Использование мнемотаблиц в развитии речи детей с ОВЗ.
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Как найчить ребёнка связно и последовательно рассказывать, описывать предметы и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logiko-matematicheskie_igry.docx | 26.14 КБ |
ispolzovanie_mnemotablits_v_razvitii_rechi_detey_s_ovz._ushakova_o.v.docx | 1.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Логико-математические игры
в работе с дошкольниками
Бабалыхян Н.В., воспитатель
МАДОУ «детский сад №347»
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением различных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного периода – школьного детства.
То, что ребенку с первых дней его жизни необходимы упражнения для развития всех мышц, понимают все. Уму также необходима постоянная тренировка. Человек, который способен конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, наиболее приспособлен к жизни. Он быстрее находит выход из затруднительных ситуаций, принимает рациональные решения; мобилен, оперативен, проявляет точные и быстрые реакции.
Так, математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний (отношения эквивалентности, порядка, комбинаторики), формированию интереса к ним помогает игра – одно из самых привлекательных для детей занятий. Игра – естественный для ребенка вид деятельности. В игровой деятельности ребенок осваивает разнообразные представления, самостоятельно «открывает» способы действий, познает некоторые зависимости и закономерности окружающего мира, расширяет свой опыт познания.
Особо подчеркнем роль логико – математической игры как метода обучения и развития математических представлений.
Логико – математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно, независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной творческой и познавательной активности. Способствуют: освоению детьми средств познания: эталонов (цвет, форма), эталонов мер (размер, масса), моделей образов, представлений речи; накоплению логико - математического опыта, овладению способами познания: сравнением, обследованием, уравниванием, счетом.
Для данного вида игр характерна: игровая направленность деятельности, насыщение проблемными ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами экспериментирования, практического исследования, схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их развивающее воздействие.
Логико – математические игры конструируются на основе современного взгляда на развитие математических способностей ребенка. К ним относятся стремление ребенка получить результат: собрать, соединить, измерить, проявить инициативу, и творчество; предвидеть результат; изменить ситуацию; активно не отвлекаясь, действовать практически и мысленно; оперировать образами; устанавливать связи и зависимости, фиксировать их графически.
Данные игры способствуют развитию внимания, памяти, речи, воображения и мышления ребенка, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к обучению, коллективному поиску, активности в преобразовании игровой ситуации.
Таким образом, проблема логико – развивающей, математической игры, как средства познавательной активности ребенка, является актуальной.
Осознав важность выше изложенного, я определила тему своей работы «Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Прежде чем начать работу определила её цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через логико-математические игры.
Выделила следующие задачи:
1. Развивать у детей интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
2. Способствовать развитию образного и логического мышления, умений воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т.д.
3. Развивать произвольное внимание, умение использовать приемы мнемотехники.
4. Повышать способность к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения, и др.
Для решения поставленных задач мною была проведена следующая работа:
- создана соответствующая развивающая среда /в группе создана «Игротека», где расположены развивающие, дидактические игры, оформлен центр «Математики и конструирования»…/;
- разработана модель педагогического процесса;
- разработан перспективный план по данной теме на все возрастные группы;
- разработан цикл развивающих образовательных ситуаций и совместной деятельности с детьми;
- составлена картотека логико-математических игр;
- оформила буклеты с рекомендациями для педагогов и родителей.
Как воспитателю мне предстояло решать и такие задачи как: формировать личностные качества ребенка, развивать внимание, память, речь, прививать навыки культурного общения, умение вести диалог с взрослым, общаться со сверстниками.
Для успешного решения задач необходим индивидуальный подход в обучении и воспитании детей. Именно такой подход помогает создавать представления о каждом ребенке, совместно с воспитателем и родителями вовремя влиять на его развитие.
В этом помогают мне, игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизинера с их ориентацией на индивидуальный подход, с их универсальностью в решении разнообразных обучающих и воспитательных задач, с их привлекательностью с эстетической точки зрения.
Работа по развитию логического мышления у дошкольников будет успешна при соблюдении ряда условий:
1.Работа с детьми будет проведена в системе по заранее разработанному плану, то есть модели педагогического процесса.
2.Мероприятия, реализующие программу формирования логико-математического мышления, связаны с работой в повседневной жизни.
3.Использованы разнообразные формы работы (развивающие образовательные ситуации, совместная и самостоятельная деятельность, клуб, досуги, праздники), и виды деятельности (игра, наблюдения, художественно-продуктивные)…
4.Применены диагностические методики, определяющие уровень формирования логико-математического мышления у детей.
Для решения поставленных задач мы использовали на разных этапах следующие методы работы:
-Анализ научной и методической литературы по проблеме развития логического мышления детей;
-Изучение имеющихся знаний у детей;
-Разработка и апробация моделей педагогического процесса;
-Анализ полученных результатов.
В своей работе опирались на принципы организации игр /С.А. Шмаков/.
- Отсутствие принуждения;
- Развитие игровой динамики /от малых успехов к большим/;
- Поддержка игровой атмосферы, реальных чувств детей;
- Взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- Переход от простейших форм и способов осуществления игровых действий к сложным.
Учитывали, что для логико – математической игры характеры:
- Наличие завязки сюжета, действия лиц и следование сюжетной линии на протяжении всего занятия.
- Наличие схематизации, преобразования, познавательных задач на выявление свойств и отношений, зависимостей и закономерностей.
- Игровая мотивация и направленность действий, их результативность.
- Наличие ситуаций обсуждения, выбора материала и действий, коллективного поиска пути решения познавательной задачи.
- Овладение действиями соотнесения, сравнения, воссоздания, распределения группировки.
- Общая направленность на развитие инициативы детей.
Современные логико-математические игры разнообразны: настольно-печатные игры /«Цвет и форма», «Игровой квадрат», «Логоформочки»/, игры на объемное моделирование /«Кубики для всех», «Геометрический конструктор», «Шар»/, игры на плоскостное моделирование /«Танграм», «Крестики», «Соты», «Монгольская игра»/, игры из серии «Кубики и цвет» / «Сложи узор», «Уникуб»/, игры на составление целого из частей / «Дроби», «Чудо-цветик»/, игры-забавы /перевертыши, лабиринты/.
Предполагаемые игры и игровые упражнения - включенные в определенную систему представлены нами в виде игровых занятий, объеденным единым увлекательным сюжетом, что вызывало у детей активность и интерес к дальнейшей аналогичной деятельности. В ходе логико – математических игр ребенок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно решает ее.
Также в работе с детьми, использую большое количество коллективных игр, как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Это такие игры, как «Домино», «Угадай-ка», «Необычные фигуры», «Засели домики», «Где, чей гараж», «Дорожки» и другие. В этих играх, кроме обучающих задач, я ставлю перед собой задачи личностного характера:
- Научить работать коллективно;
- Придерживаться определенных правил;
- Уметь проигрывать, но стремиться к победе честными способами;
- Воспитать чувство товарищества, сопереживания, сочувствия к проигравшему.
Все логико-математические игры учат детей мыслить логически, удерживать в уме сразу несколько свойств предмета, уметь кодировать и декодировать информацию.
Использование развивающих, логико - математических игр способствует появлению у ребят интереса к познавательной деятельности, развитию их мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук. Каждый ребенок учился играть в своем темпе, так как после занятий можно было еще раз выполнить задание, лучше понять его суть.
Немаловажную роль занимает организация самостоятельной деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном пользовании у детей находятся разнообразные логико – математические игры: «Сделай сам», «Уникуб», «Кубики для всех», «Дроби», «Палочки Кюзинера», «Блоки Дьенеша», «Игровой квадрат», «Танграм», «Сложи узор», «Шар», «Игра с цветом» и другие.
Развитие логического мышления и познавательной активности невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье.
Мною были выделены некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей в этой сфере деятельности:
- Информировать родителей о задачах и содержании логико - математических и развивающих игр, используемых в детском саду.
- Участие родителей в работе по развитию познавательной активности логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы).
- Создание обогащенной развивающей среды в дома.
- Организация семейного клуба в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.
Опыт показывает, что воспитатель, умеющий правильно подбирать игры, стимулировать самостоятельную познавательно-игровую деятельность дошкольников «обречен» на хороший результат.
Игра с блоками Дьенеша
«Помоги Зайка»
Цель: Продолжать знакомить детей с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных. Закрепление счета.
Игровой материал: блоки Дьенеша.
Правила игры: С помощью фигур закрыть белые «отверстия».
Жил – был Зайка, у которого был очень красивый ковер. Однажды к нему в дом тайком пришла Лиса и пока Зайка бегал по лесу, Лиса прогрызла в ковре дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в ковре. Теперь возьми фигуры и помоги Зайке починить ковер.
Игра с двумя обручами.
Цель: Формирование логической операции, обозначаемой союзом «и», классификация по двум свойствам.
Игровой материал: Два обруча, геометрические фигуры.
Правила игры: Игра имеет несколько этапов.
- Перед началом игры необходимо выяснить, где находятся 4 области, определяемые на игровом листе двумя обручами.
- Затем один из играющих называет правила игры. Например расположить фигуры так. Чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого – все зеленые.
- В соответствии с правилом играющие выполняют ходы поочередно, причем каждым ходом кладут одну из имеющих у них фигур на соответствующее место.
- После решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча, внутри красного, во вне зеленого обруча; вне обоих обручей.
Внимание: фигуры надо называть с помощью двух свойств – цвета и формы.
Игру с двумя обручами можно проводить много раз, варьируя правила игры.
Варианты игры.
Внутри красного обруча | Внутри зеленого обруча |
все квадратные фигуры | все зеленые фигуры |
все желтые фигуры | все треугольные фигуры |
все прямоугольные фигуры | все большие фигуры |
все малые фигуры | все зеленые фигуры |
все красные фигуры | все круглые фигуры |
все круглые фигуры | все квадратные фигуры |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста
Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...
Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
Проект«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»...
Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"
Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"
Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Для ее решения можно использовать ряд нетрадиционных п...
Публикация на тему: "Использование мнемотаблицы в развитии речи детей"
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Актуальность мнемотехн...
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей
Использование мнемотаблиц в развитии речи детей...