Пальчиковая гимнастика по лексическим темам
картотека по развитию речи
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика по лексическим темам
Овощи | Засолка капусты | |||||||||||||||||||||
Мы капусту рубим, рубим, Мы капусту солим, солим Мы капусту трем, трем Мы капусту жмем, жмем. | резкие движения прямыми кистями вверх и вниз движение пальцев, имитирующее посыпание солью из щепотки потирание кулачек о кулачек интенсивное сжимание пальцев рук в кулак | |||||||||||||||||||||
Морковка | ||||||||||||||||||||||
Не морковка – загляденье, Выросла на удивленье, Сочная да вкусная, Для детей полезная. | пальцы левой руки сжаты в щепоть и направлены вверх, ладонь правой руки с расставленными пальцами приставлена к щепоти левой | |||||||||||||||||||||
Свекла | ||||||||||||||||||||||
Хотя и сахарной зовусь От дождя я не размокла. Кругла, крупна, сладка на вкус. Узнавали вы? Я … свекла. | кистями встряхнуть, показать круг, большой щепоть поднести ко рту, развести руками | |||||||||||||||||||||
Овощи в корзиночке | ||||||||||||||||||||||
У девчушки Зиночки Овощи в корзиночке: Вот пузатый кабачок Положила на бочок. Перец и морковку Уложила ловко. Помидор и огурец. Наша Зина − молодец! | дети делают ладошки «картинкой» сгибают пальчики, начиная с большого показывают большой палец | |||||||||||||||||||||
Огород | ||||||||||||||||||||||
Мы пришли в огород, Что тут только не растет: Тыква, репка и чеснок, Лук, капуста, кабачок, Помидор и огурец. Вот хозяин – молодец! | сжимать, разжимать пальцы на обеих руках хлопнуть в ладони, развести руки в стороны поочередно сгибать пальцы сначала правой, затем левой руки руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх | |||||||||||||||||||||
Овощи | ||||||||||||||||||||||
У Лариски – две редиски, А у Вовки – две морковки, У Алёшки – две картошки, Да ещё у Петьки – Две хвостатых редьки. У Серёжки сорванца – Два зелёных огурца. | отгибаем пальцы на обеих руках, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Однажды хозяйка с базара пришла | ||||||||||||||||||||||
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу. Ох! Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле. Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох! Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала Картошку, капусту, морковку, Горох, петрушку и свёклу. Ох! Накрытые крышкой, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке Картошка, капуста, морковка, Горох, петрушка и свёкла. Ох! И суп овощной оказался неплох! | шагают пальчиками по столу загибают пальчики на обеих руках хлопок попеременные удары кулачками и ладонями загибают пальчики на обеих руках хлопок стучат ребром каждой ладони по столу загибают пальчики на обеих руках хлопок ладони складывают крест-накрест на столе загибают пальчики на обеих руках хлопок показывают, как едят суп | |||||||||||||||||||||
Репка | ||||||||||||||||||||||
Тянут, тянут бабка с дедкой Из земли большую репку: Вот пришла бы наша внучка, Помогла б собачка Жучка. Где же кошка, мышка-крошка? Хоть держалась крепко, Вытянута репка. | вытягивание пальцев за ногтевые фаланги одноимённые пальцы прикасаются друг к другу | |||||||||||||||||||||
Фрукты | Слива | |||||||||||||||||||||
Мы пришли в фруктовый сад, Стали сливы собирать. Сливы сладкие как мед. Сами просятся к нам в рот. | большой и указательный пальцы левой руки образовывают овал, указательный правой приставлен к «сливе» | |||||||||||||||||||||
У бабушки в деревне | ||||||||||||||||||||||
У бабушки в деревне Растет фруктовый сад. Там на деревьях сливы И яблоки висят, И груши прямо с дерева Могу я собирать. Как хорошо у бабушки Мне летом отдыхать! | руки на столе ладонями вниз, разводить пальцы в стороны руки согнуть в локтях, пальцы широко в стороны опустить кисти вниз, свободно свесив пальцы повернуть ладони вверх, пальцы расслаблены имитировать руками сбор урожая хлопнуть в ладоши развести руки в стороны | |||||||||||||||||||||
Фрукты в корзине | ||||||||||||||||||||||
Фрукты в корзине: Яблоки и груши, Чтоб ребята кушали, Персики и сливы До чего красивы! | дети делают ладошки «корзинкой» сгибают пальчики, начиная с мизинца | |||||||||||||||||||||
Сливы | ||||||||||||||||||||||
Большой пальчик сливы трясёт. Второй их собирает. Третий их домой несёт. Четвёртый высыпает. Самый маленький – «шалун» Всё, всё съедает. | кисти сжаты в кулак, разгибаем большой палец разгибаем указательный палец разгибаем средний палец разгибаем безымянный разгибаем мизинец | |||||||||||||||||||||
Вкуснее наших фруктов нет! | ||||||||||||||||||||||
Вкуснее наших фруктов нет! Этот пальчик — апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик — слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик — абрикос. Высоко на ветке рос. Этот пальчик — груша. Просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик — ананас, Фрукт для вас и для нас. | гладят живот поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого показывают ладошками вокруг и на себя | |||||||||||||||||||||
Грибы, ягоды | Ягода | |||||||||||||||||||||
Ветерок шуршит травой Прячет ягодку от нас. Только мы ее найдем На варенье соберем. | пальцы растопырены, интенсивное трепетание пальцами | |||||||||||||||||||||
За грибами | ||||||||||||||||||||||
Мы сегодня рано встали, За грибами в лес пошли. Грузди, рыжики, волнушки В кузовочке принесли. | сжимать, разжимать пальцы на обеих руках сжать кулаки, шагать указательным и средним пальцами сложить пальцы обеих рук в щепоть округлить ладони, соединить обе руки вместе | |||||||||||||||||||||
За грибами | ||||||||||||||||||||||
Солнце утром встало рано, Всех детишек приглашало. За грибами мы пошли, Три лукошка принесли. | ладони скрещены – солнце пальцы идут показать 3 пальца | |||||||||||||||||||||
За малиной | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять. За черникой, за малиной, За брусникой и калиной, Землянику мы найдем И братишке отнесем. | пальцы здороваются идут по столу загибают, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Здравствуй, ягода | ||||||||||||||||||||||
Здравствуй, полянка большая! Здравствуй, трава-мурава! Здравствуй, ягода лесная! Ты поспела и вкусна Мы лукошко несем Всю тебя мы соберем. | пальцы правой руки здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга подушечками | |||||||||||||||||||||
Запоминаем ягоды | ||||||||||||||||||||||
Ягоды − это крыжовник, Клюква, черника, брусника, Малина, клубника, шиповник, Смородина и земляника. Запомнил ягоды я, наконец. Что это значит? Я – молодец! | указательным пальцем одной руки пересчитывают пальцы на другой руке приподнимают плечи, удивляются большой палец вытягивают вперед | |||||||||||||||||||||
Груздь | ||||||||||||||||||||||
Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок . | пальцы правой сомкнуты, «стоят» на указательном пальце левой переплетенные пальцы обеих рук плотно смыкаются | |||||||||||||||||||||
Пять грибов | ||||||||||||||||||||||
Топ-топ – пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор красный – Гриб опасный. А второй – лисичка, Рыжая косичка. Третий гриб – волнушка, Розовое ушко. А четвёртый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Ешь его смело! | дети «шагают» пальчиками по столу сгибают и разгибают кулачки разгибают по одному пальчику, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
По грибы | ||||||||||||||||||||||
Я корзину в лес беру, Там грибы я соберу. Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг». Подосиновик, масленок, Подберезовик, опенок, Боровик, лисичка, груздь − Не играют в прятки пусть! Рыжики, волнушки Найду я на опушке, Возвращаюсь я домой, Все грибы нecy с собой. Мухомор не понесу. Пусть останется в лесу! | показывают удивление, развод руки в стороны поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца правой руки большой палец левой руки отставляют, грозят ему | |||||||||||||||||||||
Лес, деревья | Сосна | |||||||||||||||||||||
Под высокой сосной Сидит зайка косой. | пальцы растопырены указательный и средний пальцы образуют ушки | |||||||||||||||||||||
Дерево | ||||||||||||||||||||||
У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета. | ладони прижаты тыльной стороной друг к другу пальцы врозь, шевелить ладонями и пальцами | |||||||||||||||||||||
Клен | ||||||||||||||||||||||
За окном сосулька тает, Ветер тучи рвет в клочки. Разжимает, разжимает Клен тугие кулачки. Прислонился он к окошку. И едва растает снег. Мне зеленую ладошку Клен протянет раньше всех. | пальцы полусогнуты, встряхивать кисти «льется дождь» рвать клочки разжимать кулачки ладони вместе прижать к щеке протянуть ладошки вперед, сжимать и разжимать кулачки | |||||||||||||||||||||
Ёлка | ||||||||||||||||||||||
Ёлка быстро получается, Если пальчики сцепляются. Локотки ты подними. Пальчики ты разведи. | ладони к себе, пальцы скрещены | |||||||||||||||||||||
Яблонька | ||||||||||||||||||||||
У дороги яблонька стоит, На ветке яблочко висит. Сильно ветку я потряс, Вот и яблочко у нас. В сладко яблочко вопьюсь, Ах, какой приятный вкус. | руки сплести над головой, пальцы разжаты сложить запястья вместе руки над головой, движения вперед-назад ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко соединить запястья, ладони развести | |||||||||||||||||||||
Птицы домашние | Гусь | |||||||||||||||||||||
Гусь стоит и все гогочет, Ущипнуть тебя он хочет. | ладонь согнута под прямым углом, большой палец отставлен немного вниз, другие прижаты друг к другу | |||||||||||||||||||||
Утята | ||||||||||||||||||||||
Раз, два – шли утята, Три, четыре – за водой, А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой, А седьмой от них отстал, А восьмой уже устал, А девятый всех догнал, А десятый напугал: Громко, громко запищал: - Пи-пи-пи! Не пищи, Мы тут рядом, поищи. | поочередно сгибать все пальцы правой, затем левой руки, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Курочка | ||||||||||||||||||||||
Наша курочка гуляла Травку свежую щипала. И пила водицу прямо из корытца. | поставить правую руку локтем на левую ритмично наклонять кисть вверх, имитируя водопой | |||||||||||||||||||||
Гусь | ||||||||||||||||||||||
Гусь гнездо свое чинил Гусь считалку сочинил: И гогочет, и гогочет Заучить считалку хочет. | большой и указательный пальцы соединены в клюв | |||||||||||||||||||||
Уточка | ||||||||||||||||||||||
Уточка-вертихвостка Ныряла да выныривала, Выныривала да ныряла. | ладонь согнуть под прямым углом, пальцы прижать друг к другу вращение кистями от себя и к себе | |||||||||||||||||||||
Петушок | ||||||||||||||||||||||
Петушок стоит весь яркий, Гребешок он чистит лапкой. | ладонь вверх, указательный палец опирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх | |||||||||||||||||||||
Утята | ||||||||||||||||||||||
Встали утром как-то в ряд Десять маленьких утят. Посчитались, Удивились, На две группы разделились. Перышки почистили, Головкой повертели, Червячка склевали, К речке побежали. | постепенно разжать пальцы показать десять пальцев посчитать пальцы показать «клювики» утят растопырить пальцы гладить щепотью одной руки пальцы другой сложить щепоть, покрутить кисть хватательные движения клювами-пальцамипальцами «пробежаться» по столу | |||||||||||||||||||||
Малыши | ||||||||||||||||||||||
«Пи-пи-пи», - пищат цыплята. «Кря-кря», - крякают утята. А гусята: «Га-га» − Просят зернышек с утра. | руки ладонями вниз, разводить и соединять пальцы правой руки руки ладонями вниз, разводить и соединять пальцы левой руки руки ладонями вниз, разводить и соединять пальцы обеих рук пальцы в щепоть, потереть большими пальцами остальные | |||||||||||||||||||||
Индюк | ||||||||||||||||||||||
Индюк из города идет, Игрушку новую везет. Игрушка не простая, Игрушка расписная. | пальчики обеих рук "идут" по столу | |||||||||||||||||||||
Курочка | ||||||||||||||||||||||
Вышла курочка гулять, Свежей травки пощипать А за ней ребятки – Жёлтые цыплятки Ко-ко-ко, ко-ко-ко, Не ходите далеко! Лапками гребите, Зёрнышки ищите. Съели толстого жука, Дождевого червяка Выпили водицы Полное корытце. | хлопаем ручками по коленкам шагаем пальчиками грозим пальчиком загребаем ручками клюём пальчиками зёрнышки показываем ручками, какой толстый жук показываем, как черпаем воду и пьём | |||||||||||||||||||||
Петушок | ||||||||||||||||||||||
Наш красивый петушок Кверху поднял гребешок. Крылышками машет. На лужайке пляшет. Крошки хлебные клюёт. Пёстрых курочек зовёт. | обе руки сжаты в кулачки разжать ладони кистями помахать в воздухе указательными пальцами постучать по столу кистями рук сделать манящие движения | |||||||||||||||||||||
Уточка | ||||||||||||||||||||||
Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому. Вела детей за собою, И малого, и большого, И самого любимого. | «идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь загибают безымянный палец, мизинец загибают указательный палец | |||||||||||||||||||||
Курочка | ||||||||||||||||||||||
Курочка прыг на крыльцо: - Я снесла тебе яйцо. | большой и указательный пальцы образуют овал, другие прижаты друг к другу в полусогнутом положении | |||||||||||||||||||||
Птицы перелётные | Птенчики в гнезде | |||||||||||||||||||||
Птичка крылышками машет И летит к себе в гнездо. Птенчикам своим расскажет, Где она взяла зерно. | обхватить все пальцы правой руки левой ладонью и шевелить ими | |||||||||||||||||||||
Скворечник | ||||||||||||||||||||||
Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет. | ладони вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, большие пальцы загнуты вовнутрь | |||||||||||||||||||||
Птичек стая | ||||||||||||||||||||||
Пой-ка, подпевай-ка! Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко, Это зяблик, это стриж, Это развеселый чиж, Ну, а это злой орлан ... Птички, птички, по домам! | пальцы обеих рук сжаты в кулаки отжимают по одному пальцу сначала правой, а затем левой руки пальцы обеих рук сжимают в кулаки | |||||||||||||||||||||
Перелетные птицы | ||||||||||||||||||||||
Снова осень наступает. И до следующей весны В птичьих стаях улетают Ласточки, скворцы, грачи, Лебеди и журавли. | касаться стола подушечками пальцев правой руки касаться стола подушечками пальцев левой руки касаться стола подушечками пальцев правой руки касаться стола подушечками пальцев левой руки | |||||||||||||||||||||
Где обедал воробей? | ||||||||||||||||||||||
Где обедал, воробей? В зоопарке у зверей! Пообедал я сперва За решёткою у льва. Подкрепился у лисицы, У моржа попил водицы. Ел морковку у слона. С журавлём поел пшена. Погостил у носорога, Отрубей поел немного. Побывал я на пиру У хвостатых кенгуру. Был на праздничном обеде У мохнатого медведя. А зубастый крокодил Чуть меня не проглотил. | машут перекрещёнными ладошками ладошки изображают раскрывающуюся пасть загибают пальчик сначала на левой, затем на правой руке изображают раскрывающуюся пасть животного | |||||||||||||||||||||
Ласточка | ||||||||||||||||||||||
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была? Ты с чем пришла? За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу весну-красну. | на каждую строчку большой палец «здоровается» дважды с пальчиком, начиная с указательного, сначала на правой, потом на левой руке | |||||||||||||||||||||
Дрозд-дроздок | ||||||||||||||||||||||
Дружок ты мой, дрозд, В крапинку хвост, Носик – остренький, Бочок – пёстренький, Перья – тонкие, песни – звонкие. Весной распеваются, Зимой забываются. | машут сложенными ладонями, как крыльями загибают пальчик на обеих руках, начиная с большого машут сложенными ладонями, как крыльями | |||||||||||||||||||||
Жаворонок | ||||||||||||||||||||||
Птичка, птичка, прилетай! Весну-красну зазывай! Птичка крылышками машет, Веселит детишек наших! | показывают движениями кистей рук, как летит птичка | |||||||||||||||||||||
Осень | Дождик | |||||||||||||||||||||
Дождик, дождик, полно лить. Малых детушек мочить. | пальцы полусогнуты, встряхивать кисти «льется дождь» | |||||||||||||||||||||
Осенние листья | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать: Листья березы, Листья рябины, Листья тополя, Листья осины, Листья дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. | загибать пальцы, начиная с большого сжимать и разжимать кулачки загибание пальчиков | |||||||||||||||||||||
Листочки | ||||||||||||||||||||||
Ветер северный подул – «С-с-с», − все листья С липы сдул… Полетели, закружились И на землю опустились. Дождик стал по ним стучать: «Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил. Снег потом припорошил, Одеялом их накрыл. | подуть на пальцы произнести звук «с-с-с» ладони зигзагами опустить на стол постучать пальцами по столу постучать кулаками по столу плавные движения кистями рук вперед-назад ладони крепко прижать к столу | |||||||||||||||||||||
Осень | ||||||||||||||||||||||
На тёплый юг летит журавль, Позолотил листву сентябрь. Позолотил листву сентябрь, Сорвал листву с ветвей октябрь. Сорвал листву с ветвей октябрь, Укрыл листву снежком ноябрь. | руки перекрещены ладонями вниз, сжимать-разжимать кулаки поглаживаем правой рукой левую ладонь поглаживаем левой рукой правую ладонь потягиваем последовательно каждый пальчик левой руки потягиваем последовательно каждый пальчик правой руки потираем ладонь о ладонь | |||||||||||||||||||||
Осенью | ||||||||||||||||||||||
Ветры яблони качают. Листья с веток облетают. Листья падают в саду, Их граблями я гребу. | руки стоят на столе, опираясь на локти, пальцы в стороны медленно опускать кисти рук на поверхность стола пальцы обеих рук опираются о поверхность стола, поскрести пальцами по поверхности стола | |||||||||||||||||||||
Дождик | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, пять, Вышел дождик погулять. Шел неспешно по привычке, А куда ему спешить? Вдруг читает на табличке: «По газонам не ходить! Дождь вздохнул тихонько: - Ох! И ушел, газон засох. | ударять по столу пальчиками по очереди шагают средним и указательным пальцами ритмично показывают то кулак, то ладонь ритмично бьют в ладоши ритмично хлопают по столу | |||||||||||||||||||||
Осень | ||||||||||||||||||||||
Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. | плавные волнообразные движения ладонями загибают по одному пальчику на обеих руках спокойно укладывают ладони на стол | |||||||||||||||||||||
Одежда | Рукавицы | |||||||||||||||||||||
Рукавицы мы оденем, Не боимся мы метели. Мы с морозом подружились. Как снежинки, закружились. | правой ладонью обхватить левую – одеваем рукавицу, затем наоборот хлопать в ладоши | |||||||||||||||||||||
Перчатки | ||||||||||||||||||||||
Я перчатки одевала, Долго мучилась сначала. Мизинчик в домик, Безымянный в домик, И средний в домик, Указательный в домик, А пальчик большой Сам в домик пошел. | скользящие движения ладонями правыми пальцами одеваем на каждый пальчик левой руки «домики» пальцы в кулак, большой делает круговые движения | |||||||||||||||||||||
Я одежду называю | ||||||||||||||||||||||
Я одежду надеваю И ее вам называю: Майка, брюки, а еще Свитер, шарфик и пальто. | поочередно соединять пальцы правой руки с большим поочередно соединять пальцы левой руки с большим поочередно соединять пальцы правой руки с большим поочередно соединять пальцы левой руки с большим | |||||||||||||||||||||
Я перчатку надеваю | ||||||||||||||||||||||
Я перчатку надеваю, Я в неё не попадаю. Сосчитайте-ка ребятки, Сколько пальцев у перчатки. Начинаем вслух считать: Раз, два, три, четыре, пять. | поглаживают по очереди одной рукой другую загибают пальчики | |||||||||||||||||||||
Обувь | Новые кроссовки | |||||||||||||||||||||
Как у нашей кошки на ногах сапожки. Как у нашей свинки на ногах ботинки. А у пса на лапках голубые тапки. А козленок маленький одевает валенки. А сыночек Вовка новые кроссовки. Вот так, вот так, новые кроссовки. | поочередно хлопать ладонями и кулачком о стол, на каждое называние обуви загибать пальцы | |||||||||||||||||||||
Обувь | ||||||||||||||||||||||
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки. Для Наташи и Сережки. Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки, Для маленькой Галеньки. | загибать пальцы по одному, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Мокрые туфли | ||||||||||||||||||||||
Капельки кап-кап запели, Намочили лица, мы их вытирали. Туфли посмотрите – мокрыми стали. Плечами дружно поведем. И все капельки встряхнем. От дождя убежим, Под кусточком посидим. | кисти рук опустить вниз, стряхивать капельки вытираем ладонями лицо руки на плечи, круговые движения встряхиваем капельки пальчики бегут ладонь левая накрывает правую, прижать к груди | |||||||||||||||||||||
Топ-топ | ||||||||||||||||||||||
Надеваю я сапожки, Вниз по лесенке бегу. Сосчитаю все ступеньки, Ни одну не пропущу. Топ-топ-топ, Топ-топ. | сжимать, разжимать кулаки совершать колебательные движения пальцами поочередно соединять пальцы правой руки с большим поочередно соединять пальцы левой руки с большим произнести медленно, хлопать медленно произнести быстро, выполнить быстрые хлопки руками | |||||||||||||||||||||
Крышки пальчики обули | ||||||||||||||||||||||
Крышки пальчики обули, Смело в них вперёд шагнули. И пошли по переулку На весёлую прогулку. Пальцы – словно балеринки, Но одетые в ботинки. Каждый пальчик – будто ножка, Только шаркает немножко. | надеваем пластмассовые пробки на указательные и средние пальцы и «идём» пальцами, не отрывая их от поверхности стола | |||||||||||||||||||||
Ботинки | ||||||||||||||||||||||
Всюду, всюду мы вдвоём Неразлучные идём. Мы гуляем по лугам, По зелёным берегам, Вниз по лестнице сбегали, Вдоль по улице шагали, После лезем под кровать, Будем там тихонько спать. | средний и указательный пальчики «шагают» по столу загибают по одному пальчику, начиная с большого укладывают ладони на стол | |||||||||||||||||||||
Мебель | Стул | |||||||||||||||||||||
Ножки, спинка и сиденье Вот вам стул на удивленье. | левая ладонь строго вверх, к ее нижней части приставляется правaя, сжатая в кулак (большим пальцем к себе) | |||||||||||||||||||||
Много мебели в квартире | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку, Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле. На кровати мы лежали, А потом мы с котом Посидели за столом. Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | загибать пальчики сжимать и разжимать кулачки загибать пальчики, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Мебель | ||||||||||||||||||||||
Мебель я начну считать: Кресло, стол, диван, кровать, Полка, тумбочка, буфет, Шкаф, комод и табурет. Много мебели назвал — Десять пальчиков зажал! | пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки поднимают зажатые кулачки вверх | |||||||||||||||||||||
Наша квартира | ||||||||||||||||||||||
В нашей комнате-столовой – Есть отличный стол дубовый, Стулья – спинки все резные, Ножки гнутые, витые. И ореховый буфет Для варенья и конфет. В комнате для взрослых – спальне – Есть для платьев шкаф зеркальный, Две широкие кровати С одеялами на вате И берёзовый комод, Мама там бельё берёт. А в гостиной кресла есть, Телевизор смотрят здесь. Есть диван и стол журнальный, В стенке – центр музыкальный. | на каждое название мебели по одному пальцу загибают | |||||||||||||||||||||
Посуда | Порядок | |||||||||||||||||||||
Девочка Иринка порядок наводила. Девочка Иринка кукле говорила: «Салфетки должны быть в салфетнице, Масло должно быть в масленке. Хлебушек должен быть в хлебнице, А соль? Ну, конечно, в солонке!» | показывают большой палец поочередно соединяют большой палец с остальными, начиная с указательного | |||||||||||||||||||||
Валерка | ||||||||||||||||||||||
Взял Валерка тарелку. Взял Валерка разнос. Мне Валерка тарелку На разносе принес. | поочередно развести руки в стороны, затем свести к груди поочередно развести руки в стороны, затем свести к груди развести руки от груди в стороны | |||||||||||||||||||||
Помощники | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли. Чайник, чашку, ковшик, ложку, И большую поварешку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Так мы маме помогали. | сжимать и разжимать кулачки трут одной ладошкой о другую загибают пальчики по одному трут ладонями сжимают и разжимают кулачки | |||||||||||||||||||||
Моем посуду | ||||||||||||||||||||||
Посуду моет наш Антошка. Моет вилку, чашку, ложку. Вымыл блюдце и стакан, И закрыл покрепче кран. | потирают ладошки друг о друга разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца выполняют имитирующее движение | |||||||||||||||||||||
Зима | Снежок | |||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, Мы с тобой снежок лепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий. Раз – подбросим, Два – поймаем, Три – уроним, и сломаем. | загибание пальчиков лепка гладят одной ладонью другую подбрасывают приседают, ловят встают, роняют, топают | |||||||||||||||||||||
Зимние забавы | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили. Птичек крошками кормили. С горки мы потом катались. А еще в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп, и спать легли. | загибание пальчиков указательным и средние пальцы «идут» лепят комочки крошат крошки указательным пальцем ведут по ладони другой руки поворачивают ладони отряхивают воображаемой ложкой едят, руки под щеку | |||||||||||||||||||||
Снежинки | ||||||||||||||||||||||
Падают первые с неба снежинки, Легкие-легкие, словно пушинки, Медленно, плавно на землю ложатся, Белым ковром под ногами искрятся. | поднятые руки медленно опустить соединить последовательно пальцы обеих рук соединенные пальцы рук поворачивать вверх-вниз легко барабанить пальцами по столу | |||||||||||||||||||||
Снежинки | ||||||||||||||||||||||
Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Туча по небу плыла. Вдруг из тучи над землёй Полетел снежинок рой. Ветер дунул, загудел – Рой снежинок вверх взлетел. Ветер с ними кружится, Может быть подружится. | пальцы обеих рук соединить и округлить в форме шара руки вверх, пальцы в стороны, поворачивать кисти, медленно опуская руки подуть на кисти рук, губы округлить и слегка вытянуть вперёд встряхнуть кистями рук, поднимая вверх, вращать ими вращать кистями, попеременно скрещивая руки | |||||||||||||||||||||
Новый год | Ёлочка | |||||||||||||||||||||
Перед нами ёлочка, Шишечки, иголочки, Шарики, фонарики, Зайчики и свечки, Звезды, человечки. | пальцами показывать шарики, фонарики, зайчиков, свечки поднять и растопырить пальцы | |||||||||||||||||||||
На елке | ||||||||||||||||||||||
Мы на ёлке веселились, И плясали и резвились, После добрый Дед Мороз Нам подарки преподнес. Дал большущие пакеты, В них же вкусные предметы. Конфеты в бумажках синих, Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один Золотистый мандарин. | ритмично хлопать в ладоши ударять кулачками рисуют загибают на обеих руках пальцы | |||||||||||||||||||||
Подарки | ||||||||||||||||||||||
Дед Мороз принёс подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина, Шоколадок полмешка И пушистого щенка! | шагают пальчиками по столу загибают пальчик сначала на правой, потом на левой руке | |||||||||||||||||||||
Новогодняя | ||||||||||||||||||||||
В зале шум, веселый смех, Настроенье есть у всех. Новый год в саду встречаем, Всех на праздник приглашаем. | хлопать ладонями друг о друга, сжимать, разжимать кулаки соединять пальцы обеих рук по очереди с большим ладони повернуть, пальцы переплести между собой развести руки в стороны | |||||||||||||||||||||
Зимующие птицы | Сколько птиц? | |||||||||||||||||||||
Сколько птиц в кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей Шесть щеглов и голубей. Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек | ритмично сжимать и разжимать кулачки загибать пальчики разжимать и сжимать кулачки | |||||||||||||||||||||
Посмотри | ||||||||||||||||||||||
Зимой холодной, посмотри, Вновь появились снегири. А с ними свиристели К нам в гости прилетели. | соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с больших соединять последовательно пальцы обеих рук, начиная с мизинцев | |||||||||||||||||||||
Снегири | ||||||||||||||||||||||
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили пёрышки. Греются на солнышке. Головой вертят, улетать хотят. Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | четыре хлопка руками изображают «крылышки» повороты головой вращательные движения кистями рук | |||||||||||||||||||||
Домашние животные и их детёныши | Коготочки | |||||||||||||||||||||
У кошкиной дочки На лапках коготочки. Ты их прятать не спеши. Пусть посмотрят малыши. | поджать подушечки пальцев правой руки к ладошки большой палец прижат к указательному, сказать «Мяу» | |||||||||||||||||||||
Баран | ||||||||||||||||||||||
Шел баран по крутым горам. Вырвал травку, положил на лавку. Кто травку возьмет, Тот отсюда уйдет. | указательным и средние пальцы «идут» собирают травку грозят пальцем сжимают и разжимают пальцы рук. | |||||||||||||||||||||
Собака | ||||||||||||||||||||||
У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик. | правая ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный, средний, безымянный вместе, мизинец опускается и поднимается | |||||||||||||||||||||
Котята | ||||||||||||||||||||||
Во дворе у брата бегали котята. Испугавшись щелчка, Разбежались кто куда. | указательным и средние пальцы «бегают» делать пальцами щелчки | |||||||||||||||||||||
Буренушка | ||||||||||||||||||||||
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку на донышке Ждут меня котятки, малые ребятки. Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масло, простокваши, Молочка для каши. Всем дает здоровье молоко коровье. | показывают, как доят корову делают мордочки из пальцев загибают пальцы показывают, как доят корову | |||||||||||||||||||||
Наша кошка | ||||||||||||||||||||||
Наша кошка из окошка Наблюдает за дорожкой. Там гуляет очень злой Пес – лохматый и большой. | пальцы в кулак, отогнуть указательный и мизинец соединить все пальцы обеих рук с большими большой палец вверх, указательный согнуть и прижать к остальным пальцам | |||||||||||||||||||||
Коза-дереза | ||||||||||||||||||||||
Я коза-дереза, Все деревни я гроза! Забодаю я рогами, Дай мне каши с пирогами! У меня крутые рожки, Дай конфеток мне немножко! | вытянуть указательный палец и мизинец правой руки вытянуть указательный палец и мизинец левой руки вытянуть указательный палец и мизинец обеих рук | |||||||||||||||||||||
Кто в деревне живет? | ||||||||||||||||||||||
Кто в деревне живет? Лежебока – рыжий кот, Маленький теленок, Желтенький цыпленок, Белая овечка, Мышка под крылечком! Раз, два, три, четыре, пять, Их не трудно сосчитать! | складываем ручки «домиком», изображая крышу загибаем пальчики, начиная с мизинца сжимаем и разжимаем кулачок | |||||||||||||||||||||
Дикие животные и их детёныши | Белка | |||||||||||||||||||||
Сидит белка на тележке Продает она орешки: Лисичке - сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. | загибать поочередно пальцы на левой руке, затем на правой | |||||||||||||||||||||
Белочка | ||||||||||||||||||||||
Прыгает по веточкам Невеличка белочка. Мелькает хвостик средь ветвей. Кто угонится за ней? | большим пальцем поочерёдно касаться остальных пальцев сначала одной рукой, затем другой рукой | |||||||||||||||||||||
Зайчик и кольцо | ||||||||||||||||||||||
Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко на простое, Блестит будто золотое. | указательным и средним пальцами одной руки делают ушки зайца, указательным и большим пальцами другой – кольцо | |||||||||||||||||||||
Зайчик | ||||||||||||||||||||||
Раз-два-три-четыре-пять, Вышел зайчик поскакать. Огляделся, повертелся, Посмотрел наверх и вниз. Пробежался, забоялся... Где ты, зайчик, отзовись! | отжимать пальчик по одному, начиная с большого сделать ушки поворачивать ладонь влево-вправо наклонить вверх-вниз потрясти ладонью, сжать пальцы в кулак показать «зайчика» | |||||||||||||||||||||
Лесные детки | ||||||||||||||||||||||
Это зайчонок, это бельчонок, Это лисенок, это волчонок, А это спешит, ковыляет спросонок Бурый, мохнатый, смешной медвежонок. | сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца вращают большим пальцем | |||||||||||||||||||||
Кто живет в лесу? | ||||||||||||||||||||||
Я сейчас вам назову, Кто живет в глухом лесу. Зайцы, белки, барсуки, Волк, медведи и ежи… | руки лежат ладонями вниз, разводить и соединять пальцы рука лежит ладонью вниз, поднимать и удерживать на весу каждый палец, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Кого встретили в лесу? | ||||||||||||||||||||||
Раз, два, три, четыре, пять. Дети в лес пошли гулять. Там живет лиса. Там живет олень. Там живет барсук. Там живет медведь. | пошагать по столу средним и указательным пальцами обеих рук рукой показать хвост за спиной пальцы рук разведены в стороны кулачки прижать к подбородку руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя | |||||||||||||||||||||
Зайка | ||||||||||||||||||||||
Зайка – скок, зайка – скок! За кусток – и молчок. Из-за кустика выглядывает, На ребятушек поглядывает. Зоя пальчиком грозит, Зайке спрятаться велит: «Бродит серый волк в лесу, Он поймал вчера козу. Та его – рогами в бок! Волк отпор ей дать не смог. А коза давай бодать, По кустам его гонять! Волк помчался по дороге, И едва унес он ноги!» | «зайка» скачет по столу кисть левой руки – «куст», правая – «зайка» показать названные действия погрозить пальцем правая рука – «волк» левая рука – «коза» «коза бодает» ладонь правой руки «коза бодается» вокруг «кустов» бегает «волк» пальцами «пробежаться» по столу | |||||||||||||||||||||
Есть у каждого свой дом | ||||||||||||||||||||||
У лисы в лесу глухом Есть нора – надёжный дом. Не страшны зимой метели Белочке в дупле на ели. Под кустами ёж колючий Нагребает листья в кучу. Из ветвей, корней, коры Хатки делают бобры. Спит в берлоге косолапый, До весны сосёт там лапу. Есть у каждого свой дом, Всем тепло, уютно в нём. | загибают по одному пальчику хлопки ладонями | |||||||||||||||||||||
Медвежонок | ||||||||||||||||||||||
Медвежонок в гости шел. К рыжей белке он зашел, И на озеро, к бобру, И к ежу зашел в нору, Даже к комаришке заходил наш мишка! | поочередно соединить большой палец с остальными то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки | |||||||||||||||||||||
Еж | ||||||||||||||||||||||
− Ёж, ёж, где живёшь? − Я живу в густом лесу! − Ёж, ёж, что несёшь? − В норку яблоки несу. Буду яблоки делить, Своих детушек кормить. | переплести пальчики, опускать и поднимать пальчики перекрести кисти рук, пальцы раскрыты ударяем кулак о кулак рубящие движения ребром правой руки по левой ладони рубящие движения ребром левой руки по правой ладони | |||||||||||||||||||||
Кто в лесочке живет? | ||||||||||||||||||||||
Кто в лесочке живет? Под корягой – старый крот, За горой лисенок, В ельнике – лосенок. Под кустом – лисичка, На сосне – синичка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем пальцы загибать | переплетаем пальчики, имитируя лес загибаем пальчики, начиная с мизинца сжимаем и разжимаем кулачок | |||||||||||||||||||||
Игрушки | Шарик | |||||||||||||||||||||
Надувайся шарик больше! Лучше щечки раздувай! Поиграй ты с нами дольше, Катись, прыгай и летай! | соединить кончики пальцев, образовать шарик | |||||||||||||||||||||
Надуваем шарик | ||||||||||||||||||||||
Надуваем быстро шарик Он становится большим Вдруг наш шарик лопнул. Воздух вышел: ш-ш-ш-ш. Стал он тонким и худым | пальцы рук соединены в щепотку, дуем на них надуваем шар соединяем опять в щепотку | |||||||||||||||||||||
Танины игрушки | ||||||||||||||||||||||
На большом диване в ряд, Куклы Танины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чиполино И котенок, и слоненок, Раз, два, три, четыре, пять, Помогаем нашей Тане Мы игрушки сосчитать. | попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками сгибать пальцы разгибать пальцы. попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками | |||||||||||||||||||||
Шарик | ||||||||||||||||||||||
Я надул упругий шарик, Укусил его комарик. Лопнул шарик – не беда, Новый шар надую я. | пальцы обеих рук собраны щепотью и соединить подушечками округляем руки вернулись в первоначальное положение | |||||||||||||||||||||
Игрушки | ||||||||||||||||||||||
Это – погремушка, Это – толстый мишка, Это – чудо-книжка, Это – неваляшка, Это – кукла Машка! Раз, два, три, четыре, пять, Будем снова проверять! | одновременно соединяем каждый пальчик с большим на обеих руках сжимаем и разжимаем кулачки | |||||||||||||||||||||
Есть игрушки у меня | ||||||||||||||||||||||
Есть игрушки у меня: Паровоз и два коня, Серебристый самолёт, Три ракеты, вездеход, Самосвал, подъёмный кран – Настоящий великан. Сколько вместе? Как узнать? Помогите сосчитать! | хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно загибают пальчики на обеих руках хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно | |||||||||||||||||||||
Юла | ||||||||||||||||||||||
Я юлу кручу, верчу, И тебя я научу. | большим пальцем проводить по кончикам других пальцев | |||||||||||||||||||||
Лопатка | ||||||||||||||||||||||
Лопаткой я снежок копаю, Снежком машинку нагружаю. | делать скользящие движения ладонями | |||||||||||||||||||||
Куколка | ||||||||||||||||||||||
Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. Не могу с тобой играть, Нужно мне перестирать: Твои платья и носки, Твои юбки и чулки, Свитер, варежки, жакет, Шапочку, цветной берет. Я налью воды чуток, В таз насыплю порошок. Пену снежную взобью, Постираю и пойду. Пока светит солнышко, Натяну веревочку. К ней одежду прикреплю, Ветерком все просушу. Утюгом туда-сюда Белье быстро глажу я. Поработали вдвоем, А теперь и отдохнем. | открываем ручки ладошками вверх укачиваем куклу пожимаем плечами имитируем стирку загибаем пальчики имитируем все движения попеременно ударяем кулаком о кулак, и ладонь о ладонь кладём ручки на стол | |||||||||||||||||||||
Мои игрушки | ||||||||||||||||||||||
Покажу я вам игрушки: Это курочки пеструшки, Это зайка, Это пёс. Вот машинка без колёс. Это книжки-раскладушки. Вот и все мои игрушки. | указательный и большой пальцы соединить, остальные вверх и согнуть средний и указательный пальцы вверх, остальные прижать к ладони ладонь стоит на ребре, большой палец направлен вверх. ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки руки поставить рёбром, ладони прижать друг к другу, затем раскрыть | |||||||||||||||||||||
Транспорт | Транспорт | |||||||||||||||||||||
Будем пальчики сгибать- Будем транспорт называть: Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. | сжимать и разжимать пальчики поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца сжать пальцы в кулачок, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Лодочка | ||||||||||||||||||||||
Долго лодочку качало Ветер стих и лодка встала. | двигать ладони плавно влево-вправо | |||||||||||||||||||||
Вертолет | ||||||||||||||||||||||
Быстро лопасти крути! Вертолет лети, лети! | большие пальцы соединены подушечками, остальные растопырены вертятся в разные стороны | |||||||||||||||||||||
На заправке | ||||||||||||||||||||||
Все машины по порядку Подъезжают на заправку: Бензовоз, мусоровоз, С молоком молоковоз, С хлебом свежим хлебовоз. И тяжелый лесовоз. | обеими руками «крутят руль» перед собой
пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки.
| |||||||||||||||||||||
Транспорт | ||||||||||||||||||||||
Называть я транспорт буду: Поезд, лодка, самолет… Про автобус не забуду И машину-вездеход. | ладони прижаты друг к другу, перетирающие движения соединять последовательно пальцы обеих рук соединить безымянные пальцы обеих рук соединить мизинцы обеих рук | |||||||||||||||||||||
Пароходик | ||||||||||||||||||||||
Пароходик в море был. Вот он к пристани приплыл. Загудел в свою трубу: «У-у-у!» | ладони соединить в форме чаши сделать волнообразные движения в воздухе одновременно пошевелить большими пальцами | |||||||||||||||||||||
Профессии | За работу | |||||||||||||||||||||
Ну-ка, братцы, за работу, Покажи свою охоту. Большаку дрова рубить, Печи все тебе топить, А тебе воду носить, А тебе обед варить, А малышке песни петь Песни петь да плясать, Родных братьев забавлять. | сгибать и разгибать пальцы обеих рук | |||||||||||||||||||||
Продавец | ||||||||||||||||||||||
Продавец ребятам рад. В магазине для ребят: Есть матрешки расписные, Есть машины заводные. | ритмично хлопать в ладони бить кулачек о кулачек заводить ключом машину | |||||||||||||||||||||
Маляры | ||||||||||||||||||||||
Маляры известку носят Стены кистью купоросят, Не спеша разводят мел, Я бы тоже так хотел. | пальчики шагают по столу «красят» вверх-вниз мешают кистью руки красят | |||||||||||||||||||||
Почтальон | ||||||||||||||||||||||
Что принес нам почтальон? С толстой сумкой ходит он. Перевод, журнал, газету, В бандероли 2 кассеты. И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали. | сжимать и разжимать кулаки шагать пальчиками по столу загибать пальцы, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Строители | ||||||||||||||||||||||
Рядом с нами, за углом, Дружно строят новый дом: Каменщик, маляр, электрик, И сантехник. | пальцы в кулак, разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца пальцы в кулак, разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца сгибать пальцы правой руки, начиная с большого стукнуть кулаком правой руки о ладонь левой | |||||||||||||||||||||
Почтальон | ||||||||||||||||||||||
В дом приходит почтальон, Нам журналы носит он, Телеграммы и газеты, В письмах от родных приветы. Сумку держит на плече, Почтальона знают все. | соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших | |||||||||||||||||||||
Повар | ||||||||||||||||||||||
Повар готовит обед, А тут отключили свет. Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел поленья, В печку кладет варенье. Мешает суп кочерыжкой, Угли бьет поварешкой. Сахар сыплет в бульон И очень доволен он! | ребром правой ладони постучать по левой ладони загибать большой палец правой руки загибать указательный палец правой руки загибать средний палец правой руки загибать мизинец правой руки пальцы собрать в щепоть, потереть развести руки в стороны | |||||||||||||||||||||
Инструменты | Инструменты | |||||||||||||||||||||
Инструменты мы купили: Нож, пилу и молоток. И из досок смастерили Дом, где будет жить щенок. | руки ладонями вниз, разводить и соединять пальцы обеих рук ребром левой ладони имитировать движение ножа по правой ладони изобразить пилу постучать кулаками по столу переплести пальцы в замок соединить кончики пальцев, руки развести | |||||||||||||||||||||
Грабли | ||||||||||||||||||||||
Листья падают в саду Я их граблями сгребу. | пальцы рук согнуть как грабли имитировать гребки, грести к себе | |||||||||||||||||||||
Молоток | ||||||||||||||||||||||
В руки я молоток возьму В стенку гвоздик я забью. | стучать кулачками друг о друга, указательный палец поставить на стол, стукнуть кулачком | |||||||||||||||||||||
Наперсток | ||||||||||||||||||||||
Вышивает, шьет иголка. Пальцу больно, пальцу колко, А наперсток в тот же миг, К девочке на пальчик прыг! Говорит иголке: − Шей, А колоться ты не смей. | левая ладошка раскрыта, правая шьет стряхивают пальчиками надевают наперсток шьют грозят пальчиком | |||||||||||||||||||||
Цветы | Цветы | |||||||||||||||||||||
Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. | медленно разгибать пальцы из кулаков покачивать кистями рук вправо-влево медленно сжимать пальцы в кулаки покачивать кулаки вперед-назад | |||||||||||||||||||||
Колокольчики | ||||||||||||||||||||||
В прятки пальчики играют И головки убирают, Словно синие цветки, Распускают лепестки Наверху качаются, Низко наклоняются. Колокольчик голубой Поклонился, повернулся К нам с тобой. Колокольчики-цветы Очень вежливы, а ты? | сжимать и разжимать пальцы рук открывать и закрывать глаза сводить и разводить пальцы «веером» качание и наклоны кистей вправо-влево круговые движения кистями повороты кистями вправо-влево, ладони сверху опустить на стол | |||||||||||||||||||||
Цветок проснулся | ||||||||||||||||||||||
Утром рано он закрыт, Но к полудню ближе Раскрывает лепестки, Красоту их вижу. К вечеру цветок опять Закрывает венчик. И теперь он будет спать, До утра как птенчик. | кисти рук соединены у основания рук плавно распускаются закрываются ладошки под щеку, имитация сна | |||||||||||||||||||||
Цветочки | ||||||||||||||||||||||
На окне в горшочках Поднялись цветочки. К солнцу потянулись, Солнцу улыбнулись. К солнышку листочки, Повернут цветочки, Развернут бутоны, В солнышке утонут. | ладони соединить в бутон поднять вверх раскрывать и закрывать раскрыть и покачать влево-вправо, вверх-вниз | |||||||||||||||||||||
На лугу | ||||||||||||||||||||||
Роса на травке дребезжит Солнцем заливается. На весеннем на лугу Цветочки распускаются. | пальцы вниз, пошевелить руки скрестить, пальцы развести в стороны ладони соединить в бутон пальцы развести в стороны | |||||||||||||||||||||
Цветок на поляне | ||||||||||||||||||||||
Вырос высокий цветок на поляне. Утром весеннем раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье. Дружно дают под землей корешки. | ладони соединить в бутон пальцы развести, ладошки вместе ритмичные движения пальцами вместе-врозь опустить ладони, прижать тыльной стороной, пальцы врозь | |||||||||||||||||||||
Цветочек для мамочки | ||||||||||||||||||||||
Ой, в нашем цветнике Большой цветок на стебельке. От ветерка качается, И мне улыбается! Я мамочку поцелую И цветочек подарю ей! | раскрывать и закрывать пальчики, будто лепестки движения руками вправо-влево мимика, жесты | |||||||||||||||||||||
Наша Армия | Бойцы-молодцы | |||||||||||||||||||||
Пальцы эти – все бойцы, Удалые молодцы. Два больших и крепких малых И солдат в боях бывалых. Два гвардейца-храбреца! Два сметливых молодца! Два героя безымянных, Но в работе очень рьяных! Два мизинца-коротышки – Очень славные мальчишки! | растопырить пальцы, потом сжать их в кулак приподнять два больших пальца, другие прижать к столу приподнять указательные пальцы, другие прижать к столу приподнять средние пальцы, другие прижать к столу приподнять безымянные пальцы, другие прижать к столу приподнять мизинцы хлопнуть ладонями по столу | |||||||||||||||||||||
Порядок строгий | ||||||||||||||||||||||
У ребят порядок строгий Знают все свои места. Ну, вставайте поскорее Тра-та-та, тра-та-та. | ритмичные сгибания и разгибания пальцев | |||||||||||||||||||||
Солдаты | ||||||||||||||||||||||
Мы солдаты, мы солдаты, Бодрым шагом мы идем. В нашу армию, ребята, Просто так не попадешь. Нужно быть умелыми, Сильными и смелыми. | пальцами маршируют по столу пальцы сжаты в кулак, указательный вверх и покачивается влево-вправо ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются | |||||||||||||||||||||
Животный мир морей и океанов | По морю | |||||||||||||||||||||
Две ладошки прижму, И по морю поплыву. Две ладошки, друзья, подниму Синем морем поплыву. А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. | ладошки соединить в лодочку волнообразные движения поднять ладони вверх волнообразные движения имитировать волны и рыбок | |||||||||||||||||||||
Рыбка | ||||||||||||||||||||||
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница. Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. | ладони вместе, волнообразные движения грозят пальцем медленно сближают ладони ладони вместе, волнообразные движения хватательные движения руками ладони вместе, волнообразные движения | |||||||||||||||||||||
Щупальца осьминога | ||||||||||||||||||||||
Много ног у осьминога Все они ему нужны, Заменяют ему руки, очень ловкие они. | пальцы сжаты в кулак поочередно выпрямлять пальцы поочередно сжимать и выпрямлять пальцы | |||||||||||||||||||||
Краб | ||||||||||||||||||||||
Краб ползет по дну, Выставив свою клешню. | пальцы скрещены и опущены вниз, большие пальцы к себе передвигать ладони сначала в одну сторону, затем в другую | |||||||||||||||||||||
Крокодил | ||||||||||||||||||||||
Раз в глубоком тёмном иле Рыбку рыбаки ловили, А к ним в сети угодил Злой зелёный крокодил. | соединяем каждый пальчик с большим на одной руке, затем на другой попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь основания ладоней соединены, одноименные пальчики касаются друг друга, имитируя пасть крокодила | |||||||||||||||||||||
Весна | Весна | |||||||||||||||||||||
Иди, весна, иди, красна, Принеси ржаной колосок, Овсяный снопок, Яблоки душистые, Груши золотистые, Большой урожай в наш край. | «шагают» пальчиками обеих рук по столу загибают по одному пальчику с мизинца | |||||||||||||||||||||
К нам весна пришла | ||||||||||||||||||||||
К нам весна пришла, Цветы красивые принесла! В палисадник мы пошли И венок себе сплели! | ручки протягивают вперёд «с букетом» пальчики двигаются, будто плетут венок | |||||||||||||||||||||
Весна | ||||||||||||||||||||||
Звенит капель, Журчат ручьи, И солнце пригревает. К нам возвращаются грачи, И снег повсюду тает. | ритмично соединять сразу все пальцы с большим пальцы бегут по столу скрестить руки, развести в стороны пальцы ладони повернуть к себе, прижав большие пальцы друг к другу разъединив пальцы, описать руками круг | |||||||||||||||||||||
Солнышко | ||||||||||||||||||||||
У солнца руки горячи, Работают с охотой. Всю землю кисточки – лучи Покрыли позолотой. А серый дождик озорник Тихонько подошел, И все зачиркал чик-чик-чик – Простым карандашом. | потирают ладонями кисти рук вниз-вверх кисти вниз встряхнуть, пальцы шевелятся указательным пальцем делать в воздухе крестики | |||||||||||||||||||||
Мой город | ||||||||||||||||||||||
Это улица моя, Здесь высокие дома, Детский садик мой и школа, Там учиться буду я. | левая рука перед грудью ладонью вверх, «пробежать» по ладони ладони параллельно друг другу, пальцы подняты вверх изобразить пальцами «домик» руки сложить полочкой, правую руку вверх | |||||||||||||||||||||
Кап, кап, кап | ||||||||||||||||||||||
Кап, кап, кап – звенит капель. Приближается апрель. | ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого | |||||||||||||||||||||
Сельскохозяйственные работы | Выросла каша | |||||||||||||||||||||
Пашет трактор землю нашу Будет зернышки садить. А потом наша мама Будет кашу нам варить. | правая рука скользит по левой, то ладонью, то кулачком ладони прижать к груди мешать ладошкой кашу | |||||||||||||||||||||
Посев пшеницы | ||||||||||||||||||||||
Будем сеять мы пшеницу В землю зернышки бросать. И не пустим мы синицу Наши всходы поклевать. Кыш-кыш. | пальцы рук соединены в щепотку, «крошить» пальцы в щепоть – синица наклонять кисть – клюет помахать руками | |||||||||||||||||||||
В саду | ||||||||||||||||||||||
Посадим на грядку Зеленую рассаду. Поставим вокруг грядки Железную ограду. Чтобы собаки в сад не попали И нашу рассаду не топтали. | пальцы вверх, развести в стороны пальцы вниз, развести в стороны ладони вместе, большие пальцы вверх, указательные согнуть друг на друга, мизинцы отвести вниз, постучать кулачком о кулачек | |||||||||||||||||||||
Космос | На ракете | |||||||||||||||||||||
А сейчас мы с вами дети, Улетаем на ракете. На носочки поднимись, Опустили руки вниз. Раз, два, три, потянись Вот летит ракета ввысь. | подушечки пальцев соединить подушечками ладони у основания отвести в сторону поднять руки над головой ладони опустить вниз сжимать пальцы | |||||||||||||||||||||
Игра в космонавты | ||||||||||||||||||||||
Космонавтом хочешь стать? Важно строго по порядку Все быстрее, без оглядки Так в ладошки ударять, Чтоб самим на удивленье Все шестнадцать упражнений Без ошибок показать! Не прохлопать, не зевнуть, Так держать к победе путь! Если здорово играть, Можно лучшей парой стать В состязании проворном, Интересном и задорном. Кто точнее и быстрее? Кто всех лучше и резвее? | дети встают парами, кладут ладошки друг другу ударяют по ладошкам сверху, меняют положение рук | |||||||||||||||||||||
Космонавт | ||||||||||||||||||||||
В тёмном небе звёзды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит. И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной. | сжимаем и разжимаем кулачки потираем ладонь о ладонь сжимаем и разжимаем кулачки имитируем бинокль разводим руки в стороны ладонями вниз руки вверх, волнообразные движения, руки в стороны соединяем руки над головой попеременно пожимаем руки | |||||||||||||||||||||
Космонавтом буду я | ||||||||||||||||||||||
Вот немного подрасту, На ракете полечу. Космонавтом буду я, Звезды в небе ждут меня. | соединить пальцы с большими, начиная с указательных соединить руки, прижав пальцы друг к другу соединить пальцы с большим, начиная с мизинцев пальцы левой руки развести, пальцы правой руки ввести между пальцами левой и сжать – «звездочка» | |||||||||||||||||||||
Человек, части тела | С добрым утром | |||||||||||||||||||||
С добрым утром, глазки. Вы проснулись? С добрым утром, ушки. Вы проснулись? С добрым утром, ручки. Вы проснулись? С добрым утром, ножки. Вы проснулись? С добрым утром, солнце. Я проснулся? | поглаживание соответствующих частей тела смотрят в бинокль приставляют ладонь к уху хлопают топают поднимают руки к солнышку, голова вверх обнимают себя двумя руками | |||||||||||||||||||||
Мои пальчики расскажут | ||||||||||||||||||||||
Мои пальчики расскажут, Все умеют, все покажут. Пять их на моей руке. Все делать могут, всегда помогут. Они на дудочке играют, Мячик бросают, белье стирают, Пол подметают, они считают, Щиплют, ласкают, всё успевают. | поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз сжимаем и разжимаем кулачки попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь имитируем описываемые движения | |||||||||||||||||||||
Человечек | ||||||||||||||||||||||
Топ-топ-топ! Ножки, ножки, Шлеп, шлеп, шлеп! Раз шажок, два шажок, Догони меня дружок! | указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу указательный и средний пальцы левой руки "бегают" по столу указательный и средний пальцы обеих рук "бегают" по столу | |||||||||||||||||||||
Это я | ||||||||||||||||||||||
Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот. Это нос, это рот. Там спинка. Тут живот. Это ручки. Хлоп-хлоп. Это ножки. Топ- топ. Ох, устали, вытрем лоб! | показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом | |||||||||||||||||||||
Глазки | ||||||||||||||||||||||
Глазки у волчонка, глазки у зайчонка, Глазки у котенка, глазки у козленка, Глазки у цыпленка, глазки у утенка, Глазки у лисенка, глазки у ребенка! | образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их | |||||||||||||||||||||
Пальчики | ||||||||||||||||||||||
Этот пальчик самый толстый, Самый сильный и большой! Этот пальчик для того, Чтоб показывать его! Этот пальчик самый длинный И стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, Он избалованный самый! А мизинчик хоть и мал, Зато ловок и удал! | отгибать пальчики по порядку | |||||||||||||||||||||
Животные жарких стран | Черепаха | |||||||||||||||||||||
Вот моя черепаха, Она живет в панцире Она очень любит свой дом. Когда она хочет есть, То высовывает голову. Когда она хочет спать То прячет ее обратно. | пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы внутри показать большие пальцы, покрутить спрятать их обратно | |||||||||||||||||||||
Слон | ||||||||||||||||||||||
В зоопарке стоит слон. Уши, хобот все при нем. Головой своей кивает, Будто в гости приглашает. | указательный и мизинец показывают уши средний палец – хобот сгибают и разгибают кисть в запястье ладошкой приглашают | |||||||||||||||||||||
Попугай | ||||||||||||||||||||||
Говорит попугай попугаю: - Я тебя, попугай, напугаю Попугай в ответ попугаю: «Напугай! Напугай! Напугай!» | пальцы обеих рук сложены в клюв поочередно круговые движения кистей вращают кистями одновременно | |||||||||||||||||||||
Насекомые | Улей | |||||||||||||||||||||
Вот маленький улей, Где пчелы живут. Никто их не видит, Но вот они тут. Раз, два, три, четыре, пять – «З-з-з, з-з-з.» | пальцы сжаты в кулак отгибать по одному произносят звук | |||||||||||||||||||||
Улитка | ||||||||||||||||||||||
У улитки – крошки, подрастают рожки. Научу ее ходить, если будут ножки. | пальцы сжаты в кулак указательный и мизинец вытянуть вперед, пошевелить | |||||||||||||||||||||
Паук | ||||||||||||||||||||||
У тебя скажи паук, Сколько ног и сколько рук? Лапы вяжут паутинку, Будто руки ткут холстинку, Если я крадусь за малинкой. Мои лапы – это ножки, но! Если попадутся мухи Лапы цапнут их, как руки. | имитация движений паука | |||||||||||||||||||||
Жук | ||||||||||||||||||||||
Я веселый майский жук. Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу. А зовут меня: Жу-Жу… | пальцы сжать в кулак, указательный и мизинец развести в стороны, пошевелить | |||||||||||||||||||||
Насекомые | ||||||||||||||||||||||
Дружно пальчики считаем − Насекомых называем. Бабочка, кузнечик, муха, Это жук с зеленым брюхом. Это кто же тут звенит? Ой, сюда комар летит! Прячьтесь! | сжимают и разжимают пальцы поочередно сгибают пальцы в кулак, начиная с большого вращают мизинцем прячут руки за спину | |||||||||||||||||||||
Божья коровка | ||||||||||||||||||||||
На цветке сидит коровка, Но молчит и не мычит, И летает очень ловко, Ярко красками горит… Потому что не земная, А небесная такая! | ладони соединить в бутон одновременно соприкасаться кончиками одноименных пальцев развести руки, помахать выпрямить пальцы правой руки, пальцы левой сжать в щепоть соединить ладони развести руки вверх и в стороны | |||||||||||||||||||||
Паучок | ||||||||||||||||||||||
Паучок ходил по ветке, А за ним ходили детки. Дождик с неба вдруг полил, Паучков на землю смыл. Солнце стало пригревать, Паучок ползёт опять, А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке. | руки скрещены, пальцы руки «бегут» по плечу другой руки кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение хлопок ладонями по столу/коленям ладони боком прижаты друг к другу, пальцы врозь, качаем руками руки скрещены, пальцы руки «бегут» по плечу другой руки руки скрещены, пальцы руки «бегут» по голове | |||||||||||||||||||||
Пчела | ||||||||||||||||||||||
Я пчела, лечу, лечу, Меда сладкого хочу! Я лечу, я жужжу, Я на клевере лежу! | выпрямить указательный палец правой руки и вращать им то же левой рукой то же двумя руками | |||||||||||||||||||||
Бабочка | ||||||||||||||||||||||
Бабочка-коробочка, Улетай на облачко. Там твои детки На березовой ветке. | ладони соединены тыльной стороной, пальцы прямые, имитировать полет бабочки | |||||||||||||||||||||
Спорт | Спортсмены | |||||||||||||||||||||
Чтоб болезней не бояться Надо спортом занимать. Играет в теннис теннисист, Он спортсмен, а не артист. В футбол играет футболист, В хоккей играет хоккеист, В волейбол − волейболист, В баскетбол − баскетболист. | поднимают руки к плечам, в стороны сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца | |||||||||||||||||||||
Продукты, пища | Каша | |||||||||||
Каша в поле росла, К нам в тарелку пришла. Всех друзей угостим. По тарелке дадим. Птичке – невеличке Зайцу, лисичке, Кошке и матрешке Всем дадим по ложке. | руки вверх, пошевелить пальцами пальчики идут мешают кашу загибают пальчики | |||||||||||
Пельмени | ||||||||||||
Мясорубку покручу, Фарш мясной я получу. Отделяя фарша горстку, На кружок кладу я горстку, Я края соединяю, Пальчиками их сжимаю, И пельмени получаю. | движения согласно тексту | |||||||||||
Машина каша | ||||||||||||
Маша каши наварила, Маша кашей всех кормила. Положила Маша кашу Кошке – в чашку, Жучке – в плошку, А коту – в большую ложку. В миску курицам, цыплятам И в корытце поросятам. Всю посуду заняла, Всё до крошки раздала. | сгибают и разгибают кулачки загибают по одному пальчику сгибают и разгибают кулачки | |||||||||||
Компот | ||||||||||||
Будем мы варить компот Фруктов нужно много, вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, слив и сахарный песок. Варим, варим мы компот Угостим честной народ. | левой ладонью держим компот, указательным пальцем мешаем загибаем пальцы, начиная с большого опять «варят» и «мешают» | |||||||||||
Угощение гномов | ||||||||||||
Стали гномы гостей приглашать, Стали гномы гостей угощать. Каждому гостю досталось варенье. Пальчики склеило то угощенье. Плотно прижалась ладошка к ладошке. Гости не могут взять даже ложки! | указательным пальцем правой руки надавить на подушечки пальцев левой, затем – наоборот «намазать» варенье на кончик каждого пальца склеить соответствующие пальцы на обеих руках прижать ладони одна к другой плечи приподнять, руки в стороны | |||||||||||
Дом | Строим дом | |||||||||||
Целый день тук да тук - Раздается звонкий стук. Молоточки стучат, Строим домик для ребят Для зайчат и для бельчат. Вот какой хороший дом, Как мы славно заживем. | руки сжаты в кулак, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам стучать кулаком о кулак пальцы соединить, показать «крышу» сжимать-разжимать пальцы вращать кисти рук | |||||||||||
Дома | ||||||||||||
Этот дом − одноэтажный. Этот дом − он двухэтажный. А вот этот − трехэтажный. Этот дом − он самый важный: Он у нас пятиэтажный. | разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца | |||||||||||
Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять Раз, два, три, четыре, пять В домик спрятались опять. | разжимаем пальцы по одному, начиная с большого ритмично разжимаем все пальцы сжимаем поочередно пальцы, начиная с мизинца ритмично сжимаем все пальцы | |||||||||||
Дом и ворота | ||||||||||||
На поляне дом стоит, Ну, а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем | пальцы обеих рук делают «крышу» ладони повернуты к груди, средние пальцы соединить, большие – вверх ладони разворачиваются | |||||||||||
Дом для зверят | ||||||||||||
В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей, На втором живет семейство зайчат, На третьем семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица, На пятом сова - очень умная птица. Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом − сова, На четвертом − синица, Бельчата на третьем, Зайчата – втором, На первом ежи, Мы еще к ним придем. | отгибаем пальчики, начиная с большого сгибаем пальчики, начиная с мизинца | |||||||||||
Домишко | ||||||||||||
Заходите к нам в домишко! Здесь живут кроты и мышки, Волк, барашек, лягушонок, Косолапый медвежонок! | соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук отжимать пальчики, начиная с большого | |||||||||||
Замок | ||||||||||||
На двери висит замок Кто его открыть бы мог? Повертели, покрутили. Потянули, постучали. И открыли замок! | кисти рук поворачиваем влево и вправо тянем ручки в разные стороны расцепили пальцы рук | |||||||||||
Семья | Моя семья | |||||||||||
У нас живет большая И дружная семья: Папа, мама, бабушка, Дедушка и я. На меня похожий, Забавный младший брат. Он подрос и ходит Со мною в детский сад. | сжимать, разжимать пальцы на обеих руках соединить пальцы обеих рук в рукопожатии поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого поочередно сгибать пальцы левой руки, начиная с большого разжать кулаки, подняв пальцы обеих рук вверх сложить руки «домиком» | |||||||||||
Кто приехал? | ||||||||||||
Кто приехал? Мы, мы, мы. Мама, мама, это ты? Да, да, да. Папа, папа, это ты? Да, да, да. Братец, братец, это ты? Да, да, да. Ах, сестричка, это ты? Да, да, да. | хлопать кончиками пальцев хлопать кончиками больших и указательных пальцев большие и средние пальцы большие и безымянные пальцы большие пальцы и мизинцы | |||||||||||
Гости | ||||||||||||
Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Матвей приди, и Сергей приди, А Никитушка – ну, пожалуйста. | вращение кистей рук к себе поочередный массаж пальцев на обеих руках | |||||||||||
Мамочка | ||||||||||||
Мамочка-мама, милая моя. Мамочка-мама, я люблю тебя. | поочередно смыкают пальцы на каждый слог | |||||||||||
Семья | ||||||||||||
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья. | отжать большой палец указательный средний безымянный мизинец хлопать в ладоши | |||||||||||
Как у нас семья большая | ||||||||||||
Как у нас семья большая да весёлая. Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны объедаются. Две Дашки у кашки питаются. Две Ульки в люльке качаются. | ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно загнуть большие пальцы на обеих руках загнуть указательные пальцы на обеих руках загнуть средние пальцы загнуть безымянные пальцы загнуть мизинцы | |||||||||||
Радуются взрослые и дети | ||||||||||||
Радуются взрослые и дети Кто ещё радуется солнышку? Радуется дедушка, Радуется бабушка, Радуется мамочка, Радуется папочка, Очень радуюсь я. Рада солнцу вся семья! | на каждую строку загибают пальчик, сжимать и разжимать кулачок | |||||||||||
Женины гости | ||||||||||||
К Жене гости прибежали. Все друг другу руки жали. − Здравствуй, Жора! − Здравствуй, Жанна! − Рад, Сережа! − Рад, Снежана! − Не хотите пирожок? − Может коржик? Иль рожок? Вот драже вам на ладошку. Все берите понемножку. С ручек все стряхнули крошки И захлопали в ладошки. | пальцы «бегут» по столу рукопожатия со сменой рук пальцы поочередно здороваются с большими пальцами сложить «пирожок» показать раскрытые ладони пальцы сложить в виде рожка постучать по ладони пальцами другой руки щепотью брать с ладошки «драже» энергично встряхнуть кистями рук похлопать в ладоши | |||||||||||
Лето | Лето | |||||||||||
Вот и лето наступает, Всех на отдых приглашает, Будем плавать, загорать И на даче отдыхать. | поочередно соединять пальцы рук с большими, начиная с мизинцев соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших круговые движения кистями показать «домик» | |||||||||||
Эмоции, этикет | Я здороваюсь везде | |||||||||||
Я здороваюсь везде, Дома и на улице. Даже, здравствуй, говорю. Я соседской курице. Повстречал ежонка я. Здравствуй, братец! Как дела? | кончиком большого пальца правой руки касаться кончика указательного, среднего, безымянного, мизинца | |||||||||||
Дружба | ||||||||||||
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. С вами мы подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять – Начинай считать опять. Раз, два, три, четыре, пять – Мы закончили считать. | соединять пальцы в «замок» касание кончиков пальцев обеих рук парное касание пальцев от мизинцев руки вниз, встряхнуть кистями | |||||||||||
Ириски от Киски | ||||||||||||
В гости к нам явилась киска. Всем дает она ириски: Мышке, лебедю, жуку, Псу, зайчонку, петуху. Рады, рады все гостинцам! Это видим мы по лицам. Все захлопали в ладошки. Побежали в гости к кошке. | сделать «киску» указательный палец правой руки на подушечках пальцев левой руки энергично выбрасывать пальцы из кулака раскрыть ладони хлопки в ладоши пробежаться пальцами по столу | |||||||||||
Дружба | ||||||||||||
В нашей группе все друзья. Самый младший – это я. Это Маша, это Саша, Это Юра, это Даша. | ритмично стучат кулачками по столу разжимают кулачки, начиная с мизинчика | |||||||||||
Здоровье | Здоровье | |||||||||||
Кто зубы не чистит, Не моется с мылом. Тот вырасти может Болезненным, хилым. Дружат с грязнулями Только грязнули, Которые сами В грязи утонули. У них вырастают разные бяки, За ними гоняются злые собаки. Грязнули боятся воды и простуд, А иногда вообще не растут. | пальцы рук поочередно соединяются с большим ладони ставятся одна над другой пальцы соединяются в замок имитирование движений пловца пальцы сжаты в кулак, руки около носа пальцы соответственно соединяются с пальцами другой руки руки скрещены на груди, согнуться-разогнуться | |||||||||||
Мышка мыла лапку | ||||||||||||
Мышка мылом мыла лапку, Каждый пальчик по порядку. Вот намылила Большой, Сполоснув потом водой. Не забыла и Указку, Смыв с него и грязь, и краску. Средний мылила усердно (самый грязный был, наверно). Безымянный терла пастой – Кожа сразу стала красной. А Мизинчик быстро мыла: Очень он боялся мыла! | одной рукой «мыть» другую указательным пальцем дотронуться до каждого пальца другой руки «намыливать» поочередно каждый палец | |||||||||||
Что делать после дождика? | ||||||||||||
Что делать после дождика? По лужицам скакать! Что делать после дождика? Кораблики пускать! Что делать после дождика? На радуге кататься! Что делать после дождика? Да просто улыбаться! | соединяем по очереди все пальцы с большими щёпоть одной руки приставляем в центр ладони другой соединяем все пальцы рук с большими рисуем обеими руками восьмёрку соединяем все пальцы с большими руки перед грудью, кисти вниз, каждая рука очерчивает дугу соединяем все пальцы с большими улыбаемся | |||||||||||
Школа | В школу | |||||||||||
В школу осенью пойду. Там друзей себе найду, Научусь писать, читать, Быстро, правильно считать. Я таким учёным буду! Но свой садик не забуду! | «шагают» пальчиками обеих рук по столу загибают по одному пальчику с мизинца грозят указательным пальчиком |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...
Пальчиковая гимнастика по лексической теме: "Домашние животные"
Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительн...