Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
консультация по развитию речи
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста с ОВЗ
«Учите ребенка, каким - нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
К. Д. Ушинский
За последние десятилетия резко возросла речевая патология детей школьного возраста. Острота проблемы состоит в том, что у детей с недостаточно сформированной устной речью отсутствует готовность к началу школьного обучения.
Одна из актуальных задач дошкольного воспитания - развитие речевой компетентности детей, то есть умение решать задачи, связанные с использованием речи как средства общения.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.
Выделим четыре, на мой взгляд, проблемы в речи детей дошкольного возраста:
1. Речь односложная, состоящая лишь из простых предложений.
2.Неспособность детей грамматически правильно построить предложение.
3.Бедность речи.
4.Недостаточный словарный запас.
Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения для них был интересным, занимательным, развивающим.
В своей коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи мы используем приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие –речи.
Мнемотехника помогает развивать:
- Ассоциативное мышление;
- Зрительную и слуховую память;
- Зрительное и слуховое внимание;
- Воображение.
В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. - блоками-квадратами, Болыпева Т. В. - коллажем, Ефименкова Л. Н - схемой составления рассказа.
Особое место в работе с детьми в этом направлении занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей, эффективность их использования в развитии связной речи детей подтверждена многочисленными исследованиями.
Так, на первом этапе использования приемов мнемотехники вводятся отдельные условные обозначения; далее – мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Работа с такими таблицами строится по принципу «от простого к сложному»:
Для младшего и среднего возраста:
1.Рассматривание таблиц и разбор, изображённых на ней символов.
2.Преобразование символов в образы.
3. Пересказ при помощи символов.
Старшим дошкольникам даётся усложнение:
4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
5. Таблица воспроизводится ребенком при ее показе ему.
Структура мнемотехники:
Мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы.
Методические требования к мнемотаблицам
(при описании предмета):
Лист бумаги (чаще используем формат А4), который разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).
- Цвет: нарисованы цветные кляксы.
-Форма: изображены различные геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.
-Величина: нарисованы два предмета одинаковые по величине.
-Материалы: наклеены прямоугольники одинакового размера из фоамирана, пластмассы, плёнки или наклеиваются кусочки ткани (шерсть, шёлк, ситец…).
-Части предмета: (игрушек, транспорт, посуды и др.) части предмета находятся на небольшом расстоянии друг от друга.
-Действия с предметом: изображена кисть руки с развёрнутыми пальцами.
Алгоритм при разучивании стихотворений:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Алгоритм при пересказе:
1. Чтение взрослым текста;
2.Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию:
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
К концу подготовительной группы дети с тяжелыми нарушениями речи уверенно пользуются схемами, самостоятельно зарисовывают опыты и результаты наблюдений, составляют наглядные планы рассказов.
Считаем, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Список литературы
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
3. Выгодский Л.С. Мышление и речь. 5-е издание, исправленное. Издательство «Лабиринт», М. 1999 С. 352
4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов. 6.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...
Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста
Материал для воспитателей дошкольных учреждений...
Брошюра "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"
В помощь логопеду!...
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...
Использование мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
В помощь детям для разучивания стихов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте, потому что дошкольный период – это возраст наглядных форм сознания (прежде всего это различные наглядные модели, иллюстрации, с...
Статья "Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста"
Статья "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста"...