план по самообразованию
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

План по самообразованию тема "Развитие речи детей дошкольного возроста по средствам игровой деятельности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План работы по самообразованию воспитателя в

младшей группе №3 по теме:

«Развитие речи детей дошкольного возраста

по средствам игровой деятельности»

Составила: воспитатель

Шатохина С.А.

Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»»

Возраст детей: 3 – 4 года

Срок реализации: с сентября 2021 года по май 2022 года

Актуальность:

 Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.      

 Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой.     

Словарь дошкольника на четвёртом году жизни пополняется названиями предметов, с которыми дети сталкиваются и действуют в быту. Дети затрудняются или допускают ошибки при назывании многих предметов обихода (посуды, мебели, одежды, обуви, игрушек), транспортных средств и др. Эти ошибки вызваны неточностью, недифференцированностью восприятия и представлений ребенка. Поэтому существенное значение на данном возрастном этапе приобретают ознакомление детей с особенностями предметов и словарная работа в процессе углубления знаний о предметах и различных явлениях. 

 Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. 

Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности.  Работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности   по вопросу развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Развивающие:

  • Развитие речи детей через игровую деятельность.
  • Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие артикуляционного и голосового аппарата.
  • Развитие мелкой моторики рук детей через пальчиковые игры;

Образовательные:

  • Освоение значение слов и их употребление в соответствии с ситуацией
  • Обогащение активного словаря речи
  • Упражнять в пересказе простых произведений с помощью взрослого с использованием средств драматизации
  • Учить составлять небольшие описательные рассказы

Воспитательные:

  • Воспитание звуковой культуры речи

Ожидаемый результат:

  • Овладение детьми активной речью, включенной в общение
  • Проявление интереса к стихам, пальчиковым и другим видам игровой деятельности
  • Желание учувствовать во всех видах игровой деятельности (театрализованной, сюжетно- ролевой, словесной, дидактические игры)
  • Формировать умение работать в коллективе

Методы: 

  • Наглядный методдемонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий.
  • Словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек; рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание; рассматривание иллюстраций, картин на разные темы, беседа по увиденному.
  • Игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, игры с конструктором.

Этапы реализации плана:

         - Подготовительный этап:

Постановка целей и задач, планирование по проекту, подбор методического материала

         - Основной этап:

Реализация перспективного плана работы

         - Заключительный этап:

Итог: Показ детьми театрализованной сказки «Репка»

Работа с педагогами в ДОУ:

  • Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи детей»
  • Консультация «Сказки и их роль в развитии речи детей 3-4 лет »
  • Консультация «Развитие речи детей через игровую деятельность»
  • Выступление с отчетом о проделанной работе на заседании педагогического совета

Перспективный план «Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Изучение литературы, пополнение РППС

Сентябрь

- Беседа «Домашние животные»

-Рассматривание иллюстраций, картинок по теме животные

- Д/И «Кто как кричит»

 «Чьи детки?»

- Чтение сказки

«Петушок- золотой гребешок

- Разучивание потешки «Петушок золотой гребешок»

 - Игра - ситуация «Ежик и котик»

- Оформление выставки для родителей игрового материала используемого в детском саду для развития речи детей.

- Н.Ф. Губанова развитие игровой деятельности – Мозаика – синтез 2018. -144с.

- Пополнение центра Р/Р

Д/И «Игры с камешками марблс»

- Пополнение экологического центра Д/И «Овощи и фрукты»

Октябрь

- Беседа «Время года- осень»

- Пальчиковая игра «Осенние листья»

- Показ воспитателем сказки «Репка на фланелеграфе»

- Лепка из пластилина «Репка»

- Д/И «Игры с камешками марблс»

- Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка

- Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

- Пополнение центра Р/Р

Д/И «Одним словом»

- Картотека «Потешки»

Ноябрь

- Беседа «Моя семья»

-Рассматривание иллюстраций, фотоальбома по теме «Моя семья»

- Разучивание пальчиковой игры «Дом для семьи»

-Д\И «Новоселье куклы» - обобщающие понятия мебели, посуды и т.д.

-Игра ситуация «День рожденье куклы Кати»

- С.Р.И.  «Семья»

- Консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

- Пиаже Ж.

 Речь и мышление ребенка. — М., 1932.

- Пополнение театрального центра театр на фланелеграфе сказка «Теремок»

Декабрь

- Чтение сказки «Теремок»

- Драматизация сказки «Теремок»

- Разучивание стихов к новогоднему празднику

-Разучивание пальчиковой игры «Теремок»

- Игровая ситуация «Красивая стрижка»

- С.Р.И. «Парикмахерская»

- Консультация «Роль игры в развитии ребенка»

- Леонтьев А. А.

Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

- Оформление многофункциональной ширмы

Д/И «Кому что нужно»

Январь

- Беседа «Время года – зима»

- Словесные игры «Назови одним словом», «Один- много»

-Игры с сухим бассейном «Найди игрушку»

- Игры с разрезными картинками, крупные пазлы

- Игра – ситуация «Поможем зайке»

- Памятка для родителей «Артикуляционные и дыхательные упражнения по развитию речи»

- Быкова Н.М. «Игры и упражнения для развития речи». СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.

-Пополнение центра Р/Р

Д/И «Четвертый лишний»

Февраль

- Пальчиковая игра «Моя семья». «Снежок»

- Чтение сказки «Три медведя»

- Драматизация сказки «Три медведя»

- Настольно-печатные игры «Времена года», «Чей малыш», «Профессии».

- С.Р.И. «Поликлиника»

- Консультация для родителей «Что такое сказкотерапия»

- Журнал Молодой ученый. — 2018. — № 25 (211). — С. 307-310.

Статья Е.С. Кладова «Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников»

- Пополнение экологического центра Д/И «Чей хвост»

Март

-Разучивание стихов к празднику

- Словесные игры «Подбираем глаголы» - мама умеет … «Закончи мое предложение», «Один – много»

- С.Р.И. «Семья»

- Игры «Шнуровки». «Застежки». крупные пазлы

- Игры с конструктором «Построим дом»

- Консультация «Развитие мелкой моторики — залог правильной и красивой речи»

- Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. «Семейный театр в детском саду», Мозаика – Синтез, 2008 год

- Пополнение театрального центра атрибутами: маски к сказкам

Апрель

- Беседа «Время года весна»

- Д\И «Что к чему?»

- Пальчиковые игры «Паучок» «Черепаха» «Теремок»

 - Подвижные игры с элементами развития речи «У медведя во бору» «Пес»

- Игра –ситуация «Цыпленок и щенок»

- Консультация «Учим ребенка общаться»

- Журнал Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 173-175

Статья Кузьмич, А. Д.

«Роль игры в развитии диалогической речи детей»

- Пополнение С.Р. игр разными атрибутами

Май

-Пальчиковые игры «Вышел дождик погулять», «Дом для семьи», «Вышли мыши...»

- Словесные игры

 - Игра- ситуация «Едем в лес на машине»

- Помощь родителей в изготовлении атрибутов для театрализации сказки «Репка»

 - Игры с мячом: формирование звукопроизношения и развитие фонематических процессов / Н. И. Неводничик // Дошкольная педагогика. — 2018. — №4 (139). — С. 54-57. —

-Пополнение картотеки словесных игр

Итоговое занятие: Показ детьми театрализованной сказки «Репка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...