Консультация для воспитателей «Использование театрализованных игр для развития выразительности речи»
консультация по развитию речи
Консультация для воспитателей
«Использование театрализованных игр
для развития выразительности речи»
Речевое развитие детей тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность.
Особое внимание в работе с детьми в театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи.
Психическое состояние некоторых детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании. Вначале детям читают маленькие тексты, разбирают содержание, объясняют непонятные слова, обсуждают поступки персонажей, затем делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини – сценки, сказки). Следующий этап работы – пересказывание по ролям. Дети становятся участниками маленького спектакля. Детям были предлагаются разные виды театра по одному и тому же произведению. В процессе работы педагоги постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью пересказа. Детям с ОВЗ необходимо дать возможность адаптироваться, не навязывать участие в театрализованных играх, но приглашать, например, дать кукол для свободного манипулирования ими.
Работая над выразительностью речи очень важно заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Почистим зубки языком, и верхние, и нижние.
2.Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали.
3.Нарисуйте закрытыми глазами солнце и т.д.
Поскольку эти упражнения проводятся в игровой форме, большинство детей с удовольствим выполняют артикуляционную гимнастику.
Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому развитию детей. Например, этюд «Любящие родители»:
Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается. Потом мама передает папе сына.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка.
Этюд «Бабушка заболела».
Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения:
1. «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе)
2. «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными)
3. «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
4. «Цветы» (то же, но пальцы разъединить)
Речевое развитие детей происходит в процессе индивидуальной работы с детьми. Эта работа помогает в дальнейшем принять участие в совместной игре, так как ребенок чувствует себя увереннее.
В данное время мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии детей, повысился интерес к театрализованной деятельности, самостоятельность.
В игре с детьми выбираем спокойный, доброжелательный тон, что помогает наладить контакт с детьми, расположить их к себе, дать почувствовать уверенность в себе. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей.
Один из видов музыкально – игрового творчества в театрализованной деятельности - инсценирование песен - очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из песенного репертуара, народных попевок, шуток - прибауток, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Дети учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Опыт убеждает, что совместная работа музыкального руководителя и всех педагогов может привести к желаемому результату: позволит решить многие педагогические задачи, касающиеся речевого развития детей.
Вместе с педагогами я обсуждаю те или иные проблемы в речевом развитии детей, которые встречаются в работе. Поэтому наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, я использую ряд дополнительных упражнений, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Эффективное взаимодействие педагогов - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий, основанных на связи движения, музыки и слова. Например, ходьба под музыку разного характера: как волки, как ёжики, как лисички. Дети беседовали с педагогом о признаках этих животных, слушали музыку соответствующую характеру этого персонажа и самостоятельно выполняли движения со сменой частей музыки.
Беседуя с детьми о музыке, я активизирую в их словаре такие определения как " музыка- спокойная, ласковая, задушевная, вдохновенная" или "музыка - задорная, искристая, радостная, игривая". Изучая симфоническую музыку, дети знакомятся со звучанием различных музыкальных инструментов и их названиями. Например, в ритмопластических этюдах по музыкальной сказке С. Прокофьева "Петя и волк", дети закрепили названия музыкальных инструментов симфонического оркестра- "флейта", "кларнет", "гобой", "фагот". Имея сложности произношения, не все дети могут обогатить свой словарный запас такими сложными словами, но показать на иллюстрации данный музыкальный инструмент, изобразить с помощью музыкально – игрового творчества, используя мимику, жесты характер и жанр музыки не только возможно, но и очень интересно для детей.
Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция позволяет развивать индивидуальные способности и становление самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей.
Развивая творческие способности детей совместно с педагогами, объединяя наши усилия, мы не ставим задачи сделать из них художников, артистов или музыкантов. А ведь в последующей их жизни перед каждым из них откроется возможность творческого труда. И очень важно, чтобы ребенка не покидала эмоциональная отзывчивость, восхищение прекрасным, эстетическое отношение к окружающей действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Лесовичок» общеразвивающего вида
ПАО РКК «Энергия»
___________________________________________________
Консультация для воспитателей
«Использование театрализованных игр
для развития выразительности речи»
Воспитатель: Мордвинцева Д.Н.
2021
Использование театрализованных игр
для развития выразительности речи
Речевое развитие детей тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении дошкольников. Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды как в обычном разговоре, так и публично, не оказывает театрализованная деятельность, воспитательные возможности которой могут удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Правильное определение местоположения на сцене, танцы развивают ориентирование, моторику, двигательную активность.
Особое внимание в работе с детьми в театрализованной деятельности необходимо уделять взаимодействию с семьей. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Целенаправленно совместно с детьми они посещают театры и музеи, читают произведения и просматривают видеофильмы, рекомендованные по теме. Это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное — учит членов семьи взаимопониманию, сближает их, является средством формирования общих игровых навыков, речи, личностных качеств ребенка, его адекватного поведения в различных ситуациях.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка, стимулирует речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоциональная насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий.
Театрализованная деятельность способствует усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонациии, модуляция голоса).
Театрализованная деятельность включает в себя драматизацию, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам.
С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи.
Психическое состояние некоторых детей не всегда дает возможность каждому ребенку в полной мере реализовать свои способности, такие дети нуждаются в особом внимании. Вначале детям читают маленькие тексты, разбирают содержание, объясняют непонятные слова, обсуждают поступки персонажей, затем делят тексты на эпизоды и пересказывают текст (стихи, песенки, потешки, мини – сценки, сказки). Следующий этап работы – пересказывание по ролям. Дети становятся участниками маленького спектакля. Детям были предлагаются разные виды театра по одному и тому же произведению. В процессе работы педагоги постоянно следят за речью детей – звукопроизношением, постановкой слов в предложении, произношением падежных окончаний, последовательностью пересказа. Детям с ОВЗ необходимо дать возможность адаптироваться, не навязывать участие в театрализованных играх, но приглашать, например, дать кукол для свободного манипулирования ими.
Работая над выразительностью речи очень важно заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Почистим зубки языком, и верхние, и нижние.
2.Закройте глаза, представьте ночь. Сели на лошадку и поехали.
3.Нарисуйте закрытыми глазами солнце и т.д.
Поскольку эти упражнения проводятся в игровой форме, большинство детей с удовольствим выполняют артикуляционную гимнастику.
Для развития выразительности речи очень важны этюды, способствующие творческому развитию детей. Например, этюд «Любящие родители»:
Звучит колыбельная. Мама – медведица и папа – медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама – медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа – медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается. Потом мама передает папе сына.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачивая под музыку вправо – влево, на лице улыбка.
Этюд «Бабушка заболела».
Очень важно развивать моторику рук, необходимую для свободного кукловождения. Предлагаем следующие упражнения:
1. «Флажок» (большой палец вытянут вверх, остальные соединены вместе)
2. «Птички» (большой палец поочередно соединяется с остальными)
3. «Гнездо» (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты)
4. «Цветы» (то же, но пальцы разъединить)
Речевое развитие детей происходит в процессе индивидуальной работы с детьми. Эта работа помогает в дальнейшем принять участие в совместной игре, так как ребенок чувствует себя увереннее.
В данное время мы отмечаем положительные изменения в эмоциональном развитии детей, повысился интерес к театрализованной деятельности, самостоятельность.
В игре с детьми выбираем спокойный, доброжелательный тон, что помогает наладить контакт с детьми, расположить их к себе, дать почувствовать уверенность в себе. В любом высказывании или его части (предложении) можно выделить следующие компоненты: логическое ударение, мелодику, темп, ритм, паузу, тембр. Очень важно научить детей понимать и правильно расставлять логическое ударение во фразах. Это необходимо для того, чтобы яснее и эмоциональнее донести смысл своих высказываний до других людей.
Один из видов музыкально – игрового творчества в театрализованной деятельности - инсценирование песен - очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку.
Речь детей становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из песенного репертуара, народных попевок, шуток - прибауток, причем — в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
Полученный положительный эмоциональный заряд, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Дети учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
Опыт убеждает, что совместная работа музыкального руководителя и всех педагогов может привести к желаемому результату: позволит решить многие педагогические задачи, касающиеся речевого развития детей.
Вместе с педагогами я обсуждаю те или иные проблемы в речевом развитии детей, которые встречаются в работе. Поэтому наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, я использую ряд дополнительных упражнений, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку; распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Эффективное взаимодействие педагогов - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий, основанных на связи движения, музыки и слова. Например, ходьба под музыку разного характера: как волки, как ёжики, как лисички. Дети беседовали с педагогом о признаках этих животных, слушали музыку соответствующую характеру этого персонажа и самостоятельно выполняли движения со сменой частей музыки.
Беседуя с детьми о музыке, я активизирую в их словаре такие определения как " музыка- спокойная, ласковая, задушевная, вдохновенная" или "музыка - задорная, искристая, радостная, игривая". Изучая симфоническую музыку, дети знакомятся со звучанием различных музыкальных инструментов и их названиями. Например, в ритмопластических этюдах по музыкальной сказке С. Прокофьева "Петя и волк", дети закрепили названия музыкальных инструментов симфонического оркестра- "флейта", "кларнет", "гобой", "фагот". Имея сложности произношения, не все дети могут обогатить свой словарный запас такими сложными словами, но показать на иллюстрации данный музыкальный инструмент, изобразить с помощью музыкально – игрового творчества, используя мимику, жесты характер и жанр музыки не только возможно, но и очень интересно для детей.
Работа по развитию речи вообще, и по развитию интонационной выразительности в частности, очень трудна, но крайне необходима. И легче, интереснее ее проводить, интегрируя с театрализованной деятельностью. Именно интеграция позволяет развивать индивидуальные способности и становление самостоятельной художественно – речевой деятельности детей, развитие их творческих способностей.
Развивая творческие способности детей совместно с педагогами, объединяя наши усилия, мы не ставим задачи сделать из них художников, артистов или музыкантов. А ведь в последующей их жизни перед каждым из них откроется возможность творческого труда. И очень важно, чтобы ребенка не покидала эмоциональная отзывчивость, восхищение прекрасным, эстетическое отношение к окружающей действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление очень...
Консультация для воспитателей «Использование методов мнемотехники для развития связной речи у детей».
Консультация для воспитателей по теме «Использование методов мнемотехники для развития связной речи у детей»....
Консультация для воспитателей: «Использование дидактических игр для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
Консультация может быть полезна воспитателям общеразвивающих и специализированных групп по речевому развитию....
Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»
Консультация для воспитателей.«Использование приёмов мнемотехники в развитиисвязной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и...
Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»
Рекомендации воспитателям в работе по мнемотехнике( развитие речи)....
Консультация для воспитателей ДОУ «Использование театрализованных игр для развития выразительности речи.»
Речь, во всѐм еѐ многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...
Консультация для воспитателей "Использование театрализованных игр в развитии речи дошкольников"
Речевое развитие детей дошкольного возраста является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа....