Картотека дидактических игр по речевому развитию.
картотека по развитию речи (средняя группа)
Данный материал будет интресен педагогам дошкольного образования. Дидактические игры по речевому развитию составлены в соответствии с программным содержанием и ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по речевому развитию
в средней группе
компенсирующей направленности
«Кто как разговаривает?»
Цель: создание условий для расширения словарного запаса, развития быстроты реакции.
Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает.
Вариант 2. Педагог бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.
«Кто где живёт?»
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о жилищах животных, насекомых. Закрепления употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, отвечает.
Вариант 1. Педагог:
– Дети: Кто живёт в дупле?
-Белка.
- Кто живёт в скворечнике?
-Скворцы.
- Кто живёт в гнезде
-Птицы.
- Кто живёт в будке?
-Собака. Кто живёт в улье?
-Пчёлы
- Кто живёт в норе?
-Лиса.
- Кто живёт в логове?
-Волк.
- Кто живёт в берлоге?
-Медведь.
Вариант 2. Педагог: дети, где живёт медведь?
-В берлоге.
- Где живёт волк?
-В логове.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
«Подскажи словечко»
Цель: создание условий для развития мышления, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает:
– Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
– Сорока стрекочет. Примеры вопросов:
– Сова летает, а кролик?
– Корова ест сено, а лиса?
– Крот роет норки, а сорока?
– Петух кукарекает, а курица?
– Лягушка квакает, а лошадь?
– У коровы телёнок, а у овцы?
– У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
«Кто как передвигается?»
Цель: создание условий для обогащения глагольного словаря детей, развития мышления, внимания, воображения, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. педагог:
-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт, спит, лает, служит (кошка, мышка…)
«Горячий – холодный»
Цель: создание условий для закрепления в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением. педагог:
- Горячий - холодный
- Хороший - плохой
- Умный – глупый
- Весёлый - грустный
- Острый - тупой
- Гладкий - шероховатый
«Что происходит в природе?»
Цель: создание условий для закрепления употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» педагог:
-Дети: Солнце – что делает?
-Светит, греет. Ручьи – что делают?
-Бегут, журчат. Снег – что делает?
-Темнеет, тает. Птицы – что делают?
-Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что делает?
-Звенит, капает. Медведь – что делает
-Просыпается, вылезает из берлоги.
«Кто может совершать эти действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. Педагог: идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
«Из чего сделано?»
Цель: создание условий для закрепления в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». Педагог:
-Дети: Рукавички из меха – меховые. Таз из меди - медный. Ваза из хрусталя -хрустальная. Рукавички из шерсти-шерстяные
«Разложи по полочкам»
Цель: создание условий для умения ориентироваться в пространстве.
Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.
«Кто кем был?»
Цель: создание условий для развития мышления, расширения словаря, закрепления падежных окончаний.
Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом. Хлеб – мукой. Лошадь – жеребёнком. Шкаф – доской. Корова – телёнком. Велосипед – железом. Дуб – жёлудем. Рубашка – тканью. Рыба – икринкой. Ботинки – кожей. Дом – кирпичом. Лягушка – головастиком. Сильный – слабым. Бабочка – гусеницей. Взрослый – ребёнком.
«Какой овощ?»
Цель: создание условий для развития тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»
«Что звучит?»
Цель: создание условий для развития слухового внимания и наблюдательности.
Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.
«Чего не стало?»
Цель: создание условий для развития внимания и наблюдательности.
Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ.
«Лови да бросай – цвета называй»
Цель: создание условий для подбора существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепления названий основных цветов, развития воображения у детей.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. педагог: красный - мак, огонь, флаг. Оранжевый -апельсин, морковь, заря .Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа. Зелёный-огурец, трава, лес. Голубой -небо, лёд, незабудки. Синий - колокольчик, море, небо. Фиолетовый -слива, сирень, сумерки .
«Чья голова?»
Цель: создание условий для расширения словаря детей за счёт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья». Например: У рыси голова – рысья. У рыбы – рыбья. У кошки – кошачья. У сороки – сорочья. У лошади – лошадиная. У орла – орлиная. У верблюда – верблюжья.
«Четвёртый лишний»
Цель: создание условий для закрепления умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.
«Один – много»
Цель: создание условий для закрепления в речи детей различных типов окончаний имён существительных.
Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы. Стул – стулья. Гора – горы. лист – листья. Дом – дома. Носок – носки. Глаз – глаза. Кусок – куски. День – дни. Прыжок – прыжки. Сон – сны. Гусёнок – гусята. Лоб – лбы. Тигрёнок – тигрята.
«Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного словаря.
Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
«Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
«Что бывает круглым?»
Цель: создание условий для расширения словаря детей за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)
«Хорошо – плохо»
Цель: создание условий для знакомства детей с противоречиями окружающего мира, развития связной речи, воображения.
Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети:Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
«Близко-далеко»
Цель: создание условий для развития слухового внимания, остроты слуха.
Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или малень
«Назови ласково»
Цель: создание условий для закрепления умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свеколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.
«Весёлый счет»
Цель: создание условий для закрепления в речи детей согласования существительных с числительными.
Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол – пять столов. Один слон – пять слонов. Один журавль – пять журавлей. Один лебедь – пять лебедей. Одна гайка – пять гаек. Одна шишка – пять шишек. Один гусёнок – пять гусят. Один цыплёнок – пять цыплят. Один заяц – пять зайцев. Одна шапка – пять шапок .Одна банка – пять банок.
«Угадай, кто позвал?»
Цель: создание условий для развития умения различать по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.
Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого указывает педагог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Картотека дидактических игр для речевого развития детей старшей группы".
Этапы проведения дидактических игр для речевого развития детей в старшей группе....

Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова.
Картотека дидактических игр по речевому развитию на развитие понимания смысловой стороны слова...
Картотека дидактических игр для речевого развития в старшей группе.
Дидактические игры для речевого развития в старшей группе....
Картотека дидактических игр по речевому развитию для средней группы
Картотека дидактических игр по речевому развитию для детей средней группы ...

Картотека дидактических игр по речевому развитию
Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)...

Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию
Картотека дидактических игр по речевому развитию развитию...