комплекс артикуляционной гимнастики
учебно-методический материал по развитию речи
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике
Язык в ротике живет.
Никогда не устает.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
В зоопарк пойдем сейчас,
Посмотреть, кто встретит нас.
У входа в зоопарк язычок увидел клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что ему захотелось их понюхать. Понюхал он один цветочек и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!»
Здравствуй, милый мой цветочек.
Улыбнулся язычок.
Я с тобою поиграю,
Аромат твой повдыхаю.
Описание
Вдох через нос — «нюхать» цветок; на выдохе произнести «Ах, как пахнет!» Повторить 2-3 раза.
А за воротами зоопарка — пруд. А там.. Бегемотик! Бегемотик рот открыл, |
Описание
Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну.
Тут мы увидели лодочку с парусом. Она была очень красивая, с розовым парусом. Давайте покажем, какой был парус у лодочки. Лодочка под парусом по пруду плывет |
Описание
Улыбнуться, широко раскрыть рот, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Так мы развиваем растяжку подъязычной связки; умение расслабить мышцы языка в приподнятом положении.
Подбежал к нам щенок, хвостиком махая. Улыбается щенок, |
Описание
Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.
Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник! Хоботок слоненок тянет, |
Описание
Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Мы пошли гулять по зоопарку дальше. Видим.. слоник! Раз — лягушка с толстым брюшком, |
Описание
На «раз» — губы растянуть в улыбке, зубы заборчиком. На счет «два» — губы складываются трубочкой, зубы в прежнем положении. Выполнять 5-7 раз. Тем самым мы вырабатываем подвижность губ.
От слоненка в полуметре домик хомячка. Хомячок надует щечки, |
Описание
Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Наш щеночек подустал, ушки свесил. Устала собачка и дышит устало. |
Описание
Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
А котенок у березы, молоко лакает. Котенок любит молоко: |
Описание
Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Язычка загнем края, |
Описание
Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Мы решили отдохнуть и зашли на детскую площадку. Покатались мы на горке, на качели пошли кататься. Выше дуба, выше ели |
Описание
Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Время быстро очень мчало. Мы часов не замечали. Язык, как маятник часов, |
Описание
Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Мы пришли к вольеру мишки. Знает это весь народ: |
Описание
Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Мы пошли налево. И на мостик все взошли. Выгни язычок, как спинку |
Описание
Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Неподалеку лежал свернутый шланг. «И зачем он нужен?» — подумали мы. А потом поняли: Жарко станет — шланг возьмем |
Описание
Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10. Тем самым мы учимся напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать в таком положении.
Вдруг шланг, зашевелился. Тут мы увидели, что это была… змея! Давай изобразим змею! Подражаем мы змее, |
Описание
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать и убирать вглубь рта. Движения делать в медленном темпе. Выполнять 5-6 раз. Таким образом, мы развиваем боковые мышцы языка.
Так проходит час, другой,
Язычку пора домой!
Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
Сказка «Как подружились мышонок и котёнок».
Однажды утром котёнок Тимка проснулся очень рано, почесал себя лапкой за ушком и решил умыться, причесаться (упражнение «Расчёска»). Улыбнулся котёнок, потянулся (упражнение «Лягушки улыбаются», «Заборчик») и вдруг насторожился (упражнение «Бублик»). Что это за шум? Прислушался, а это тикают часы (упражнение «Часики»). Нет, это не только часики, что-то ещё шумит.
И тут Тимка заметил маленького мышонка, который быстро перебирая лапками бежал к кладовке. Котёнок очень удивился, потом обрадовался и начал тихонько красться за мышонком. Он улучил момент, прыгнул и зажал мышонка в передних лапках. Мышонок так испугался, что закрыл глаза и совсем перестал дышать.
«Мур, мяу!» — сказал Тимка и облизнулся (упражнение «Вкусное варенье»). Мышонок приоткрыл один глаз и увидел прямо перед собой острые кошачьи зубы. Он хотел запищать, но от страха не мог произнести ни звука и только слабо шевелил язычком (упражнение «Чашечка»).
— Ты что, не можешь разговаривать? — удивился котёнок и пошевелил мышонка лапой.
Мышонок открыл второй глаз, улыбнулся и даже смог пощёлкать язычком (упражнение «Лошадка»).
— Да что это с тобой? Давай поиграем! — проговорил Тимка и лизнул мышонка язычком.
— Уфф! — смог наконец выдохнуть мышонок (упражнение «Хоботок»). — Так ты хочешь поиграть?
— Ну, да! А ты что подумал? — удивился Тимка. — Сейчас ещё все спят, а мне скучно. Давай дружить!
— Давай! – согласился мышонок.
И теперь каждое утро они играют вместе (упражнение «Качели»), а мышонок Тимку уже ни капельки не боится!
Сказка «Находчивый медвежонок».
Жил-был медвежонок. Каждое утро, как только проснётся, он чистил зубки (упражнение «Чистим зубки») и отправлялся на прогулку. Ведь вокруг столько всего интересного!
Однажды гулял он так летним солнечным днём, пока не почувствовал, что очень проголодался. Медвежонок погладил лапкой свой животик и задумался, где бы раздобыть вкусную, сладкую землянику (упражнение «Погладим зубками язычок, губки»). Оглянулся медвежонок вокруг и решил поискать полянку с ягодами. Сначала ему пришлось спуститься с горки (упражнение «Горка»). Мишка остановился под деревом, чтобы немного передохнуть и тут услышал, что над его головой запела какая-то птица (упражнение «Паровозик свистит»).
Медвежонок запрокинул голову и вежливо спросил: «Уважаемая птица, вы так высоко сидите, может быть вам видна полянка с земляникой? Подскажите, в какую сторону мне идти!». Но ему никто не ответил. Мишка почесал голову лапой и подумал, что птица его не услышала и что ему нужно забраться повыше и крикнуть погромче. Он подпрыгнул, уцепился лапами за ствол и стал медленно, упираясь изо всех сил подниматься наверх (упражнение «Язык силач»). Потом медвежонок еще немного подтянулся, повис на ветке и стал раскачиваться (упражнение «Качели»).
«Эй, есть там кто-нибудь?!»- закричал медвежонок, но ему снова никто не ответил. Тогда он поднялся ещё повыше, от усилия даже вытянул язычок (упражнение «Лопаточка»), и вдруг с высоты увидел полянку, на которой росло очень много земляники.
— Ура! Как хорошо, что я придумал залезть на дерево! — закричал медвежонок и так быстро, как только мог, скатился с дерева (упражнение «Катушка»).
Под деревом он отдышался и поскорее побежал на полянку, чтобы наконец подкрепиться.
Сказка «Невоспитанный мышонок».
Жил в лесу один невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу — не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу? ». Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки (упражнение «Почистим зубки»), причесался (упражнение «Расчёска»).
Видит, зайчик на качелях качается (упражнение «Качели»). Подошёл и громко поздоровался «Доброе утро!».
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок и пошёл дальше. Навстречу змейка ползёт (упражнение «Быстрая змейка»), в язычке гирьку держит, чтоб сильным был (упражнение «Язык-силач»).
И с ней поздоровался мышонок. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона и во рту бублик держит (упражнение «Бублик»).
Мышонок громко закричал ей «Доброе утро!». Ворона каркнула в ответ и полетела всем рассказывать, какой мышонок стал вежливый.
А мышонок всё бегал по лесу, со всеми здоровался и так устал, что споткнулся и покатился с горки (упражнение «Горка»).
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его удержал, который лягушата построили (упражнение «Заборчик»).
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть – еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» — кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, — отвечает летучая мышь, — добрый вечер, мышонок!». И мышонок засвистел весело, как паровозик (упражнение «Паровозик свистит»). И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его так долго нет.
Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком
«Улыбочка-хоботок» «Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Улыбайся народ, | |
«Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Подъезжает шофёр, | |
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи | |
«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюда | |
«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. А сейчас качели вверх | |
«Змейка» - Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Осторожно народ: | |
«Чашечка» - Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10. Язычок наш поумнел. | |
«Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Губка верхняя в варенье | |
«Трубочка-желобок» - Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх. Ну-ка делай, дружок! | |
«Горка» - Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх. Санки привезли ребятки | |
«Маляр» - Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок. | |
«Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Вот лошадка скачет ловко, | |
«Грибок» - Рот открыт. Язык присосать к нёбу. На тонкой ножке вырос гриб, | |
«Гармошка» - Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз верхнюю челюсть. Непослушный язычок | |
«Пароход» - Прикусить кончик языка и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Отплывает пароход | |
«Болтушка – индюк» - Рот открыт. Губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл. | |
«Барабанщики - дятел» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара. Дятел, дятел тук-тук-тук. |
«Денискина зарядка»
1. « Улыбка» Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
- Посмотрите, - говорит,
- Я теперь - лягушка!
2. «Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
3. «Горка» Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем - горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
4. «Часики» У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
5. «Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
6. «Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
7. «Грибок» Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
8. «Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
9. «Пароход гудит» Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы» .
I. Общий комплекс упражнений
1. «Улыбка», «Заборчик» Наши губки улыбнулись,
Прямо к ушкам потянулись.
Ты попробуй «И-и-и» скажи,
Свой заборчик покажи.
2. «Трубочка» В гости к нам пришел слоненок,
Удивительный ребенок.
На слоненка посмотри,
Губки хоботком тяни.
3. «Улыбка» / «Трубочка» Если наши губки улыбаются,
Посмотри – заборчик появляется.
Ну, а если губки узкой трубочкой,
Значит, можем мы играть на дудочке.
4. «Часики» Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи.
5. «Маятник» Ходит мятник в часах:
Влево - тик, а вправо – так.
Ты сумеешь сделать так:
Тик и так, тик и так?
6. «Качели» На веселые качели
Таня и Никита сели.
Опустились вниз качели,
А потом наверх взлетели.
Вместе с птицами, наверно,
Улететь они хотели.
II. Комплекс упражнений для свистящих звуков
1. « Накажи непослушный язычок» Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»
2. «Блинчик» Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается…
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.
3. «Чистим зубки» Мягкой щеткою с утра
Чистит зубки детвора.
Будут зубки сильные,
Белые, красивые!
4. «Киска сердится» Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!
5. «Горка» Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается!
6. «Загони мяч в ворота» Мы в футбол с тобой играем,
Мяч в ворота загоняем.
Дуй на ватку сильней,
Гол забей поскорей!
III. Комплекс для шипящих звуков
1. «Чашечка» Будешь пить с друзьями чай
Ты из чашки новой.
Эту чашку показать
Ты сейчас пробуй!
2. «Вкусное варенье» Каждый раз по воскресеньям
Мы едим с тобой варенье.
Верхнюю губу вареньем
Мы намажем, а потом
Язычком широким сразу
Мы варенье облизнем.
IV. Комплекс для сонорных звуков
1. «Грибок» Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
2. «Маляр» Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
3. «Назойливая муха» Вот назойливая муха
Все жужжит, жужжит над ухом.
Попробуй муху напугать
И точно также пожужжать!
4. «Лошадка» Цок-цок-цок по мостовой-
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
5. «Барабанщик» В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
6. «Пароход» Пароходик небольшой,
Зато смелый какой:
Ему волны не страшны,
Весело гудит он: «Ы-Ы-Ы»!
Сказка про весёлый язычок
Этот маленький дружок –
Твой весёлый Язычок.
Чтоб он ловким был, умелым,
Чтобы слушался тебя,
Каждый день зарядку делай
Перед зеркалом, шутя!
Наша сказка – вам подсказка,
Ведь зарядку каждый день
Должен делать непослушный Язычок,
Забыв про лень.
Вот проснулся Язычок
Выглянул в окошко.
Видит: спинку выгнула
Розовая кошка.
Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.
Расстелил половичок
На крылечке Язычок.
Взял он клещи,
Взял топор
И пошел чинить забор.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.
Д – д – д – д – д – д – стучит молоточек
Т – т – т – т – т – т – вот забит гвоздочек.
Светит солнышко с утра – в гости к тётушке пора!
Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт"
Тетушка Щёчка
Племянника ждёт,
Блинчики с маком
К обеду печёт.
Кашку сварила, чай заварила,
Даже варенья банку открыла.
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и , пошлёпывая его губами произносить "пя – пя – пя"
На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок,.
В горку медленно идёт:
Цок цок цок цок цок.
А с горы стрелой несётся:
Цок – цок – цок – цок – цок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.
Тётушка племянничка
Весело встречает.
Чай ему с вареньем
Тут же предлагает.
Ах, какое вкусное,
Сладкое варенье,
Да и каша манная –
Просто объедение –
Ням – ням – ням – ням.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.
Под окошком – блл, блл, блл –
Индюки болтают.
Индюшачьей речи
Никто не понимает.
На качели индюки
Весело кивают.
Покататься Язычку
"Блл, бллл!" – предлагают.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл – бл – бл" ("болтушка").
Ну – ка, детки, с Язычком
Вместе покатаемся!
Поиграем в паровозик
И поулыбаемся:"И – у! И – у! И – у!"
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.
Дайте Язычку дуду
И ещё пять шариков
Покатать комариков!
Надуваем шарики:
"Садитесь, комарики!"
Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.
Вот интересная игра –
Воздушный Колобок.
Из щёчки в щёчку покатать
Его не каждый мог.
Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.
Ой, потемнело
Все вокруг,
Сильный вихрь
Поднялся вдруг.
Язычок затрепетал,
Задрожал и затрещал:
Бррр – бррр – бррр…
Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.
Ох, устал наш Язычок,
Лёг в кроватку на бочок;
Пя – пя – пя – пя – пя – пя
Отдыхаем все, друзья!
Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя – пя – пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...
"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...
Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....
СКАЗКА ПРО ТО, КАК ЯЗЫЧОК В ЗООПАРК ХОДИЛ (Картотека основного комплекса артикуляционной гимнастики)
При составлении картотеки были использованы материалы книги Е. Косиновой «Гимнастика для развития речи» с учетом рекомендаций практикума по логопедии М.Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного прои...
начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...
Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...