НОД по речевому развитию для детей старшей группы «В поисках клада».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Нестерова Ирина Андреевна

Цель: формирование новых и закрепление имеющихся знаний в области речевого развития.

Задачи:

1. Совершенствовать навыки словоизменения и словообразования, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, формировать умения обобщать, классифицировать;

2. Развивать речевые и коммуникативные способности, внимание, память, активность, самостоятельность, уверенность в своих силах;

3. Воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу.

Методические приемы: использование дидактических и речевых игр, сюрпризных моментов.

Материалы и оборудование: письмо, карточки-задания, карточки со сказками, солнце с лучиками,  шкатулка со сладкими призами, путевка

 

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Сейчас мы с вами будем здороваться друг с другом и с гостями, но делать это мы будем необычным способом!

Скажем «Здравствуйте» руками!

Скажем « Здравствуйте» ногами!

Скажем «Здравствуйте» глазами!

Скажем «Здравствуйте» мы ртом – Станет радостно кругом! 

Ребята, я вижу, что не у всех еще язычки проснулись, давайте поможем им проснуться.

Речевая разминка:

Ны-ны-ны- долго ждали мы весны.

На-на-на- наступила уж весна

Но-но-но – мы распахнем окно.

Не-не-не – рады мы весне.

(Повторить хором громко и тихо)

Стук в дверь (приносят конверт).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (конверт не подписан). Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано. Давайте откроем конверт и посмотрим что там, (Воспитатель открывает конверт, в конверте лежит разрезная картинка и письмо).

- В конверте лежат разрезные картинки, давайте мы их сейчас соберём и тогда, может быть, узнаем от кого оно.

(Дети собирают картинки-пазлы на магнитной доске (на картинке изображен волшебник).

- Всё ясно, значит, письмо нам прислал Волшебник. Теперь мы можем с вами его прочесть.

(Воспитатель читает письмо).

«Здравствуйте, дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь скоро вы перейдете в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи».

2. Основная часть

Воспитатель: Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила. Напомните их мне

1 ребенок:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.

2 ребенок:

Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.

Воспитатель: В начале нашего путешествия отгадайте загадку:

Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это… Солнце.

- Посмотрите на доску, на ней солнышко. (на   магнитной доске изображение солнца)

- А чего не хватает у солнышка?

Дети: У него нет лучиков.

Воспитатель:  А чтобы оно нам показало дорогу к кладу мы должны выполнить задания и собрать лучики .

-Ну что, отправимся в путь?

 

1 загадка:- Здесь у нас зеленый луг

                   Много здесь цветов вокруг    (ответ: уголок природы)

 

Дети находят  лучик и  карточку с первым заданием.

1задание «Назови признаки»

- В нашей речи есть удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов, узнаем какие?

- Матрешка из дерева…

- Сумка из кожи…

- Если ручка сделана из пластмассы, то…

- Дом из кирпича…

- Блюдце из фарфора…

- Баночка из стекла…

- Хлеб из пшеницы….

- Варежки из шерсти…

- Дверь из железа….

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И первый лучик мы расколдовали. Давайте его подарим  нашему солнышку.

Итак, двигаемся дальше. Послушайте следующую загадку.

 

2 загадка: - Перед зеркалом сижу

                     Красоту я навожу!      (ответ: уголок парикмахерская)

2 задание     «Наоборот»

Я вам показываю картинку, а вы мне противоположную по значению.

Примерные слова:  Большой,  громко,  грустный, высокий, открыть,  легко, сильный, тепло, чистый, белый, проснуться, раздеваться, светло.

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И вот второй  лучик мы расколдовали. Давайте его подарим   нашему солнышку.

Итак, двигаемся дальше. Послушайте следующую загадку.

 

3 загадка: - Там конструктора не счесть

          Чтоб построить город  здесь   (ответ: строительный уголок)   

3 задание.

«Назовите, одним словом»

Ромашка, ландыш, фиалка, колокольчик.- цветы

Белка, еж, медведь, волк, заяц –  дикие животные

Лошадь, корова, овца, свинья. -Домашние животные.

Божья коровка, стрекоза, муха, пчела, бабочка - насекомые

Береза, клен, сосна, ива, тополь - деревья

Сыроежка, боровик, опята, лисички, мухомор - грибы

Кепка, шапка, фуражка, берет, пилотка – головные уборы;

Диван, стул, стол, кровать, шкаф – мебель;

Помидор, огурец, морковь, свёкла, лук, перец – овощи;

Повар, шофёр, плотник, продавец, врач – профессии;

Капуста, картофель, лук, свекла. (Овощи.)

Пальто, куртка, шарф, костюм. (Одежда.)

Туфли, сапоги, кроссовки, босоножки. (Обувь.)

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. И вот третий  лучик мы расколдовали. Давайте его подарим   нашему солнышку.

-Ну а теперь давайте отдохнем

 

Физкультминутка

В понедельник я купался, Изображаем плавание.

А во вторник – рисовал. Изображаем рисование.

В среду долго умывался, Умываемся.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыгаем. Кружимся на месте.

Очень долго танцевал. Хлопки в ладоши.

А в субботу, воскресенье Дети садятся на корточки, руки

Целый день я отдыхал. под щеку - засыпают.

 

4 загадка: -Здесь мы любим посидеть

                    И мультфильмы посмотреть. (кинозал)

4 задание.

игра «Доскажи словечко»

Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны их закончить.
 

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый ... (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись... (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за ... (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке ... (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые ... (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее ... (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало ... (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ... (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
- Не поеду без ... (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, ... (телефон)

Воспитатель: - Отлично справились с заданием!

 

5 загадка: - Книги любим мы читать

                      Чтобы умненькими стать    (ответ: книжный уголок)

5 задание

мнемотаблицы

 

Вот посмотрите какое яркое и лучистое солнышко у нас получилось. Оно нам осветило дорогу к кладу. ( Лучик длинный). А там путевка в подготовительную группу и сладости.

 

3. Итог.

Вам понравилось  занятие ? Что вы получили от волшебника? (путевку). Значит что надо  делать? (заниматься, учиться говорить правильно). Молодцы.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы «В поисках клада»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов)...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель занятия: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам, пройденным за учебный год.Задачи:Образовательная: формировать умения обобщать, классифицировать; закрепить у...

Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

На занятиях по развитию речи у детей формируются умения обобщать, классифицировать; закрепляется умение проводить звуковой анализ слова, определять местонахождение звуков в слове, количество слогов в ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В поисках клада"

Цель: Развитие речи дошкольников по средствам дидактических игр.Задачи: Образовательные: формировать умения обобщать, классифицировать;закрепить умение использовать все части речи; закреплять уме...

Конспект итоговой ООД по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»

Конспект итоговой ООД по развитию речи в старшей группе «В поисках клада»...