Картотека игр по технологии ТРИЗ
картотека по развитию речи

Гаус Елена Владимировна

Картотека игр по технологии ТРИЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_tehnologii.docx75.18 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по технологии  ТРИЗ

Составитель воспитатель МАДОУ № 10

Гаус Елена Владимировна

  1. Метод мозгового штурма.

Игра: «Хорошо - плохо».

Цельучить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 

Ход игрывыбирается объект, который не вызывает у ребенка стойких ассоциаций, положительных или отрицательных эмоций. Такими объектами могут стать карандаш, шкаф, книга, лампа, стул, камень, лист бумаги и т.д. Всем играющим необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом предмете «плохо», а что «хорошо», что нравится и не нравится, что удобно и неудобно.  

Игра: «Сделай наоборот».

   Цельразвивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

Ход игрыДетям предлагается ответить на вопросы:  

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама пустила гулять? ( Убрать игрушки, поесть, одеться).  

-Что нужно сделать ребенку, чтобы мама не пустила его гулять на улицу? (насорить, что-то разбить, не есть кашу, разбросать одежду, нагрубить бабушке, разорвать книгу и т.д.).

-Что нужно сделать, чтобы попасть под машину? (Играть с мячом на дороге, бегать по дороге, кататься на велосипеде по дороге и т.д.).

Игра: «Идеальный конструктор».

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игрыПредложить ребенку построить что-нибудь из ничего, т.е., из того, что есть под рукой.

- Высокую башню из предметов, которые находятся в группе.

- Разложить предметы в группе в порядке возрастания или убывания.  

Игра: «Скажи наоборот».

Цельучить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

Ход игры:

1 вариантдети в кругу, воспитатель в центре с мячом: много-мало; далеко-близко; грустно-весело и т.д.

2 вариант: после нахождения антонима говорим третье слово (горячее-холодное: утюг; кислое - сладкое: яблоко и т.д.).

Игра: «Вперед-назад».

Цель игры: развивать умение детей анализировать объекты, выделяя их отрицательные и положительные качества.

Ход игрыДетям предлагается проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен, или чем он нравится, или не нравится.

Условие: называя положительные качества, ребенок делает шаг вперед, отрицательные - шаг назад.

  1. Метод системного анализа.

Игра: «Найди общее».

Цельучить детей находить общее между различными явлениями или предметами; развивать память, обогащать словарный запас детей.

Ход игрыПредложить детям назвать общее между:

- элементами одной системы - человек (руки, ноги) - пальцы;

- однородными или близкими системами - (детский сад-школа), (дерево-цветок);

- различными системами или элементами разных систем (лампочка-крокодил; мяч - калоши).  

Игра: «Чем был - чем стал».

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

Ход игрыведущий называет материал, а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют. Затем, ведущий называет предметы рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при их изготовлении.

ПримерБыло раньше тканью, а стало… платьем, одеждой, занавесками, скатертью.

Сейчас это картина, а было… красками, пустым холстом. А что еще стало из красок? Пятно, клякса, грязная вода.    

Игра: «Оператор РВС».

Цельучить детей ориентироваться в размере, во времени и стоимости, развивать фантазию, творческое воображение.  

Ход игры: воспитатель рассказывает детям истории:  

(Размер)

1.        Идет маленький человечек, находит билетик и превращается в большого человека (с 9 этажный дом). Что он будет делать: работать, быть подъемным краном, мыть стекла, маяком для кораблей и т.д.

2.        Мальчик стал маленьким с пальчик. Чего, или кого он будет бояться? (людей, птиц, насекомых, и т.д.)

(Время)

1.Что было со стулом много, много лет назад?

2.Что будет с Димой много, много лет вперед?

3.Маша, ты бабушка, тебе 75 лет. Ты у нас Мария Петровна. Что Вы сейчас будете делать? Что Вы будете есть? и т.д.

(Стоимость)

1.У кого дороже избушка у зайца, или у лисы? Почему?

2.Сколько продуктов положить, чтобы получился колобок самый дорогой, самый дешевый? 

Игра: «Назови отличие».

Цельнаучить детей определять роль и место объектов, их роль.

Ход игрыДаны предметы: шкаф, магнитофон, книга, звонок, самолет. Чем эти предметы отличаются от карандаша, собаки, машины, телевизора. Найти как можно больше отличий.

Игра: «Продолжи предложение».

Цельнаучить детей определять роль и место объектов, их роль.

Ход игры: Детям дается задание продолжить предложение:

- В горах нельзя громко кричать потому, что….

- Птицы начали вить гнезда потому, что…..

- Ласточки летают низко потому, что….

- Птицы полетели на юг потому, что…..  

Игра: «Обобщение понятий».

Цель: Развивать мыслительную функцию обобщения для развития творческих возможностей воображения и мышления.

Правила игрыДетям даются карточки, на каждой карточке 4 картинки, 3 из которых нужно объединить в одну группу и дать ей название. Одно понятие, не относящееся к данной группе нужно найти и исключить.

Игра «Что это означает?».

Ход игрыДетям предлагается объяснить понятия:  

- Мальчик как медведь;

- Воспитатель, как грозовая туча;

- Девушка как лебедь;

- Человек как стена;

- Трава, как ковер;

- Лед, как камень;

- Ноги, как вата.

  3. Метод фокальных объектов.

Игра: «Фоторобот».

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игрыдети составляют героя из частей других объектов, героев других сказок.

Усложнениепридуманного героя зарисовать и «отправить» его в новую сказку.  

Игра: «Что это такое?».

Цельразвивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.

Ход игрыберется несколько предметов,  не имеющих четкого применения (коробки, кубики, палочки и т.д.). Чем они могут быть в игре?

Игра: « Изобрести стул».

Цельразвивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

Ход игрыВоспитатель предлагает детям подобрать определения к словам: медведь, волк, лиса, заяц. Далее подставить эти определения к слову «стул».

4. Метод каталога.   

Игра: «Продолжи сказку».

Цельразвивать фантазию, воображение ребенка, его словарный запас.

Ход игры: воспитатель рассказывает детям начало придуманной сказки и просит детей ее продолжить. 

ПримерЖил был маленький гиппопотамчик. Многие звери смеялись над ним, что он такой маленький. Больше всего смеялась одна муха. Среди мух она была самой большой. И вот однажды села она на ветку рядом с гиппопотамчиком и стала его дразнить…..

Игра: «Интересные сказки».

Цельразвивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

Ход игрыВоспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

- как сделать так, чтобы Ваня напился, а козленочком не стал?

- куда нужно положить яйцо, чтобы оно не разбилось?

- как сделать, чтобы лиса не съела колобка?

- как сделать, чтобы медведь Машу сам выгнал?

Игра: «Новая сказка».

Цельразвивать воображение ребенка, его связную и образную речь.   

Ход игрыДетям предлагается по двум картинкам из разных сказок придумать новую сказку (красная шапочка и вертолет и т.д.).  

Игра: «Придумай сказку».

Цельучить детей решению сказочных задач, моделированию новых сказок.  

Ход игрыДетям предлагается придумать сказку на темы: «Стул ожил и пошел гулять», «Ты стал домашним животным» и т.д.

Игра: «Круглые очки».

Цельразвивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

Ход игры: Воспитатель предлагает детям представить, что они одели круглые очки. Это волшебные очки, через которые можно увидеть только круглые вещи. Воспитатель предлагает детям назвать все круглые предметы в комнате.  

Игра: «Почему это произошло?»

Цельразвивать воображение ребенка, его связную и образную речь.    

Ход игрыДетям предлагается составить рассказ на заданные ситуации:

- Во всем доме внезапно погасли все электрические лампы;

- Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга;

- Подойдя к дому можно было увидеть, что все окна распахнуты настежь;

- Внезапно из леса раздалось громкое, протяжное, звериное рычание;

- Из крана вместо воды полился сок;

- Вместо слез, когда ты плачешь, падают деньги.

5. Метод усовершенствования.  

Игра: «Что будет, если?

Ход игрывоспитатель предлагает детям ответить на вопросы:

- Что будет, если изменить форму предмета?;

- Что будет, если изменить материал,  из которого изготовлен предмет?;

- Что будет, если изменить величину?;

- Что будет, если изменить цвет?;

- Что будет, если изменить стоимость предмета?    

6. Метод исследования.

Игра: «Животные».

Ход игрыДетям предлагается выбрать одно животное (собака) и рассказать о нем, как можно больше (какие виды собак бывают, какие свойства у собаки, какие функции выполняет, как влияет на семью и т.д.)

Игра: «Группировка слов».

Ход игрыДетям предлагается назвать как можно больше слов, обозначающих, что может: давить, летать, свистеть и.т.д.  

Игра: «Объяснялки».

Ход игрыДетям предлагается объяснить выражения:

- Золотая середина;

- Золотые руки;

- Козел отпущения;

- Буря в стакане воды;

- Рыльце в пуху;

- А Васька слушает да ест;

- Умывать руки;

- Белая ворона;

- Не все золото, что блестит;

- Не красна изба углами, а красна пирогами;

- Семь раз отмерь, один отрежь;

- Не плюй в колодец, пригодится воды напиться.

Игра: «Узнай объект по описанию».

Ход игры: Детям предлагается узнать объект по описанию:

 

- По снегу покатите - я подрасту,

На костре согреете - я пропаду.

(снежный ком).

- Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке,

Тут жильцы бумажные

И ужасно важные.

(портфель).  

- Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него-

И не будет ничего.

(одуванчик).  

- Очень любят дети

Холодок в пакете

Холодок-холодок,  

Дай лизнуть еще разок.

(мороженое).  

- Нагнут меня ребятки

Дождь пойдет на грядке.

(лейка).  

- В этом домике жильцы

Все умелые пловцы

Что за дом у них такой

До краев налит водой.

(аквариум).  

- Маленькое, сдобное

Колечко съедобное,

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем.

(бублик).

7. Игры на воображение (выявление художественных способностей).

Игра: «Кляксы».

Ход игрыЛист бумаги на нем клякса, его сгибают несколько раз. Затем рассматривают, на что похоже.

Игра: «Наскальные рисунки».

Ход игрыРебенок должен зарисовать значками понятие или явление: зима, бабушка, лето, новый год и т.д. Чем яснее выражено понятие или явление в рисунке, тем выше уровень воображения и восприятия у ребенка.

Игра: «Волшебный листок».

Ход игрыДетям предлагаются листки с нарисованными геометрическими фигурами, на каждом разные, но одной формы (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал). Дорисовать, чтобы получился оконченный рисунок.

Игры на воображение.  

Игра: «В мире животных».

Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.

Ход игрыдетям дается задание показать мимикой и жестами животных: слон, жираф, верблюд, обезьяна и т.д.

Игра: «Скульптура».

Цельдать детям почувствовать уверенность в своих силах.

Ход игры:  

1 вариантДети разбиваются на пары. 1-скульптор, 2-скульптура. Задача скульптора мелкими движениями сделать какую-то скульптуру.

2 вариант. Скульптор -1 ребенок. Скульптуры - несколько детей.

Игра: «Замороженный».

Ход игрыГруппа ребят разбита на пары, в паре - замороженный. Задача - другого рассмешить, используя мимику и жесты.

Игра: «На что похоже?»

Ход игры: Вырезать и раскрасить геометрические фигуры. Дети должны ответить: на что похоже: желтый кружок (яйцо, цыпленок, солнце, репка, яблоко и т.д.).

 8. Метод моделирования маленькими человечками.

Цель: Объяснить детям связь между живой природой и человеком.  

Ход игры: Детям предлагаются схемы изображения маленьких человечек: человечки держатся за руки - твердые тела; человечки касаются только локтями - жидкости; человечки бегают - дым, пар. Далее детям предлагается сравнить человека и дерево, найти общее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по технологии ТРИЗ для детей 3-4 лет

: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.Д...

Картотека игр по технологии ТРИЗ Г.С.Альтшуллера

Не так давно начала свое знакомство с этой технологией. Стала использовать игры в своей практике, применяя их во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти...

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Современные родители и педагоги ставят перед собой задачу развивать ребенка в первую очередь творчески. Огромное внимание уделяется развитию таких способностей. Поэтому нередко можно встретить воспита...

Картотека игр по технологии ТРИЗ

Картотека игр по технологии ТРИЗОсновная концепция методики Изначально Генрих Альтшуллер разработал свою теорию для решения технических и инженерных задач. Однако со временем основные принципы перекоч...

Картотека игр по технологии триз.

Игры по технологии триз....

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста»

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ  для детей дошкольного возраста»...

Картотека "Игры по технологии ТРИЗ для детей дошкольного возраста".

Очень любим играть с детьми в игры по технологии ТРИЗ. Игры по технологии ТРИЗ развивают смекалку, логику, воображение; тренируют память и внимание....