Картотека игр для развития артикуляционного праксиса и мелких мышц пальцев рук.
картотека по развитию речи (старшая группа)
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Пальчиковая гимнастика - массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Такая гимнастика позволяет: улучшить координацию; переключать внимание с одного вида деятельности на другой; согласовывать речь и движения.
Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие артикуляции и мелкой моторики детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для развития артикуляционного праксиса и мелких мышц пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.
Пальчиковая гимнастика - массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Такая гимнастика позволяет: улучшить координацию; переключать внимание с одного вида деятельности на другой; согласовывать речь и движения.
Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие артикуляции и мелкой моторики детей.
Развитие артикуляционного аппарата.
1.На шарах больших, воздушных
Полететь туда нам нужно,
Предстоит нам путь далекий –
Посильней раздуем щеки! (АУ «Толстячок)
Ой! Шарики сдуваются,
На землю опускаются. (АУ «Худышка»)
Ловко сядем на коней,
В путь отправимся скорей. (АУ «Лошадки»)
Пруд широкий перед нами.
Плот большой построим сами. (АУ «Широкий язычок»)
На волнах качаясь, плот
Очень медленно плывет (АУ «Плот»)
Сядем в лодочку – на ней
Поплывем мы побыстрей. (АУ «Чашечка»)
Вышли на берег. И вот
Паровоз гудок дает: «У-у-у…»
А вагончики спешат,
Их колесики стучат: «Т-т-т…»
Остановка впереди.
Из вагона выходи.
2. Язычок похож на лист,
Что на веточке повис,
Он, как листок березки,
Широкий, мягкий, плоский…(АУ «Широкий язычок»
Прыгают по мягким листьям
Зайцы, белочки и лисы (АУ «Накажем непослушный язычок)
Листья высохли, свернулись,
Краешки их вверх загнулись (АУ «Чашечка)
В лужах листья там и тут,
Словно лодочки плывут (АУ «Саночки»)
Развитие мелких мышц пальцев рук.
- Входим узкою тропой
В лес волшебный, звуковой. («Шагать» по столу указательными и средними пальцами рук)
Здесь стоит тишина,
Но обманчива она. (Поднести ладонь к уху, прислушаться)
Ты постой. Послушай.
Вот птичка ранняя поет («Птица» - помахать скрещенными кистями рук – «крыльями»)
Ветерок кусты качает («Кусты» - поставить ладони вертикально, основаниями на стол и пошевелить пальцами – «ветками»)
И в ветках берез играет. («Деревья» - поставить локти на стол и пошевелить пальцами – ветками»)
Слышишь, он шумит в листве?
Вот змея ползет в траве («Змея» - делать рукой разнообразные движения)
Дятел весело стучит. («Дерево» - одну руку поставить на локоть и растопырить пальцы – ветки. «Дятел» - постучать указательным пальцем свободной руки по «столу дерева»)
Заяц от лисы бежит. («Заяц» - поднять вверх указательный и средний пальцами – «заячьи ушки» и двигать «зайчиком» вверх
- вниз, имитируя его прыжки)
Лес шумит, шуршит, поет,
Шепчет, шелестит…- живет! (Поднести ладонь к уху, прислушаться).
- В листьях прячутся жуки («Жуки»- положить кулаки на стол, вытянув вперед указательные пальцы и мизинцы)
Чинят сети пауки. («Паутина» - скрестить растопыренные пальцы рук «решеткой»
Птицы гнезда вьют в листве («Гнездо» - сделать ладонями кольцо, соединив пальцы обеих рук)
Мышки бегают в траве («Мышки» - соединить пальцы щепотками и поводить ими по столу»)
Под кустами еж ползет («Еж» - поставить ладонь вертикально и растопырить пальцы – иглы»)
На себе грибок везет («Гриб» - одну ладонь поставить вертикально – это
«ножка гриба», а другую ладонь наложить сверху – это «шляпка»).
Заяц от лисы бежит («Ушки зайчика» - зажать пальцы в кулак и выставить указательный и средний пальцы вверх. Двигать «зайчиком» вверх – вниз – «скакать»)
Дятел дерево долбит («Дерево» - поставить локоть одной руки на стол, пальцы растопырить. «Клюв дятла» - указательным пальцем другой руки стучать по «дереву»)
Веточки колышутся, шорох листьев слышится: «Ш-Ш-Ш». («Деревья» - поставить локти на стол и шевелить пальцами – ветками).
Литература: Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков: Курс коррекции произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Практическое пособие для логопедов. – М.: Вентана-Граф, 2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Графические диктанты – один из способов развития пространственного воображения и мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.
Рисование по клеточкам очень увлекательное занятие. Графические диктанты позволяют подготовить руку ребенка к письму, обучают ориентироваться в клеточках, развивают умние слушать словесные инструкци....
Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста
Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста...
Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)
Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1. «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...
Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев для развития речи младших дошкольников
Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий...
Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»
Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средст...
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного праксиса»
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые...
Консультация для родителей «Развитие артикуляционного праксиса»
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые...