картотека чистоговорок
картотека по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ЧИСТОГОВОРОК
Данный материал предназначен для работы с детьми старшего дошкольного Чистоговорки помогут, закрепить правильное произношение звуков у детей, развить у них чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые
грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.
« РАННЯЯ ОСЕНЬ. УБОРКА ХЛЕБА» АЯ – АЯ – АЯ – осень золотая АДЫ – АДЫ – АДЫ - осени мы рады ША – ША – ША - наша осень хороша ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - в огородах урожай ЖАЙ – ЖАЙ – ЖАЙ - будет хлеба урожай ЖИ – ЖИ – ЖИ – вот колосья ржи РУ – РУ – РУ - я колосья соберу ОП – ОП – ОП – вот пшеницы сноп ПЫ – ПЫ – ПЫ – завязали мы снопы КА – КА – КА - белая мука ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ – потрудились хлеборобы ЯХ – ЯХ – ЯХ - много хлеба на полях ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – убирают всю пшеницу ХА – ХА – ХА – землю вспашет нам соха РИСТ – РИСТ – РИСТ – в поле тракторист АТЬ – АТЬ – АТЬ – поле будет отдыхать | «САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ» ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты АД – АД – АД - вот фруктовый сад ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст АДА – АДА – АДА – гроздья винограда ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья |
«ОГОРОД. ОВОЩИ» ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки УК – УК – УК - собираем лук ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок | «ЛЕС. КУСТАРНИКИ. ДЕРЕВЬЯ. ЛИСТЬЯ. » СУ – СУ – СУ - погуляем мы в лесу АТЬ – АТЬ – АТЬ – в лесу легко дышать АТЬ – АТЬ – АТЬ - лес нам надо охранять ОЩА-ОЩА-ОЩА - берёзовая роща ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – много веток у берёзы ОЛ-ОЛ-ОЛ - у берёзы белый ствол СИНА – СИНА – СИНА - вот дрожит осина НА-НА-НА- высокая сосна СНА-СНА-СНА - пахучая сосна |
ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная | НЫ – НЫ – НЫ – шишки у сосны |
морковка | БЫ – БЫ – БЫ – коренастые дубы |
ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький | ХА – ХА – ХА - тонкая ольха |
чесночок | РЕНЬ – РЕНЬ – РЕНЬ – ароматная сирень |
РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец | УСТ – УСТ – УСТ – боярышника куст |
АН – АН – АН - спелый баклажан | ИН – ИН – ИН – маленький жасмин |
СОН – СОН – СОН – вкусный | ИНА – ИНА- ИНА – тонкая рябина |
патиссон | ТВА – ТВА – ТВА - мягкая листва |
АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам | АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем листья |
ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи | собирать |
полезны | АЗУ – АЗУ – АЗУ - лист поставим в вазу |
АТ – АТ – АТ - из овощей салат | АНА – АНА – АНА – листики каштана |
ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – | ШУ – ШУ – ШУ - листик с клена засушу |
клубеньки картошки | ВЫ – ВЫ – ВЫ - все деревья без листвы |
ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в | РА – РА – РА – на стволе кора |
земле картошка | ОРНИ – ОРНИ – ОРНИ – у деревьев |
ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем | корни |
мы картошку | |
ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу | |
овощей | |
ЛЕСНЫЕ ЯГОДЫ. | ГРИБЫ |
ИКА – ИКА – ИКА - поспевает | ПЯТА – ПЯТА – ПЯТА - на пеньке опята |
голубика | ВИК – ВИК – ВИК - вырос боровик |
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ - аромат | ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - мокрые маслята |
малины | БЫ – БЫ – БЫ - белые грибы |
ИКУ – ИКУ – ИКУ - ищем костянику | ОЙ – ОЙ – ОЙ - грибочек под сосной |
ИКУ-ИКУ-ИКУ- собираем голубику | ОР – ОР – ОР - конопатый мухомор |
ИКУ – ИКУ – ИКУ - собираем | АНКА – АНКА – АНКА - бледная |
землянику | поганка |
ИКА – ИКА – ИКА – вкусная | ОР – ОР – ОР - ядовитый мухомор |
черника | НОЙ – НОЙ – НОЙ – отдыхаем под |
сосной | |
АТЬ – АТЬ – АТЬ – лес нам надо | |
охранять | |
ГИ – ГИ – ГИ – ты природу береги | |
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ | «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ» |
ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА - голодные | ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - улетают птицы |
волчата | НЫ – НЫ – НЫ - улетают до весны |
ОЛКИ – ОЛКИ – ОЛКИ - убежали | ДО – ДО – ДО - опустевшее гнездо |
волки | УШКИ – УШКИ – УШКИ - улетают все |
РА – РА – РА - для волчат нора | кукушки |
СА – СА – СА - рыжая лиса | ВЬИ – ВЬИ – ВЬИ - поют соловьи |
ТЫ – ТЫ – ТЫ - хвост пушистый у | АПЛЮ – АПЛЮ – АПЛЮ - не увидим |
лисы | цаплю |
СУ – СУ – СУ - не боимся мы лису | ЛИ – ЛИ – ЛИ – улетают журавли |
СЕ – СЕ – СЕ - кушать хочется лисе | ЖИ – ЖИ – ЖИ - очень шустрые чижи |
ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - косолапые | ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - в гнездышке |
медведи | стрижата |
ВЕДЬ – ВЕДЬ – ВЕДЬ - вот идет | ДЕЙ – ДЕЙ – ДЕЙ – стая белых лебедей |
медведь | ШАТА – ШАТА – ШАТА - запищали |
ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - смешные | кукушата |
медвежата | РА – РА – РА - птицы ловят комара |
АЯЦ – АЯЦ – АЯЦ - трусоватый заяц | ДЫ – ДЫ – ДЫ – черные дрозды |
СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу | ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - птицы |
ЛО – ЛО – ЛО - у белки теплое дупло | прилетели |
ЖИ – ЖИ – ЖИ - в траве бегают ежи | ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - голосистые скворцы |
ЖАТА – ЖАТА – ЖАТА - засыпают | ЧАТА – ЧАТА – ЧАТА – голодные |
все ежата | скворчата |
ЖИ – ЖИ - ЖИ - колючие ежи | ЧИ – ЧИ – ЧИ - черные грачи |
ЖУ – ЖУ – ЖУ - молока дадим ежу | ВЯ - ВЯ – ВЯ – грач нашел червя |
ОСЬ – ОСЬ – ОСЬ – очень сильный | ДО – ДО – ДО - птицы вьют гнездо |
лось | ДЕ – ДЕ – ДЕ - птенчики в гнезде |
ОЛЬ – ОЛЬ - ОЛЬ - лоси любят соль | ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ – важные птенцы |
СЯТА – СЯТА - СЯТА - длинноногие | КА – КА – КА – птенчик держит червяка |
лосята | |
ЛЕНИ – ЛЕНИ - ЛЕНИ - гордые | |
олени | |
НЯТА – НЯТА – НЯТА - убегают | |
оленята | |
СЯТА – СЯТА – СЯТА – смелые | |
рысята | |
РЫ – РЫ – РЫ – трудятся бобры | |
РЯТА – РЯТА – РЯТА – мокрые | |
бобрята | |
УЛИ – УЛИ – УЛИ – пятнистые | |
косули | |
ШАТА – ШАТА – ШАТА – серые | |
мышата | |
«ИГРУШКИ» | «ПРОФЕССИИ В ДЕТСКОМ САДУ» |
УШКИ – УШКИ – УШКИ - у меня | АД – АД – АД - наш любимый детский |
игрушки | сад |
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - игрушки я люблю | ДУ – ДУ – ДУ – поиграем мы в саду |
АЮ – АЮ – АЮ - игрушками играю | РА – РА – РА – нам готовят повара |
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - мне игрушки | КЕ – КЕ – КЕ - повар в белом колпаке |
подарили | ЧИ – ЧИ – ЧИ – в садике врачи |
АТ – АТ – АТ - новый самокат | РА – РА – РА – медицинская сестра |
ОЗИК – ОЗИК – ОЗИК - железный | ТЕЙ – ТЕЙ – ТЕЙ – любят все детей |
паровозик | ДУ – ДУ – ДУ – воспитатели в саду |
ЧИ – ЧИ – ЧИ - пестрые мячи | АЮ – АЮ – АЮ – на занятии играю |
УКЛА – УКЛА – УКЛА - | АС – АС – АС – няня кормит нас |
хорошенькая кукла | |
ИНА – ИНА – ИНА - сломана | |
машина | |
ИДКУ – ИДКУ – ИДКУ - собираю |
пирамидку АТЬ – АТЬ – АТЬ - начинаем мы играть АДКА – АДКА – АДКА - деревянная лошадка АЮ – АЮ – АЮ - в кубики играю ГУ – ГУ – ГУ – я игрушки берегу РЮ – РЮ – РЮ – друзьям игрушки подарю | |
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» АЙКА – АЙКА – АЙКА – заиграй – ка, балалайка АНЫ – АНЫ – АНЫ – застучали в барабаны АНЬ – АНЬ – АНЬ – барабанщик, барабань АРЕ – АРЕ – АРЕ – я играю на гитаре АЛЕ – АЛЕ – АЛЕ – я играю на рояле ИНО – ИНО – ИНО – мне купили пианино ФОН – ФОН – ФОН – у меня металлофон УСЛИ – УСЛИ – УСЛИ – зазвучали гусли ЛИ – ЛИ – ЛИ – арфу привезли ОН – ОН – ОН – вот большой тромбон ИПКА – ИПКА – ИПКА – маленькая скрипка ЧЕЛЬ - ЧЕЛЬ – ЧЕЛЬ – вот виолончель АЮ – АЮ – АЮ – на флейте я играю | «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ» ТЫ – ТЫ – ТЫ - разноцветные коты АКИ – АКИ – АКИ - дворовые собаки АЮТ – АЮТ – АЮТ - собаки охраняют НЯТА – НЯТА – НЯТА - бегают щенята ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - пушистые котята ЗА – ЗА – ЗА - на лугу стоит коза ЗЫ – ЗЫ – ЗЫ - колокольчик у козы ЛЯТ – ЛЯТ – ЛЯТ – много беленьких козлят ЗУ – ЗУ – ЗУ - накормили мы козу СЯТА – СЯТА – СЯТА – в грязь залезли поросята ОВА – ОВА – ОВА - рогатая корова ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА – траву жуют телята МУ – МУ – МУ - говорит корова «МУ» АН – АН – АН - на горе стоит баран ЦА – ЦА – ЦА - упрямая овца |
«ОДЕЖДА. ОБУВЬ. ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ» АПКА – АПКА – АПКА - у меня есть шапка УБА – УБА – УБА - меховая шуба АРФ – АРФ – АРФ - мама вяжет шарф ГИ – ГИ – ГИ - покупаем сапоги АПКИ – АПКИ – АПКИ - мягонькие тапки ТО – ТО – ТО - длинное пальто РЮКИ – РЮКИ – РЮКИ - мы погладим брюки ОФТУ – ОФТУ – ОФТУ - постирали | «ДОМ. КВАРТИРА. МЕБЕЛЬ» МА – МА – МА - деревянные дома ОМ – ОМ – ОМ - мы построим дом ОМ – ОМ – ОМ – многоэтажный дом ОМ – ОМ – ОМ - двухэтажный дом ОМУ – ОМУ – ОМУ - мы подходим к дому НА – НА – НА – покрашена стена ПЕНИ – ПЕНИ – ПЕНИ – бетонные ступени ИРА – ИРА – ИРА - огромная квартира ИРА – ИРА – ИРА - новая квартира ИРУ – ИРУ – ИРУ - моем мы квартиру НО – НО – НО – мама чистила окно |
кофту ОХ – ОХ – ОХ - юбочка в горох УЗА – УЗА – УЗА - новенькая блуза ТЫ – ТЫ – ТЫ - на рубашечке цветы КИ – КИ – КИ - теплые носки ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ - вязаный жилет ОТЫ – ОТЫ – ОТЫ - резиновые боты АМА – АМА – АМА - модная панама АШКА – АШКА – АШКА - красивая рубашка ФАН – ФАН – ФАН - синий сарафан ОЛКА – ОЛКА – ОЛКА - короткая футболка АЩ – АЩ – АЩ - примеряем плащ ОК – ОК – ОК – потерялся мой носок КИ – КИ – КИ – мама вяжет мне носки ЧАТКИ – ЧАТКИ – ЧАТКИ – мохнатые перчатки ГУ – ГУ – ГУ – я одежду берегу | АН – АН – АН - в комнате диван АНЕ – АНЕ – АНЕ – мы сидели на диване АН – АН - АН- кожаный диван УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул ЛА – ЛА – ЛА - нет у нас стола АФ – АФ – АФ - вот высокий шкаф ОДЕ – ОДЕ – ОДЕ - ваза на комоде АТЬ – АТЬ – АТЬ - железная кровать |
«КУХНЯ. ПОСУДА» УХНЕ – УХНЕ – УХНЕ - мы сидим на кухне АЙ – АЙ – АЙ - пьем на кухне чай УДЫ – УДЫ – УДЫ - на кухне много посуды ДА – ДА – ДА - на плите сковорода РЮЛЯ – РЮЛЯ – РЮЛЯ - новая кастрюля РЕЛКА – РЕЛКА – РЕЛКА – глубокая тарелка АШКИ – АШКИ – АШКИ – фарфоровые чашки РЕЛКИ – РЕЛКИ – РЕЛКИ - круглые тарелки ИЛКА – ИЛКА – ИЛКА – тоненькая вилка ОЖКИ – ОЖКИ – ОЖКИ - маленькие ложки ОЖ – ОЖ – ОЖ - очень острый нож ЫЛИ – ЫЛИ – ЫЛИ - мы посуду перемыли ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – чашки не разбили АЕМ – АЕМ – АЕМ – маме помогаем АЕМ – АЕМ – АЕМ – посуду расставляем | «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ» АЕМ – АЕМ – АЕМ - продукты покупаем ОШКУ – ОШКУ – ОШКУ - покупаем мы картошку ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – мы купили соль ОН – ОН – ОН - желтенький лимон ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ – шоколадные конфеты УП – УП – УП - мама варит суп ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ - вкусные котлеты ОК – ОК – ОК - с мясом пирожок АША – АША – АША - гречневая каша СЕЛЬ – СЕЛЬ – СЕЛЬ - малиновый кисель ОТ – ОТ – ОТ - грушевый компот АТ – АТ – АТ - овощной салат ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - режем помидоры УК – УК – УК - мы почистим лук КО – КО – КО – всем полезно молоко ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – ЧЕНЬЕ – садкое печенье |
«ПРОФЕССИИ. ТРАНСПОРТ. ФЕР – ФЕР – ФЕР - за рулем шофер ДЕТ – ДЕТ – ДЕТ - машину он ведет ИЛЬ – ИЛЬ – ИЛЬ - вот автомобиль УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ - у машины руль ОБУС – ОБУС – ОБУС - новенький автобус ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - троллейбус едет по дороге ЛИ – ЛИ – ЛИ - едут «Жигули» АЙ – АЙ – АЙ - на остановке стоит трамвай АЗ – АЗ – АЗ - мы увидели «Камаз» ОР – ОР – ОР - людям нужен светофор ИЛ – ИЛ – ИЛ - загрузили «ЗИЛ» ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге АТЬ – АТЬ – АТЬ - надо правила соблюдать ОГУ – ОГУ – ОГУ - осторожно переходят дорогу | «ЗИМА» МА - МА – МА - наступила вновь зима МА – МА – МА - снежная зима РА – РА – РА – снежная гора ДА – ДА – ДА - зимою холода ГУ – ГУ – ГУ - елочки в снегу ХИ – ХИ – ХИ – о зимушке стихи МЕ – МЕ – МЕ - много песен о зиме МЕ – МЕ – МЕ – очень рады мы зиме ИМУ – ИМУ – ИМУ - очень ждали зиму МОЙ – МОЙ – МОЙ - покатаемся зимой ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ - зимние морозы ОБЫ – ОБЫ – ОБЫ - снежные сугробы ОЙ – ОЙ – ОЙ – очень холодно зимой ОЙ – ОЙ – ОЙ - медведи спят зимой ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – ТЕЛЬ – снежная метель |
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» ОКА – ОКА – ОКА – шумная сорока ОНА – ОНА - ОНА – любопытная ворона ОНЫ – ОНЫ – ОНЫ – прилетели три вороны ОНА – ОНА – ОНА – каркает ворона ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ - пестрые синицы БЬИ – БЬИ – БЬИ – расшумелись воробьи БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – шустрый воробей ОКА – ОКА – ОКА - корм нашла сорока БЬИ – БЬИ – БЬИ - скачут воробьи БЕЙ – БЕЙ – БЕЙ – стая серых голубей РИ – РИ – РИ - прилетели снегири РЕЙ – РЕЙ – РЕЙ - очень много снегирей ТЕЛИ – ТЕЛИ – ТЕЛИ - прилетели свиристели ВА – ВА – ВА – глазастая сова | ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ КА – КА – КА - куры нашли червяка ОВ – ОВ – ОВ - много кур и петухов УХ – УХ – УХ - кукарекает петух ЛЯТА – ЛЯТА – ЛЯТА - желтые цыплята ДУ – ДУ – ДУ - утки плавают в пруду ТЯТА – ТЯТА – ТЯТА - забавные утята КИ – КИ – КИ - важно ходят индюки ШАТА – ШАТА - ШАТА - смешные индюшата СЫНЯ – СЫНЯ – СЫНЯ - вот сидит гусыня СЯТА – СЯТА – СЯТА - бегают гусята СЕЙ – СЕЙ – СЕЙ - целое стадо гусей |
НЕ – НЕ – НЕ – дятел на сосне УШКИ – УШКИ – УШКИ – птицы у кормушки АТЬ – АТЬ – АТЬ – птицам надо помогать ИТЬ – ИТЬ – ИТЬ – птичек можем мы кормить | |
«НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК» АЕТ – АЕТ – АЕТ - скоро праздник наступает ОД – ОД – ОД - скоро праздник «Новый год» ША – ША – ША - наша елка хороша РЫ – РЫ – РЫ - на елочке шары ОЗ – ОЗ – ОЗ - придет «Дедушка Мороз» АРКИ – АРКИ – АРКИ - принесет подарки ХИ – ХИ – ХИ - выучим стихи УШКИ – УШКИ – УШКИ - яркие хлопушки ФЕТЫ – ФЕТЫ – ФЕТЫ - сладкие конфеты АЕМ – АЕМ – АЕМ - мы стихи читаем ДА – ДА – ДА - на елочке звезда ТИТ – ТИТ – ТИТ - елочка блестит УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - тонкие сосульки ИНКИ – ИНКИ – ИНКИ – тонкие снежинки | «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ» МЕХ – МЕХ - МЕХ – ребятишек звонкий смех РЫ – РЫ – РЫ - покатаемся с горы НЯХ – НЯХ – НЯХ - мы поедем на санях АНКИ – АНКИ – АНКИ - у меня есть санки АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду друга догонять ДЯНКА – ДЯНКА – ДЯНКА - у меня ледянка КИ – КИ – КИ - поиграем мы в снежки НЯ – НЯ – НЯ – твердая лыжня ЫЖАХ – ЫЖАХ – ЫЖАХ – мы катаемся на лыжах ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ - бабу снежную лепили ВИК – ВИК – ВИК – получился снеговик КЕЙ – КЕЙ – КЕЙ – мальчишки играют в хоккей ТОК – ТОК – ТОК – ледяной каток ДУ – ДУ – ДУ – мы катаемся по льду КИ – КИ – КИ – очень острые коньки КАХ – КАХ – КАХ - учусь кататься на коньках КАХ – КАХ – КАХ – быстро еду на коньках ОДЕ – ОДЕ - ОДЕ – сидим на снегоходе |
«ЖИВОТНЫЕ СЕВЕРА» ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - огромные тюлени ЛЕНЬ-ЛЕНЬ-ЛЕНЬ- маленький тюлень ЛЕНИ – ЛЕНИ – ЛЕНИ - рогатые олени АРС – АРС – АРС - пятнистый снежный барс ВЕДИ – ВЕДИ – ВЕДИ - белые медведи ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - пушистые песцы ЖИ – ЖИ – ЖИ - тяжелые моржи | «ЧАСТИ ТЕЛА. ЧЕЛОВЕК» ВЕК – ВЕК – ВЕК - высокий человек ВА – ВА – ВА - большая голова ГА – ГА – ГА - длинная нога КА – КА – КА - тонкая рука ОЙ – ОЙ – ОЙ - замахал рукой ОЙ – ОЙ – ОЙ – я ударился ногой УКИ – УКИ – УКИ - мы помоем руки ЗА – ЗА – ЗА - огромные глаза ИЦЫ – ИЦЫ – ИЦЫ – длинные ресницы УБЫ – УБЫ – УБЫ - мама красит губы УБЫ – УБЫ – УБЫ – надо чистить зубы ВОТ – ВОТ – ВОТ - загорай скорей |
АНЕ – АНЕ – АНЕ - айсберг в океане КОЛ – КОЛ – КОЛ - проплывает ледокол | живот ОТ – ОТ – ОТ – мы откроем рот ЧО – ЧО – ЧО - покажи плечо |
«СЕМЬЯ» АМА – АМА – АМА - у меня есть мама АПА – АПА – АПА – мой любимый папа УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ – добрая бабуля УЛЯ – УЛЯ – УЛЯ - старенький дедуля УЛ – УЛ – УЛ - папа чинит стул РА – РА – РА - младшая сестра АТ – АТ – АТ - мой любимый брат АТ – АТ – АТ - у меня есть брат ВУ – ВУ – ВУ - сестренку позову РОЙ – РОЙ – РОЙ – поиграю я с сестрой ЗЬЯ – ЗЬЯ – ЗЬЯ – мы с братишкою друзья ЛА – ЛА – ЛА - тетушка пришла АЙ – АЙ – АЙ – дядюшка пьет чай ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - я люблю свою семью МЬЯ – МЬЯ – МЬЯ – моя дружная семья | «ТРАНСПОРТ» ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – легковые автомобили ИЛЬ – ИЛЬ - ИЛЬ - вот автомобиль КИ – КИ – КИ – большие грузовики ОБУС-ОБУС-ОБУС- новенький автобус ОГЕ-ОГЕ-ОГЕ- троллейбус едет по дороге ВАЙ – ВАЙ – ВАЙ – новенький трамвай УЗЫ-УЗЫ-УЗЫ- машина возит грузы УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – у машины руль ЖИР–ЖИР–ЖИР- сел в автобус пассажир ЦИКЛ – ЦИКЛ - ЦИКЛ – мчится мотоцикл ПЕД – ПЕД – ПЕД – большой велосипед АЛИ – АЛИ – АЛИ – я кручу педали ВИК – ВИК – ВИК – у перекрестка грузовик ЗА – ЗА – ЗА – жму на тормоза АЗ – АЗ – АЗ – прибавляю газ |
«МОРСКОЕ ДНО. РЫБЫ» АН – АН – АН - глубокий океан РЯ – РЯ – РЯ – синие моря НА – НА – НА – обитатели морского дна ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю ТА – ТА – ТА - под водою красота ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие осьминоги АК – АК – АК - проползает рак ТЫ – ТЫ – ТЫ – огромные киты ФИНЫ – ФИНЫ – ФИНЫ – гладкие дельфины УЛА – УЛА – УЛА – зубастая акула УЛЫ – УЛЫ – УЛЫ – опасные акулы ДУЗЫ – ДУЗЫ – ДУЗЫ – прозрачные медузы АБА – АБА – АБА – я увидел краба | «УЛИЦА. ГОРОД» ДА – ДА – ДА - большие города ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем АТР – АТР – АТР - в городе театр ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – мы идем в больницу ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ - улицы большие ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге ОР – ОР – ОР – нам поможет светофор ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь РИ – РИ – РИ – у дороги фонари ОВКА – ОВКА – ОВКА - у дороги остановка БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода ОД – ОД – ОД – есть подземный переход |
НЯ – НЯ – НЯ – у краба есть клешня ВЕТКИ – ВЕТКИ – ВЕТКИ – мелкие креветки АЛЛЫ – АЛЛЫ – АЛЛЫ – красивые кораллы | |
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА» ЛЕГА – ЛЕГА – ЛЕГА - деревянная телега ОЗЕР – ОЗЕР – ОЗЕР – вот шумит бульдозер ЧИ – ЧИ – ЧИ – людям помогают тягачи АН – АН – АН – вот подъемный кран ВИК – ВИК – ВИК - на стройке грузовик РА – РА – РА – в поле трактора ХОД – ХОД – ХОД - огромный пароход АН – АН – АН – на пароходе главный - капитан СА – СА – СА – у яхты паруса РЯ – РЯ – РЯ - опускают якоря ХОД – ХОД – ХОД – белый теплоход ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – ИТЕЛЬ – военный истребитель ЛЕТ – ЛЕТ – ЛЕТ – пассажирский самолет ОР – ОР – ОР – у самолета есть мотор СИ – СИ – СИ – у самолета есть шасси ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – ЛЕТЫ – взлетают вертолеты КО – КО – КО – самолеты высоко ЧИ – ЧИ – ЧИ – в скорой помощи врачи ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – полицейские машины ДА – ДА – ДА – едут поезда АВ – АВ – АВ – мчится грузовой состав ДА – ДА – ДА – возят грузы поезда | «ВЕСНА» НА – НА – НА - наступила вновь весна НЕ – НЕ – НЕ - очень рады мы весне НЕ – НЕ – НЕ - много песен о весне ХИ – ХИ – ХИ - о весне стихи ЛО – ЛО – ЛО - на улице тепло НУ – НУ – НУ - очень ждали мы весну КО – КО – КО - солнце светит высоко ЧЬИ – ЧЬИ – ЧЬИ - звонкие ручьи ГА – ГА – ГА - растаяли снега УЛЬКИ – УЛЬКИ – УЛЬКИ - растаяли сосульки ЧИ – ЧИ – ЧИ - солнца теплые лучи КА – КА – КА - в небе облака ДИ – ДИ – ДИ - весенние дожди |
«СТРОЙКА. ПРОФЕССИИ» ОМ-ОМ-ОМ- мы построим дом ЧА-ЧА-ЧА- дом из кирпича АЖ-АЖ-АЖ- построили гараж ОМ-ОМ-ОМ- двухэтажный дом ЗИН-ЗИН-ЗИН- построим магазин | «ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВ» АТ-АТ-АТ- профессия «солдат» ИН-ИН-ИН- профессия мужчин АТЫ-АТЫ-АТЫ- защищают нас солдаты ГИ-ГИ-ГИ- солдаты носят сапоги АТУ-АТУ-АТУ- напишем мы солдату |
ОЛА-ОЛА-ОЛА- новенькая школа ОГА-ОГА-ОГА- будет здесь дорога ОЙКА – ОЙКА – ОЙКА - вот большая стройка ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ - построили больницу | МО-МО-МО- отправим в армию письмо ОТКА-ОТКА-ОТКА- у солдата есть пилотка АТ-АТ-АТ- солдат чистит автомат |
«МАМИН ПРАЗДНИК» АРКИ-АРКИ-АРКИ- мамины подарки ТЫ-ТЫ-ТЫ- дарят женщинам цветы ОК-ОК-ОК- для мамочки цветок УЛЯ-УЛЯ-УЛЯ- любимая бабуля РЮ-РЮ-РЮ- цветок бабуле подарю АТЬ-АТЬ-АТЬ- женщин надо защищать УЛИ-УЛИ-УЛИ- праздник у бабули РУ-РУ-РУ- я порадую сестру АРКИ-АРКИ-АРКИ-для девочек подарки | «ПОЧТА» МО – МО – МО – написали мы письмо ВЕРТ – ВЕРТ – ВЕРТ – для письма конверт ОЧТУ – ОЧТУ – ОЧТУ – мы пойдем на почту ОН – ОН – ОН – наша мама почтальон МО – МО – МО – долгожданное письмо АТЬ – АТЬ – АТЬ – вот почтовая печать АРКИ – АРКИ – АРКИ – на почте купим марки |
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ И ОРУДИЯ ТРУДА» ЯРКА – ЯРКА - ЯРКА – заботливая доярка РА – РА – РА – в поле трактора НЕР – НЕР – НЕР – сильный комбайнер ХА – ХА – ХА – железная соха НА – НА – НА – сеялкой сажают семена ОР – ОР – ОР – вот огромный птичий двор АРКА – АРКА – АРКА - добрая свинарка ОДЫ – ОДЫ – ОДЫ – работают садоводы ОМ – ОМ – ОМ – умный агроном РИСТ – РИСТ – РИСТ – трудолюбивый тракторист | «КОСМОС» АВТЫ – АВТЫ – АВТЫ – в ракете космонавты КЕТА – КЕТА – КЕТА – вверх летит ракета ТА – ТА – ТА - в космосе темнота ДА – ДА – ДА - яркая звезда АНДР – АНДР – АНДР - на космонавте скафандр НА – НА – НА - круглая луна НЕТЫ – НЕТЫ – НЕТЫ - разные планеты ЧО – ЧО – ЧО - у солнца горячо МЕТА – МЕТА – МЕТА - длиннохвостая комета УН – УН – УН - голубой «Нептун» ЛЯ – ЛЯ – ЛЯ - круглая «Земля» |
«ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ» ВА – ВА – ВА - зеленая трава ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы УТ – УТ – УТ - цветочки зацветут АШКИ – АШКИ – АШКИ - белые ромашки АНЧИК – АНЧИК – АНЧИК - пушистый одуванчик | «ЖИВОТНЫЕ ЖАРКИХ СТРАН» ОГИ – ОГИ – ОГИ - большие носороги ОГА – ОГА – ОГА - накормим носорога ОТ – ОТ – ОТ - в болоте бегемот АФЫ – АФЫ – АФЫ - вот идут жирафы ГА – ГА – ГА – у жирафа есть рога АЛА – АЛА – АЛА - пушистая коала АНДА – АНДА – АНДА - маленькая |
ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - тонкий стебелек ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК – ОЛЬЧИК - синий колокольчик ИЦА – ИЦА – ИЦА - появилась медуница АЛКИ – АЛКИ – АЛКИ - нежные фиалки АЛКА – АЛКА – АЛКА - ароматная фиалка ИЦА – ИЦА – ИЦА - нежная кислица ИЦА – ИЦА – ИЦА - расцветает медуница ЛЕК – ЛЕК – ЛЕК - синий василек АТ – АТ – АТ - незабудки аромат СУ – СУ – СУ - ландыши в лесу АТ – АТ- АТ –цветочный аромат ТЫ – ТЫ – ТЫ – весенние цветы | панда АНКИ – АНКИ – АНКИ - смешные обезьянки НЯТА – НЯТА – НЯТА – забавные слонята НЫ – НЫ – НЫ - огромные слоны ТЕРА – ТЕРА – ТЕРА - грациозная пантера АРДЫ – АРДЫ – АРДЫ - быстрые гепарды РИЛЛА – РИЛЛА – РИЛЛА - громадная горилла ЕНА – ЕНА – ЕНА - шустрая гиена ЛОПА – ЛОПА – ЛОПА - испугалась антилопа ПЫТА – ПЫТА – ПЫТА – у зебры есть копыта ОСКИ – ОСКИ – ОСКИ – у зебры есть полоски СЯТА – СЯТА – СЯТА – побежали страусята ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – ЛЮДЫ – горбатые верблюды УТ – УТ – УТ – звери в Африке живут |
«НАСЕКОМЫЕ» РЫ – РЫ – РЫ - зажужжали комары РОВ – РОВ – РОВ - отгоняем комаров ЗА – ЗА – ЗА - прилетела стрекоза ОЗЫ – ОЗЫ – ОЗЫ – длиннокрылые стрекозы КИ – КИ – КИ - рогатые жуки КИ – КИ – КИ - ползают жуки ВЯК – ВЯК – ВЯК - вот ползет червяк ЛА – ЛА – ЛА – на цветке сидит пчела СА – СА – СА - полосатая оса СУ – СУ – СУ - не боимся мы осу ВЕЙ – ВЕЙ – ВЕЙ - рыжий муравей ОЛ – ОЛ – ОЛ – зеленый богомол АНЫ – АНЫ – АНЫ - большие тараканы ЧИ – ЧИ – ЧИ – тараканы усачи ТКЕ – ТКЕ – ТКЕ - бабочка на цветке УХ – УХ – УХ - очень много мух УХА – УХА – УХА – прилетела муха | «ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ» ОЛУ – ОЛУ – ОЛУ - мы приходим в школу КИ – КИ – КИ - мы ученики ФЕЛЬ – ФЕЛЬ – ФЕЛЬ - новенький портфель НАЛ – НАЛ – НАЛ - положу пенал ШИ – ШИ – ШИ - подточу карандаши ОЛЕ – ОЛЕ – ОЛЕ - учительница в школе АТЬ – АТЬ – АТЬ - буду я читать АДИ – АДИ – АДИ - тонкие тетради ИГИ – ИГИ – ИГИ - мы читаем книги НЕЙКА – НЕЙКА – НЕЙКА - узкая линейка АШ – АШ – АШ - длинный карандаш МЕНА – МЕНА – МЕНА - в школе перемена ОК – ОК – ОК – на урок звенит звонок ИЦА – ИЦА – ИЦА – теперь я ученица АТЬ – АТЬ – АТЬ – я хочу все знать АТЬ – АТЬ – АТЬ – я буду много знать ЧУ – ЧУ – ЧУ – пятерку получу |
УХ – УХ – УХ – птицы ловят мух ПЫ – ПЫ – ПЫ – забавные клопы НЕЧИК – НЕЧИК – НЕЧИК – зелененький кузнечик | НИК – НИК – НИК – в школе нужен нам дневник |
«ЗДРАВСТВУЙ ЛЕТО» АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом буду я гулять АТЬ – АТЬ – АТЬ - будем загорать РА – РА – РА - на улице жара РА – РА – РА – гуляет детвора ДЫ – ДЫ – ДЫ - хочется воды КЕ – КЕ – КЕ - загораем на песке ОК – ОК – ОК - мы польем песок ТА – ТА – ТА - летом красота ТЫ – ТЫ – ТЫ - распускаются цветы АВЫ – АВЫ – АВЫ - летние забавы АТЬ – АТЬ – АТЬ - летом будем отдыхать АЧУ – АЧУ – АЧУ - едем мы на дачу ДИ – ДИ – ДИ - летние дожди ОК – ОК – ОК - в песочнице песок АЮ – АЮ – АЮ – в песочнице играю АТЕ – АТЕ – АТЕ – еду на самокате НЯЛКИ – НЯЛКИ – НЯЛКИ – играем в догонялки |
Картотека «Волшебные чистоговорки».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка постепенно, вместе с его ростом и развитием. Дошкольники с нарушением двигательных функций имеют несформированнность всех
компонентов речевой системы, в частности, совершают ошибки в звукопроизношении, словообразовании и словоизменении.
Картотека «Волшебные чистоговорки», организована по лексическим темам и составлена в помощь родителям и педагогам.
Основной целью использования педагогом в работе с детьми картотеки
«Волшебные чистоговорки» является развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме. Постоянное произношение, а в дальнейшем, самостоятельное придумывание чистоговорок детьми развивает у
дошкольников восприятие темпа, ритма, речевое дыхание, навыки управления силой голоса. Чистоговорки помогают отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, модуляцию голоса, правильный темп речи, интонационную выразительность, они обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют
немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Чистоговорки по лексическим темам можно использовать на занятиях познавательно – речевого цикла, прогулках, в процессе
индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной
деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Картотека «Волшебные чистоговорки» включает в себя:
- Методические рекомендации для педагогов и родителей.
- Подборку чистоговорок по сорока одной лексической теме.
Цель: развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.
Задачи:
- развивать восприятие темпа,
- развивать восприятие ритма,
- развивать речевое дыхание,
- развивать навыки управления силой голоса,
- отрабатывать силу и координацию воздушной струи,
- отрабатывать модуляцию голоса,
- отрабатывать правильный темп речи,
- отрабатывать интонационную выразительность речи,
- отрабатывать четкость дикции,
- обогащать словарный запас, уточнять понятия, значение слов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т.е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда,
когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок, можно:
- постепенно ускорять или замедлять темп произношения
- выделять закрепляемый слог ударением, например: СА – СА – СА – рыжая лиса
- выделять паузами слово с закрепляемым звуком
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т.е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки
является ее окончанием.
Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,
арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т.д.
Чистоговорки по лексическим темам можно произносить:
- меняя силу голоса, т.е. громко, тихо, шепотом,
- в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
Консультация для родителей: "Чистоговорка –дело не шуточное!"
МДОУ № 116 "РАДОСТЬ", Учитель-логопед Букарь Э.А.
Развитие речи происходит у всех детей неодинаково: у кого-то быстро пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми
становятся фразы, а кому-то не обойтись без дополнительной помощи со стороны окружающих взрослых..
Поэтому необходимо учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
Одним из игровых упражнений, которое используется для развития у детей слухового внимания, правильного восприятия речи, является чистоговорка.
Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения.
Составитель известного словаря В. И. Даль чистоговорку определяет
так:"Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения". Чистоговорки еще называют логопедическими загадками. Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки – чистоговорки способствует формированию правильного
звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи. Для детей
младшего и среднего дошкольного возраста более всего подходят небольшие шутки - чистоговорки с применением игрушек, картинок.
Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки – самые первые и близкие его наставники и воспитатели.
Для чего же нужны чистоговорки?
- Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.
Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми
вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной
моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.
Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка:"Са-са-са – идёт хитрая лиса".
Виды заданий:
Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и
т.д.);
-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
-произносим тихо или громко;
-произносим в разном темпе (медленно или быстро);
-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).
- Развитие фонематического восприятия, звукового и слогового анализа и синтеза.
Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.
Виды заданий:
- Добавляем слог с определённым звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы). Сы-су-со – покатилось коле… (со).
Са-со-су – маме я цветы не… (су) и т.д.
- Прошагаем по слогам:
Ла-ла-ла – ост-ра-я пи-ла.
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.
- Закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом): Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
Ро-ро-ро – (ведро, весло, верно)? Ро-ро-ро – ведро. Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.
- Повторяем без ошибок:
Су-шу, су-шу – я письмо пишу. За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.
- Поменяем звуки:
"л" на"р": Ал-ал-ал – бал. Ар-ар-ар – бар.
"ш" на"с": Ша-ша-ша – крыша. Са-са-са – крыса.
- Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать
слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
Виды заданий:
- Изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса). Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы). Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой). Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):
Ра-ра-ра – какая детвора? Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.
Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.
- Подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки): Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.
- Отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки): Ла-ла-ла – где юла? Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла и т.д.
- Называем слова, противоположные по значению:
Ра-ра-ра – высокая гора. Ра-ра-ра – низкая гора.
Ро-ро-ро – полное ведро. Ро-ро-ро – пустое ведро и т.д.
- Называем слова"ласково":
Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.
Ре-ре-ре – искра в костре. Ре-ре-ре – искорка в костре и т.д.
- Придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса и т.д.
Список литературы:
- Кильмяшкина, Т. Азбука скороговорок // Обруч: образование, ребенок, ученик.
- 2008. - № 5. - С. 30-32
- Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 34с. («Конфетка")
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения: речевой материал для дошкольников и младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2003. – 91с.
- Темникова В.Э."Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5 – 7 лет с речевыми нарушениями" - М: "Гном и Д", 2008. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека чистоговорок и скороговорок
Предллагаю материал для речевого развития ребенка-дошкольника. Предложенная картотека может использоваться как часть занятия, так и в повседневной жизни...
Картотека чистоговорок
Для закрепления звукопроизношения в работе с детьми предлагаю использовать данную картотеку чистоговорок. Эти карточки с картинками и текстом будут интересны детям и удобны педагогу. Надо их тольк...
Картотека чистоговорок
Чистоговорки для развития речи...
Картотека чистоговорок, скороговорок, стихов
Картотека содержит чистоговорки, скороговорки и стихи для автоматизации, дифференциации звуков....
Картотека чистоговорок, скороговорок
Картотека чистоговорок, чистоговорок...
Картотека чистоговорок на автоматизацию звуков [Л], [Р]
Речевой материал на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л], [Р]....
Картотека чистоговорок
чистоговорки по лексическим темам...