Формирование глагольной лексики через дидактическую игру
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Горбенко Надежда Владимировна

В данной работе представлены разнообразные игры и упражнения, развивающие предикативный словарь детей дошкольного возраста, совмещенные с  их двигательной активностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_glagolnoy_leksiki.docx116.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.

Обогащать речь глаголами удобнее всего по каким-то определенным смысловым группам слов (например: кто из животных как передвигается, кто как голос подает, какие профессиональные действия совершают люди). В соответствии с этим ребенок должен уметь отвечать на вопросы “Что делают птицы?”, “А рыбы?”, “Что делает строитель?”. Для характеристики действий животных и способов их передвижения важно подбирать и такие глаголы, которые тонко определяют эти действия, например: КРАДЕТСЯ, СКРЫВАЕТСЯ, ВЫСЛЕЖИВАЕТ, ДОГОНЯЕТ, УБЕГАЕТ, ПРЯЧЕТСЯ, ЗАТАИЛСЯ, БРОСИЛСЯ, ПОДПРЫГНУЛ, СХВАТИЛ, НАПАЛ, ВЗОБРАЛСЯ, НЫРНУЛ, ВЗЛЕТЕЛ И. Т.Д. Для этого используются игры “Кто как голос подает?” , “Кто чем занимается?”.

Развитие  глагольного словаря  осуществляется по следующим разделам:

  • Бытовые глаголы (одевается, умывается, играет).
  • Глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадётся, прыгает, кукарекает).
  • Глаголы движения (ходит, бегает, прыгает), приставочные глаголы (входит, уходит, заходит).
  • Глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, смеётся, плачет).
  • Глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продаёт).
  • Глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Одним из наиболее существенных методов изучения структуры значения слова является объяснение значения слова. При объяснении значения глаголов дети используют особую стратегию. Преобладающим способом является включение глагола в контекст. В дальнейшем дети переходят к определению значения слова через конкретизацию с опорой на основные семантические признаки.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны:

  • обеспечивающие максимально возможную двигательную активность ребёнка (речевые – с мячом, другими предметами и двигательно-словесные);
  • предполагающие манипулирование руками и активизацию мыслительно-познавательной деятельности.

 

Игры с перебрасыванием мяча

1. “Что происходит в природе”

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

2. Игра с мячом “Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

3. Игра с мячом “Что делают эти животные?”

Что животные умеют –

Птицы, рыбы, кошки, змеи?

Утка – летает, плавает, ныряет, крякает …

Кошка – мурлычет, мяукает, крадётся, умывается …

4. Игра “Кто чем занимается?”

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

Строитель – строит; повар – варит; художник – рисует …

5. Игра “Кто может совершать эти движения?”

Кто и что – летит, бежит,

Ходит, плавает, лежит?

Идёт – человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога

Бежит – человек, животное, ручей, время …

Летит – птица, самолёт, время, телеграмма, ракета, бабочка, муха, стрекоза, спутник …

6. Игра “Утро, день, вечер, ночь”

Утро, вечер, день и ночь

Навсегда уходят прочь.

Провожать их не спеши,

Что ты делал, расскажи.

Что ты делал утром?

Что ты делал вечером?

7. Игра “Подскажи словечко”

Есть всего один ответ.

Кто – то знает, кто – то - нет.

Ворона каркает, а сорока …? (стрекочет)

Сова летает, а кролик …? (прыгает)

Крот роет норки, а сорока …? (гнездо)

Корова ест сено, а лиса …? …

Игра 'Подскажи словечко'.


Игра «Подскажи словечко»

“Кто как голос подает?”

Цели: Расширять предикативный словарь. Формировать умение соотносить предмет с действием. Закреплять структуру простого предложения по модели “предмет — действие” Развивать умение опираться на имеющиеся знания.

Оборудование: Игровое поле (магнитная доска). Контурные картинки с изображением животных, птиц, пресмыкающихся.

Описание игры

Логопед предлагает детям побывать в “зоопарке”, увидеть разных животных и птиц, а затем спрашивает малышей, как разговаривают животные. Дети поясняют, что животные разговаривают на своем, зверином языке. Как подает голос кошка? — спрашивает педагог. Обычно ребенок воспроизводит звуки, издаваемые кошкой: Мяу! Мур-мур...

Логопед помогает детям образовывать от звукоподражаний глаголы: мяу — мяукает, мур — мурлычет и т. д. Аналогичная работа проводится с другими звукоподражаниями. Ребенок, образовавший глагол от звукоподражания, забирает себе картинку с изображением животного, о котором рассказывал. В конце игры дети закрепляют навык образования глагола от звукоподражания, повторяют предложения (например: Тигр рычит.) и возвращают животных в “зоопарк”.

Примечание: После усвоения глаголов можно играть в эту игру, используя мяч. Логопед называет животное и кидает мяч ребенку, который, поймав мяч, прибавляет к названию животного название действия и возвращает мяч логопеду.

Игра 'В зоопарке'.


Игра «В зоопарке»

Игра “В зоопарке”

Цели: совершенствовать умение согласовывать в числе глагол с существительным.

Активизировать глагольный словарь.

Закреплять навык составления простого нераспространенного предложения без опоры на схему. Развивать зрительное и слуховое внимание.

Оборудование: Игровое поле (магнитная доска).

Картина “Зоопарк”, составленная из отдельных, вырезанных по контуру предметных картинок (зебра, обезьяна, лисица, заяц, тигр, лама).

Описание игры

Логопед предлагает детям отправиться в “зоопарк” и понаблюдать за тем, что делают животные. Дошкольники рассматривают картину, называют животных, а логопед определяет действия животных: Зебра брыкается. Обезьяна кривляется. Заяц пугается. Тигр отдыхает и. т. д.

Сначала педагог выясняет, названия каких действий запомнили малыши. Уточняется значение глаголов брыкается, кривляется, лягается. Затем детям предлагается самостоятельно определить, что делает каждое животное. Логопед помогает детям, указывая на нужную картинку. Далее педагог предлагает дошкольникам представить, что животных стало много, и просит назвать их действия еще раз, употребив глаголы во множественном числе.

Игра “Сочиним стихотворение”

Цели: Пополнять и закреплять предикативный словарь. Закреплять конструкцию простого предложения по модели “предмет — действие”. Закреплять согласование существительного  с глаголом настоящего времени. Развивать слуховое внимание и память.

Оборудование: предметные картинки с изображениями животных и птиц: утки, лягушки, льва, коровы, кота, поросенка, козленка и петуха.

Описание игры:

Логопед предлагает детям сочинить стихотворение о том, как подают голос животные (педагог называет и показывает животное, а дети добавляют слово - название действия).

УТКА – КРЯКАЕТ, ЛЯГУШКА -

... КВАКАЕТ, ЛЕВ ... РЫЧИТ, А

КОРОВА ... МЫЧИТ, КОШКА ...

МЯУКАЕТ, ПОРОСЕНОК ...

ХРЮКАЕТ, КОЗЛЕНОК ...

МЕКАЕТ, А ПЕТУХ ...

КУКАРЕКАЕТ.

Примечание: Можно предложить детям повторить весь текст целиком по картинкам с изображениями животных и птиц, предъявляемым по очереди. Демонстрация картинок облегчает воспроизведение текста.

Игра 'Сочиним стихотворение'.


Игра «Сочиним стихотворение»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

Игра “Кто как передвигается?”

Цели: расширять предикативный словарь. Совершенствовать умение называть действие, которое может производить данный предмет. Закреплять структуру простого предложения. Развивать умение опираться на полученные знания и наблюдательность. Оборудование: Игровое поле (магнитная доска). Стилизованное изображение леса, пруда; картинки с изображениями животных, насекомых, обитателей водоема.

 Описание игры: На игровом поле создается стилизованная картина леса и водоема. Здесь же размещаются контурные картинки с изображениями животных, птиц, обитателей водоема. Дети распределяются на две команды и отправляются “на прогулку в лес”. Они, как настоящие натуралисты, должны уметь наблюдать за жизнью животных и понимать ее. Каждому участнику игры предлагается выбрать (найти) животное, назвать его и определить, как оно передвигается. Например: Это улитка. Она ползет и т. д.

После того, как основное задание будет выполнено, логопед предлагает детям быстро снять с игрового поля всех животных, которые ползут (летят, скачут, плывут и т. д.), сопровождая свои действия словами.

Игра 'Кто как передвигается'.


Игра «Кто как передвигается»

Список литературы

1. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. “Мяч и речь” Издат. “Каро” С.-Перербург, 2003г.

2. “Преодоление общего недоразвития речи дошкольников” Учебно-методическое пособие. Под редакцией Волосовец Т.В.. Москва, 2002 г.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.. “Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников”. Екатеринбург. АРД ЛТД, 1998г.

4. Ильянкова Н. Е. “Логопедические тренинги. От глаголов – к предложениям” Издат. “Гном и Д” Москва, 2004г.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. “Многозначность глаголов в русском языке”.

6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. “Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников”. “Союз”. С.-Петербург, 1999г.

7. Левчук Е.А. “Грамматика в сказках и историях”. “Детство-Пресс”, Санкт-Петербург, 2004г.

8. Чистякова И.А. “33 игры для развития глагольного словаря. дошкольников”. Издательство “Каро”. С.-Петербург, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Формирование глагольной лексики через дидактические игры"

Формирование глагольной лексики через дидактические игры. Данный теоретический материал и практические игры для формирования словаря дошкольников помогут  воспитателям коррекционных групп в работ...

Формирование лексики через дидактические игры и упражнения у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии.

В материале раскрываются проблемы нарушений речи и их коррекции у дошкольников с нарушениями в развитии....

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру

Нарушения формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, ...

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.

Консультация для воспитателей ДОУ с дидактическими играми....

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи.С помощью речи, слов ребенок обознач...

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.

Развитие словаря ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех комп...

Формирование глагольной лексики через дидактическую игру.

1. “Что происходит в природе”Человек легко находит,Что в природе происходит.Солнце (что делает?) – светит, греет.Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.Птицы (что делают?) &ndash...