Дыхательная гимнастика для развития речи малыша.
статья по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Астапенко Наталья Владимировна

Все мы должны правильно и четко говорить. С детства нас учат этому в семье, в детском саду, в школе. Но никто не задумывается о том, что искусство риторики часто зависит от нашего дыхания. В своей статье хочу рассказать о том, как осуществляется этот процесс и какие упражнения помогают детям развивать правильное дыхание. Материал можно использовать в любой возрастной группе и в качестве консультации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sentyabr_22.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика для развития речи малыша

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать. Поговорим о правильном дыхании во время речи, а точнее об упражнениях на развитие этого самого дыхания. Может возникнуть вопрос: «Зачем они нужны, ведь дышать - это так естественно и просто?" На самом деле совсем  не просто для детей, которые учатся говорить!

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического (жизненного, является произвольным. При физиологическом (жизненном) дыхании вдох и выдох осуществляются через нос, вдох по продолжительности почти равен выдоху.

Речевое дыхание осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При физиологическом дыхании за вдохом сразу следует выдох, затем пауза. При речевом дыхании, наоборот, за вдохом следует пауза, а затем плавный вдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Послушайте, как дышит ваш ребенок, не затруднено ли у него носовое дыхание, не приходится ли ребенку держать рот открытым.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз.

При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фраз вынуждены добирать воздух. Часто такие дети недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.

Отрабатывая правильное речевое дыхание, придерживайтесь следующих рекомендаций:

- вдох через нос, выдох осуществляется ртом; губы при выдохе немного открыты («трубочкой»);

- выдох должен быть продолжительный и плавный;

- предметы, предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка;

- не поднимать плечи;

- не надувать щеки при выдохе (на начальном этапе можно прижимать их ладошками);

- упражнение на развитие дыхания повторить не более 3-5 раз;

- осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться, не опускать плечи);

- проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме;

- помещение предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики.

- Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений.

(нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению).

Рекомендую начать с забавных для ребенка игровых упражнений.

Игры и упражнения:

«Узнай овощ, фрукт»

Взрослый и ребенок рассматривают и называют овощи или фрукты, лежащие на блюде. Взрослый делает надрез, а ребенок нюхает и запоминает запах овощей, фруктов. Взрослый предлагает ребенку с завязанными глазами, понюхать и отгадать по запаху предложенный ему овощ, фрукт.

«Шарик надуваем и сдуваем»

Ребенок ложится на спину на ковёр, левую руку кладет на живот, а правую на грудь. По команде взрослого ребенок вдыхает – выпячивая живот («шарик надувается», и выдыхает – втягивая живот («шарик сдувается»).

«Приятный запах»

Ребенок подходят к вазочке с очищенным апельсином, яблоком, грушей, к еловой веточке и т. д., нюхает и на выдохе произносит: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах».

«Буря в стакане»

Предложите ребенку сделать вдох носом и выдохнуть в трубочку, конец которой находится в стакане, наполовину наполненном водой.

«Подуем с блинчика»

Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу (сделать «блинчик», подуть, произнося длительно звук «Ф». Щёки не надувать.

«Пароход гудит»

Предложить ребёнку подуть в пузырёк (как гудит пароход). Улыбнуться, положить широкий язык на нижнюю губу, кончик языка касается края горлышка пузырька. Пузырёк касается подбородка. Струя воздуха должна быть сильной и идти посередине языка.

«Футболисты»

Поочередно, взрослый и ребенок, дуют на ватный шарик («футбольный мячик», стараясь забить гол в ворота («карандаши»). Следить, чтобы вдох производился через нос, а выдох был плавным и сильным, губы «трубочкой».

«Снежинка», «Листочек»

Предложите ребенку легким, длительным ротовым выдохом сдуть с ладони (на уровне рта ребенка) снежинку, листочек из бумаги.

«Бабочка», «Птичка», «Осенние листочки»

На уровне рта ребенка подвешены на ниточках бумажные бабочки, птички, листочки. Предложите ребенку плавно подуть (губы «трубочкой»)

«Кораблики»

Предложите ребёнку подуть на сделанные из бумаги кораблики, плавающие в тазу с водой, - то плавно, то быстрее – и проследить за движением корабликов.

«Духовые инструменты»

Эти инструменты издают звуки, если в них правильно дуть, поэтому их и называют духовыми (дудочка, труба, свирель, духовая гармошка).

А как интересно сделать своими руками сезонные игры для развития плавного выдоха!

Зимой можно вырезать из тонкой бумаги снежинки и прикрепить их ниточкой к маленьким рукавичкам. По сигналу «Снежинки летят» ребенку предлагается длительно подуть на них, под влиянием сильного выдоха снежинки «догоняют» друг друга.

А весной изготовить бумажные кораблики и устроить «Морские гонки». Предложите ребенку подуть на бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой, то плавно, длительно, то быстрее, соревнуясь, чей кораблик одержит победу в гонках.

Для лета хороши бумажные бабочки и стрекозы, порхающие на ниточках над цветами, вертолетики и самолетики, летающие над облачками из ваты.

Осенью можно наблюдать, как «Листья шелестят».

Вырезанные из тонкой бумаги листики прикрепить к «ветке». По сигналу «Подул ветерок» ребенок плавно дует на листики, так, чтобы они отклонялись и шелестели. Как все интересно! Такой игрушкой можно просто гордиться, ведь она сделана своими руками!

Без правильного дыхания, для которого характерны короткий глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, невозможна хорошо звучащая речь. И здесь главными помощниками для своих детей может стать Вы, дорогие родители. Помните, пожалуйста, что в развитии ребенка не бывает мелочей, дарите ему свое постоянное внимание и участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дыхательная гимнастика для развития речи детей"

Консультация для родителей о пользе дыхательной гимнастики для развития речи детей и рекомендации к ее проведению....

Консультации для родителей: "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей", "Развиваем речь с помощью чистоговорок", "Как заучивать стихи наизусть"

Консультации "Роль дыхательной гимнастики в развитии речи детей","Развиваем речь с помощью чистоговорок" помогут родителям с помощью простых упражнений развать речь детей.Консульта...

«Использование дыхательной гимнастики в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Важной задачей, стоящей перед педагогами, является раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Для процесса развития связности речи используют различные методы, что направле...

Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи малыша

Дышите – не дышите! Оказывается, эта фраза, которая чаще всего ассоциируется с докторами, может помочь малышам в развитии речи. Что такое речевое дыхание? Как оно связано с развитием речи? Что т...

Консультация для родителей «Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи малыша»

Речевое дыхание – процесс  трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Несложный комплекс дыхательных упражнений поможет развитию речевого...

«Дышим глубоко – говорим легко! Дыхательная гимнастика для развития речи малыша»

Что такое речевое дыхание? Как оно связано с развитием речи? Что такое дыхательная гимнастика? Какие существуют игры для развития речи детей и речевого дыхания?...

Консультация учителя- логопеда для родителей. «Дышим глубоко – говорим легко!» Дыхательная гимнастика для развития речи малыша.

Фраза,которая чаще всего ассоциируется с докторами,"Дышите-не дышите!",может помочь малышам в развитии речи. Для этого родителям нужно знать что такое речевое дыхание,как оно свчязано с разв...