Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
статья по развитию речи
Материал предназначен для работы воспитателей в группах раннего возраста. С помощью предлагаемых игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательную образовательную деятельность в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovet.docx | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой моторики. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь.
Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровни соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза». Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков.
Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Поэтому большое внимание у детей раннего возраста уделяется развитию речи с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях, прогулках или просто в любые свободные минутки.
Пальчиковые игры - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Повторяя движения взрослых, дети вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.
Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательную образовательную деятельность в детском саду. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Игры с пальчиками – это еще и один из вариантов радостного общения друг с другом. Организованные пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами. Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам. Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
К пальчиковым играм относятся игры с пластилином, камешками и горошинами, игры с пуговками и шнуровкой, бусами, а также игры с помощью мячиков – «ежиков» и колечек су-джок.
Пальчиковые игры на основе сказок позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми используем готовый пальчиковый театр или сделанный своими руками.
Наибольшее внимание ребёнка привлекают пальчиковые игры с говорилкой (проговариванием небольшого стихотворения, потешки) или с пением. Синтез движения, речи и музыки радует детей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь. Все это помогает ребенку научиться быть настоящим хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Они отмечают наличие связи между с...
Презентация "Консультация для родителей: Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста"
Презентация для родителей...
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: «Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста»
Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт мал...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
quot;Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста". Цель: изучить способы, методы и приёмы через пальчиковые игры раннего возраста, объединить усилия педагогов и ...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...
Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста
В прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что, если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелка...
Методическая разработка по теме:Пальчиковые игры как средство развития речи детей раннего возраста.
Пальчиковые игры известны едва ли не с древних времен. Вполне возможно, что они были придуманы еще в то время, когда еще не было игрушек, и единственным доступным объектом для игр были только руки....