методический материал по лексической теме для среднего возраста " Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнатики, произведения для чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemnovodnye.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся».
Существительные
Животные; земноводные, лягушка; пресмыкающиеся, змея, черепаха, крокодил; рыбы; окунь (речной), ёрш, щука, сом — рыбы речные, пресноводные; осётр, акула, рыба-меч, окунь (морской) — рыбы морские; луг, поле, лес; река, озеро, пруд, море, океан — водоёмы, голова, тело, лапы, кожа, чешуя, плавники, хвост — части тела.
Прилагательные
Дикое, полевое, луговое, лесное, речное, морское, пресноводное, солёное; летающее, плавающее, прыгающее, ползающее; земноводное, пресмыкающееся; хищное, всеядное, травоядное.
Глаголы
ползает, прыгает, плавает; квакает, жужжит, пищит, шипит; питается, добывает (корм), ловит, заглатывает и др.
Рекомендуется: рассказать ребенку о рыбах, обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
-ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? -рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними;
-рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
Дидактические игры:
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?»(образование притяжательных прилагательных)
У щуки голова чья? (щучья)
У сома усы чьи? (сомовьи)
У судака хвост чей? (судачий)
У окуня туловище чьё? (окуневое)
«Сосчитай рыбок»(согласование имен существительных с числительным)
Одна рыбка, две рыбки, ..., пять рыбок, ..., десять рыбок.
Одна щука, две щуки, ..., пять щук, ..., десять щук.
Один лещ, два леща, ..., пять лещей, ..., десять лещей.
Одна форель, две форели, ..., пять форелей, ..., десять форелей.
Один ерш, два ерша, ..., пять ершей, ..., десять ершей.
Один сом, два сома, ..., пять сомов, ..., десять сомов.
«Семейка слов»(образование однокоренных слов)
Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)
Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)
Что делает рыбак? (рыбачит)
Куда ходит рыбак? (на рыбалку)
Какой суп варят из рыбы? (рыбный)
Как можно назвать большую рыбу? (рыбина)
«Выбери нужное действие»(образование глаголов с приставками)
Рыбка к камню (отплыла или подплыла).
Рыбка от берега (переплыла или отплыла).
Рыбка всю реку (всплыла или переплыла).
«Расскажи, чем рыбы отличаются от животных»:
У животных шерсть, а у рыб -........ (чешуя)
У животных лапы, а у рыб -......... (плавники)
У животных легкие, а у рыб -....... (жабры)
«Большой -маленький»
Щука –щучка,
Сом -........ (сомик),
Рыба -......, .
Икра –........,
Окунь -.......,
Карась -........,
Плавник -......,
Хвост -......,
Чешуя-…..
Пальчиковые гимнастики.
«РЫБЫ»
Жил да был один налим,( Движения, имитирующие движения плавников)
Два ерша дружили с ним.(Взмахи ладонями)
Прилетали к ним три утки(Сжимать и разжимать кулачки)
По четыре раза в сутки(Загибать пальчики)
И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять.
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывёт рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать (Медленно сжимают ладони)
Рыбка спину изогнула (Снова изображают, как плывёт рыбка)
Крошку хлебную взяла ( Делают хватательное движение обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла ( Снова «плывут».
«Рыбки»
Рыбки пляшут в синем море
Хорошо им на просторе.
(Вытянуть соединённые ладошки и качать ими влево - вправо. Текст повторить несколько ра)з.
«Черепаха»
Черепашка в пруд ползёт,
Домик на себе везёт.
Ты быстрей, быстрей ползи,
Домик весело вези.
(Подушечками пальцев и нижней стороной ладони прикасаться к столу, образуя полушария. Вытянуть указательный палец с упором на стол и подтянуть им вперёд весь «домик» черепашки).
Читаем детям:
«Рыболов».
Рома -рыболов. Рано утром он собрался на рыбалку. Накопал червей, сменил поплавок и грузило на удочке. На пруду Рома забрался под куст ракиты и забросил удочку. Сначала Роме попался карп, потом -пара карасей, потом голавль. Удачная рыбалка!
Вопросы: Кто рыболов? Что он сделал утром? Кого он накопал? Куда он забрался? Какая рыба ему попалась?
«Левушка –рыбак».
Смотрел- смотрел Левушка, как старшие братья в озере рыбу ловят, и захотелось ему самому попробовать. Вернулся он домой и попросил дедушку снарядить его на рыбалку. Дал дедушка ему удочку, дал, банку с червями, объяснил, как червяка на крючок насаживать, и пожелал хорошего улова «Спасибо, -ответил Левушка, -я большую рыбу поймаю».Начал он удить -сразу большая попалась. Тянул он ее, тянул, а вытянуть не может. Пришлось ему раздеться, разуться и в воду лезть. Смотрит -а это и не рыба вовсе, просто крючок за какие-то корни зацепился. Шел Левушка домой грустный и думал: «Что я дедушке скажу? Зачем я хвастался?»
Вопросы:1.На кого смотрел Левушка?
2.Кого он попросил собрать его на рыбалку?
3.Что дал дедушка?
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка(лягушка)
«Ящерица»
Мы ящерицу повстречали, она на камешке сидела,
На солнце грелась и скучала, я поиграть с ней захотела.
Но только руку протянула, как ящерицы след простыл.
Я даже глазом не моргнула, как она спряталась в кусты.
И я решила подождать – вдруг прибежит она опять...
Ждала, пригрелась и заснула...
Вдруг ящерица, как гора, ко мне лапищи протянула!
Я поняла – бежать пора.
А ящерица села ждать – быть может, я вернусь опять... Е. Елова
«Первая рыбка»
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы поймали и всю бабушке отдали. Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
— От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли навар от крохотного ершика? Но он всё равно радовался. Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка. Е. Пермяк
«Где спит рыбка?» Е.Токмакова
Ночью темень. Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий к конуре.
Белкин след ведет к дуплу.
Мышкин к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде
Нет следов твоих нигде!
«Две лягушки» Л. Пантелеев
Жили-были две лягушки. Были они подруги и жили в одной канаве. Но только одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная веселая, а другая была ни то ни се: трусиха была, лентяйка, соня. Про нее даже говорили, будто она не в лесу, а где-то в городском парке родилась.
Но все-таки они жили вместе, эти лягушки.
И вот однажды ночью пошли они погулять.
Идут себе по лесной дороге и вдруг видят – стоит дом. А около дома погреб. И из этого погреба очень вкусно пахнет: плесенью пахнет, сыростью, мохом, грибами. А это как раз то самое, что лягушки любят.
Вот забрались они поскорей в погреб, стали там бегать и прыгать. Прыгали, прыгали и нечаянно свалились в горшок со сметаной.
И стали тонуть.
А тонуть им, конечно, не хочется.
Тогда они стали барахтаться, стали плавать. Но у этого глиняного горшка были очень высокие скользкие стенки. И лягушкам оттуда никак не выбраться.
Та лягушка, что была лентяйкой, поплавала немножко, побултыхалась и думает:
«Все равно мне отсюда не вылезти. Что ж я буду напрасно барахтаться. Только нервы даром трепать. Уж лучше я сразу утону».
Подумала она так, перестала барахтаться – и утонула.
А вторая лягушка – та была не такая. Та думает:
«Нет, братцы, утонуть я всегда успею. Это от меня не уйдет. А лучше я еще побарахтаюсь, еще поплаваю. Кто его знает, может быть, у меня что-нибудь и выйдет».
Но только – нет, ничего не выходит. Как ни плавай – далеко не уплывешь. Горшок узенький, стенки скользкие, – не вылезти лягушке из сметаны.
Но все-таки она не сдается, не унывает.
«Ничего, – думает, – пока силы есть, буду барахтаться. Я ведь еще живая
– значит, надо жить. А там – что будет».
И вот – из последних сил борется наша храбрая лягушка со своей лягушачьей смертью. Уж вот она и сознание стала терять. Уж вот захлебнулась. Уж вот ее ко дну тянет. А она и тут не сдается. Знай себе лапками работает. Дрыгает лапками и думает:
«Нет. Не сдамся. Шалишь, лягушачья смерть…»
И вдруг – что такое? Вдруг чувствует наша лягушка, что под ногами у нее уже не сметана, а что-то твердое, что-то такое крепкое, надежное, вроде земли. Удивилась лягушка, посмотрела и видит: никакой сметаны в горшке уже нет, а стоит она на комке масла.
«Что такое? – думает лягушка. – Откуда здесь взялось масло?»
Удивилась она, а потом догадалась: ведь это она сама лапками своими из жидкой сметаны твердое масло сбила.
«Ну вот, – думает лягушка, – значит, я хорошо сделала, что сразу не утонула».
Подумала она так, выпрыгнула из горшка, отдохнула и поскакала к себе домой – в лес.
А вторая лягушка осталась лежать в горшке.
И никогда уж она, голубушка, больше не видела белого света, и никогда не прыгала, и никогда не квакала.
Ну что ж. Если говорить правду, так сама ты, лягушка, и виновата. Не падай духом! Не умирай раньше смерти…
Загадки:
Скачет в траве, глаза на голове,
Скользкая и мокрая, зеленая квакушка
А зовут ее...(лягушка)
Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха гуляет....(черепаха)
По реке плывет бревно, ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
нос откусит......(крокодил)
Проползает шнур живой,
Ног не видно с головой,
Жалит, а не кусает,
К себе не подпускает(змея)
Она, как Змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост потеряет, другой вырастет. (ящерица)
Ты меня не назовешь слишком ласковой и доброй.
Никогда меня не тронь, я - змея, большая... (кобра)
В Африке, далекой и обширной, где кругом болота, реки, ил,
Плавает зеленый и зубастый Кто же, отгадайте?.. (крокодил)
Скачет по дорожке, вытянувши ножки:
«Ква-ква-ква!» (лягушка)
Очень медленно ползёт, долго, говорят, живёт.
Голову втянув от страха, скрылась в панцирь... (черепаха)
Идет спокойно, не спеша. пусть видят все, как хороша!
Удобна и прочна рубаха, в которой ходит… (черепаха)
Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит,
Родилась в воде, а живет на земле. (лягушка)
Бегает среди камней - не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но - ах! Удрала, а хвост в руках. (ящерица)
Она, как змейка, в траве мелькает, хвостом виляет.
Хвост оборвет, другой наживет.(ящерица)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический материал к лексическим темам - ч.1
Планирование является началом любой деятельности, педагогическая и воспитательная работа в дошкольном образовательном учреждении – не исключение. Для составления ежедневного планирования воспита...
методический материал по лексической теме для младшего возраста: "Победный май. Цветущая весна."
В материале представлены дидактические игры, загадки, пальчиковые игры, стихи по данной теме....
методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Овощи. Фрукты"
В данном материале представлены дидактические игры, упражнения, пальчиковые гимнастики, загадки, произведения для усвоения темы про овощи и фрукты....
методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Любимый город"
В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, физминутки, загадки, стихи о городе....
методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Наша Родина"
В материале по лексической теме представлены дидактические игры, пальчиковые гимнастики, загадки материал для чтения детям....
методический материал по лексической теме для среднего возраста: " Комнатные растения"
В материале представлены дидактические игры, пальчиковые гимнатики, стихи, загадки....
методический материал по лексической теме для среднего возраста "Покорение космоса"
В данном материале собраны дидактические игры, загадки, произведения по теме....