Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
картотека по развитию речи
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskikh_igr_po_razvitiyu_rechi_srednyaya_gruppa.docx | 885.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Баганский детский сад №2 «Солнышко» | Драматизация сказки «Человек и животные» Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи. Ход игры: животные и птицы пришли к человеку и сказали:
Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом Курицы – нести яйца Петушок – рано утром всех будить. | ||||
Подготовила: Кунева С.А. | |||||
Дай действия словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания Ход игры: я начну говорить, а ты закончи: Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает… Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует… | Отгадай предмет по названиям его частей Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов. Ход игры:
|
Дай определение словам Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления Ход игры: я начну, а ты закончи: Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая…. Праздник (какой?) – веселый, долгожданный … | Назови одним словом Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас. Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д. Ход игры: сгруппируйте эти предметы. Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом? Почему так можно сгруппировать? Придумай для любой группы свое условное обозначение. |
Наоборот Цель: формировать умение подбирать противоположные по смыслу слова. Ход игры: я начну, а вы продолжите: Веселый праздник – грустный Большой подарок – маленький Светлое небо – … Чистое платье – … Хорошее настроение – … Теплая погода - … | Игра в слова Цель: учить синтезировать и группировать слова по признаку. Развитие внимания Ход игры: В: сейчас я назову несколько слов, а вы постарайтесь их запомнить. Слон, заяц, телевизор, курица, шкаф, мышь, волк, диван, кресло, медведь. Повтори! Как вы думаете, можно ли разделить эти слова на группы? Вспомните вначале животных? Перечислите предметы мебели. В: называет слова: сокол, сито, сосна, сарафан, сарай, Снегурочка. Назовите слова, которые запомнил. Есть ли у этих слов что-то общее (начинаются с буквы С). Если знаешь, как пишется буква С, напиши. Придумай слова, которые начинаются с этой буквы. |
Кто у кого? Цель: практическое усвоение сложносочиненного предложения с противительным союзом А. Наглядный материал: предметные картинки с животными и их детенышами. Ход игры: сначала дети сопоставляют простые предложения типа: «У коровы теленок». Потом по образцу воспитателя составляют сложносочиненные предложения по двум парам картинок: «У коровы теленок, а у козы козленок». | Четвертый лишний Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную Ход игры: послушайте и скажите, какое слово лишнее и почему:
|
Узнай по описанию Цель: продолжать учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию. Материал: изображения предметов с незначительными отличиями во внешнем виде. Ход игры: у каждого из детей по 2-3 картинки. Воспитатель описывает какой-нибудь предмет. Дети должны угадать, о каком изображении идет речь и показывать его. Усложнение: дети объясняют свой выбор; роль водящего выполняет ребенок. | Вкус и запах Представь ЛИМОН. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи. Представь, что держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Нарисуй лимон. Представь АПЕЛЬСИН. Каков на вкус? Как пахнет? Какого цвета? Что чувствуешь? Нарисуй апельсин. Расскажи, чем отличаются апельсин от лимона. Чем они похожи? |
Измени предложение Цель: учить правильно согласовывать существительные, прилагательные и глаголы. Ход: послушай первое предложение и закончи аналогично второе: - Лена поливает цветы, Лена и Коля … | Ласковые слова Цель: активизация ласкательных существительных. Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые: Санки – саночки Гора – горочка Зима – зимушка Шуба – шубка Шапка – шапочка Снег – снежок И т.д. |
Что из чего сделано? Цель: активизировать произношение прилагательных, согласовывать существительное и прилагательное в роде и числе. Ход игры: Стакан из стекла – стеклянный Нож из железа – железный Чашка из фарфора – фарфоровая Ваза из хрусталя – хрустальная Ложка из дерева - … Сковорода из чугуна - … | Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т.д.» |
Олины помощники Цель: образовывать форму множественного числа глаголов. Материал: кукла Оля. Ход.
Кукла идёт по столу. Воспитатель указывает на её ноги.
Далее указывает на другие части тела и задаёт аналогичные вопросы, дети отвечают (руки берут, рисуют…; зубы жуют, кусают, грызут…; глаза смотрят, моргают…) | «Кто больше действий назовёт» Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы. Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег. Ход. Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям, изображённым на картинках. Например:
И т.д. |
Угадай, чей голосок Цель: развитие слуховой памяти, коммуникативных качеств. Водящий стоит в кругу с завязанными глазами. Дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг, повернёмся рядом вдруг, а как скажем: «скок, скок, скок! Угадай, чей голосок?» Слова «Скок, скок, скок!» произносит один из играющих, назначенный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова. Если он угадает, становится в общий круг, а в центре круга становится тот, чей голосок угадали. Если нет – продолжает водить. | Кому угощение? Цель: употребление трудных форм существительных. Воспитатель говорит, что в корзинке подарки для зверей, но боится перепутать кому что. Просит помочь. Предлагаются картинки с изображением медведя, птиц - гусей, кур, лебедей, лошади, волка, лисы, рыси, обезьяны, кенгуру, жирафа, слона. Кому мёд? Кому зерно? Кому мясо? Кому фрукты? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст
Дидактические игры и упражнения для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....
Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу Человек и рукотворный мир. Книга, 96 с.
Замечательная книга и очень интересный материал! Рекомендую посмотреть и использовать на практике....
картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи для детей 6-7 лет
Дидактические игры и упражненя по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи.
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи....
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Картотека «Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста»
Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как ср...
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи в старшей разновозрастной группе.
Картотека игр по развитию речи...