буклет
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

буклет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_igry_so_zvukami_i_bukvami.docx569.69 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение – детский сад «Улыбка» МОУ – СОШ № 3

г. Аткарска Саратовской области

сканирование002

Подготовили: воспитатели подготовительной группы

Косолапова Т. Н., Кураева С. А.

2022 г.

Уважаемые родители!

Оказывается, играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками. Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно, следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Разумеется, чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет. Вот самые простые игры со звуками.

     Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-аист?» Слегка «потяните» первый звук. Дождавшись ответа, спросите:

«А есть ли звук а в словах «арбуз», «жук», «лук»?

В каких еще словах есть звук а?». Подбирайте слова вместе с ребенком.

     А вот игра чуть сложнее: вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, «ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку.

     Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начинающихся с последнего звука предыдущего слова. Например, «мяч»- «чемодан»- «нос»- «санки»- «игла» и т. д.

     А как любят дети играть со Звукоедиком!

     Познакомьте малыша с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг — Звукоед. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоед съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к)ран, (ш)каф, (с)тул и т. д.»

В следующий раз Звукоед может съесть последний звук в словах: сто(л), сту(л), тарелк(а). Каждый  раз придумывайте новую историю. Звукоед  может попасть в огород, в магазин, в цирк. Например, расскажите, что Звукоед  попал в сад и теперь «отгрызает» первый (или последний) звук в названиях фруктов: (г)руша, (а)брикос, (я)блоко, слив(а). Играйте со Звукоедом до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звуки в словах. И только после этого учите его  слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков. Поможет вам игра «Дом звуков». Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давай уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спальне?». Дайте ребенку фишку синего цвета (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко.

Дайте красную фишку (гласный звук), пусть ребенок зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй фишкой «ловит» звук т , удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думала, что здесь живет ко-о-от».

     Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков.

Пусть ребенок «расселяет» в домике всех своих знакомых, животных «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

     Можно поиграть в «Эстафету звуков». Расположите три игрушечных машины на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машине лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машину и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?» Ребенок угадывает: «сыр».

     Одновременно со звуковыми играми начинайте знакомить ребенка с буквами. Показывая начертание буквы, произносите не ее название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например: покажите букву и скажите: «Маша, твое имя начинается вот с этой буквы- «М». Спойте: «М-м-м, м-м-м, Маша», но не говорите «эм». Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если вы будете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке палочкой, составлять при помощи палочек, шнурка.

    Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинах слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить в них буквы из разрезной азбуки с изображенными на них буквами.

     Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это еще не значит, что он может читать. Ему предстоит сделать еще одно открытие: научиться соединять согласный звук с гласным. У некоторых детей слияние звуков возникает спонтанно, само собой, но не у всех. Многих надо слегка подтолкнуть к этому открытию.

     Когда мы, взрослые, читаем, наш глаз привычно забегает вперед и смотрит на гласную букву: она влияет на то, как мы произнесем стоящую впереди согласную - твердо или мягко. Ребенок не умеет забегать глазами вперед - он озвучивает букву «л», не обращая внимания на то, что за ней - «у» или «ю». Поэтому в словах «лук» и «люк» первые буквы он прочтет одинаково.

     Здесь поможет игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протягивайте полоску с гласными. Помогайте ребенку читать слоги: ла, лу, ло, лы.

     Итак, вы научили малыша читать слоги - можно учить читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли он смысл слова.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Права ребенка"

В краткой, лаконичной форме познакомить детей и взрослых с правами детей....

Буклет о спорте

Стихи и загадки о спорте....

Буклет "Олмпийские игры"

В буклете рассказывается о возникновении Олимпийских игр....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков С, З, Ц" первый комплекс  сделан в программе фотошоп....

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс

Буклет "Артикуляционная гимнастика для звуков Ш, Ж, Ч, Щ" второй комплекс сделан мной в программе фотошоп....

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Буклет "Игра и ёё роль в развитие ребёнка" и буклет "Играем дома"

В данном буклете даётся подборка материалов: какие качества формируются у ребёнка в процессе игры, какие условия для успешного руководства игрой, какие функции могут быть реализованны в любой игре и в...