Кубики "Блума"
материал по развитию речи (старшая группа)
Я предлагаю один из популярных приёмов технологии критического мышления, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».
Данный приём вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования. Приём развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 196.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
тема:
Воспитатель Попова И.В.
2022-2023гг.
Структура самообразования
Актуальность обусловлена тем, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников- явление очень редкое.
Цели современного образования заточены на принцип «учиться не науке, а учить учиться». А как развить в ребёнке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать?
Я предлагаю один из популярных приёмов технологии критического мышления, разработанных американским учёным и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».
Данный приём вносит элемент игры в образовательную деятельность детей, даже элемент соревнования. Приём развития критического мышления «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
Цель: создание благоприятных условий для развития критического мышления.
Задачи:
1.Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Пробудить в детях стремление к образованию.
3.Научить детей мыслить, начиная не с ответов на вопросы, а с собственных вопросов и проблем.
4. Воспитать в детях желание конструировать свои знания, которые рождаются в процессе деятельности, а не присваивать готовое.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
- повышение своего теоретического познания по данной теме;
-пополнение новыми шаблонами Кубиков Блума;
-пополнение уголка «Речевое развитие».
Для детей:
-активизация познавательного интереса дошкольников;
-развитие критического мышления;
- смогут самостоятельно составлять вопросы и отвечать на них.
Для родителей:
-систематизирование знаний о развитии критического мышления;
-расширение знаний о педагогическом приёме «кубики Блума».
Объекты в работе по самообразованию:
- Дети 4-6 лет;
- Семьи детей, посещающих детский сад;
- Педагогический персонал детского сада.
Практический выход: Кубики Блума
Перспективный план для работы с детьми и родителями на 2022-23 учебный год
№ | Содержание работы с детьми | Содержание работы с родителями | Сроки |
1 | Проведение первичной диагностики Анализ и оформление результатов диагностики Занятие «Детский сад» | Консультация для педагогов «Применение Кубика Блума в детском саду» | Сентябрь |
2 | Занятие «Домашние животные» | Октябрь | |
3 | Занятие «Дикие животные» | Родительское собрание «Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии | Ноябрь |
4 | Занятие «Лес» | Декабрь | |
5 | Занятие «Насекомые» | Январь | |
6 | Занятие «Зимующие птицы» | Февраль | |
7 | Занятие «Профессии» | Март | |
8 | Занятие «Космос» | Апрель | |
9 | Занятие «Цветы» | Май |
Список использованной литературы
1.Аствацатуров Г.О. Кубик Блума как приём педагогической техники http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/
2. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: Учеб. -метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.
3.Гладкова Н.Г. Использование технологии критического мышления. Мастер-класс. Приложение к журналу «Методист»-2010. №5. –с.47
4.Сафарова С.В. Технология критического мышления как составляющая ключевых компетенций педагога. Педагогическое образование и наука. -2008 №2- с.29-31
Конспект занятия №1
Тема: «Детский сад»
Цель: расширение знаний о роли детского сада в жизни ребёнка.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания детей о детском саде.
Развивающая: развитие критического мышления.
Воспитательная: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.
Материалы и оборудование: Кубик Блума.
Ход занятия
I Организационная часть
Круг приветствия
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить на экскурсии? (ответы детей)
Воспитатель: Я приглашаю вас на экскурсию по нашему детскому саду. Вы согласны? (ответы детей)
II Основная часть
Воспитатель: С какого помещения начнем нашу экскурсию? (ответы детей)
Воспитатель: Да, начнём с коридора. Потом пройдём на кухню. Кто работает на кухне? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы. Теперь давайте пройдём в младшую группу. Кто занимается с детьми? (ответы детей)
Воспитатель: Что сейчас делают дети? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте пройдём в среднюю группу. Кто занимается с детьми? (ответы детей)
Воспитатель: Что сейчас делают дети? (ответы детей)
Воспитатель: Нам пора возвращаться в нашу группу.
Дети возвращаются в группу.
Воспитатель: Давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем —
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель обращает внимание детей на Кубик Блума.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Как вы думаете, что это? (ответы детей)
Воспитатель: Это чудо-кубик- Кубик Блума. Давайте рассмотрим его и поиграем с ним.
Дети рассматривают кубик.
Затем дети бросают кубик и отвечают на вопросы.
III Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Что мы сегодня делали?
Воспитатель: В каких группах были?
Воспитатель: С чем играли на занятии?
Конспект занятия №2
Тема: «Домашние животные»
Цель: закрепление знаний о домашних животных.
Задачи:
Образовательная: закрепить умение различать домашних животных по внешним признакам.
Развивающая: развивать критическое мышление.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Материалы и оборудование: Кубик Блума.
Ход занятия
I Организационная часть
Воспитатель приветствует детей.
Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло приглашение на ферму от фермера Фёдора. Вы принимаете приглашение? Поедем на ферму? (ответы детей)
Воспитатель: На чём мы можем поехать на ферму? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на автобусе.
Дети садятся на стульчики и представляют, что едут на автобусе.
II Основная часть
Воспитатель: Вот мы и приехали на ферму. Пойдёмте посмотрим на животных.
Воспитатель: Кто живёт на ферме? (ответы детей)
Воспитатель: Кто ухаживает за животными? (ответы детей)
Воспитатель: Чем домашние животные отличаются от диких? (ответы детей)
Воспитатель: Что едят домашние животные? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте немного разомнёмся.
Физкультминутка
Кролик потянулся
Раз, два, три, четыре, пять
Раз нагнулся, два нагнулся
Лапки в сторону развел,
Но морковки не нашел.
Чтоб морковку нам достать,
Надо на носочки встать.
Воспитатель обращает внимание детей на Кубик Блума.
Воспитатель: Ребята, фермер Фёдор приготовил для вас Кубик. Давайте его рассмотрим.
Дети рассматривают кубик.
Воспитатель: Давайте поиграем с ним.
Дети бросают Кубик и отвечают на вопросы.
III Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы. А теперь нам пора возвращаться в группу. Проходите в автобус.
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Воспитатель: перечислите домашних животных.
Воспитатель: С чем мы играли?
Родительское собрание
«Кубик Блума» как приём педагогической инновационной технологии
Цель: формирование знаний родителей о педагогической инновационной технологии «Кубик Блума».
План
1.Теоретическая часть
2.Практическая часть
3.Заключение
Ход собрания
1.Теоретическая часть
«Человек, не знающий ничего, может научиться.
Дело только в том, чтобы зажечь в нём желание познавать.»
Д.Дидро
В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое.
Цели современного образования заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться». А как развивать в ребёнке навыки критического мышления, словарный запас, диалогическую и монологическую речь? Ведь мы знаем, что овладение связной речью- важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Какие приёмы и технологии использовать?
Я начала использовать один из популярных приёмов, разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Приём называется «Кубик Блума».
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками «Знаю», «Творю» и «Умею». То есть, ребёнку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Методика использования Кубика Блума:
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
-Назови
-Почему
-Объясни
-Предложи
-Придумай
-Поделись
2.Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначать круг вопросов, на которые придётся отвечать.
3. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Воспитатель или один ребёнок бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика- с него и должен начинаться вопрос.
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, «Назови три весенних месяца. Какие весенние праздники ты знаешь?» Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Этот блок вопросов помогает сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему весной возвращаются перелётные птицы? Какая перелётная птица возвращается первой?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
-Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной?
-Как встречают весну звери?
Предложи. Ребёнок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить своё видение проблемы, свои идеи. То есть, ребёнок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: Придумай красивые слова о весне. Как её можно описать.
Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.
К вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувства ребёнка, его эмоциях, которые вызваны данной темой.
Например, «Нравится ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?»
2.Практическая часть
Сейчас, уважаемые родители, я предлагаю поиграть с Кубиками Блума. Для этого вам нужно разделить на четыре группы. Каждой группе я раздам по одному Кубику Блума.
Первой группе достаётся Кубик Блума на тему «Дикие животные»
Второй группе достаётся Кубик Блума на тему «Зимующие птицы»
Третьей группе достаётся Кубик Блума на тему «Лес»
Четвёртой группе достаётся Кубик Блума на тему «Космос»
Ход игры: один из участников группы бросает кубик и отвечает на вопрос.
(Все участники групп по очереди бросают кубик и отвечают на вопросы)
Уважаемые родители, вам понравилось играть с кубиком?
Как вы думаете, нравится ли вашим детям игра с Кубиком Блума?
Способствует ли данный кубик закреплению информации?
3.Заключение
Использование приёма «Кубика Блума» оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности.