План по самообразованию
материал по развитию речи (старшая группа)
«Развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад им Ю.А.Гагарина»
План по самообразованию
на тему:
«Развитие выразительной речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
на 2022 – 2023 учебный год.
Выполнили:
Дыдолева Ю.И
Панюшкина А.В.
Гагарин 2022 год
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
на 2022 – 2023 учебный год.
Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи:
- Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
- Формировать грамматический, лексический строй речи;
- Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
- Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
- Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
- Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
- Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
- Развивать мелкую моторику рук.
- Актуальность
- Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
- Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
- В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.
- В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.
- Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.
- Методы и приемы.
- Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
- Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
- Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
- Предполагаемый результат: расширить словарный запас детей, научить использовать полученные знания в ходе общения с взрослыми и сверстниками. Сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью игры. Создать систему совместной с детьми игровой деятельности, которая развивает творческий потенциал детей, желание общаться выразительно и учиться новому.
- Форма отчета о проделанной работе: картотека дидактических игр, театрализованных игр, консультации для родителей и воспитателей, конспекты бесед с детьми по выразительной речи, картотека потешек.
Срок | Форма работы, содержание. | Форма отчета. | Перспектива. |
2022-2023 учебный год | |||
Сентябрь | Изучение выразительной речи детей посредством игровой деятельности. | Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений. | Работа над выразительной речи детей посредством игровой деятельности. |
Октябрь | Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения выразительной речи. Формирование словарного запаса детей в процессе изучения окружающей действительности. | Активизация и обогащение словаря. Исследование пассивного словаря с использованием предметных и сюжетных картин. Исследование активного словаря с использованием дидактических игр и упражнений. | Изготовление дидактических игр. Беседы с детьми по лексическим темам. |
Ноябрь | Пересказ сказок по сюжетным картинкам Консультация для родителей: «Развитие выразительной речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры, и упражнений на формирование словаря». | Подготовка сюжетных картинок («Теремок», «Колобок», «Красная шапочка») Подготовка консультации для родителей. Изучение Леонтьевой М.С «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации». | Активизация словаря развитие выразительной речи детей. Картотека дидактических игр. |
Декабрь - Январь | Подготовка проведения театрализованной игры. Анализ влияния различных игр и упражнений на речь детей. Формирование словаря детей с применением словесных дидактических игр. | Изготовление масок для игры. Интернет. Применение потешки в режимных моментах Использование хороводных игр. | Формирование эмоционально – насыщенной выразительной речи. Картотека бесед по лексическим темам. Картотека потешек. |
Февраль | Разучивание стихов, потешек. Консультация для воспитателей: «Развитие выразительной речи дошкольников с помощью дидактических игр». | Подготовка картотеки по речевой гимнастике. Подготовка консультации для воспитателей. | Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата. |
Март | Игра-путешествие по стране «Развитие выразительной речи». | Подготовка дидактических, выразительных, речевых игр. | Формирование грамматического строя речи. |
Апрель | Работа с загадками. Расширение и обогащение речевого опыта детей с помощью сказок и театрализованной игры. | Подготовка картотеки. Чтение новых сказок, обыгрывание их вместе с детьми. | Использование картотеки в работе с детьми. Картотека театральных игр. Настольно- печатные игры по русским народным сказкам. Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». |
Май | Развитие выразительной речи детей в активной игровой деятельности. Проведение диагностики по развитию выразительной речи воспитанников. | Наблюдение в течение года за активностью детей в играх. Выяснить, как в игре происходит поиск предметов - заместителей и символическое изображение предметных действий, как дети передают характер отношений между людьми, формы и типы их общения. Разработка таблицы «Результаты педагогического обследования». | Беседы с детьми по лексическим темам. Создание картотеки игровых ситуаций. Совершенствование процесса воспитания, обучения и развития детей. Диагностика. |
Литература
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.
5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика – Синтез, 2014 г.
8. Н.Г. Голицына «Конспекты комплексно – тематических занятий. 2 младшая группа. Интегрированный подход». М.: Скрипторий 2003, 2013 г.
9. Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря у детей дошкольного возраста: методические рекомендации / авт.-сост.: Леонтьева М.С. – Саранск 2014. – 58 с.
10. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год.
11. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год
12. Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-590276-1445150983.jpg)
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-945584-1611140738.jpg)
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/04/picture-1015346-1543944780.jpg)
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/27/picture-1243621-1595853049.jpg)
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/15/picture-667117-1671083458.jpg)
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/02/picture-1319418-1614712962.jpg)
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...