Нод "Весенняя песенка"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Занчтие по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по речевому развитию35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад

№89 «Крепыш» Корпус 2

Конспект НОД по  

Познавательному развитию

Чтение художественной литературы

 «Заучивание стихотворения С. Я. Маршака

«Весенняя песенка»»

в старшей группе «Одуванчик»

Составитель: воспитатель

 Фалалеева Н. А.

Сургут 2021

Доминирующая образовательная область: речевое развитие,      познавательное развитие.

Цель: заучивание стихотворения, используя прием мнемотехники.

Задачи:

Образовательные:

ОО «Познавательное развитие»

  1. Совершенствовать навыки и умения работать с мнемотаблицей
  2.  Способствовать запоминанию стихотворения с помощью схем.

ОО «Социально – коммуникативное развитие»

  1. Совершенствовать социально-коммуникативные навыки.

ОО «Речевое развитие»

  1. Обогащать словарь ребёнка терминами: шифр, «стёжки»; активизировать в речи – поэт, поэзия.
  2. Учить понимать и выполнять словесные инструкции.
  3. Формировать навык полных ответов на вопросы. 

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

  1. Развивать творческое воображение;

2.Формировать двигательные качества.

Развивающие: 

ОО «Познавательное развитие»

  1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление
  3. Развивать фонематическое восприятие.
    ОО «Социально – коммуникативные»
  1. Развивать умение детей слушать друг друга, не перебивая.

ОО «Речевое развитие»

1.Развивать связную речь.

2.Развитие фонематического слуха и лексико – грамматических категорий.

ОО «Художественно – эстетическое развитие» 

  1. Развивать  художественный  вкус, творческие способности.

ОО «Физическое развитие» 

  1. Развивать мелкую моторику  рук.
  2. Двигательную активность

Воспитательные:

ОО «Познавательное развитие» 

  1. Воспитывать интерес к поэзии.

ОО «Социально – коммуникативные» 

1.Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, инициативность, фактор взаимопомощи, взаимовыручки, желание помогать.

2. Соблюдать правила поведения на занятии;

ОО «Речевое развитие»

  1. Воспитывать желание и умение слушать ответы своих товарищей.
  2. Воспитание звуковой культуры речи.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»

1. Продолжать воспитывать интерес к творческой деятельности.

ОО «Физическое развитие»

  1. Воспитывать умение держать правильную осанку.

Виды  детской  деятельности:  коммуникативная, изобразительная, двигательная.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Интерактивная доска, презентация, портрет С. Я Маршака.

Раздаточный материал: игровизоры, маркеры на водной основе, губки.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах

(предварительная работа): физминутка «Весна пришла», самомассаж, Д/ игра «Шифровальщики», Д/игра «Лучший чтец»

 Взаимодействие с родителями: Консультация для родителей «Использование мнемотехники для облегчения заучивания стихотворений»

Методы и приёмы:

 - наглядный: просмотр мультимедийной презентации по теме

- словесный: рассказ воспитателя, вопрос - ответ, объяснения, беседа, поощрения, напоминание;

- практический: постановка задачи, практические действия (составление мнемотаблицы с помощью игровизора)

 ресурсный круг (приветствие, рефлексия), работа с использованием ИКТ.

- игровой: игровая мотивация, сюрпризный момент, проблемная ситуация.

Словарная работа: поэт,  шифр, стёжки, мнемотаблица.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением весны, беседа о приметах весны, слушание и заучивание стихотворений о весне, разгадывание загадок о весне, наблюдение на прогулке за изменениями в живой и неживой природе, слушание музыкальных произведений на тему весны.

   Ожидаемые результаты: дети получат положительные эмоции в ходе НОД. Научиться составлять мнемотаблицы.

Ход занятия.
Организационный момент (дети вместе с воспитателем в середине группы)

-Ребята, я очень рада, что вы пришли в детский сад и я снова с вами встретилась. Поэтому у меня очень хорошее и радостное настроение. Предлагаю  встать в круг, взяться за руки, я вам передам свою улыбку, а значит и хорошее настроение, вы в свою очередь по кругу передадите своё хорошее настроение друг другу.

- Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поприветствуем их, подарим им улыбки и передадим наше хорошее настроение.

Основная часть

- Сегодня в сон час из фиолетового леса мне пришло голосовое сообщение из Фиолетового леса, от малыша Гео. Гео просит помочь ему, послушаем вместе.

На экране изображение голосового сообщения, аудиозапись

Дети садятся на стульчики.

 - «Ребята, мне нужна ваша помощь. Мы все в Фиолетовом лесу готовим концерт, хотим  поздравить Дольку и гусеницу Фифу с началом весны и с наступающим 8 марта. Котерфильд показывает фокусы, радужные гному поют песню, и даже проказник Всюсь приготовит сюрприз, а мне доверили самому первому начать праздник и рассказать наизусть стих о весне. Я знаю, что в детском саду, вы часто учите стихи, как у вас это получается? Я не могу выбрать какой стих о весне выучить, их так много, какой бы стих я не начинал учить, постоянно путаюсь, сбиваюсь. Поделитесь своим секретом, пожалуйста, до праздника осталось совсем мало времени»

Вы согласны помочь малышу Гео?

Предполагаемые ответы детей: Конечно, согласны.

        Мы помним наше правило, что нужно сделать для того чтобы оказаться в    Фиолетовом лесу? Предполагаемые ответы детей: Произнести заклинание.

Дети встают в круг и шепотом произносят заклинание.

        -«Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи».

 Вот мы и оказались в фиолетовом лесу (заставка на экране)

Дети остаются в кругу.

Нам нужно выбрать стихотворение, которое выучит Гео, напомните мне, как ещё называют стихи?  Предполагаемые ответы детей: поэзия.

Кто сочиняет стихи? Предполагаемые ответы детей: поэты

Каких детских поэтов мы с вами знаем? Предполагаемые ответы детей: А. Барто, К. И. Чуйковский, С. Я. Маршак…

Когда я была в таком же возрасте как вы сейчас я ходила в детский сад и мы тоже заучивали стихи, мне очень нравились стихи С. Я. Маршака.

А вам нравятся его стихи? Предполагаемые ответы детей: Да.

Какие стихи Маршака вы помните? Предполагаемые ответы детей: «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек», «Вот какой рассеянный», «Усатый – полосатый».

Замечательные стихи, но они не подходят для весеннего праздника. Одним из моих любимых стихов в детстве было стихотворение «Весенняя песенка»

Послушайте стихотворение, что услышите. (Воспитатель рассказывает стихотворение, дети смотрят на экран, с изображением иллюстраций с приметами весны,  фоном играет композиция «Весенняя песня В. А. Моцарт )

С. Маршак "Весенняя песенка" (выразительное чтение стихотворения).

«Снег теперь уже не тот, почернел он в поле.

На озерах треснул лед, будто раскололи.

Облака бегут быстрей, небо стало выше,

Зачирикал воробей веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем стёжки и дорожки,

И на вербах серебром светятся серёжки».

Поможем Гео выучить это стихотворение? Предполагаемые ответы детей: Да.

Вопросы по содержанию стихотворения:

         - Как вы думаете, какое  это стихотворение по настроению?

Предполагаемые ответы детей: весёлое.

 - Какие весенние приметы вы услышали в стихотворении?

Предполагаемые ответы детей: почернел снег, треснул лёд, небо стало выше, воробей весело чирикает, распустились «Серёжки» на вербах. (ответы 4- 5 детей)

- Почему снег совсем уже не тот, почему он в поле почернел?

Предполагаемые ответы детей: зимой снег был белый, а весной от яркого солнца, снег начал таять и стал чёрным, потому что в поле под снегом стало видно землю.

         - Где треснул лёд? 

Предполагаемые ответы детей: лёд треснул на озёрах.

        - Как лёд треснул? 

Предполагаемые ответы детей: лёд треснул так, как будто его раскололи.

        - Что автор рассказывает нам об облаках?

Предполагаемые ответы детей: от теплого весеннего ветра облака бегут быстрее, туч меньше и небо стало выше (ответы 2-3 детей)

        - Почему воробей на крыше чирикал весело?

Предполагаемые ответы детей: воробей радуется тому, что стало теплее (ответы 2-3 детей)

- Как вы понимаете в выражение " Все чернее с каждым днем стёжки и дорожки? Слово «стёжки»?

Предполагаемые ответы детей: если дети затрудняются, объяснить, что автор сравнивает почерневшие дорожки со стежками на одежде.

- Почему поэт сравнивает вербу с серебряными сережками? Предполагаемые ответы детей: потому что распустившиеся вербы похожи на пушистые серёжки

- Какое настроение у вас после прочтения стихотворения?

Предполагаемые ответы детей: настроение радостное, весёлое.

- Как нужно читать стихотворение?

  Предполагаемые ответы детей

Молодцы, вы отлично отвечали, сейчас  нам нужно размяться и выполнить физминутку

Физминутка «Весна пришла»

« Солнце, солнце высоко (На носочках руки тянем вверх)

Нам от солнышка тепло (Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание)

Звонко побежал ручей, (Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните». (Ходьба по кругу).

-Ребята! Предлагаю выучить стихотворение, показать нашим гостям, как можно заучивать легко и быстро.

- Занимайте свои места за столами.

Но прежде, чем начать я вам хочу пожелать:

Чтобы ваша голова думала (массаж головы)

Чтобы ваши глаза видели (массаж глаз)

Чтобы ваши ушки все слышали (массаж ушей)

Чтобы ваш рот говорил красивые слова (массаж губ)

Чтобы ваши руки правильно все делали (массаж рук)

Повторное чтение стихотворения С.Маршака "Весенняя песенка"

- Чтобы быстро и легко заучить стихотворение мы с вами что делаем? Предполагаемые ответы детей: Зарисовываем стихотворение

- Как мы зарисовываем стихотворение? 

Предполагаемые ответы детей: На каждую строчку или слово мы рисуем символ.

         - Мы с вами знаем игру, когда слова из стихотворения мы зашифровываем символами – «Шифровальщики». Приступим к заполнению наших таблиц. Что нам для этого требуется? (Игровизоры)

Д\ игра «Шифровальщики»

Первая строчка стихотворения " Снег теперь уже не тот, почернел он в поле" как мы можем изобразить? предложения детей

Вторая строчка стихотворения " На озерах треснул лед, будто раскололи"

предложения детей

Третья строчка стихотворения " Облака бегут быстрей " предложения детей

Четвертая строчка стихотворения " Небо стало выше " предложения детей

Пятая строчка стихотворения " Зачирикал воробей веселей на крыше " предложения детей

Шестая строчка стихотворения " Все чернее с каждым днем стежки и дорожки " предложения детей

Седьмая строчка стихотворения "И на вербах серебром светятся сережки"

предложения детей

-Все успели? У всех получилось? Молодцы.

Сначала послушайте меня, а пока я рассказываю, смотрите на свои таблицы и повторяйте про себя.

- Сейчас вместе попробуем "прочитать" стихотворение (совместное чтение)

Вы сейчас сидите в парах, предлагаю вам поработать друг с другом и рассказать стихотворение своему соседу, а затем поменяься.

Д\и «Лучший чтец».

Кто хочет сейчас с помощью своих рисунков рассказать стихотворение?

(дети читают стихотворение, используя свои мнемотаблицы. За рассказанное стихотворение приз – солнышко)

Молодцы! Как хорошо вы рассказали стихотворение.

Итог занятия

         Встаньте все рядом, я сфотографирую вас с вашими мнемотаблицами и вышлю Гео.

(Дети встают рядом , показывая свои мнемотаблицы)

Звук сообщения, голосовое послание от Гео (Спасибо большое, ребята. Вы так замечательно придумали зашифровать стихотворение на игровизорах. Так я гораздо быстрее выучу стихотворение на праздник).

А что понравилось больше всего? (,,,)

Что для вас было трудным? (от   )

Если вам понравилось занятие - изобразите на игровизорах улыбающееся солнышко, если нет - то грустное солнышко.

Свои таблицы вы можете взять домой и рассказать стихотворение своим родителям или друзьям.

Для того чтобы вернуться в группу, мы снова произнесём заклинание:

«Кохле, Охле, Желе, Зеле, Геле, Селе, Фи»

Сейчас встанем вместе в круг
За руки все возьмемся вдруг
Целый час мы занимались
И немножко мы устали.
А теперь детвора

Отдыхать и вам пора!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации песенок-игр для малышей И. Попляновой

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам посмотреть и использовать в работе эти презентации. Я думаю, что они смогут помочь музыкальным руководителям, которые используют в своей работе музыкальный материал Ир...

Русские народные песенки

Приобщение детей к фольклору...

Логопедические песенки-помощницы

В данной разработке используются авторские упражнения ,целью которых являются нормализация речевого дыхания,формирование умения изменять силу и высоту голоса,улучшение интонационной стороны речи,уточн...

"Сочинили песенку" авторская

Песня для детей дошкольного возраста. Минусовку можно найти в моих аудиозаписях, а ноты и текст ниже....

Песенка Винни - Пуха

Занятие по математике в старшей группе....

Песенка Незнайки

авторская песня...

Новогодний сценарий "Песенка"

Приключения и неожиданности ждут ребят на пути к Снегурочке и Деду Морозу....