Консультация для родителей: «Развиваем речь детей с ОНР»
консультация по развитию речи (старшая группа)
Консультация для родителей:
«Развиваем речь детей с ОНР»
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
Фонетические нарушения;
Лексические нарушения;
Грамматические нарушения;
Нарушение развития связной речи.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям:
1) Фонетические нарушения – по данному компоненту необходима работа по развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в слове («Куда спрятался звук?» - в начало в середину или в конец слова?), какие звуки называются гасными, согласными и как они произносятся; перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина), пропуском и их заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения – артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны делать), а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА, МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова. Так же можно играть в игру «Запомни, повтори» слоги:
Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;
Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;
То-то-то-до; Са-са-за-са и т.д.
2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный запас детей, формируем правильное употребление грамматических категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами, числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами, синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами, формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т. д.
Например: игра «Назови одним словом»:
яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.
шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Какой, какая, какие?»:
Солнышко (какое?) – яркое, тёплое, жёлтое и т.д.
День (какой?) – пасмурный, солнечный ….
Игра «Скажи наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой - маленький, высокий – низкий и т. д.
Игра «Где спряталась кукла?» - Кукла сидит под столом, на столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-под)коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультации для родителей о детях с онр | 8.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей:
«Развиваем речь детей с ОНР»
Общее недоразвитие речи – это форма речевого расстройства, при котором нарушено развитие всех компонентов речевой системы у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором не сформированы компоненты языковой системы, а именно:
Фонетические нарушения;
Лексические нарушения;
Грамматические нарушения;
Нарушение развития связной речи.
Поэтому, коррекционную работу необходимо вести именно по этим областям:
1) Фонетические нарушения – по данному компоненту необходима работа по развитию слоговой структуры - т. е. работа над объяснением места звука в слове («Куда спрятался звук?» - в начало в середину или в конец слова?), какие звуки называются гасными, согласными и как они произносятся; перестановкой слогов в слове (барелина вместо балерина), пропуском и их заменой (гебемот вместо бегемот); работа по произношения звуков, их постановке и автоматизации в речи (объяснении места положения – артикуляции, языка, губ, зубов, воздушной струи и что они при этом должны делать), а так же по дифференциации звуков в речи со сходными по звучанию словами, объяснению смысла слов. Например: КОЗА-КОСА, МИШКА-МИСКА, ДОСКА-ТОСКА. Донесите до ребёнка, что это разные слова, а изменение позиции языка меняет смысл и само произношение слова. Так же можно играть в игру «Запомни, повтори» слоги:
Ба-ба-па-ба; Сы-шы-шы-сы;
Ка-га-ка-га; За-за-жа-жа;
То-то-то-до; Са-са-за-са и т.д.
2) Лексико-грамматические нарушения (развиваем, пополняем словарный запас детей, формируем правильное употребление грамматических категорий) – наполняем его словами-прилагательными, глаголами, числительными, обобщающими понятиями, словами-антонимами, синонимами, знакомим детей с новыми неизвестными им словами, формируем правильное употребление окончаний, падежных и родовых окончаний количественных числительных, окончаний глаголов в прошедшем времени. Так же необходимо проработать употребление в речи предлогов и т. д.
Например: игра «Назови одним словом»:
яблоко, апельсин, банан, груша – это овощи.
шкаф, диван, кресло, кровать – это мебель и т. д.
Игра «Какой, какая, какие?»:
Солнышко (какое?) – яркое, тёплое, жёлтое и т.д.
День (какой?) – пасмурный, солнечный ….
Игра «Скажи наоборот»: Жарко - холодно, светлый - тёмный, большой - маленький, высокий – низкий и т. д.
Игра «Где спряталась кукла?» - Кукла сидит под столом, на столе, в коробке, за коробкой, выглядывает из-за (из-под)коробки, над столом, около стола, достаю куклу из шкафа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Развиваем связную речь"
Рекомендации для родителей, перечень игр по развитию словотворчества у детей.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12104255","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"215","w...
Консультация для родителей «Развиваем связную речь».
Консультация для родителей...
Консультация для родителей. Развиваем диалогическую речь.
Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге....
Консультация для родителей «Развиваем детскую речь в игре»
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...
Консультация для родителей Развиваем устную речь ребенка
Я.Корчак писал, что родной язык не должен быть просто сводом правил и нравоучений. Это воздух, которым дышит детская душа....
Консультация для родителей "Развиваем связную речь дома"
Материал будет полезен родителям детей не посещающих детский сад...