Картотека игр для развития артикуляционного праксиса и мелких мышц пальцев рук.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Гилева Ольга Петровна

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Пальчиковая гимнастика - массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Такая гимнастика позволяет: улучшить координацию; переключать внимание с одного вида деятельности на другой; согласовывать речь и движения.

Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие артикуляции и мелкой моторики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnyh_uprazhneniy.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр для развития артикуляционного праксиса и мелких мышц пальцев рук.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки языка, губ, щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое и правильное произношение звуков и слов. Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи, увеличивают силу их движений, а также помогают ребенку запомнить правильное положение языка и губ. С помощью артикуляционной гимнастики формируется правильное «автоматическое» произношение.

Пальчиковая гимнастика - массаж и гимнастика для пальчиков ребенка, что напрямую положительно действует на умственное развитие малыша. При этом манипуляции проводятся под рифмовки, игры и сопровождаются движениями всего тела. Такая гимнастика позволяет: улучшить координацию; переключать внимание с одного вида деятельности на другой; согласовывать речь и движения.

Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие артикуляции и мелкой моторики детей.

Развитие артикуляционного аппарата.

1.На шарах больших, воздушных

Полететь туда нам нужно,

Предстоит нам путь далекий –

Посильней раздуем щеки! (АУ «Толстячок)

Ой! Шарики сдуваются,

На землю опускаются. (АУ «Худышка»)

Ловко сядем на коней,

В путь отправимся скорей. (АУ «Лошадки»)

Пруд широкий перед нами.

Плот большой построим сами. (АУ «Широкий язычок»)

На волнах качаясь, плот

Очень медленно плывет (АУ «Плот»)

Сядем в лодочку – на ней

Поплывем мы побыстрей. (АУ «Чашечка»)

Вышли на берег. И вот

Паровоз гудок дает: «У-у-у…»

А вагончики спешат,

Их колесики стучат: «Т-т-т…»

Остановка впереди.

Из вагона выходи.

2. Язычок похож на лист,

Что на веточке повис,

Он, как листок березки,

Широкий, мягкий, плоский…(АУ «Широкий язычок»

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы (АУ «Накажем непослушный язычок)

Листья высохли, свернулись,

Краешки их вверх загнулись (АУ «Чашечка)

В лужах листья там и тут,

Словно лодочки плывут (АУ «Саночки»)

Развитие мелких мышц пальцев рук.

  1. Входим узкою тропой

В лес волшебный, звуковой. («Шагать» по столу указательными и средними пальцами рук)

Здесь стоит тишина,

Но обманчива она. (Поднести ладонь к уху, прислушаться)

Ты постой. Послушай.

Вот птичка ранняя поет («Птица» - помахать скрещенными кистями рук – «крыльями»)

Ветерок кусты качает («Кусты» - поставить ладони вертикально, основаниями на стол и пошевелить пальцами – «ветками»)

И в ветках берез играет. («Деревья» - поставить локти на стол и пошевелить пальцами – ветками»)

Слышишь, он шумит в листве?

Вот змея ползет в траве («Змея» - делать рукой разнообразные движения)

Дятел весело стучит. («Дерево» - одну руку поставить на локоть и растопырить пальцы – ветки. «Дятел» - постучать указательным пальцем свободной руки по «столу дерева»)

Заяц от лисы бежит. («Заяц» - поднять вверх указательный и средний пальцами – «заячьи ушки» и двигать «зайчиком» вверх

- вниз, имитируя его прыжки)

Лес шумит, шуршит, поет,

Шепчет, шелестит…- живет! (Поднести ладонь к уху, прислушаться).

  1. В листьях прячутся жуки («Жуки»- положить кулаки на стол, вытянув вперед указательные пальцы и мизинцы)

Чинят сети пауки. («Паутина» - скрестить растопыренные пальцы рук «решеткой»

Птицы гнезда вьют в листве («Гнездо» - сделать ладонями кольцо, соединив пальцы обеих рук)

Мышки бегают в траве («Мышки» - соединить пальцы щепотками и поводить ими по столу»)

Под кустами еж ползет («Еж» - поставить ладонь вертикально и растопырить пальцы – иглы»)

На себе грибок везет («Гриб» - одну ладонь поставить вертикально – это

    «ножка гриба», а другую ладонь наложить сверху – это «шляпка»).

   

  Заяц от лисы бежит («Ушки зайчика» - зажать пальцы в кулак и выставить   указательный и средний пальцы вверх. Двигать «зайчиком» вверх – вниз – «скакать»)

Дятел дерево долбит («Дерево» - поставить локоть одной руки на стол, пальцы растопырить. «Клюв дятла» - указательным пальцем другой руки стучать по «дереву»)

Веточки колышутся, шорох листьев слышится: «Ш-Ш-Ш».  («Деревья» - поставить локти на стол и шевелить пальцами – ветками).

Литература: Лебедева И.Л. Тайны шипящих звуков: Курс коррекции произношения звуков Ш, Ж, Ч, Щ. Практическое пособие для логопедов. – М.: Вентана-Граф, 2008г

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические диктанты – один из способов развития пространственного воображения и мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста.

Рисование по клеточкам очень увлекательное занятие. Графические диктанты позволяют подготовить руку ребенка к письму, обучают ориентироваться в клеточках, развивают умние слушать словесные инструкци....

Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста

Развитие и тренировка мелких мышц пальцев рук – одно из важнейших направлений развития детей дошкольного возраста...

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Значение развития движений рук и мелкой моторики пальцев для развития речи младших дошкольников

Существуют специальные упражнения для развития подражания движениям рук и мелкой моторики пальцев. Такие игры стали особенно популярны в последнее время. Предлагается разнообразный выбор книг, пособий...

Мастер – класс: «Использование статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса у дошкольников»

     Цель мастер-класса: Повышение уровня знаний педагогов по использованию статико-динамических упражнений для развития артикуляционного праксиса, как одно из современных средст...

Консультация для родителей «Развитие артикуляционного праксиса»

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые...

Консультация для родителей «Развитие артикуляционного праксиса»

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые...