Картотека дидактических игр по речевому развитию
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Донских Лариса Владимировна

Работа по формированию грамматического строя речи в подготовительной группе охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи. Она направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи, формирование элементарных представлений о законах морфологии, синтаксиса, словообразования, грамматических правил, элементарного осознания явлений речи и языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_podg_gr.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по формированию
лексико-грамматического строя речи

1. «Запомни слова».

Педагог называет слова по теме и указывает на соответствующую слову картинку. Ребёнок повторяет, запоминает, затем произносит слова (ветер, солнце, дождь, лужа, снег, сугроб, сосулька и т. д.).

2. Запомни цепочку слов.

Педагог называет несколько слов по теме (снег, сосулька, лёд; солнце, речка, лето). Ребёнок запоминает и повторяет слова.

3. Запомни пары слов.

Педагог называет пару слов. Ребёнок запоминает и повторяет. (Холодно – жарко, зима – лето, высоко – низко, тёплый – холодный.)

4. «Что бывает?».

Педагог начинает фразу, ребёнок – договаривает: «Зимой бывают: вьюги, метели, сугробы; летом бывает: жара, дожди, грозы; весной...; осенью...»

5. «Когда это бывает?».

Педагог начинает фразу, ребёнок договаривает.

Солнце, сосульки, лужи бывают весной; листопад, засохшая трава бывают осенью; яркое солнце, горячий песок бывают летом; снег, лёд, сосульки бывают зимой.

6. «Назови три главных слова».

Педагог предлагает ребёнку назвать  три главных слова,
по которым можно угадать время года. Зима:
снег, мороз, санки; о лете: пляж, река, лодка, т. д.

7. «Мы знаем погоду».

Педагог называет признак времени года, ребёнок называет время года, к которому относится данный признак.

а) Жарко – летом, холодно – зимой, становится теплее – весной, холоднее – осенью, тёплый дождик  летом, холодный дождь  осенью, грозы (гром и молния)  летом или в конце весны и др.

б) Летом – жарко, ярко светит солнце...

в) Какую погоду вы любите? Почему?

8. «Назови ласково».

Педагог называет предмет, ребёнок называет его ласково.

Дождь – дождик.

Лужа – ...

Ветер – ...

Солнце – …

Снег – снежок.

Ветер – ...

Снеговик – ...

Санки – ...

Мороз – ...

Река – речка.

Деревня – ...

Дождь – ...

Озеро – ...

Солнце – ...

9. «Сосчитай до трёх».

Педагог предлагает считать и называть предмет, который он назовёт на счёт «три».

Один зонтик – два зонтика, три зонтика. Одно облако – ... Одна лужа – ...

Один снеговик – два снеговика... Один сугроб – ... Одна шайба – ... Снежинка – много снежинок... Санки – ... Сугроб – ...

Одна речка – две речки. Одно озеро – ... Одна радуга – ... Один отпуск – ...

10. «Один – много».

Педагог предлагает ребёнку назвать не один предмет, а много таких же предметов.

Зонт – много зонтов. Облако – ... Туча – ... Лужа – ... Листик – ...

11. «Подбери признак/действие».

Педагог называет предмет и задаёт вопрос. (Какой? Какая? Какие? Что делает?) Ребёнок отвечает на вопрос.

Ветер (какой?) – сильный... Погода (какая?) – ... Снег (что делает?) – блестит...

Лед (какой?) – ... Солнце (что делает?) – светит.

12. «Доскажи словечко».

Педагог читает стихотворение, не произнося последнее слово. Ребёнок должен внимательно слушать и догадаться, каким словом надо закончить стихотворение.

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться.

Собрались все в стайки... (птицы).

Слезки капают из тучи –

Плачет мастер невезучий.

Хмурой осени художник,

Хлюпает по лужам... (дождик).

Вот на ножке купол-гриб,

Он от ливня защитит.

Не намокнет пешеход,

Если спрячется под... (зонт).

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная... (снежинка).

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец – ... (сосулька).

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло – заплачет вмиг

И растает... (снеговик).

Поворачивает ловко

Он за солнышком головку.

Поле, словно в желтых волнах.

Здесь растет цветок... (подсолнух).

Жаркий шар на небе светит,

Этот шар любой заметит.

Утром смотрит к нам в оконце,

Радостно сияя... (солнце).

Мчится по холмам змея,

Влагу деревцам неся.

Омывая берега,

По полям течет... (река).

13. «Большой – маленький».

Педагог раздает детям большие и маленькие осенние листья и предлагает сравнить их: «Какой лист у Тани? (У Тани большой лист.) А у Маши? (А у Маши маленький листочек.) Какой лист
у Вовы?
(У Вовы большой лист.) А у Антона?..» (А у Антона маленький листочек.)

14. «Сколько листочков (снежинок, подснежников, цветочков)?».

Дидактический материал должен соответствовать времени года.

Педагог вызывает четырех малышей, троим из них он дает осенние листочки (одному – один листок, другому – два, третьему – много). Педагог предлагает сосчитать листочки.

У Тани один листочек.

У Маши два листочка.

У Вовы много листочков.

А у Антона ни одного листочка.

Игра повторяется 2–3 раза.

15. «Найди картинку».

Педагог выставляет на фланелеграфе картинки и по очереди обращается к детям с просьбой найти нужное изображение:
«На картинки погляди и санки найди. На картинки погляди
и дерево найди...» Ребенок подходит к фланелеграфу, находит нужную картинку и говорит: «Я нашел санки. Я нашел дерево...»

16. «Какие снежки?».

Это упражнение можно сначала провести на прогулке, а затем – в группе, используя ватные снежки.

Педагог предлагает детям слепить снежки (если занятие проводится на прогулке) и поиграть в них. Затем он выясняет: «Какие снежки – белые или черные (холодные или теплые; мокрые или сухие; круглые или квадратные; легкие или тяжелые; мягкие или твердые)?»

17. «Сколько снежков?».

Педагог вызывает четверых детей и раздает им снежки (ватные комочки) в следующей последовательности: первому ребенку – один снежок, второму – два, третьему – четыре, а четвертому – ни одного и т. д. Малыши считают снежки.

У Тани – один снежок.

У Маши – два снежка.

У Кати – много снежков.

А у Вовы – ни одного снежка.

Педагог вызывает еще четверых детей, и игра повторяется.

Затем педагог предлагает тем детям, у кого много снежков, поделиться с теми, у кого нет ни одного снежка. Теперь
у всех – по одному снежку. Дети играют в снежки, слушая
команду педагога: «Таня, бросай снежок! Дети, кто бросил снежок?
(Дети отвечают.) Маша, бросай снежок! Дети, кто бросил снежок?..»

18. «Сколько лодочек в луже?».

Педагог делит пополам два листа голубого цвета – получается четыре «лужи». В «лужах» он располагает лодочки в следующем порядке: в одной – одна лодочка, в другой – две, в третьей – три, в четвертой – ни одной лодочки. Педагог предлагает детям сосчитать лодочки в каждой луже.

В этой луже – одна лодочка.

В этой луже – две лодочки.

В этой луже – много лодочек.

А в этой луже – ни одной лодочки.

19. «Сколько цветочков?».

Педагог раздает детям цветы (кому – один, кому – два, кому – много, кому – ни одного) и предлагает сосчитать их.

У Тани – один цветочек.

У Маши – два цветочка.

У Димы – много цветочков.

А у Вовы – ни одного цветочка.

У Кати – один цветочек.

У Веры – два цветочка.

У Миши – много цветочков.

А у Вити – ни одного цветочка.

Дидактические игры
по формированию связной речи

1. «Осень пришла».

Педагог показывает детям сюжетную картинку и 2–3 раза читает стихотворение. Дети по возможности повторяют (договаривают) слова вместе с педагогом.

Осень, осень к нам пришла,

Лето теплое прогнала.

Листья на деревьях желтеют,

Листья на деревьях краснеют,

Листья с деревьев опадают,

Люди куртки надевают.

Ты в окошко погляди –

Идут холодные дожди.

2. «Найди картинку».

Педагог выставляет на доску картинки и по очереди обращается к детям с просьбой найти нужное изображение: «На картинки погляди и листочек найди. На картинки погляди и тучку найди...» Ребенок подходит к доске, находит нужную картинку
и говорит: «Я нашел листочек. Я нашел тучку...»

3. «Наступила зима».

Педагог выставляет сюжетную картинку. Дети рассматривают картинку, а педагог описывает ее: «Наступила зима. Выпало много снега. Снег на домах, деревьях, земле. Дети любят зиму. Ваня катается на санках. Маша катается на коньках. Девочки лепят снеговика. Мальчики играют в снежки. Дети надели шубы, шапки, варежки».

Рассказ повторяется 2–3 раза вместе с детьми.

4. «Вот пришла весна».

Педагог читает стихотворение и в соответствии с его содержанием выставляет на доску соответствующие картинки. Затем он проговаривает его еще 2–3 раза, побуждая детей к повторению.

Вот пришла весна.

Очень теплая она.

Солнышко печет.

Травушка растет.

Тает снег, ручьи бегут.

Одуванчики растут.

Насекомые ползут.

Птички песенки поют.

Это упражнение целесообразно повторить на прогулке.

5. «Что бывает весной?».

Педагог выставляет перед детьми сюжетную картинку и опи-сывает ее: «Наступила весна. В небе светит солнышко. Тает снег. На деревьях появляются листочки. На земле зеленеет
травка. Вылезают жучки. Птички строят себе гнездышки. Хорошо весной!»

Педагог повторяет рассказ несколько раз, побуждая детей
к совместному проговариванию.

6. «Поможем Кате собраться на прогулку».

Педагог, беседуя с детьми, задаёт вопросы детям: «Кукла Катя идет гулять. Что она надевает? Правильно, курточку, ботиночки, потому что на улице тепло. Что берет с собой кукла
на прогулку? Правильно, совок, ведерко для песка, скакалку, машинку, лодочку
(показывает называемые предметы). А возь-мет ли кукла санки, коньки, лыжи? Нет, не возьмет, потому что
на улице весна, снег растаял, стало тепло.

А что будет делать Маша на прогулке? Правильно, она будет пускать лодочку в ручье. А еще что будет делать кукла? Да, она будет играть в песочнице, прыгать через скакалку, катать машину».

7. «Подбери картинку».

Педагог на доску выставляет предметные картинки с изображением отдельных признаков весны и зимы. Дети должны ото-брать картинки с изображением отдельных признаков весны. С по-мощью педагога дети составляют предложения по картинкам.

8. «Летняя картина».

Педагог выставляет картинку и рассказывает детям о лете: «Наступило лето. Стало жарко. Выросли травка, цветы. Деревья стали зелеными. В лесу много грибов и ягод. Летают бабочки, жуки. Поют птички. Дети купаются в реке и загорают на солнце. Хорошо летом!»

Затем педагог повторяет рассказ еще раз, побуждая детей
к повторению.

9. «Чудесная пора».

Педагог рассказывает детям о том, что летом можно загорать, купаться в реке, кататься на велосипеде, ходить за грибами и т. д. Затем он по очереди выставляет перед детьми картинки
и спрашивает, что они будут делать летом. При составлении предложений педагог оказывает малышам помощь наводящими вопросами.

Я буду качаться на качелях.

Я буду кататься на велосипеде.

Я буду купаться в речке.

Я буду ловить бабочек.

Я буду собирать грибы.

Я буду собирать ягоды.

Я буду собирать цветы.

Я буду играть с мячом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".

Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию...

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...

Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.

Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы

Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы                            ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...