«У Лукоморья дуб зеленый»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о А.С.Пушкине.
2. Учить запоминать стихотворение с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вызвать желание познакомиться с новыми, незнакомыми произведениями.
2. Помочь почувствовать своеобразие языка, с помощью которого писал А. С Пушкин.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитательные задачи:
1. Вызвать эмоциональный настрой детей на занятие.
2. Воспитывать интерес к чтению, любовь к творчеству А.С.Пушкина.
3. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая товарищей.
4. Воспитывать культуру речевого общения.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения ( гимнастика для глаз).
2. Снятие мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
3. Следить за осанкой детей во время занятия.
Методы:
эмоциональный настрой, игровая мотивация, словесный, наглядный, практический, ИКТ.
Приемы: моделирование, сюрпризный момент, совместная речевая деятельность, введение в воображаемую ситуацию, художественное слово, физкультурная минутка, использование музыки.
Предварительная работа: Чтение сказок А.С.Пушкина. Чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила». Познакомить детей со значением непонятных слов.
Словарная работа: присказка, Лукоморье, златая, кот ученый, песнь, Леший, русалка, неведомые дорожки, невиданные звери, избушка на курьих ножках.
Индивидуальная работа:
Помочь затрудняющимся детям в заучивании стихотворения. На протяжении занятия активизировать малоактивных детей.
Материал и оборудование:
Мнемотаблица, волшебная книга, указка, зеркало, книга со сказками А.С.Пушкина, презентация «А.С.Пушкин», аудиозапись «Там на неведомых дорожках», ноутбук, колонка.
Ход занятия: Звучит негромкая музыка. Дети проходят в музыкальный зал. Встают возле воспитателя.
Воспитатель: Дети, сегодня такой замечательный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Заниматься начинаем.
Много нового узнаем.
(воспитатель предлагает детям сесть на стульчики).
Сегодня мы будем говорить об одном очень известном человеке.
У каждого народа есть свои писатели, поэты, сказочники. Есть такой поэт и сказочник и на русской земле.
Как вы думаете, о ком я говорю?
( 1 слайд)
Ответы детей: Пушкин; Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Конечно, же – это великий русский поэт и сказочник А.С.Пушкин. Мы с вами уже знакомились с его творчеством, его стихами и сказками. А вы знаете, кто был его самым лучшим другом и кого он очень, очень сильно любил?
Ответы детей: Свою няню; Няню Арину Родионовну…
Воспитатель: Правильно. Это его няня – Арина Родионовна.
(2 слайд)
Александр Сергеевич очень любил слушать сказки своей няни. Ведь именно она сказывала ему в детстве о русалках, и о царе Кощее, и о бабе Яге, и о богатырях. Долгими зимними вечерами, при свечах Арина Родионовна вязала и рассказывала Саше сказки, народные былины. А Пушкин слушал, записывал, и все это потом применял в своем творчестве.
(3 слайд)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, какие сказки написал А.С.Пушкин.
(4 слайд)
Воспитатель: Как вы думаете, какая это сказка?
Ответы детей: Сказка о рыбаке и золотой рыбке.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, «Сказка о рыбаке и рыбке».
(5 слайд)
Воспитатель: А это какая сказка?
Ответы детей: Сказка о золотом петушке.
Воспитатель: Молодцы! И эту сказку вы знаете.
(6 слайд)
Воспитатель: В какой сказке злая мачеха дала Царевне отравленное яблоко?
(7 слайд)
Воспитатель: Вы помните, как называется эта сказка?
Ответы детей: Сказка о царе Салтане.
Воспитатель: Правильно. С какими чудесами вы встретились в «Сказке о царе Салтане»?
Ответы детей: поющая белка, тридцать три богатыря, царевна-лебедь.
(8 слайд)
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете сказки Пушкина.
А сейчас мы отдохнем,
По тропиночке пойдем.
Между сосен и березок,
В Лукоморье попадем.
(воспитатель предлагает детям встать).
Физкультминутка
Мы глазами миг-миг;
Мы плечами чик-чик;
Мы руками хлоп-хлоп;
Мы ногами топ-топ;
Раз – туда, два – сюда,
А потом – вокруг себя
Надо низко поклониться,
Чтобы в сказке очутиться.
В сказке – бабушка Яга, у нее одна нога.
В сказке – смелый князь Гвидон,
Он Салтану шлет поклон.
В сказке петушок сидит – во все стороны глядит.
Сказки Пушкина стоят – в сказку нас позвать хотят!
(Звучит музыка «Там на неведомых дорожках», неожиданно, потихоньку открывается волшебная книга.)
Воспитатель:
Ребята, что это? Посмотрите, да это же волшебная книга. А что у нее внутри?
(Воспитатель достает из волшебной книги книгу «У Лукоморья дуб зеленый» - открывает ее.)
Воспитатель: Книга открывается, сказка начинается…
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет на право – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там Леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон без дверей.
Воспитатель: Ребята! Вам понравилось стихотворение? А вы хотите его выучить?
Ответы детей: Хотим; Конечно хотим…
Воспитатель: Я прочитаю еще раз, вы внимательно слушайте и запоминайте. А поможет нам с вами мнемотаблица. (Перевернуть мнемотаблицу).
Воспитатель: У Лукоморья дуб зеленый…(воспитатель ещё раз читает стихотворение).
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте закрепим содержание стихотворения. Отвечайте на мои вопросы.
Вопросы:
Воспитатель :У лукоморья…?
Ответы детей: Дуб зеленый.
Воспитатель: Что на дубе?
Ответы детей: Златая цепь на дубе том.
Воспитатель: Когда кот ходит?
Ответы детей: И днем и ночью.
Воспитатель: Кот какой?
Ответы детей: Кот ученый.
Воспитатель: Что делает кот ученый?
Ответы детей: Все ходит по цепи кругом.
Воспитатель: Идет на право…Что делает?
Ответы детей: Песнь заводит.
Воспитатель: На лево…
Ответы детей: Сказку говорит.
Воспитатель: Там…что?
Ответы детей: Чудеса.
Воспитатель: Какие чудеса?
Ответы детей: Там Леший бродит, русалка на ветвях сидит.
Воспитатель: Там на неведомых дорожках…что?
Ответы детей: Следы невиданных зверей.
Воспитатель: Еще что?
Ответы детей: Избушка.
Воспитатель: Стоит какая?
Ответы детей: Стоит без окон и дверей.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, кто хочет первый попробовать рассказать стихотворение?
Смелее, не переживайте, не получится я вам помогу.
Пожалуйста, Саша выходи смелее.
(Дети заучивают стихотворение с помощью мнемотаблицы)
(пригласить еще несколько ребят)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо запомнили стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». А кто его написал?
Ответы детей: Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: Из какого произведения это стихотворение?
Ответы детей: Руслан и Людмила.
Воспитатель: А как вы думаете, кто у нас сегодня занимался лучше всех?
Ответы детей:…….
Воспитатель: Молодцы! Сегодня все хорошо занимались.
(громкий крик кота МЯЯЯЯУ…, в это же время резко открывается волшебная книга )
Воспитатель: Ребята, что такое? Кто это? ...
Ответы детей: Кот Ученый.
Воспитатель: Ему, наверно тоже очень понравилось как мы с вами учили стихотворение. Давайте посмотрим что там, в волшебной книге?
(Дети заглядывают в волшебную книгу)
Ответы детей: Карандаши.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем Ученый кот нам подарил карандаши? Ответы детей: Чтобы мы нарисовали его; нарисовали дуб; лукоморье…
Воспитатель: Давайте возьмем карандаши, сядем за столы и нарисуем для Ученого кота подарок.
Дети прощаются и уходят в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» «У Лукоморья дуб зеленый» с детьми старшей группы
Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области "Коммуникация" (развитие речи). Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина "Руслан и Людмила" "У Лукоморья дуб зеленый..." с исполь...
литературная викторина "У лукоморья дуб зеленый" для детей старшего возраста.
На занятие к детям приходит ученый кот. Он рассказывает детям какой он мудрый, трудолюбивый, потомучто работает во многих сказках. и тут кот задает вопросы, а дети отвечают в каких сказках он главный ...
Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).
Конспект проведения занятия по изобразительной деятельности в средней группе Тема: “У Лукоморья дуб зеленый” (ниткопись, рисование клеевой кистью, поролоном).Программное содержание:учить детей рисоват...
Методическая разработка. Лепка сюжетная коллективная «У лукоморья дуб зеленый…» (итоговое занятие по лепке в подготовительной группе детского сада )
В Методической разработке "Лепка сюжетная коллективная "У лукоморья дуб зеленый..." использованы технологии развивающего обучения, сотрудничества, ИКТ. Занятие приурочено к Пушкинск...
Пошаговое оформление коллективной работы «У лукоморья дум зеленый"
Аппликация для старшего возраста...
У лукоморья дуб зеленый
План-конспект совместной деятельности на тему "У лукоморья дуб зеленый."...
У лукоморья дуб зеленый
Занятие в старшей группе по оригами...