Конспект по развитию речи в средней группе "Весна"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Закреплять представление о признаках весны, выявлять простейшие причинно-следственные связи. Расширять словарь за счёт имен существительных.Развивать общую моторику,речевое дыхание, слуховое, зрительное внимание, память, мышление.Воспитывать бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe_vesna.docx | 25.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Весна» в средней группе.
Цель : обогащать словарь по лексической теме “Весна”.
Задачи:
-Закреплять знания о признаках весны; выявлять простейшие причинно-следственные связи; формировать умение образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; расширять словарь за счет имен существительных – названий детенышей диких животных (медвежонок, лисята, зайчата, бельчата, волчата).
-Развивать общую и мелкую моторику, речевое дыхание, слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Беседы, составление описательных рассказов о весне, наблюдение сезонных изменениях в природе, чтение художественной литературы о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, слушание звуков природы (журчание ручья, капель, пение птиц, звуки леса и т.д.), заучивание стихотворений о весне, загадывание загадок.
Дать представление детям об изменениях в жизни диких животных весной, о перелетных птицах, используя беседы, картинки, различные игры: “Отгадаем и расскажем”, “Где же детки?”, “Узнаем маму”, “Мамы и дети”, “Отгадай по описанию” и др.
Разучивание подвижных игр, чистоговорок.
Оборудование: картинки, с изображением характерных признаков весны, игрушки: большой и маленький медведи, картинки с изображением диких животных и их детенышей, звукозапись “голоса птиц”, кукла с наборами зимней и весенней одежды, скворечник, заготовки - ладошки-лучики,
1.Организационный момент.
В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не обычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг - друга и наших дорогих гостей словами:
Доброе утро, скорей проснитесь, солнцу шире улыбнитесь!
Надеюсь, что сегодня вы будете внимательными, дружными и активными.
Ребята, о чём будем беседовать на занятии, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?
Дети: Весной!
В: Правильно! Сегодня мы поговорим о весне.
Весна - это самое красивое время года. Поэты и художники тоже воспевали весну в своих произведениях. Вот послушайте стихотворение А. Плещеева:
Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала!
В: Ребята, а вы знаете стихи о весне, кто расскажет?
Стихотворение И. Токмаковой «Весна»:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
В: Молодцы!
В: Ребята, а какие весенние месяцы вы знаете?
Пришла весна и каждый рад
Спешит весна и месяц ---------(март)
За ним другой стучится в дверь
Он называется---------(апрель)
И третий месяц вспоминай
Как называется он--------(май)
В: Саша, ещё раз назови три весенних месяца.
Дети: Март, апрель, май.
В: Правильно!
(Приходит в гости кукла Маша.)
В: Ребята, вы заметили к нам ещё одна маленькая гостья заглянула?
Кто же это? Да, конечно, вы узнали- это же кукла Маша. Она собралась на прогулку. Как вы думаете, правильно ли она одета?
Дети: Нет, она надела зимнюю одежду.
В: Ребята, Маша пока не знает, как правильно одеваться весной, потому что, она родилась осенью, а весну ещё ни разу не видела.
Вот и не знает ничего о весне-красавице.
Расскажем ей о весне? Хорошо! А ты, Маша, посиди и внимательно слушай детей.
А вы сами весну с зимой не перепутаете? Давайте проверим.
2)Развитие умения подбирать антонимы.
Зима ушла, а весна -…….(пришла).
Зима холодная, а весна -……(тёплая).
Зимой солнце светит, а весной -……(греет).
Зимой сугробы высокие, а весной -……..(низкие)
Зимой надевают шубы, а весной - ……….(куртки)
В: Всё правильно ответили, молодцы! Видишь, МАШЕНЬКА, как много знают наши дети.
2. Актуализация лексики по теме «Весна»
Работа по картинкам, развитие связной речи.
В: Ребята, скажите пожалуйста, а ещё какие изменения в природе подсказывают нам, что наступила весна. Посмотрите, пожалуйста в окно. Что же там так весело нам улыбается?
В: Конечно, же, солнышко!
Вот и кончилась зима.
Радуйтесь, пришла весна!
Первым солнышко проснулось,
добрым людям улыбнулось
Солнышко светит всё ярче и ярче.
Балует нас своими тёплыми, нежными лучиками.
В: Ребята, а давайте с вами сделаем солнечную зарядку.
Что выше леса? (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)
Что ярче света? (руки вытягиваем вперед)
Быть может солнце в сердце этом? (Руки на грудь, слушаем, как стучит сердце, и касаемся друг друга ладошками).
Весеннее солнце такое же доброе, как наши сердца! У нас в группе своё солнышко, оно даёт нам тепло, а давайте, ребята, мы тоже подарим солнышку частичку своего тепла, подарим лучики, которые мы приготовили из ладошек. И при этом его красиво назовём. Чтобы оно согревало нас еще больше. Какое же у нас солнышко?
Дети: Яркое, ласковое, доброе, тёплоё, жёлтое, круглое, ласковое, радостное, весёлое, румяное, лучистое, жаркое, доброе, весеннее, любимое, нежное, большое, светлое.( Дети добавляют лучики – ладошки к заготовке из картона, подбирая прилагательные)
В: Вот какое солнышко у нас получилось, и в группе стало ещё ярче и теплее.
В: Ребята, весна украшает все вокруг. Не забывает она и про наши дома.
А как же она это делает - отгадайте!
-С крыши вниз свисает
Острая рогулька.
Капли вниз бросает
Мокрая…
-Сосулька!
-Ещё одна примета - появляются сосульки.
А когда пригревает солнышко, сосульки начинают таять, падают капли кап-кап-кап. Начинается капель. Повторяем:
Дети: Кап-кап-кап!
Капает капель
В: А что ещё происходит, когда греет солнышко весной?
Тает снег.
Тают весело снега,
Вместо улицы – река.
-Расстаял снег, появились проталины
В: А что же это ?
Дети: ПРОТАЛИНА - это- место, где стаял снег и открылась земля
В: На проталинах появляются первые цветочки .
Их называют подснежниками. Ребята, подснежник-это первый вестник весны.
Какие они красивые. Многие люди хотят, что бы такая красота была у них дома и рвут цветы. А скажите, подснежники можно рвать?
Дети: Нет.
В: Почему?
Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты
Если мы сорвем цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
В: Если увидите подснежник в лесу, не срывайте его. Он занесён в красную книгу. Это редкое и охраняемое растение.
”
В: Ребята, а вы хотели бы стать весенними цветами – подснежниками.
В: Сейчас свершится чудесное превращение. Влево – вправо повернись и в подснежник превратись.( Физминутка «Подснежники просыпаются»)
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись, | Встают протирают глазки |
В: А во что превращается растаявший снег?
Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый
Дети: ручей !
В: А что можно делать на улице, когда текут ручейки?
Дети: Пускать кораблики, лодочки.
В: Я знаю, вы тоже любите лодочки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков «Покачай лодку».
Долго лодочку качало. –Кисти рук влево- вправо.
Ветер стих и лодка встала. –Руки ладонями вверх, пальцы лодочкой.
В: А как меняются деревья?
— На деревьях и кустарниках набухают почки. А как это происходит, мы с вами наблюдали в группе. (Подходим к веткам в вазе.)
Солнце стало ярче греть,
Вот набухли почки,
Скоро уж появятся
Нежные листочки.
В: Только у нас почки набухли почему-то гораздо быстрее. Почему, как вы думаете?
Дети: потому что в группе теплее, чем на улице.
В: Правильно, поэтому и зимой все деревья и кустарники спят, а с наступлением весны начинают просыпаться.
В: Весна приводит за собой своих друзей, возвращаются перелётные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетают в теплые края.
В: А какие птицы прилетают первыми:
Дети: Грачи, скворцы.
В: Он в черной одежде,
Но все – таки врач.
Спасает поля
От вредителей грач
В: А что же в это время происходит в лесу? Звери просыпаются и у зверей появляются детеныши.
В: Ребята, когда снег совсем - совсем растает, что же тогда появится?
Дети: Травка.
В: Травка какая?
Дети: Зелёная, нежная, маленькая.
В: По весенней травке гуляет весенний ветерок. Он ещё очень слабенький. Давайте поможем ветерку. (Дети дуют на ладошку- развитие речевого дыхания).
В: Как шумит ветерок?
Дети: Ш-ш-ш
В: А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат?
Дети: Ж-ж-ж.
В: А как вы думаете, где может быть медведь весной?
Дети: Спит, не проснулся ещё от зимней спячки.
В: Весна давно пришла! А медведь до сих пор спит ещё в берлоге! Давайте-ка разбудим его.
Чистоговорка «Весна пришла»
Ла-ла– ла к на весна пришла. | Хлопают в ладоши. |
Игра “Мама и детеныш”
В: Медведь зашевелился! Да, это не медведь, а медведица с медвежонком. Медвежонок у медведицы родился зимой. Давайте рассмотрим медведицу с медвежонком.
В: Где здесь мама, а где ее детеныш? Как вы поняли?
Дети: Мама большая, детеныш маленький.
В: Правильно. Теперь я буду называть, что есть у медведицы, а вы, что есть у медвежонка.
У медведицы глаза, а у медвежонка глазки.
У медведицы нос, а у медвежонка носик.
У медведицы уши, а у медвежонка ушки.
У медведицы лапы, а у медвежонка лапки.
У медведицы хвост, а у медвежонка хвостик.
У медведицы спина, а у медвежонка спинка.
У медведицы живот, а у медвежонка животик.
Игра “У кого кто родился?» Работа ко картине.
В: Ребята, не только у медведицы появились детеныши, но и у других лесных зверей весной появляются дети. Воспитатель обращает внимание детей на картинки с изображение животных и детенышей.
В: Назовите, у кого кто появился.
Дети называют животных и их детенышей.
(У лисицы лисята. У зайчихи зайчата. У волчицы волчата. У белки бельчата.)
-В: Молодцы, все сегодня хорошо поработали. Я предлагаю вам сейчас нарисовать весну и подарить рисунки Маше, чтобы она никогда не забыла это прекрасное время года. А чтобы к вам пришло вдохновение я предлагаю послушать голоса птиц.
Слушание аудиозаписи со звуками птиц.
(Дети рисуют весну)
Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.
В: Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
Дети: О весне.
В: Какие весенние месяцы вы знаете?
Д: Март, апрель, май.
В: Давайте составим рассказ о весне по этой картине.
Дети: Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран. Дети пускают кораблики и вешают скворечники. Весну все любят.
В: Ребята, как вы думаете, МАША теперь знает, что такое весна?
Д: Да!
В: Я тоже надеюсь, что мы помогли МАШЕ. А я ещё хочу ей подарить вот такую курточку и шапочку, чтобы она немедленно поменяла свою зимнюю одежду.
В: Давайте всем скажем до свидания , до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи в средней группе "Кошка с котятами"
Открытое занятие для родителей и коллег. Использовала интерактивную доску и слайды. Очень понравилось....
"Предметы личной гигиены" план - конспект по развитию речи для средней группы
план - конспект по развитию речи для средней группы "Предметы личной гигиены"...
Конспект по развитию речи в средней группе. "Осень".
Конспект по развитию речи на тему: "Осень"....
КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»
Предварительная работа. Поговорите с детьми о смене сезонов года и продемонстрируйте это на пособии-часах «Времена года». Обратите внимание детей на то, что зимой на деревьях нет листьев. Весной...
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе. Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬ
Конспект НОД «Развитие речи» в средней группе.Тема: Звуковая культура речи: звук Р, РЬЦель: упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука Р изолированно в чистоговорках, в ...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь»...
Конспект по развитию речи в средней группе 4-5 лет. Тема: «Звуковая культура речи: звук з-зь ».
Цель: Упражнять детей в произношении изолированного звука «З» (в слогах, словах); учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками «З», «зь...