Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.
консультация по развитию речи

Шафеева Нина Петровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста.

В настоящее время неуклонно растет число детей с нарушениями речи. У многих ребят наблюдаются нарушения речевого развития (неверное произношение, неумение связно говорить, задержка речевого развития — ЗРР и т.д.). Причины разные: ухудшение состояния здоровья детей; длительные игры со смартфонами, слишком частый просмотр мультфильмов; низкая речевая культура взрослых и недостаточное общение с детьми.

Для  становления речи  необходимо создавать определенные условия, использовать разнообразные средства. В своей педагогической работе,  развивая речь детей, я активно использую различные формы народного фольклора.  

 Народные произведения являются важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности, устное народное творчество формирует представления об окружающем мире, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Знакомство начинаю с рассматривания иллюстраций. Для привлечения внимания использую все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса. Благодаря простоте и мелодичности фольклорных произведений дети легко их запоминают и вводят в свою речь.

С целью создания благоприятной речевой среды малые формы фольклора я активно применяю в течении всего дня. В режимных моментах во время умывания или приема пищи использую потешки. На прогулке для активизации словаря применяю заклички о природе и ее явлениях.

С целью мотивации на предстоящую деятельность широко использую загадки. Во время занятий, физкультминутки организую в формате подвижных народных игр, пальчиковую гимнастику сопровождаем знакомыми потешками и сказочными сюжетами.

Перед сном дети моей группы слушают любимые колыбельные песни.

Большое место в жизни детей моей группы занимают сказки. Благодаря им дети узнают много новых слов, образных выражений, речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Сказочные сюжеты служат основой для речевых игр и упражнений.

После прочтения сказок дети с огромным удовольствием участвуют в драматизации

Интерес детей к фольклорным произведениям поддерживаю постоянным обновлением предметно - развивающей среды.

Пополняю картотеки потешек, загадок, считалок, новым интересным материалом.

В работе с детьми с нарушениями речи огромное значение имеют логопедические скороговорки. Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш).

На лугу под горкой  Лежал сырок  С красивой красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок  съели сырок.

Тара-тара, тара-ра! У крыльца растет трава.

Ехал грека через реку.

 Видит грека — в реке рак.

Сунул грека руку в реку.

Рак за руку греку — цап!

Работа в этом направлении ведется и с родителями. Рекомендую использовать малые формы фольклора в повседневной жизни. Родители могут сделать это с помощью детской художественной литературы. Детям 1-3 лет понравятся пальчиковые игры и народные сказки. А детям постарше стоит предложить скороговорки и пословицы, которые развивают не только речь и произношение, но и мышление.

В ходе систематического использования фольклора в разных видах детской деятельности, добилась положительных результатов. Расширился и обогатился словарный запас детей, речь стала более четкой, внятной. Большинство детей в группе умеют эмоционально читать стихи, петь песенки, водить хороводы, активно включаются в игру и начинают договаривать текст игры, потешки, сказки,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» 2018-2023г.г.

Цель:  Развитие познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста средствами фольклора. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентност...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

в консультации речь идет об использовании народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста...

План самообразования по теме: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста» на 2019-2020 г.

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, дает прекрасные образцы р...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

«Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих  поколений.  А  это  позволяет  им ...

План самообразования на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, ре...