3. повторяет слово мяч.
  1. Что значит бросать, ловить!
  1. Ребенок объясняет: бросать — это я кому-то кинул мяч, а другой поймал.
  2. показывает движение и нацеливает, говорит — бросил.
  3. только показывает движение (без слов).
  1. Сравни два мяча, чем они отличаются и чем похожи?
  1. Ребенок называет признаки: оба круглые, резиновые, мячами играют.
  2. называет только различия по цвету.
  3. говорит одно слово.
  1. Какие игрушки ты знаешь?
  1. Ребенок называет более четырех игрушек.
  2. называет более двух.
  3. говорит одно слово.

Картина «Собака со щенятами».

  1. Воспитатель спрашивает: «Ты видел собаку? Кто такая собака? Какая она?»
  1. Ребенок обобщает: Собака — это животное; собака лает. Она пушистая;
  2. называет: Это собака, она черная.
  3. повторяет за взрослым одно слово.
  1. Как зовут детенышей собаки? Как их назвать ласково? Собака бегает быстро, а щеночки ... (медленно). Собака лает громко, а ее детеныши ... (тихо).
  1. Ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.
  2. называет детеныша словом собачонок.
  3. говорит одно слово.
  1. Что умеет делать собака? (Лаять, бегать, грызть косточку.) Если собака увидит кошку, она ... (залает, побежит за ней).
  1. Ребенок называет 3—4 действия.
  2. называет два действия.
  3. говорит одно слово.
  1. Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Загадки:

«Большая и лохматая — это собака или щенок?», «Маленький и пушистый — это щенок или собака?»

  1. Ребенок отвечает на все вопросы.
  2. выполняет только одно задание.
  3. называет одно-два слова. II серия заданий (звуковая культура речи).
  1. Проверка звукопроизношения. Это задание проводится так же, как и для младших дошкольников; отмечаются звуки, которые ребенок не произносит.
  1. Ребенок произносит все звуки.
  2. не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие.
  3. не произносит ни сонорные, ни шипящие.
  1. Выявляются сила голоса, темп речи, дикция и интонационная выразительность Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
  1. Ребенок произносит текст отчетливо.
  2. нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
  3. имеет серьезные недостатки в произнесении текста.
  1. Воспитатель спрашивает: «Все ли звуки ты произносишь правильно?»
  1. Ребенок произносит все звуки и осознает это.
  2. не произносит некоторые звуки, но осознает это.
  3. не произносит и не осознает. III серия заданий (развитие связной речи). Выявляется умение описывать предмет (картину, игрушку), составить описание без наглядности. Для этого ребенку сначала предлагается кукла. >
  1. Опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют.
  1. Ребенок самостоятельно описывает игрушку: Это кукла; Она красивая, ее зовут Катя. С Катей можно играть.
  2. рассказывает по вопросам педагога.
  3. называет отдельные слова, не связывая их в предложение.
  1. Составь описание мяча: какой он, для чего нужен, что с ним можно делать?
  1. Ребенок описывает: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый. Его можно бросать, ловить. С мячом играют.
  2. перечисляет признаки (красный, резиновый).
  3. называет отдельные слова.
  1. Опиши мне собаку, какая она, или придумай про нее рассказ.
  1. Ребенок составляет описание (рассказ).
  2. перечисляет качества и действия.
  3. называет 2—3 слова.
  1. Ребенку предлагают составить рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья».
  1. Составляет рассказ самостоятельно.
  2. рассказывает с помощью взрослого.
  3. отвечает на вопросы односложно.
  1. Взрослый читает ребенку текст рассказа или сказки (см. книгу «Занятия по развитию речи в детском саду») и предлагает пересказать.
  1. Ребенок пересказывает самостоятельно.
  2. пересказывает с подсказыванием слов взрослым.
  3. говорит отдельные слова.

Оценка ответов производится следующим образом. Если ответы ребенка подходят под № 1, он получает три балла; если ответы соответствуют № 2 — 2 балла; если ответы соответствуют № 3, ребенок получает 1 балл. В целом, если 2/3 ответов детей оцениваются в 3 балла — это высокий уровень. Если 2/3 ответов оцениваются в 2 балла — это хороший уровень. Если же 2/3 ответов детей получают по 1 баллу — это средний (или ниже среднего) уровень.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Словарь

Выявляются умения:

-активизировать        имена        прилагательные        и        глаголы,        подбирать        точные        по смыслу слова к речевой ситуации;

-подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи;

-понимать и употреблять разные значения многозначных слов;

-дифференцировать обобщающие понятия (дикие и домашние животные).

Грамматика

-образовывать название детенышей животных (лиса — лисенок, корова - теленок); подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде и числе;

-образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения (спрячься! потанцуй/ искал бы); родительного падежа (зайчат, жеребят, ягнят);

-строить сложные предложения разных типов.

Фонетика

  • дифференцировать пары звуков с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, л-р различать свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие;
  • изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания;
  • подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь

  • в пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей;
  • составлять описание, повествование или рассуждение;
  • развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

ХОД ОБСЛЕДОВАНИЯ

серия заданий (словарь и грамматика).

Ты знаешь уже много слов. Что значит слово кукла, мяч, посуда?

1. Ребенок правильно объясняет значение слов (из нее едят и пьют, это игрушки);

-называет отдельные признаки, действия;

-называет 1—2 слова.

2.Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? легким? тяжелым?

-выполняет все задания, называет 1—2 слова к Прилагательному (глубокая яма, глубокое море);

-подбирает слова к 2—3 прилагательным;

-подбирает слово только к одному прилагательному (высокий забор). 3.Что называют словом ручка?

-называет несколько значений этого слова (Ручка пишет. У ребенка ручка. У двери есть ручка);

-называет два значения этого слова;

-перечисляет предметы, у которых есть ручка (1—2 слова).

  1. Придумай предложение со словом ручка.

-составляет грамматически правильно предложение из трех слов;

-называет два слова (словосочетания); называет только одно слово (ручка).

  1. Ручка нужна, чтобы... (писать, держать чашку, держать сумку и т. п.). Ручкой можно... (писать, открывать дверь);

-правильно заканчивает разные типы предложений;

  • называет два слова;
  • подбирает только одно слово.

Взрослый предлагает ребенку ситуацию: «Погулял зайчонок в лесу. Настроение у него веселое. Вернулся он домой такой... (радостный, оживленный, довольный). А если зайчонок был веселый и радостный, то он не просто шел, а... (мчался, несся, летел)».

  • Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);
  • называет 2—3 слова;
  • подбирает только одно слово.

Педагог дает другую ситуацию: «Другой братец зайчика пришел невеселый,  его обидели. К слову веселый подбери слова, противоположные по смыслу (грустный, печальный, обиженный). А если зайчик был обиженный, он не просто шел, а... (плелся, тащился, брел)».

  • Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);
  • называет 2—3 слова;
  • подбирает только одно слово.

Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы).

  • Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;
  • подбирает два слова;

-называет только одно слово.

Скажи зайчику, чтобы он попрыгал, спрятался, потанцевал.

  • Правильно называет слова в повелительном наклонении;
  • подбирает два слова.

3) - Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат).

Аналогичные вопросы задаются про других животных: «У лисы..., волка..., медведя, ежа...».

  • Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме;
  • называет правильно только одну форму;
  • не выполняет задание.

Назови детенышей собаки, коровы, лошади, овцы (собака — щенок — щенки, много щенят; корова — теленок — телята — двое телят; лошадь — жеребенок

  • жеребята — много жеребят; овца — ягненок — ягнята — много ягнят).
  • Ребенок называет все слова правильно;
  • называет два-три слова;
  • говорит одно слово.

Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, луковичек).

  • называет более двух слов;
  • называет два слова;
  • повторяет заданное слово.

Что называют, словом игла! Какие иглы ты еще знаешь?

Ребенок называет иглы у елки, ежа, у сосны, швейную и медицинскую иглу; называет только одно значение этого слова; повторяет слово за взрослым.

Какая игла у ежа? (Острая.) Про что мы говорим: острый, острая, острые? Ребенок называет несколько предметов (острый нож, острая пила, острые ножницы).

-Правильно подбирает два слова;

-называет одно слово.

Что можно делать иглой? Для чего она нужна?

-Ребенок называет разные действия (шить, вышивать; уколоться);

-называет два действия (накалывать грибы, шить);

-называет одно действие (шить).

Составь предложение со словом игла.

-Ребенок составляет сложное предложение (Игла нужна, чтоб ы шить);

-составляет простое предложение (Иглой делают укол);

-называет одно слово.

Взрослый говорит, что дети из другого детского сада сказали так: «Папа, иди шепотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки наизнанку надел». Можно ли так сказать? Как сказать правильно?

-Ребенок правильно исправляет все предложения (Папа, иди тихо. Мамочка, я тебя сильно люблю. Я надел ботинки не на ту ногу);

  • правильно исправляет два предложения;

-повторяет предложения без изменения.

серия заданий (звуковая культура речи)

  1. В названии, каких животных слышится звук л? (Лошадь, волк, слон, белка); звук ль? (Лев, лиса, леопард.)
  2. В названии, каких животных слышится звук р? (Тигр, корова, баран, жираф.) Звук рь! (Черепаха, курица.)

  1. Назови слова, в которых есть звуки с и ш. (Старушка, Саша, сушка.) Звуки ж из? (Железо.)
  • Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие звуки;
  • называет более двух слов;
  • называет одно слово.
  1. Дается скороговорка, которую надо произнести быстро — медленно, тихо — громко — шепотом. «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят» (или любую другую).
  • Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;
  • недостаточно четко произносит;
  • не владеет умением замедлять, убыстрять темп.
  1. Произнеси фразу «Я пойду в школу» так, чтобы мы услышали, что это тебя радует, удивляет или ты об этом спрашиваешь.
  • Ребенок передает заданные интонации;
  • передает только вопросительную интонацию;
  • повторяет повествовательную интонацию.
  1. Придумай окончание фразы, чтобы получилось складно: «Ежик-ежик, где гулял? (Я грибочки собирал.) Ежик-ежик, где ты был? (Я все по лесу бродил)».
  • Ребенок ритмично заканчивает фразу;
  • отвечает, нарушая ритм;
  • говорит одно слово.

серия заданий (связная речь)

  1. Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).
  • Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. (Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах);
  • рассказывает, опуская начало (или конец);
  • перечисляет отдельные качества.
  1. Воспитатель предлагает серию картинок (3—4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

  • Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;
  • рассказывает с помощью взрослого;
  • перечисляет нарисованное на картинках.
  1. Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.
  • Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;
  • составляет рассказ с помощью взрослого;
  • не справляется с заданием.

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Напомним эти показатели:

Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.    

Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

Оценку выполнения всех заданий воспитатель дает, подсчитав общее количество баллов.

Приложение 2

Перспективное        планирование

Старшая группа

Сентябрь

Тема

Программное содержание

Литература

1

Диагностика

2

Составление сюжетного

рассказа

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине:

рассказывать о событиях,

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

по картине

«Кошка с котятами».

предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения, подбирать точные слова

для характеристики действий; учить самостоятельно образовывать клички животных.

4

Рассказывание о личных впечатлениях ан тему: «Наши игрушки.

Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома; закрепить умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными

предложениями. Учить произносить слова со звуками

си з отчетливо и внятно.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

Октябрь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Пересказ рассказа Н. Калининой

«Разве

так играют?».

Учить выразительно пересказывать текст; активизировать в речи глаголы; учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм единственного и множественного числа существительных, обозначающих названия детенышей животных;

формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

2

Составление

Учить рассказывать связно, не

Развитие речи детей

рассказов на темы стихотворений.

отступая от заданной темы; упражнять в образовании детенышей животных

в именительном и родительном падежах множественного числа;

закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; учить четко произносить чисто- и скороговорки со звуками ш и ж.

5-7 лет Ушакова О.С

Ноябрь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Составление рассказа на

заданную тему.

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему; закрепить умение образовывать названия детенышей

животных в именительном и родительном падежах множественного числа; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

учить подбирать слова, сходные по звучанию.

Развитие речи детей 5-6 лет Ушакова О.С

2

Составление

рассказа на тему

«Домашнее животное».

Учить рассказывать о своих личных

впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм

родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); воспитывать умение задавать друг

другу вопросы.

Развитие речи детей

5-7 лет Ушакова О.С

Декабрь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Составление рассказа по картине

«Река замерзла».

Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным; закреплять

правильное произношение звуков с и ш.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

2

Составление рассказа на тему

«Игры зимой».

Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить употреблять предлоги с пространственным значение; учить отчетливо и внятно произносить

фразы, насыщенные словами со звуками

с и ш; говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

Январь

№ п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Составление рассказа на темы скороговорок.

Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок; закрепить

представления о многозначности слова и словах, противоположных по

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

смыслу; учить образованию форм родительного падежа множественного числа существительных; учить различать на

слух звуки ж и з

2

Составление описательного рассказа на тему

«Зима».

Учить при описании событий

указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные, сложные); учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи»

(ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ); добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться

вопросительной интонацией.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

Февраль

№ п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Ознакомление с предложением

Дать представление

последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять

предложение, закреплять умение

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

называть слова в предложении последовательно и вразбивку; учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить

чистоговороки с разной силой голоса.

2

Составление рассказа по картине

«Лошадь с

жеребенком».

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета и величины; закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов,

менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С.

Март

№ п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Пересказ сказки

Л.Н.Толстого

Учить связно, последовательно и

выразительно пересказывать

Развитие речи детей

5-7 лет Ушакова О.С

«Пожарные собаки».

художественный текст без наводящих вопросов, учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения – путаницы и заменять слова в этих предложениях; развить чувство ритма и рифмы

(составление шуток-чистоговорок).

2

Составление сюжетного

рассказа по набору игрушек.

Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей(игрушки); давать описание и характеристику

персонажей, вводить в повествование диалог; учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя из двух, трех

слов - самостоятельно.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

Апрель

№ п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Сочинение рассказа на предложенную тему.

Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить названия объектов с них

изображениями на картинках; уточнить и закрепить правильное произношение звуков л- л’, р - р’, изолированных, в словах и фразах; учить четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно, отгадывать загадки.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

2

Пересказ рассказа Я.Тайца

«Послушный дождик»

Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует, воспитатель записывает); подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной

профессии.

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С

Май

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Сочинение рассказа

на предложенную тему.

Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет; учить самостоятельно, соотносить названия объектов с их

изображениями на картинках

Развитие речи детей 5-7 лет Ушакова О.С.

2

Диагностика

Подготовительная к школе группа

Сентябрь

№ п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Тема:

«Рассказывание из личного

опыта: «Летний отдых».

Учить составлять рассказ по плану воспитателя, передавая впечатления о лете. Побуждать связно и

последовательно излагать события.

2

Тема:

«Составление рассказа по картинке «В школу».

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя структуру построения сюжета: завязка, кульминация, развязка.

Активизировать слова, относящиеся к темам школа, осень.

Упражнять в дифференцировании звуков «с» и «ш».

О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 6-7 лет»

Октябрь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Тема:

«Рассказывание по картинке».

Активизировать употребление в речи детей сложноподчиненных

предложений. Упражнять детей в согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде и числе; учить подбирать однокоренные слова и определения к заданным

словам.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

2

Тема:

«Придумывание сказки: «Как

ежик зайца выручил».

Учить детей придумывать сказку на заданную тему с использованием описаний внешнего вида персонажей, их действий, персонажей.

Совершенствовать умение детей подбирать однокоренные слова. Учить детей подбирать синонимы и антонимы.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

Ноябрь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

«Придумывание сказки: «День рождения зайца».

Учить самостоятельно, продумывать сказку на заданную тему, использовать описание, диалог.

Упражнять в образовании винительного падежа множественного числа существительных.

Упражнять в отчетливом произнесении скороговорок в различном темпе и с разной силой голоса.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет"

2

Тема: «Пересказ рассказа В. Бианки

«Купание медвежат».

Развивать умение передавать текст точно, последовательно, выразительно. Упражнять в подборе синонимов, антонимов к прилагательным и глаголам. Уточнить правильное произношение звуков «з»,

«ж».

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

Декабрь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

«Составление рассказа из серии сюжетных картин».

Учить видеть логику развития сюжета в серии картин, составлять по ним связный, последовательный рассказ.

Закреплять правильное произношение детьми звуков «л», «р».

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет"

2

Тема:

«Рассказывание по картине

«Зимние развлечения».

Учить детей составлять рассказ по картине, формировать умение использовать выразительные средства языка при описании зимы.

В. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе

детского сада"

Январь

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

«Составление рассказа из коллективного опыта

«Новогодний

Учить рассказывать о своих впечатлениях связно, полно и выразительно. Побуждать использовать в рассказе новогодние

стихи и песни.

праздник».

2

Тема:

«Составление связного рассказа «Если бы я был

художником».

Учить детей составлять рассказ с использованием глаголов сослагательного наклонения, активизировать употребление в речи глаголов. Упражнять детей в употреблении форм единственного и множественного числа глагола

хотеть.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

Февраль

№ п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

«Пересказ рассказа Е. Пермяка

«Первая рыбка».

Учить детей пересказывать литературный текст с использованием выразительных средств автора.

Упражнять детей в подборе синонимов.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

2

Тема:

«Рассказывание по картине «Вот так покатался!».

Учить детей составлять рассказ по картине, придумывать самостоятельный сюжет; упражнять в подборе синонимов к различным частям речи; упражнять в правильном

произнесении звуков «с», «з».

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

Март

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Тема:

«Рассказывание по картинке

«Подарки маме к 8 марта».

Учить составлять связный,

последовательный рассказ по картине; упражнять в употреблении названий профессий; учить различать на слух и в произношении звуки «д», «дь».

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

2

Тема: «Пересказ рассказа Л.

Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку».

Учить детей пересказывать текст связно, без повторов; активизировать употребление в речи детей сложных предложений; активизировать

употребление в речи синонимов и антонимов.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет"

Апрель

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

1

Тема:

«Составление сюжетного рассказа по картинке.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картинке; упражнять в правильном назывании детенышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа; закреплять правильное

произношение звуков «р», «л».

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет"

2

Тема:

«Придумывание сказки по картине и на предложенную тему».

Формировать у детей умение придумывать сказку на предложенную тему; упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений; учить передавать интонацией различные чувства.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет», зан. № 26, стр.

86.

Май

п/п

Тема

Программное содержание

Литература

        

1

Тема:

«Придумывание сказки на самостоятельно выбранную

тему».

Учить детей самостоятельно выбирать тему для сказки, составлять связный рассказ; развивать умение подбирать синонимы и антонимы, называть

детенышей животных.

О. С. Ушакова

«Развитие речи детей 6- 7 лет»

2

Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе по кружковой деятельности "Нетрадиционные техники, приёмы, материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

Рабочая программа кружковой деятельности «Умелые ручки» направлена на развитие мелкой моторики рук посредством занятий по ручному труду. Данная программа рассчитана на детей старшего дошко...

Презентация на тему: Организация совместной деятельности взрослых и детей по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации кружковой деятельности

На фоне современного  копирования западных форм жизни происходит разрушение  семейных ценностей, традиций, деформация традиционных христианских моральных норм и нравственных установок. Этому...

Программа кружковой деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологии, продуктивной и творческой деятельности "Это удивительная природа"

Пояснительная записка.Многие дошкольники в наше время мало общаются с живой и неживой природой, природными материалами. И очень жаль, ведь знакомство с природой и изготовление поделок из природного ма...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических представлений» Кружковая деятельность «Развивай - ка»

Дополнительная форма организации совместной деятельности воспитателя с детьми по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Формирование элементарных математических п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная палитра» (нетрадиционные техники: рисования, аппликации, лепки)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ по художественно – эстетическому развитию «Изобразительная деятельность» в соответствии с ФГОС ДО «Разноцветная ...