Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему "Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Афанасьева Татьяна Викторовна

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста о необходимости выполнения домашнего задания логопеда в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста на тему: « Необходимость автоматизации поставленных звуков в условиях семьи»

                                         Составила: учитель-логопед Афанасьева Т.В МБДОУ д/с №15 «Ручеёк» г.Петровск

                                  -Здравствуйте, Уважаемы родители!                                                                             Сегодня мне хотелось поговорить о необходимости автоматизации поставленных звуков в условиях семьи.                                                                            Семья – это первая ступень овладения ребёнком родным языком, средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребёнка, формирования его гармоничной личности!                                                                                                    Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают  взрослые в семье. Число детей, нуждающихся в помощи логопеда, с каждым годом увеличивается, а тяжесть речевых нарушений возрастает. Таким детям как правило рекомендуется посещение логопеда. В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц и не два кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя.  

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей?                        Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

· не ругать ребенка за неправильную речь;

· ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

· осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом и педагогами. Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.

Коррекция нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов:

Первый этап: Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Второй этап: Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного звука.

Третий этап: Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Четвертый этап: Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

 Скорость прохождения   третьего этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д. Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному. Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений.                                                      

Правила работы в домашних тетрадях: учитель-логопед дает домашние индивидуальные задания в тетради для каждого ребёнка с учетом его речевого нарушения; тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник; не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т. д.) выполняются карандашами; весь речевой материал должен быть отработан, т. е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания.                                          Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка. Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком; задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим; все задания выполняются до конца; занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте  ребёнком не справляется с заданиями.                                                                                                                                                                                 Существует очень много игр и упражнений для автоматизации различных звуков, вот несколько из них:                                                                  Автоматизация звука в слогах:                                                                                           1. Автоматизация звука [ш] в прямых слогах:

Ша – ше – шу шо – ша – шу

Ша – шо – шу шо – шу – ша

Ше – шу – шо шу – ша – ши

Ши – ше – ша шу – ше – ши

Ши – шу – шо шу – ше – шо

2. Автоматизация звука [ж] в прямых слогах:

Ж – ж – ж – а жа – жо – жу – жи

Ж – ж – ж – о жо – жу – жи – же

Ж – ж – ж – у жо – жу – же – жи

Ж – ж – ж – и жи – жу – же – жо

Ж – ж – ж – е жу – жо – жи – же

Автоматизация звука в слове:

1.«Улиточка»

Ребёнок проговаривает изолированные звуки, слоги, слова, проводя пальчиком по спирали – домику улитки. Следить за чётким, правильным произношением звука. Например, закрепление звука [Р]: чётко называть картинки, спрятавшиеся в домике улитки. Какой звук часто встречается в названии этих картинок?

2.Игры» Волшебная палочка» ( с мячом на автоматизацию звука в слове) Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый. Например на звук Ш:

Тапки-шапки

Жаль-шаль

Губы-шубы

Майка-шайка

Мыло-шило

Фланг-шланг

Мах-шах

Стык-штык                                                                                                               3.Игра «Назови маленький предмет». Предлагая ребёнку слова, где есть нужный звук, попросите изменить его: лодка – лодочка, полка - …, угол - …, лошадь - …, лужа - … (для звука «Л»); шар - … , кошка - … , шкаф - … , шарф - … , ухо - … , карандаш - … , шуба - … , мешок - … и др. (для звука «Ш»).

3. Игра «Назови ласково». Для звука «Р»: рука - …, сестра - …, брат - … , игрушка - … , курица - … , рябина - … . берёза - … ; для звука «Щ» - щенок - … , щётка - … , вещь - … , плащ - … , угощенье - … и др.

Автоматизация звуков в предложении:                                                                                                                        Игра «Повтори предложение и выдели звук Р»                                                                                                                                Рая кормит рыб.  Ира работает продавцом. Егор едет во двор.  На небе разноцветная радуга.  Трубач трубит в трубу.  Муравьи живут в муравейнике.

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте ребёнка с ровесниками, сравнивайте только с ним . Старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»

Большинство современных исследований сводится к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультации с родителями детей старшего дошкольного возраста Составила воспитатель Новоселова Л.В. . «Влияние стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»

Консультации с родителями детей старшего дошкольного возрастаСоставила воспитатель Новоселова Л.В..«Влияние  стиля воспитания в семье на поведение и личностное развитие ребенка»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМА»

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Воспитываем патриота в семье»

Одной из задач дошкольного образовательного учреждения является воспитание патриотизма и гражданских чувств у маленьких россиян.Многие родители сейчас наверное спросят: "Зачем нужно воспитыв...