Дыхательная гимнастика
консультация по развитию речи

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dyhatelnaya_gimnastika_1.ppt2.7 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Слайд 2

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом. Короткий сильный вдох через нос, взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребёнка. Выдох осуществляется плавно, желательно избегать толчков. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Для того чтобы малышу было понятнее, нужно показать ему пропев букву «О». Выдох сопровождается выходом воздуха через рот, а не через нос, обязательно проконтролируйте этот момент! Выдох осуществляется до самого конца. После каждого выдоха необходимо делать паузу на 2-3 секунды Основные моменты правильного речевого дыхания:

Слайд 3

Игры-упражнения, объединяющие комплекс дыхательной и голосовой гимнастики Гимнастику можно делать под ритмичную музыку или под специально подобранные стихи . Нужно следить, чтобы ритм дыхания совпадал с движениями , все подъемы рук делались только на вдохе, а наклоны и приседания – на выдохе. Вдох должен осуществляться только через нос , чтобы не пересыхала слизистая оболочка рта, а воздух согревался и очищался.

Слайд 4

Курочки спят – ребенок стоит, чуть наклонившись вперед, свесив расслабленные руки и голову. Курочки хлопают крыльями – ребенок должен похлопывать себя по коленкам и на выдохе говорить «тах-тах-тах». После этого поднимаем вверх руки и делаем глубокий вдох . «Курочки» «Пчелка» Исходное положение : сесть на стул прямо, опустить голову и обхватить свою грудную клетку , скрестив руки. Пчела жужжит – на продолжительном выдохе ребенок произносит «ж-ж-ж», сжимая скрещенными руками свои ребра . Пчела летает – на вдохе через нос он раскидывает выпрямленные руки в стороны и максимально расправляет плечи.

Слайд 5

Исходное положение – ноги на ширине плеч и руки опущены. На вдохе он отводит руки вправо , скручивая тело и как бы замахиваясь косой. На выдохе он машет руками влево , говоря «зу-зу-зу». «Выйдем покосить траву» У мишки дом большой, поэтому ребенок встает на носочки, тянется руками вверх и делает вдох. А у мышки домик маленький. Чтобы это изобразить, нужно сесть на корточки, опустить голову между колен и при этом сделать выдох со звуком «ш-ш-ш». «Мышка и мишка»

Слайд 6

Вдох делается через нос , стоя, голова прямо. Сильный выдох осуществляется через сложенные трубочкой губы . При этом на каждый выдох лицо поворачивается в сторону, поднимается вверх или направляется вниз . Эти движения чередуются с вращением руками, когда малыша просят разогнать тучи. «Ветер-ветерок» «Чух-чух, паровоз!» Ребенок ходит по комнате, имитируя согнутыми в локтях руками размашистые движения колес паровоза. На выдохе произносим «чух-чух», стараясь максимально полно освободить легкие от воздуха, и потом делаем носом сильный вдох.

Слайд 7

Ребенок медленно и размеренно ходит по комнате, на вдохе плавно поднимая руки , как крылья, а на выдохе резко опуская и громко произнося «га-а-а». «Гуси полетели» «Кипящая каша» Исходное положение : сидя, одна рука на груди, другая – на животе. Вдох и на выдохе дополнительно продолжительно произносить «ф-ф-ф», изображая выход пара.

Слайд 8

Исходное положение : стоя с опущенными руками. На вдохе руки поднимаются вверх, на длинном выдохе произносится «с-с-с» и руки плавно опускаются. «Насос» «Сильный дровосек» На вдохе поднять руки над головой и сложить их, будто держа топор. На выдохе вытянутые руки резко опускаются вниз между ног , тело при этом наклоняется. Ребенок будто бы рубит бревна, говоря на выдохе «бах».

Слайд 9

«Маятник» Для выполнения этого упражнения потребуется гимнастическая палка или что-нибудь ее заменяющее. Исходное положение : стоя, держать гимнастическую палку за головой и тянуть к плечам, сводя лопатки. Из такого положения ребенок должен на выдохе наклоняться поочередно в обе стороны , произнося «ту-у-ух». На вдохе принимаем исходное положение. «Лягушонок» Слегка присев и сделав при этом вдох, нужно прыгнуть вперед , будто бы на другую болотную кочку. Приземлившись, на выдохе ребенок должен громко и сильно квакнуть.

Слайд 10

Исходное положение: стоя, вытянуть вверх руки. На длительном выдохе произносим «ж-ж-ж» и вращаем руками. Постепенно ускоряя движения, необходимо увеличивать громкость этих звуков. «Мельница»

Слайд 11

Начинать и завершать комплекс гимнастических упражнений можно ходьбой. При этом дыхание должно быть ритмичным, с полными вдохами через нос. Ребенка просят ходить на носочках (одновременно вытягивая руки вверх), на пятках, на внешнем и внутреннем сводах стопы. Обязательно нужно следить за осанкой, чтобы плечи были опущены и отведены назад, лопатки сближены. Такое положение разворачивает грудную клетку и заставляет диафрагму активно участвовать в дыхании. «Ходьба»

Слайд 12

Дыхательные упражнения со вспомогательными предметами и пособиями

Слайд 13

«Загнать мяч в ворота» ( «Футбол») Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик , лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загнать шарик следует на одном выдохе , не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались .

Слайд 14

«Сдуй снежинку» Рот приоткрыт . Губы в улыбке . Широкий язык лежит на нижней губе . Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На ладошку положить кусочек ватки (или бумажную снежинку) сдуть на одном выдохе , не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались .

Слайд 15

«Парашютист» («Фокус») Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут . Боковые края и кончик языка подняты. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной , губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх .

Слайд 16

«Плыви, кораблик!» Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха ; активизация губных мышц , Оборудование : бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой. Ход игры : на невысокий стол поставьте таз с водой , в котором плавает бумажный кораблик . Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку. - Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты попробуй. Молодец!

Слайд 17

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц . Оборудование : Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды. «Расти, пена!» Ход игры: Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, затем предложите подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё. - Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю в воду... Теперь помешаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь попробуй ты подуть.

Слайд 18

Ход игры: предложите ему подуть на висящие разноцветные ленточки. Затем усложните задание, предложив, в процессе выдоха подвинуть ленточку определённого цвета дальше, чем остальные. «Цветной дождик» Оборудование: Закрепите на подвешенной горизонтально нити несколько разноцветных лоскутков ткани, или ёлочного дождика, или ленточек серпантина. Повесьте нить перед лицом ребёнка, на расстоянии 10-15 см. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох , не добавлял воздух порциями.

Слайд 19

Конечно, сила выдоха взрослых несоизмеримо больше, чем у маленького ребёнка, поэтому в этом соревновании будет лучше, если взрослый немного «подыграет» маленькому игроку, выдыхая с меньшей силой. Побеждает тот карандаш, который быстрее доберётся до линии финиша. «Карандаши-спортсмены» Оборудование: положите на столе два карандаша разного цвета. Обозначьте линию старта, на которой находятся карандаши, и финиш, куда должны «прибежать» карандаши в процессе марафона. Ход игры: дуя на карандаш по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...